Проблемы собирания зарубежной архивной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Под “архивной Россикой” обычно понимают документы российского происхождения, которые по тем или иным причинам оказались за рубежом. В широком смысле “зарубежная архивная Россика” - это совокупность всех зарубежных архивных материалов, имеющих отношение к России.
История поисков и собирания материалов российского (не эмигрантского) происхождения насчитывает уже несколько столетий. Такие изыскания особенно интенсивно проводились в XIX в. и связаны с именем Н.П. Румянцева и объединившихся вокруг него учёных

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ РОССИЙСКОЙ
ЭМИГРАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ХРАНИЛИЩАХ……………………....7
1.1.Источники наполнения архивной россики за рубежом……….…….…7
1.2.Проблемы и перспективы хранения документов в зарубежных
архивах………………………………………………………………..……...11
ГЛАВА 2. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ РОССИЙСКОЙ
ЭМИГРАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ХРАНИЛИЩАХ…………………21
2.1.Общая характеристика материалов россики в отечественных
архивах……………………………………………………………………….21
2.2. Основные материалы архивной россики в России……………………39
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОБИРАНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ
АРХИВНОЙ РОССИКИ…………………………………………………….46
3.1.Систематизация и хранение материалов архивной россики………….46
3.2.Информационные технологии в архивной россике…………………...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………....68

Файлы: 1 файл

диплом архивная россика.docx

— 140.26 Кб (Скачать файл)

Другой фонд эмигранта, образовавшийся за время деятельности фондообразователя в России, - это фонд ученого, философа, активного деятеля карпаторосского движения Дмитрия Николаевича Вергуна (ф. 909). В эмиграции Вергун преподавал историю прикарпатской Руси в Русском народном университете в Праге, являлся редактором журналов “Русский Сокол”, “Русский сокольский вестник”. С 1945 г. - профессор университета в Хьюстоне (США). Являлся председателем Карпато-русского верховного комитета в Нью-Йорке. Материалы Вергуна за эмигрантский период его жизни хранятся в ГА РФ (Ф.Р-6121) [42, c. 56]

Среди других фондов, хранящихся в РГИА и содержащих документы, образовавшиеся за время жизни и деятельности будущего эмигранта в России, - фонд бывшего министра финансов и премьер-министра России графа В.Н. Коковцова, с 1918 г. жившего в Париже. (ф.966).

Среди личных фондов РГИА, сформированных в последние годы, выделяется фонд барона Э.А. Фальц-Фейна. Архивные материала поступили из Лихтенштейна от самого барона в количестве 527 единиц хранения. После научной обработки материалов был образован фонд № 1669. Личные документы также поступили от князя М.Г. Юрьевского.

В целях стимулирования поступления  из-за рубежа документов семейства  Романовых был образован фонд Романовых, состоящий пока в основном из копийных материалов. Кроме того в архиве уже имеются документы императрицы Марии Федоровны (1847-1928), вдовы Александра III и матери Николая II, хранящиеся в составе фонда № 759 “С.Е.И.В. канцелярии по учреждениям имп. Марии”. После революции Мария Федоровна проживала на своей родине в Дании. Среди личных фондов российской императорской семьи, проживавших за рубежом, фонды великих княжон Ольги Александровны (1882-1952) и Ольги Константиновны (1851-1926).

В РГИА был также создан фонд (коллекция) “Россика”, состоящий из небольших зарубежных поступлений. По мере необходимости в зависимости от новых поступлений из него могут выделяться те или иные фонды.

Среди фондов РГИА имеются  также архивные материалы, выделенные из состава бывшего РЗИА и переданные в Ленинград. Это архивы Агентства  министерства торговли и промышленности во Франкфурте-на-Майне и Берне (Ф. 23). Документы русских зарубежных агентств поступили в РГИА в 1974 г. из Архива внешней политики России [55, c. 34].

Для деятельности РГИА по комплектованию материалами зарубежной архивной россики характерно внимание к документам прежде всего личного происхождения Очень часто речь идет об установлении контактов с эмигрантами и их потомками, семейные (родовые) фонды которых имеются в архиве (Васильчиковы, Палены и др.) и выявлении документов, сохранившихся в их семейных (родовых) архивах. Для активизации этой работы в архиве регулярно проходят встречи с потомками российских дворянских родов, проживающих за рубежом.

