Формальные и неформальные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

В наше время все больше людей работают в организациях. Российские компании выходят на мировой уровень, а иностранные компании на российский рынок. Сейчас очень актуальна тема рационального управления организациями, эффективность работы, получение все большей прибыли, выживание в среде жесткой конкуренции. Для этого компаниям нужны образованные кадры, эффективные работники, управляющие, которые будут знать, что и как делать в определенной ситуации. В данном случае имеются в виду менеджеры.

Содержание работы

Введение.
Часть 1. Понятие группы и содержание Хоторнского эксперимента
1.1 Группы и их значение
Часть 2. Формальные и неформальные группы
2.1 Формальные организации
2.2 Неформальные организации
2.2.1 Причины вступления в неформальные организации
2.2.2 Характеристика неформальных организаций
2.2.3 Управление неформальными организациями
2.2.4 Проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями
2.2.5 Как повысить эффективность групп
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая теория организации.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

 

Автономная  Некоммерческая Организация

Высшего Профессионального Образования 

 

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Экономический факультет 


 

 

 

Курсовая работа

 

 

По дисциплине «Теория Организации»

 

На тему: «Формальные и неформальные организации»

 

 

 

 

 

Работу выполнил студент  Рыженкова Е.Е. группы 330-б

(фамилия, имя, отчество)

Работу проверил преподаватель

_______________ ___________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

Оглавление

Введение.

Часть 1. Понятие  группы и содержание Хоторнского  эксперимента

1.1 Группы  и их значение

Часть 2. Формальные и неформальные группы

2.1 Формальные  организации

2.2 Неформальные  организации

2.2.1 Причины  вступления в неформальные организации

2.2.2 Характеристика  неформальных организаций

2.2.3 Управление  неформальными организациями

2.2.4 Проблемы  и выгоды, связанные с неформальными  организациями

2.2.5 Как повысить эффективность групп

Заключение

Список литературы

Введение

В наше время все больше людей работают в организациях. Российские компании выходят на мировой уровень, а иностранные компании на российский рынок. Сейчас очень актуальна тема рационального управления организациями, эффективность работы, получение все большей прибыли, выживание в среде жесткой конкуренции. Для этого компаниям нужны образованные кадры, эффективные работники, управляющие, которые будут знать, что и как делать в определенной ситуации. В данном случае имеются в виду менеджеры.

В своей работе я буду рассматривать две важные составляющие любой организации – формальные и неформальные группы. Существование формальных организаций исчисляется тысячелетиями, начиная с древнейших государств, таких, как Месопотамия, Египет, Китай, но только в последние годы они приобрели такой огромный масштаб.

Современное общество – это сплетение формальных организаций, которые возникают, распадаются, реорганизуются, сливаются и вступают друг с другом в бесчисленные взаимодействия.

Неформальные  организации являются неотъемлемой частью формальных организаций. Они есть во всех формальных организациях, за исключением самых маленьких. Они возникают спонтанно, но их члены регулярно взаимодействуют друг с другом, в них нет менеджеров, но они очень важны.

 Организация  – это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.

Несмотря  на то, что неформальные организации  созданы не по воле руководства, они  представляют собой фактор, с которым  должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и  другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников.

Я собираюсь  рассмотреть влияние формальных и неформальных организаций на эффективность  работы компании. Плюсы и минусы данных групп, проблемы, которые возникают в ходе их работы и пути решения. А также на примере реально существующего предприятия постараюсь показать что представляют из себя формальные и неформальные организации.

Часть 1. Понятие  группы и содержание Хоторнского  эксперимента

 

1.1 Группы и их значение

Человек выполняет  работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель, но и член группы. В этом группа оказывает  на него огромное влияние. Человек испытывает потребность в общении. Большинство  из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Но люди, проводящие много времени в непосредственной близости, постепенно начинают психологически осознавать друг друга. Осознав, что думают и чего ждут от них окружающие, люди начинают изменять свое поведение, подтверждая тем самым наличие социальных взаимосвязей. В этот момент случайное собрание людей превращается в группу.

По определению  М.Шоу « группа – это два  или более лиц, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждое из них влияет на других и при этом испытывает влияние с их стороны. » Из этого определения можно сделать вывод, что организация любого размера состоит из нескольких групп.

Группа –  это обособленное объединение людей, которые:

- часто взаимодействуют  друг с другом;

- определяют  себя как члены одной группы;

- разделяют  общие нормы по поводу того, что их интересует;

- участвуют  в единой системе разделения  ролей;

- идентифицируют  себя с одними и теми же  объектами и идеалами;

- воспринимают  группу как источник удовлетворения;

- находятся  в кооперативной взаимозависимости;

- ощущают  себя как некое единство;

- координируют  действия по отношению к среде;

Люди объединяются в группы не только для выполнения определенной работы, получения результата и вознаграждения за него.

Группа –  это среда самоутверждения и  самопознания, это объективная потребность  человека в коммуникациях.

В зависимости  от целей объединения выделяют два  типа групп:

- формальные;

- неформальные.

Часть 2. Формальные и неформальные организации

 

2.1 Формальные  организации

Организация – группа людей, деятельность которых  сознательно координируется во имя  достижения общих целей.

 Требования  к организации:

- наличие  по крайней мере двух людей, которые считают себя частью группы;

- наличие  по крайней мере одной цели, которую принимают как общую  все члены группы;

- наличие  членов группы, которые сознательно  работают вместе, чтобы достичь  значимую для всех цель.

Приведенное выше определение справедливо для формальной организации.

Организация представляет собой группу, состоящую  как минимум из двух человек и  имеющую хотя бы одну общую цель.

