Формальные и неформальные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:50, реферат

Описание работы

Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют.
Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.

Содержание работы

Введение 3
Понятие групп и их значимость 4
Формальные группы 6
Неформальные группы 8
Возникновение неформальных организаций 8
Характеристики неформальных организаций 10
Управление неформальной группой 13
Общие факторы, влияющие на работу групп 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

formalnie_i_neformalnie_organizatsii.docx

— 39.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Понятие групп и их значимость 4

Формальные  группы 6

Неформальные  группы 8

Возникновение неформальных организаций 8

Характеристики  неформальных организаций 10

Управление  неформальной группой 13

Общие факторы, влияющие на работу групп 14

Заключение 19

Список  использованной литературы 20

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Организация  – это  социальная  категория   и  одновременно  –  средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют.

Поэтому в каждой  формальной  организации  существует  сложное  переплетение неформальных групп и организаций,  которые  образовались  без  вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто  оказывают  сильное  влияние на качество деятельности и организационную эффективность.

      Несмотря  на то,  что  неформальные  организации  созданы  не  по  воле руководства, они представляют  собой  фактор,  с  которым  должен  считаться каждый руководитель, потому что такие организации,  и  другие  группы  могут оказывать сильное влияние на поведение  отдельных  личностей  и  на  рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо  руководитель  ни  выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения  потребуются для достижения целей  в  организации,  стремящейся  вперед.  Руководителю  и подчиненному часто приходится взаимодействовать с  людьми,  находящимися  за пределами данной организации и с подразделениями вне их  субординации.  Люди не смогут успешно выполнять свои  задачи,  если  они  не  добьются  должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых  зависит  их  деятельность.

Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую  роль в конкретной ситуации играет та  или  иная  группа,  и  какое  место  в  ней занимает процесс руководства.

      Одним из  необходимых условий эффективности  управления  также  является умение работать в малых группах, таких как различные комитеты или  комиссии, созданные самими руководителями, и умение строить взаимоотношения со  своими непосредственными подчиненными.

Понятие групп и их значимость

Человек нуждается в общении  с себе подобными и, по-видимому,  получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействия  с другими  людьми.  Во  многих  случаях  наши  контакты   с   другими   людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более  людей  проводят достаточно много времени в  непосредственной  близости  друг  к  другу,  они постепенно начинают психологически осознавать и  существование  друг  друга.

Время, требующееся для  такого осознания, и степень  осознания  очень  сильно зависят от ситуации и от  характера  взаимосвязи  людей.  Однако,  результат такого осознания практически всегда один и тот же.  Осознание  того,  что  о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым  образом менять  свое  поведение,  подтверждая  тем  самым  существование  социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное  скопление  людей становится группой.

      Каждый  из нас принадлежит одновременно  ко многим группам. Мы  –   члены нескольких семейных групп: своей непосредственной  семьи,  семей  бабушек  и дедушек, двоюродных сестер и братьев, родственников жены  или  мужа  и  т.д. Большинство людей принадлежит также к  нескольким  группам  друзей  –  кругу людей, которые довольно регулярно видятся друг с  другом.  Некоторые  группы оказываются недолговечными, и их миссия проста. Когда миссия выполнена,  или когда члены группы утрачивают к ней интерес,  группа  распадается.  Примером такой группы могут быть несколько студентов, которые собираются  вместе  для подготовки к предстоящему  экзамену.  Другие  группы  могут  существовать  в течение нескольких лет и оказывать существенное влияние на своих членов  или даже на внешнее окружение.  Примером  таких  групп  могут  быть объединения школьников-подростков.

      По определению  Марвина Шоу, «группа – это  два лица или более,  которые взаимодействуют друг с другом  таким  образом,  что  каждое  лицо  оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формальные группы

      Исходя  из определения  Шоу,  можно   считать,  что  организация   любого размера состоит из нескольких групп. Руководство  создает  группы  по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и  по вертикали (уровни управления). В каждом из  многочисленных  отделов  большой организации  может  существовать  десяток  уровней   управления.   Например, производство на заводе можно  разделить  на  более  мелкие  подразделения  – механообработки, окраски, сборки. Эти  производства  в  свою  очередь  можно делить  и  дальше.  К  примеру,  производственный   персонал,   занимающийся механообработкой можно разделить на  3  различных  коллектива  по  10  –  16 человек, включая мастера. Таким образом, большая организация может  состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.

       Эти   группы,  созданные   по   воле   руководства   для   организации производственного процесса, называются формальными  группами.  Как  бы  малы они ни были, это  –  формальные  организации,  чьей  первейшей  функцией  по отношению к организации в  целом  является  выполнение  конкретных  задач  и достижение определенных, конкретных целей.

      В организации  существует три основных типа  формальных групп:

  • группы руководителей;
  • производственные группы;
  • комитеты.

      Командная  (соподчиненная) группа руководителя  состоит из  руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в  свою  очередь,  также  могут быть руководителями. Президент компании  и  старшие  вице-президенты  –  вот типичная командная группа. Другим примером  командной  соподчиненной  группы являются командир авиалайнера, второй пилот и бортинженер.

