Шпаргалка по "Информационное обеспечение управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмет у "Информационное обеспечение управления".

Файлы: 5 файлов

шпоры СОГУ гос.doc

— 105.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры документоведение гос.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)
  1. Документоведение как научная дисциплина.

Практическая деятельность стимулировала теоретическое осмысление вопросов, связанных с функционированием  документов в обществе. В результате зародилась научная дисциплина документоведение.

Тесная связь с практикой  обусловила структуру предмета документоведения, состоящую из двух частей: 1) теоретической и 2) прикладной. Обе эти части также непосредственно взаимосвязаны. Круг проблем, которые изучаются документоведением, достаточно широк, но главными из них являются:закономерности образования документов;способы их создания;функции, свойства, структура документа; принципы организации документооборота;становление и развитие систем документации, а также комплексов документов;пути совершенствования документационных процессов в обществе.

Объектом документоведения является вся совокупность документов в обществе, т.е. все виды, жанры  и формы документов, а также  все системы и подсистемы документации. Однако при этом основное внимание уделяется документам и системам документации, связанным со сферой управления, с оперативной средой.

Фактически любая наука  опирается на исторический метод  познания. Документоведение в том  отношении не является исключением. Более того, объект его исследования обязательно подвергается анализу  в исторической ретроспективе, в динамике, позволяющей проследить этапы, закономерности, тенденции развития, взаимосвязи документов во всём их многообразии.

Из предмета документоведения вытекают основные задачи этой научной  дисциплины:

теоретическое обоснование  документационных процессов в обществе;обеспечение высокого качества создаваемых документов и эффективного их функционирования;

формирование высокоорганизованной информационной среды.

Свои задачи документоведение решает совместно с другими, преимущественно прикладными, дисциплинами документоведческого цикла, для которых оно является теоретической базой. К их числу относятся:

организация и технология документационного обеспечения  управления (делопроизводство), изучающая  непосредственно организацию работы с документами: приём, распределение, регистрацию, справочную работу, поиск необходимых документов и т.д. (К сожалению, многие ставят знак равенства между документоведением и делопроизводством, ошибочно смешивая эти две дисциплины);

документная лингвистика;

организация секретарского обслуживания и некоторые другие.

 

4. Понятия «информация»  и «документ», их развитие и  взаимосвязь.

Одним из важнейших проявлений человеческого поведения является коммуникация, т.е. общение с другими  людьми посредством определённых знаков или символов.

Появление письменности ознаменовало переход человечества к новой информационной технологии. С помощью графических знаковых систем стало возможным отделить информацию от субъекта и зафиксировать  её на каком-либо материале с целью  последующей передачи во времени и пространстве. В результате появилась документированная информация, т.е. документ.

Информация, зафиксированная  на материальном носителе, выполняла  в древности роль свидетельства, доказательстваВ России термин "документ" был переведён Петром Первым именно как "письменное свидетельство". Между тем сам этот термин в течение длительного времени почти не употреблялся. Вместо него в делопроизводственной практике обычно использовались другие термины: "акт", "дело", "бумага".

Постепенное накопление знаний о документах привело в 19 в. к выделению, помимо правового, также и управленческого аспекта документа, что нашло отражение в знаменитом словаре В.И.Даля, где документ определялся как "всякая важная деловая бумага, так же диплом, свидетельство".

К середине 20 века получил  определённость ещё один важнейший  аспект документа - исторический, т.е. его значение как носителя ретроспективной информации. В первой половине 20 столетия было существенно пересмотрено содержание понятия "информация", которое стало связываться с категорией отражения, как всеобщим свойством материи, первичным по отношению к информации. А во второй половине 20 в. с развитием кибернетики, информатики, вычислительной техники развернулось активное изучение социальной сущности и информационной природы документа, что привело к дальнейшему расширению и, самое главное, к углублению его понятия. Именно в этот период было дано теоретическое обоснование неразрывной связи понятий "документ" и "информация".

Таким образом, к настоящему времени понятие "документ" вобрало в себя такие наиболее существенные характеристики, как информационное предназначение, материальный носитель, а также ряд функциональных аспектов.

Вместе с тем определение  понятия "документ" в различных  науках имеет существенные отличия. В информатике, например, документ нередко определяется как "материальный объект, содержащий информацию в закреплённом виде". В документалистике - одной из наук об информации - под документом понимается "любая семантическая информация, выраженная на любом языке и зафиксированная любым способом на любом носителе с целью её обращения в динамической информационной системе". в юридических науках акцентируется внимание на правовом аспекте. В результате документ фигурирует преимущественно как средство документирования и доказательства правовых отношений. В сфере управления документ исследуется главным образом как средство фиксации и передачи управленческих решений. В исторической науке документы рассматриваются прежде всего как исторические источники, т.е. носители ретроспективной информации.

2.  Документ  и его место в системе управления

Документ - явление сложное  и древнее. Его появление, эволюция, функции документа, требования, предъявляемые  к его составлению и оформлению, а также весь порядок работы с ним изучаются в цикле специальных документоведческих дисциплин.

Документ сопровождает человека от рождения до смерти и в  нем фиксируются важнейшие события  всей его жизни: рождение, окончание  школы, получение специального среднего и высшего образования, вступление в брак и т.д. В далеком прошлом документ появляется прежде всего для того, чтобы закрепить, подтвердить право отдельного лица, семьи, рода на землю, какое-то имущество, право на власть и т.д.

Первоначально в документах закрепляются лишь отдельные события, факты и мы говорим об отдельных актах документирования. Но с появлением и развитием государства функции управления усложняются. Вся управленческая деятельность обязательно документируется.

