Психологический климат в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Профессиональной деятельности мы посвящаем значительную часть своей жизни, поэтому желание чувствовать себя среди коллег комфортно и уверенно вполне понятно. Но, к сожалению, людей, идущих на службу как на праздник, не очень-то много. Часто причиной тому - рабочее окружение. Как и любые человеческие сообщества, трудовые коллективы не могут существовать без конфликтов. Периодически возникают психологические трения, негативные последствия которых известны: снижение работоспособности, понижение мотивации, рост текучести кадров и как следствие - ухудшение экономических показателей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОЛЛЕКТИВА ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие психологического климата в коллективе…………………………6
Факторы, влияющие на психологический климат в трудовом коллективе.9
Роль руководителя в формировании психологического климата в организации…………………………………………………………………..13

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
2.1 Обзор методов исследования социально – психологического климата….17
2.2 Социометрические методы…………………………………………………18

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Описание процедуры и методики исследования…………………………..25
3.2 Изучение социально – психологического климата подразделений предприятия……………………………………………………………………...27
3.3 Исследование руководителей подразделений с целью выявления доминирующего стиля управления…………………………………………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

1. В содержании критерия  должны отражаться взаимоотношения между членами коллектива.

2. В социометрическом  критерии должна отражаться ситуация выбора партнера.  

3.   Критерий не должен ограничивать возможности опроса.  

4. Критерии должны быть  значимыми и описывать конкретную  ситуацию.

Одним из самых распространенных в социологических исследованиях  является метод опроса.

Опрос - это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Ведущее положение опроса среди других методов сбора первичной социологической информации объясняется тем, что вербальная информация богаче, образней других видов информации и позволяет выяснить не только факты, но и мнения, чувства, мотивы, относящиеся как к настоящему; так и к прошлому, и к будущему. Информация, полученная при опросе, более надежна, легче поддается формализации. Опросы классифицируются по самым различным основаниям.

По характеру взаимосвязей социолога и респондента опросы различают на заочные (анкетные) и очные (интервью). По степени формализации - на стандартизированные (проводятся по заранее подготовленному плану) и нестандартизированные (свободные). По частоте проведения опросы делятся на одноразовые и многоразовые. Специфическим видами опроса являются социометрический  и экспертный опрос.

Широко распространенным методом исследования, позволяющим в короткие сроки получить значительную по объему информацию, является анкетный опрос.    

Рассмотрим еще один наиболее распространенный метод выявления  мнений, суждений, оценок членов коллектива - метод анкетного опроса.

Анкетный опрос - это такой  вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов.

Основными компонентами анкетного  опроса являются: социолог, анкета и  респондент.

Анкетный опрос имеет  своей основной целью получение  определенных количественных показателей, совокупно характеризующих составляющие социально-психологического климата производственной группы в основных его проявлениях в сфере группового сознания. При этом каждую из этих составляющих можно выразить следующими показателями.

1. С помощью групповой  оценки состояния данной характеристики (например, оценки отношения руководителя  к подчиненным и оценки отношения  подчиненных к руководителю), полученной  на основе индивидуальных оценок.

2. С помощью групповой  оценки удовлетворенности состоянием данной характеристики (например, взаимоотношениями с руководителем группы)

Анкета -  это определенная система вопросов,  связанных с задачами исследования. Анкета состоит из нескольких частей. На первом месте стоит вводная часть. В ней указывается, кто проводит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполнению  анкеты,  указывается способ возврата заполненных анкет. Вводная часть анкеты чаще всего располагается  на титульном листе.

На втором месте  стоит паспортичка,  в которой  содержатся вопросы  для выяснения социально-демографических характеристик респондентов (пол,  возраст,  образование, профессия, семейное положение).  Часто паспортичка дается в конце анкеты. Затем следуют контактные вопросы.  Их цель -  заинтересовать респондента. После контактных вопросов идут основные. Их содержание определяется целями исследования. На последнем месте стоят заключительные вопросы. Эти вопросы должны снимать психологическое напряжение.  В начале анкеты помещаются наиболее простые вопросы, не вызывающие затруднений у респондентов и создающие желание участвовать в исследовании. Этим задачам в наибольшей степени соответствуют вопросы о фактах.

К середине анкеты сложность вопросов постепенно  нарастает.  В среднюю часть включают вопросы,  которые обеспечивают получение информации по теме исследования.  Завершают основную часть  более  легкие  вопросы,  которые преследуют цель уточнить информацию,  проконтролировать ответы  на наиболее важные вопросы.

Наибольшее  распространение получили следующие  виды  анкетирования: почтовое, прессовое, раздаточное.

Раздаточное анкетирование  предполагает раздачу анкет непосредственно респондентам и сбор их после заполнения. Этот вид анкетирования гарантирует добросовестное заполнение  анкеты, почти полный их возврат.

Почтовое анкетирование - распространение анкет путем  почтовой рассылки. К достоинствам этого вида анкетирования относятся его дешевизна,  большой охват  респондентов,  простота организации. Недостатком этого вида анкетного опроса является низкий процент возврата анкет.  В среднем  он  составляет около 5 процентов.

Прессовое анкетирование - вид анкетирования,  при котором анкеты публикуются в печати. Для прессовых анкет также характерен низкий уровень возврата.

При составлении  анкеты применяются различные виды  вопросов.  Вопросы  классифицируются по ряду важнейших признаков: содержание, функции, структура, форма.

По содержанию вопросы подразделяются на две большие  группы:  вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках и мнениях.

По функциям различают четыре  типа вопросов:  основные, фильтрующие, контактные, контрольные.