Среди федеральных архивов, находящихся в Петербурге, собирает и хранит материалы российской эмиграции Российский Государственный Архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ). Среди фондов архива выделяется фонд “Пилкины Константин Павлович и Владимир Константинович” (Ф. 1355). Документы фонда входили в состав бывшего РЗИА и поступили в ЦГАВМФ СССР (с 1992 г. - РГАВМФ) из ЦГАОР СССР в 1963 г. Сын адмирала К.П. Пилкина контр-адмирал Владимир Константинович был участником русско-японской, первой мировой и гражданской войн. В эмиграции с 1920 г. проживал в Ницце, где являлся бессменным председателем кают-компании бывших офицеров российского флота.

В последние год в архив  передали документы соотечественники Шилик (ФРГ), Н.В. Солдатенков и Н.Г. Филатов (Франция), А.Н. Балакшин (Эстония), А. Манштейн-Ширинская (Тунис) и др. В результате обменов в архив поступили микрофильмы Русско-Американской компании из Национального архива США. Всего за 1993-2000 гг. в архив поступило 155 единиц хранения на бумажной основе, 300 фотоснимков, 709 микрофильмов (30 000 кадров) зарубежной архивной россики.

Наиболее крупное из последних  поступлений - документы полярного  исследователя Николая Александрович Де-Транзе. На основе этих документов был сформирован фонд Р.-2241. В 2000 г. в архив также поступили 124 единицы хранения из собрания Общества “Родина”, переданные Российским Фондом Культуры [27, c. 45].

Значительное число документов русского зарубежья хранится в Рукописном отделе Института Русской Литературы (Пушкинского Дома). Одним из первых крупных поступлений в Пушкинский Дом из-за рубежа было собрание Музея Пушкина в Париже. Музей был основан русским эмигрантом А.Ф. Отто-Онегиным в конце 60-х гг. XIX в Париже. К концу XIX в. это было очень богатое собрание. В составе Музея находилась часть личных архивов А.С. Пушкина, И.С. Тургенева и других русских и зарубежных писателей. С 1883 г. П.В. Жуковский стал передавать Онегину материалы своего отца В. А. Жуковского. В 1912 г. после смерти П. В. Жуковского по его завещанию личные архивы П.В. и В.А. Жуковских поступили в Музей Онегина. В архиве Жуковских находилось более тысячи семисот писем литераторов первой половины XIX в. Онегин был страстным собирателем и коллекционером. Он собирал не только архивные материалы, касающиеся русской культуры, но и автографы. Поэтому его часто называют “автографистом”. Его ближайший друг английский русист Вильям Рольстон регулярно снабжал его автографами, пересылая ему фактически все свои документы. Перед уничтожением своего архива Рольстон выслал Онегину и свою переписку с Тургеневым. Решение о передаче собрания Онегина в Пушкинский Дом было принято еще до первой мировой войны. Однако из-за начавшейся войны, а затем революции это произошло только в 1928 г.

Среди фондов писателей русского зарубежья, хранящихся в Пушкинском Доме, архивы Л.Н. Андреева (ф.9), П.Д. Боборыкина (ф.29), П.М. Бицилли, В.И. Иванова (ф.607), В.И. Иванова-Разумника (ф.79), А.И. Куприна ((ф.242), Г.А. Лопатина (ф.534) Д.А. Лутохина (ф.592), Е.А. Ляцкого (ф. 163), Д.С. Мережковского (ф.177), В.И. Немировича-Данченко (ф.204), И.В. Одоевцевой, А.Ф. (Отто) Онегина (ф. 217), С.Ф. Паниной (ф.223), А.М. Ремизова (ф.256), Тургенева И.С. (ф.306), Е.Н. Чирикова (380) и других.