Возникновение организаций  связано с ограниченностью ресурсов (физических, информационных, интеллектуальных, экономических) и других возможностей создающих их лиц, что требует их объединения для совместного решения стоящих проблем и достижения общей цели.

Признаки организаций:

обособленность (замкнутость  внутренних процессов, наличие границ);

внутренний центр (координирует деятельность участников с целью обеспечения единства действий);

саморегулирование деятельности (принятие самостоятельных решений, творческое преломление внешних  команд);

наличие цели (объединяет участников, придает смысл их деятельности);

организационная культура (совокупность норм, традиций, верований, ценностей, определяющих поведение  людей).

Законы организации:

- синергии (потенциал организации  как целого больше сумм потенциалов  ее элементов);

- дополнения (внутриорганизационные процессы и функции дополняются противоположно направленными, например, дифференциация и интеграция);

- пропорциональности (при любых изменениях в организации  между всеми элементами и организацией  в целом должна сохраняться  пропорциональность);

- композиции (функционирование всех элементов  организации подчиняется ее цели, а цели элементов конкретизируют  общую цель);

- информированности  (порядок в организации не может  быть больше информированности  ее участников);

- самосохранения (организация стремится сохранить себя как целое путем недопущения потрясений и конфликтов).

Формальная организация  – это предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между  компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемого уровня производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю систему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять целенаправленную деятельность.

Формальная организация  характеризуется определенной степенью стандартизации трудовых функций. Существуют их исчерпывающие описания, множество организационных правил, четко определенные процедуры, охватывающие трудовой процесс в организации, где степень формализации высока. Чем выше уровень стандартизации трудовых функций, тем меньше должен быть личный вклад каждого работника в конечный результат. Стандартизация не только не способствует альтернативному поведению работников, но и устраняет всякую необходимость каких-либо альтернатив. В разных организациях степень формализации различна.

 Формальная организация  создается по заранее выработанному  плану. Главной функцией формальной  организации является соединение  людей со средствами и целями  коллективного труда. Преимущества  формальных организаций - то, что они обеспечивают максимальную эффективность деятельности за счет определенного ограничения разнообразия, т.е. они направляют усилия людей в узкое русло выполнения целей и задач организации. Также они создают целостность коллектива как единого организма со своими законами и правилами жизни. Формальная организация стремится к стиранию личностных характеристик людей и использования их в сугубо функциональных целях. Главные задачи формальной организации – наиболее рационально организовать выполнение целей и задач

Формальные группы создаются  для осуществления производственной деятельности в соответствии с выбранной  по воле руководителя организации. Они  имеют формально назначенного руководителя, формальную структуру, позицию внутри группы, их задачи и функции описаны и формально закреплены в соответствующих документах. Эти группы могут быть созданы как на постоянной, так и временной основе.

В организации существует три основных типа групп: группы руководителей, рабочие группы и комитеты.

Группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Президент компании и старшие вице-президенты – вот типичная командная группа.

Второй тип формальной группы – это рабочая группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда.

Комитеты – группы в  рамках организации, которым предоставляются  полномочия для выполнения конкретных задач или набора обязанностей. Их называют советами, целевыми группами, комиссиями или командами, но во всех случаях они создаются для  группового принятия решений и действий, что отличает их от других организационных структур.

Комитеты бывают двух типов: специальные и постоянные.

Специальный комитет –  это временная группа, сформированная для достижения конкретной цели.

Постоянный комитет  – это постоянно действующая в рамках организации группа с конкретной целью.

К формальным группам относятся:

- вертикальная (линейная) организация, объединяющая ряд  органов и подразделений таким  образом, что каждое из них  находится между двумя другими  – вышестоящими и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице;

- функциональная организация,  в соответствии с которой, руководство  распределяется между рядом лиц,  специализирующихся на выполнении  определенных функций и работ;

- штабная  организация, характеризующаяся  наличием штаба советников, экспертов,  помощников, не включенных в систему  вертикальной организации. 

Формальные  группы могут быть сформированы для  выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта.

2.2 Неформальные  организации

Неформальная  организация – это спонтанно  сформировавшаяся группа людей, регулярно  вступающих во взаимодействие для достижения целей организации.

Неформальные  группы основаны преимущественно на межличностных отношениях, удовлетворении психологических и социальных потребностей, не связанных с формальными целями и задачами. В этом случае члены  социальных групп в организации ориентированы не на социальные статусы и роли, а на первичные групповые отношения. В таких группах развивается взаимозависимость, ее члены постоянно оказывают влияние на поведение друг друга и способствуют удовлетворению личных потребностей, например, в общении, в других социальных мотивациях, которые отсутствуют в чисто рабочих ситуациях.

В отличие  от формальной неформальная организация  строится на принципах саморегуляции  и самоорганизации. Неформальная организация  не является жестко структурированной. Она строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет жестко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой, напротив, превалируют групповые нормы, а спонтанное взаимодействие придает гибкость организационному поведению.

Обе формы  организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняют друг друга, а иногда и противоборствуют.

Необходимость в неформальной организации как  элементе социальной организации обусловлена  следующими факторами:

- невозможность  стандартизировать всю совокупность  отношений, возникающих на производстве  по поводу трудовой деятельности;

- неизбежность  возникновения в организации  непредвиденных ситуаций, требующих  нестандартных решений;

- необходимость отработки новых стандартов поведения, которые первоначально возникают именно в неформальной организации и лишь затем переносятся в формальную;

- невозможность  сведения отношений между людьми  только к деловым задачам, поэтому  всё многообразие неделовых отношений.

 

Рис. 1. Механизм образования формальных и неформальных организаций.

Информация о работе Формальные и неформальные организации