Проблема занятости населения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 05:37, реферат

Описание работы

В отличие от других рынков рынок труда характеризуется высокой степенью неопределенности, особенностью функционирования, поскольку имеет дело со специфическим товаром. В этой связи исследование процессов формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования является для России одной из приоритетных задач, требующих решения в ближайшее время.
Экономическая основа трудовых отношений в нашей стране за последние полтора десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Занятость и рынок труда…………………………………………………………..5
Общее понятие занятости……………………………………………………….5
Особенности рынка труда и занятости в России……………………………...8
государственная политика в области содействия занятости населения……12
Основные цели и задачи политики занятости………………………………..12
Политика занятости и регулирование рынка труда………………………….14
Программы занятости………………………………………………………….17
Структура и основные направления развития государственной системы занятости………………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Тер. организация населения.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ЧИТИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Институт  переподготовки и повышения квалификации

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Проблема  занятости населения в России

 

по дисциплине: Территориальная организация населения

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнил: ст. гр. ГУВ-09

                                                                                                               Ушаков Р.Д.

                                                                                             Проверил: Лукашин И.А.

 

 

 

 

 

 

Чита 2010

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Занятость  и рынок труда…………………………………………………………..5

    1. Общее понятие занятости……………………………………………………….5
    2. Особенности рынка труда и занятости в России……………………………...8
  1. государственная политика в области содействия занятости населения……12
    1. Основные цели и задачи политики занятости………………………………..12
    2. Политика занятости и регулирование рынка труда………………………….14
    3. Программы занятости………………………………………………………….17
    4. Структура и основные направления развития государственной системы занятости………………………………………………………………………..19

Заключение………………………………………………………………………….23

Список использованных источников……………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В статье 37 Конституции  Российской Федерации говорится  о том, что каждый имеет право  свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию. Исполнение законов о трудовой занятости населения – одна из важнейших гарантий обеспечения конституционного права на труд.

В сложных условиях переходного периода, когда в  стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью адекватной политики занятости населения. В свою очередь, политика занятости должна опираться на рыночную экономику с социальной направленностью.

Фундаментальную основу создания долгосрочных уникальных преимуществ составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и система ценностей, творческие и новаторские способности. Именно эти факторы позволяют обеспечить экономический рост, благосостояние и безопасность страны. Определяющую роль играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально-ориентированной экономики.

Важнейшими  индикаторами на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы. Повышение этих показателей ведет  к несомненному улучшению рынка  труда и его благосостояния.

В отличие от других рынков рынок труда характеризуется высокой степенью неопределенности, особенностью функционирования, поскольку имеет дело со специфическим товаром. В этой связи исследование процессов формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования является для России одной из приоритетных задач, требующих решения в ближайшее время.

Экономическая основа трудовых отношений в нашей  стране за последние полтора десятилетия  претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Занятость и рынок труда

1.1 Общее понятие занятости

Занятость относится  к важнейшим макроэкономическим показателям и условиям, характеризующим уровень и качество жизни. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.

Проблема занятости  населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и  степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы. То есть, безработными считаются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу.

Безработица характеризуется  как численность взрослого трудоспособного населения, которое не имеет работы и находится в поисках ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу (по новой терминологии — экономически активное население). В рабочую силу включают всех, кто может трудиться и трудится, кто занимается домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное дело, кто ищет работу. Сюда не входят, разумеется, те лица, которые не вошли в производство (или в трудовую деятельность) по возрасту — дети, или уже вышли из него по возрасту - пенсионеры, а также обучающаяся молодежь (школьники, студенты), инвалиды и военнослужащие. Одним словом, те, кто не мог и не должен был работать, а также те, кто не искал работу.

Отсюда следует  вывод: добиться такого положения, чтобы  занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право  свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гражданин имеет  право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на профессиональную консультацию и ориентацию, повышение квалификации, на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Оплата не может быть ниже установленного законом минимального размера. Принудительный труд запрещен. Добровольная незанятость не может служить основанием для привлечения к административной и иной ответственности.