Традиции собирания зарубежной архивной россики в Отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки (РНБ) имеют давние традиции. Еще в 1805 г. Отдел рукописей (депо манускриптов) приобрел ценную коллекцию дипломата П.П. Дубровского, собранную им во Франции и других европейских странах. Среди фондов эмигрантов в Отделе рукописей РНБ хранится фонд известного историка права, декана русского юридического факультета при Институте Славяноведения в Париже Бориса ЭмманауловичаНольде (ф. 529). Отдел хранит большое число фондов и собраний русских писателей. Среди них представлены материалы А. Белого, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского, А.М. Ремизова и других. Документы личного фонда известного поэта лауреата Нобелевской премии И.А. Бродского отражают ленинградский период его жизни (автобиография, личные документы, свидетельство о рождении, школьные характеристики и др.). Фонд Бродского был сформирован в 1993 г. и получил № 1333. [24, c. 36]

Среди последних поступлений  материалов российских эмигрантов нельзя не отметить архив писателя, руководителя издательства “Эрмитаж” И.М. Ефимова (ф.1347). В составе фонда Ефимова имеются биографические материалы, рукописи, переписка и другие материалы.

Одним из самых больших  фондов эмигрантов в ОР РНБ является личный фонд писателя Е.Г. Эткинда. Архив  Эткинда поступил в РНБ в 1990 г. После научной обработки и описания был образован фонд “Эткинд Ефим Григорьевич” (ф. 1317) В составе материалов фонда 3255 дел за 1893-2000 гг.

Часть материалов российских эмигрантов, поступивших из-за рубежа, была присоединена к другим фондам. Письма выдающегося русского генетика Ф.Г. Дображанского были присоединены к фонду № 813 “Филипченко Ю.А.”. В составе фонда № 1000 отложились материалы С.Д. Довлатова, И. Северянина, А.И. Солженицына, Н.А. Струве, Ф.И. Шаляпина и других [38, c. 36].

Ценнейшим источником по истории  русского зарубежья до 1917 года является архив философа, деятеля российского революционного движения Г.В. Плеханова (ф. 1093). Архив Плеханова хранится в филиале Отдела рукописей - Доме Плеханова. Дом Плеханова был создан в 1929 г. Основу его собрания составил архив Г.В. Плеханова, включающий рукописи его трудов, биографические материалы, переписку и другие документы. Здесь хранится библиотека Плеханова (более 8 тысяч томов), архив его жены Р.М. Боград и личные фонды участников группы “Освобождение труда” В.И. Засулич, Л.Г. Дейча, А.И. Любимова, А.Ф. Бурьянова. Среди других фондов эмигрантов - фонды деятелей кадетской партии П.Н. Милюкова, П.Б. Струве и др.

Личный фонд Александра Николаевича  Бенуа (1870-1960), художника, историка искусства, хранится в архиве Государственного Эрмитажа (ф.9). Бенуа учился в Академии художеств, Петербургском университете. Один из организаторов и идеолог художественного объединения "Мир искусства" (1898) и журнала "Мир искусства". В 1908 - 1911 гг. - один из организаторов Русских сезонов. В 1913-1915 гг. режиссёр Московского художественного театра. В 1917-1926 гг. заведующий картинной галереей Эрмитажа. С 1926 г. жил во Франции, оформил спектакли многих европейских театров. Умер в Париже.

В других архивах и других учреждениях Санкт-Петербурга фонды  эмигрантского происхождения не выявлены. Возможны вкрапления эмигрантских материалов в составе других фондов. Например, в фондах Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга и других архивов. Число фондов эмигрантов и фондов эмигрантского происхождения в петербургских хранилищах не превысит 5% от московских.

Заканчивая обзор архивов  Санкт-Петербурга, необходимо отметить, что в Санкт-Петербурге действует  много организаций, занимающихся изучением  русского зарубежья. Среди них - Всемирный  Клуб петербуржцев, Информационно-культурный центр “Русская эмиграция”, Мемориальная библиотека князя Георгия Владимировича Голицына и другие. Многие из этих организаций видят свою задачу не только в изучении русского зарубежья, но и в собирании его культурного наследия, в том числе архивного. В настоящее время проекты по возвращению архивного наследия русского зарубежья не реализованы.