Как носитель информации документ выступает в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения, предприятия, фирмы, обеспечивая взаимодействие их частей. Информация является основанием для принятия управленческих решений, служит доказательством их исполнения и источником для обобщений, а также материалом для справочно-поисковой работы. В управленческой деятельности документ выступает и как предмет труда, и как результат труда, т.к. принятое решение записывают, закрепляют в документе.

документация, будучи тесно  связана со всеми формами управленческой деятельности, отражает эту деятельность и в то же время используется аппаратом управления в качестве способа и средства реализации возложенных на него функций. Кроме того, документирование во многих случаях является обязательным, предписывается законом и актами государственного управления.

Чрезвычайно важна для  управленческой деятельности юридическая  сила документов, так как они служат способом доказательства заключенной  в них информации и представляют одну из форм выражения права.

Однако один документ - это единичный акт документирования. Но деятельность учреждения оформляется и отражается совокупностью целого ряда определенным образом взаимодействующих документов, обычно соответствующих функциям управления. "Совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению" составляет систему документации.

Подавляющее количество документов создается именно в сфере  управления, где все документы  надо не только составить и оформить или получить извне, но и учесть, передать по назначению, проконтролировать исполнение, сохранить, определить срок его дальнейшего хранения, передать в архив или уничтожить в соответствии с установленными правилами.

Управление документацией  складывается из четырех основных составляющих, которые в совокупности позволяют достигнуть эффективности “документальной” деятельности и способствовать развитию организации за счет систематического использования документированной информации. Элементы управления документацией охватывают полный жизненный цикл документов. 

Создание документов. Этот элемент понимается как установление необходимого перечня используемых документов, их названий и функционального  назначения, проектирование форм документов, наблюдение за их использованием, применение современных информационных технологий для составления документов. 

Хранение и использование  документированной информации. Этот элемент понимается как формирование дел, создание файлов и систем поиска документов и информации, развитие систем передачи информации, телекоммуникаций, копирования и тиражирования документов; создание центров хранения документов или административных архивов. 

Передача документов на постоянное (государственное) хранение. Этот элемент понимается как составление перечней документов со сроками хранения, оценка документов, идентификация и описание каждого документа и комплексов документов. Ценность и необходимость сохранения признается за документами, которые могут служить для доказательства существовавших сделок или для проведения исторических исследований. 

Управление архивами. Этот элемент понимается как проектирование и строительство архивохранилищ, совершенствование методов консервации  и реставрации, систематизации и  описания архивных фондов, доступа  к документам, составления справочных средств и распространения в обществе информации об архивах. 

характеризующий переходную стадию от традиционного делопроизводства к управлению документацией. 

Итак, на основе вышеизложенного, мы понимаем управление документацией как полноценную управленческую функцию организации, реализация которой распространяется на все стадии жизненного цикла бытования документов, все виды документов и системы документации организации. Управление документацией основывается на принципах экономичности и эффективности и на широком использовании новых информационных технологий.

 

 

 

 

 

6. Общие и  частные функции документа.

Функция документа - это его общественная роль, социальное назначение, цель, задача. Функции документа можно разделить на общие и специальные, или сущностные и прикладные, функции первичного и вторичного порядка, на явные и скрытее(латентные).

а) главная, наиболее обобщающая функция документа - это хранение и передача (распространение) информации во времени и пространстве;

б) общие функции документа характерны для всех документов, независимо от их типа и вида:

информационная  функция - это способность документа удовлетворять потребности общества в информации, т.е. служить источником информации, знаний.

коммуникативная функция - это способность документа быть информативным средством передачи, обмена, коммуникации, общения, преемственности.

кумулятивная  функция - это способность документа накапливать, концентрировать, собирать и упорядочивать информацию с целью ее сохранения для нынешнего и грядущего поколений;

управленческая или регулятивная функция - выполняется документами, которые созданы для целей управления и в процессе его реализации (законы, положения, уставы, распоряжения, решения, приказы, протоколы).

правовая  функция - это способность документа служить средством доказательства, подтверждения каких-либо фактов (сведений).

функция учета дает количественную характеристику информации - это регистрация и группировка.Документы, наделенные функцией учета, фиксируют в специфической форме широкий спектр информации (статистические и финансово-экономические документы);

познавательная или когнитивная функция - способность документа служить средством получения и передачи знаний для изучения процессов и явлений природы и общества. культурная функция - способность документа содействовать развитию культуры общества, выступать средством закрепления и передачи культурных традиций, усвоения системы ценностей, эстетических норм, ритуалов, принятых в

мемориальная (памятниковая) функция - способность документа служить "внешней памятью" человека и общества в целом, сохранять информацию и передавать ее от одного поколения к другому. гедоническая функция - способность документа служить средством отдыха, развлечения, рационального использования свободного времени (произведения художественной литературы, издания по искусству, кинофильмы, компакт-диски, магнитные фонограммы и т.п.).

Документ всегда сочетает в себе одновременно несколько функций, которые тесно переплетены между  собой.

Знание функций документа позволяет:

определить подлинную  ценность документа, социальную значимость его содержания;

правильно понять роль документной 

 

5. Свойства  и признаки документов.

Как и всякий объект, документ обладает множеством свойств (отличительных качеств). Принято выделять несколько основных свойств документа, которые характеризуются соответствующими признаками: юридическая сила, оригинальность, подлинность, копийность.

шпоры доу гос.docx

— 81.33 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры ИОУ гос.doc

— 83.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

шпоры кадры гос.doc

— 122.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Информационное обеспечение управления"