При прежней  системе государство было основным работодателем и спрос на рабочую  силу удовлетворялся путем организованного  планового набора. В рыночных условиях сфера приложения труда расширяется  и используются различные формы  занятости без участия государства (предпринимательство, индивидуальная трудовая деятельность, фермерство). Одновременно рабочая сила превращается в товар и продается и покупается с учетом законов стоимости, спроса и предложения и других факторов.

Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Актуальность темы исследования определяется чрезвычайно высокой значимостью рынка труда в экономическом и социальном развитии общества. Именно на рынке труда опосредуется движение рабочей силы относительно рабочих мест, осуществляется её купля-продажа, оценивается ее значимость. При этом необходимо, чтобы вовлечение людей в трудовую деятельность сопровождалось их удовлетворенностью в работе и доходом, обеспечивающим достойное существование работнику и членам его семьи.

Основной целью  социально-экономической политики государства в сфере занятости  является обеспечение эффективной  занятости. Реализация данной цели требует от всех субъектов рынка труда сотрудничества в создании условий, позволяющих каждому участвовать в труде и пользоваться его результатами. Экономические и политические изменения, которые произошли в нашей стране, обусловили количественные и качественные изменения в сфере занятости, характеризующиеся увеличением числа экономически неактивных граждан, количества занятых в неформальном секторе экономики, уровня безработицы среди женщин и молодежи, масштабов мигрантов, в том числе прибывших в нашу страну нелегальным путем.

Перед Россией остро встала проблема создания, по сути, новой политики занятости, отвечающей на происходящие в стране изменения, поскольку актуальными для нынешнего рынка труда становятся проблемы, которым ранее не придавалось особого значения и общество не готово не только организационно, но и психологически к их решению Экономическая политика государства по содействию занятости населения в настоящее время должна обеспечить скоординированное функционирование рынка труда и капитала, регулирование процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использование корпоративного и частного капитала с учетом обеспечения занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках, гарантированных конституцией и законами РФ.

 

 

 

 

1.2 Особенности рынка труда и занятости в России

Современная ситуация в России характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре  занятости, ставок заработной платы  на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько десятков раз ниже установленной в США, а средняя по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается снижением производительности труда.

Можно выделить следующие особенности развития рынка труда в России:

1. Рост безработицы.  В соответствии с методологией оценки безработицы в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» официальный (по данным Госкомстата) уровень безработицы составляет всего 8,2%, однако оценки, например, английских транзитологов определяют его в границах 30%.

Следует учесть и тот факт, что среди высвобождаемых работников по разным причинам наметилось увеличение незанятости среди выпускников высших учебных заведений.

2. Изменение  распределения рабочей силы по  секторам экономики - значительным  потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные предприятия сталкиваются с большими трудностями на пути поиска оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования.

3. Появление  2 млн. беженцев и вынужденных  переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.

 

4. Трудовой потенциал  общества используется все менее  эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден.

5. Неполная занятость,  обусловленная не ее гибкостью,  а простоями предприятий: 3,7 млн.  человек (8,6% работающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7 %) -находились в вынужденных отпусках. Российская экономика: прогнозы и тенденции. 1999. №72-74

6. Глубокая территориальная  дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.

7. Особенностью  занятости в постсоциалистических  странах является формирование  так называемого придерживаемого  типа (модели) занятости Капелюшников  Р.И., Аукуционек С.П. Придерживание  рабочей силы: свидетельства «  Российского экономического барометра»// К вопросу теории и практики экономики переходного периода. М., 1996.- рабочая сила не используется в производстве, но и не высвобождается в другие сферы.

8. Низкий уровень  пособий по безработице также  выступает отличительной чертой  российского рынка труда.

9. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен.

10.Существенные  различия между общей численностью  и официально регистрируемой  численностью безработных.

11. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а  также сферы государственного  управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.

Информация о работе Проблема занятости населения в России