      Второй  тип формальной группы  –   это  рабочая  (целевая)  группа.  Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же  заданием.  Хотя у них есть общий руководитель, эти группы  отличаются  от  командной  группы тем, что  у  них  значительно  больше  самостоятельности  в  планировании  и осуществлении своего труда. 

      Третий  тип формальной группы – комитет  – будет рассмотрен ниже. Все командные и рабочие группы, а  также  комитеты  должны  эффективно работать – как единый слаженный  коллектив.  Теперь  уже  нет  необходимости доказывать, что эффективное  управление  каждой  формальной  группой  внутри организации   имеет   решающее   значение.   Эти   взаимозависимые    группы представляют собой блоки, образующие организацию как систему. Организация  в целом  сможет  эффективно  выполнить  свои  глобальные  задачи  только   при условии, что задачи  каждого  из  ее  структурных  подразделений  определены таким образом, чтобы  обеспечивать  деятельность  друг  друга.  Кроме  того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности.  Таким  образом,  чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и  факторы  ее эффективности, и чем лучше он  владеет  искусством  эффективного  управления группой, тем больше вероятности, что он сможет  повысить  производительность труда этого подразделения и организации в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неформальные группы

Возникновение неформальных организаций

Формальная организация  создается по воле руководства. Но как  только она создана она становится также и социальной средой, где  правила взаимодействия людей формируются  отнюдь не по предписаниям руководства. Из социальных взаимоотношений рождается  множество других объединений - неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.

 

Неформальная организация - спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Эти цели являются причиной существования  такой неформальной организации.

В большой организации  существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Для образования  таких групп особенно благоприятна трудовая среда.

Благодаря формальной структуре  организации и ее задачам одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто  вынуждены проводить больше времени  в обществе друг друга, чем в своей  собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Естественным результатом этого  интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение  неформальных организаций.

У неформальных организаций  много общего с формальными, в  которые они оказываются вписанными.

Они в некотором роде организованы схожим с формальными организациями  роде - у них есть своя иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших  организациях так же имеются неписаные  правила называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Специфика в том, что формальные организации создаются по заранее задуманному плану. Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия.

Описывая процесс развития неформальных организаций, Леонард  Сэйлис и Джордж Штраус говорят:

"Сотрудники образуют  дружественные группы на основе  своих контактов и общих интересов,  и эти группы возникают из  самой жизни данной организации.  Однако, как только эти группы  образовались, они начинают жить  собственной жизнью, почти полностью  оторванной от трудового процесса, на основе которого возникли. Это - динамичный, саморегулирующийся  процесс. Сотрудники, объединенные  рамками формальной организации,  взаимодействуют друг с другом. Все возрастающее взаимодействие  способствует возникновению у  них приятельских отношений по  отношению к другим членам  группы. В свою очередь. Эти  чувства образуют основу для  все большего числа разнообразных  видов деятельности, многие из  которых отсутствуют в описании  должностных обязанностей: совместные  обеды, выполнение работы за  приятеля и т.д. Тогда группа  начинает представлять собой  нечто большее, чем простое  собрание людей. Она создает  традиционные способы выполнения  тех или иных действий - комплекс  устойчивых характеристик, которые  с трудом поддаются изменению.  Группа становится организацией".

 

 

 

 

Характеристики неформальных организаций

Ниже мы рассмотрим краткие  описания основных характеристик неформальных организаций, которые имеют прямое отношение к управлению ими, т.к. оказывают сильное влияние на эффективность формальной организации, в которую вписаны эти неформальные группы.

 

На жизнь неформальных организаций огромное воздействие  оказывают т.н. принципы групповой  динамики. В понятие групповой  динамики принято включать 5 основных элементов:

  • Цели группы;
  • Нормы группы;
  • Структура группы и проблема лидерства;
  • Уровень сплоченности группы;
  • Фазы развития группы.

Рассматривая неформальные группы, а точнее те их характеристики, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность управления организацией в целом, сквозь призму законов групповой динамики, необходимо остановиться на следующих:

 

Социальный  контроль. Как отмечают исследователи, неформальным организациям свойственно осуществлять “социальный контроль” за своими членами. Первым шагом к этому является установление и укрепление норм - групповых эталонов приемлемого и неприемлемого повеления. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, человек должен соблюдать эти нормы. Чтобы укрепить эти нормы, в группе могут применяться довольно жесткие санкции, а тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение.

Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать  влияние и направить к достижению целей формальной организации.

 

Обсуждая групповые нормы, Уильям Скотт отмечает: "Эти нормы  могут не вполне соответствовать  системе ценностей формальной организации, так что человек может оказаться  в ситуации, когда к нему предъявляются  взаимоисключающие требования".

 

Сопротивление изменениям. Люди также могут использовать неформальную организацию для обсуждения предполагающихся или фактических перемен, которые могут произойти в их отделе или структуре организации в целом. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Сопротивление будет возникать всякий раз, когда члены группы будут усматривать в переменах угрозу дальнейшему существованию своей группы как таковой, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, общим интересам или положительным эмоциям. Это связано с законом сохранения группы.

Информация о работе Формальные и неформальные организации