Основные вопросы  предназначены для получения информации о социальных фактах,  фильтрующие вопросы - для отсеивания некомпетентных респондентов.  Функция контрольных  вопросов  уточнить правильность ответов на основные вопросы.  Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные  отношения между исследователем и респондентом.

В зависимости  от структуры вопросы бывают открытые и закрытые. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов,  и опрашиваемый выбирает тот ответ,  который для него приемлем. Выделяют три разновидности закрытых вопросов:  1)  "да-нет",  2) альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных,  3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.

По форме различают вопросы прямые и прожективные (косвенные).  Прямые вопросы касаются существующей ситуации. В прожективных вопросах ситуация предполагается.19

Существуют  также различные методики исследования психологической атмосферы коллектива: методика измерения взаимоотношений в первичном коллективе, методика измерения согласованности групповых оценок личности и мнений и др.            

Таким образом, мы рассмотрели сущность понятия  социально – психологического климата  коллектива, совокупность  его составляющих и факторов, влияющих на состояние СПК; рассмотрели методы и способы регулирования СПК.            

Изучение социально  – психологических методов работы с коллективом на конкретном предприятии  имеет важное  практическое значение. В частности, целесообразно исследовать влияние всей совокупности факторов жизнедеятельности коллектива с целью выявления степени их влияния на социально – психологическую обстановку в организации. Представляет практический интерес изучение социально – демографической структуры коллектива в конкретной организации; анализ методов управления персоналом, в том числе и социально – психологических; анализ показателей их эффективности  (показателей сплоченности членов коллектива) и их влияние на экономические показатели деятельности предприятия.

 

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 3.1. Описание процедуры и методики исследования

 

          Объектом исследования в моей работе является организация, состоящая из четырех подразделений. Основной вид деятельности -обеспечение водоснабжением население.

В целом в  исследовании принимали участие 44 человека. Из них 4 руководителя и 40 сотрудников. Возраст руководителей от 25 до55 лет, пол мужской и женский, стаж работы в руководящей должности составил не менее 3 лет, образование высшее инженерное. Возраст сотрудников предприятия от 24 до55 лет, стаж работы на предприятии не менее 3 лет, пол мужской и женский, образование как среднее специальное, так и высшее.

В качестве метода исследования был использован метод  тестирования. Тестирование - это процедура применения стандартизированной психологической методики, предназначенной для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психологического качества, на практике.

В ходе проведения исследования были использованы следующие  методики:

  1. «Диагностика психологического климата в малой производственной

группе» (Приложение 1). Авторы В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест. Методика  
предназначена для выявления психологического климата в малой производственной группе20.

          2. «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки» (Приложение 2). Методика предназначена для выявления доминирующего стиля управления руководителя. Выделяются такие стили как: авторитарный стиль управления, демократический стиль управления, либеральный стиль управления21.

         Цель исследования: изучить взаимосвязь стиля руководства и социально-психологического климата в предприятиях малого бизнеса.

В соответствии с целью исследования были определены  следующие задачи:

1)Определить  стиль руководства  в каждой организации;

2)Выявить характер  удовлетворенности работой, социально-психологического  уровня развития и климата  в группе.

3)Сравнить и  проанализировать полученные результаты, сделать соответствующие выводы.

Гипотеза исследования: Характеристики социально-психологического климата будут качественно различаться при различных стилях руководства коллективом.

 

3.2 Изучение социально психологического климата подразделений предприятия

 

          Было проведено исследование социально-психологического климата по 3 подразделениям предприятия.

В первом подразделении  работает 5 человек. Среднестатистическое значение исследования социально-психологического климата составило:

- высокий –  0;

- средний –  28;

- низкий –  5;

- неблагоприятный  - 0

Таким образом, большее количество сотрудников показали, что социально-психологический климат в их коллективе имеет средний показатель. Это означает, что в подразделении присутствует средней степени доверие членов подразделения друг к другу, положительная, но не высокая степень взаимопомощи и взаимоподдержки, степень удовлетворенности работой.

Во втором подразделении  работает 20 человек. Среднестатистическое значение исследования социально-психологического климата составило:

- высокий –  47,9;

- средний –  6,8;

- низкий –  0;

- неблагоприятный – 0.

В данном подразделении  большинство сотрудников показали, что социально-психологический климат в их коллективе благоприятный. Можно сказать, что здесь присутствует доверие, доброжелательная и деловая критика, свободное выражение собственного мнения, удовлетворенность в работе, высокая степень взаимопомощи.

В третьем подразделении  работает 15 человек. Среднестатистическое значение исследования социально-психологического климата составило:

- высокий –  0;

- средний –  6,8;

- низкий –  17,5;

- неблагоприятный – 2,2.

Здесь большее  количество сотрудников показали, что  социально-психологический климат в их коллективе имеет низкий показатель. В данном подразделении благоприятный  климат отсутствует, а значит, присутствует низкое доверие, маленькая удовлетворенность работой, низкая степень взаимопомощи.

Проанализировав показатели, полученные в результате исследования можно прийти к следующим  выводам:

  1. У каждого из трех подразделений предприятия выявлены высокие показатели по отдельным шкалам;
  2. У первого подразделения показатели свидетельствуют о наличии у него среднего социально-психологического климата;
  3. У второго подразделения выявлен высокий социально-психологический климат;
  4. У третьего подразделения выявлен низкий социально-психологический климат.

Выводы:

Таким образом, проведенные тесты показали, что стили управления взаимосвязаны с социально-психологическим климатом коллектива.

В подразделении, где руководитель с демократическим  стилем управления, присутствует благоприятный  социально-психологический климат, что способствует доверию сотрудников подразделения друг к другу, доброжелательности отношений, удовлетворенностью работой.

Информация о работе Психологический климат в трудовом коллективе