Хочется отметить деятельность Мемориальной библиотеки князя Георгия Владимировича Голицына. Библиотека пользуется заслуженным авторитетом и любовью у петербуржцев. Главным направлением деятельности библиотеки стало собирание книг о России ХХ в., изданных за рубежом на английском и русском языках. Выбор тематики был определён не только личными интересами Голицына, но и стремлением приблизить к российскому читателю издания, доступ которых в Россию до недавнего времени был затруднен. По замыслу устроителей цель библиотеки состоит в том, чтобы “обучать, просвещать, воодушевлять”. Идея благотворительной библиотеки нашла живой отклик у английских учреждений, политических деятелей, учёных. В дар библиотеке были переданы книги Королевой Великобритании Елизаветой, Принцем Уэльсским Чарльзом, М. Тэтчер. Среди дарителей - Королевская Библиотека, крупнейшие английские издания. Свои труды подарили библиотеке И. Берлин, А. Кросс, Д. Норвич, М. Розанова, Е.Г. Эткинд и др. Мемориальная библиотека князя Георгия Владимировича Голицына - один из главных культурных центров Санкт-Петербурга [28, c. 47].

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы собирания зарубежной архивной россики

 

3.1.Систематизация  и хранение материалов архивной россики

 

Систематизация документов коллекций определяется тематикой  и составом документов. В пределах коллекции документов одного вида (разновидности) возможна группировка по авторскому признаку с расположением групп в алфавитном порядке названий организаций или фамилий авторов. В пределах коллекции документов, созданной по тематическому признаку, могут быть образованы группы по более общим темам или вопросам, расположенные в порядке их значимости или хронологии. Внутри тематических подгрупп документы могут быть объединены по различным признакам, исходя из объема и состава документации [25, c. 78].

Рукописи художественных произведений систематизируются в  группы по жанрам, и внутри группы каждое произведение вкладывается в отдельную  обложку. Большая по объему рукопись и варианты к ней составляют отдельную группу. Если эти материалы велики по объему, то каждый вариант рукописи заключается в отдельную обложку, имеет самостоятельный номер, но может быть описан в одной группе со всеми вариантами рукописи.

Нотные рукописи композиторов систематизируются и учитываются  аналогично рукописям писателей. При ясно выраженном объединении ряда музыкальных произведений под одним номером сочинения (опусом) они составляют отдельную группу [41, c.133].

Систематизация творческих материалов художников (рисунки, графика) производится по технике их исполнения с последующей систематизацией  по формату. Этюды к картинам, иллюстрации, серии рисунков на определенные темы, эскизы декораций и костюмов к  спектаклям составляют отдельные группы. Каждый отдельный лист считается за один документ, независимо от количества рисунков на нем. Альбом с рисунками считается за один документ, и листы в нем не просчитываются (исключение составляют альбомы с рисунками выдающихся художников). Фотокопии и репродукции с картин художника и фотографии работ скульптора составляют отдельные группы и просчитываются подокументно.

При группировке документов по спектаклям или фильмам допускается  систематизация и объединение документовв группы: фотографии репетиций спектаклей или рабочих моментов киносъемок; фотографии сцен из спектаклей;  фотопробы актеров и кадры из кинофильмов; программы, афиши, буклеты, рекламные плакаты по данному спектаклю или фильму; подборка рецензий и отзывов; стенограммы обсуждений спектакля или фильма.

Письма и телеграммы объединяются в группы в зависимости от значимости корреспондента или адресата: письма известных деятелей литературы и искусства систематизируются по корреспондентскому признаку и заносятся в сдаточную опись по алфавиту фамилий авторов под отдельными номерами;  письма менее известных деятелей литературы и искусства объединяются в одну группу; отдельную группу составляют письма родственников; все остальные личные письма (читателей, зрителей) составляют группу “Письма разных лиц”;  письма учреждений, издательств и организаций объединяются в отдельную группу; поздравительные телеграммы при большом количестве могут быть выделены в отдельные группы [22, c. 56].

Информация о работе Проблемы собирания зарубежной архивной России