Проблема занятости населения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 05:37, реферат

Описание работы

В отличие от других рынков рынок труда характеризуется высокой степенью неопределенности, особенностью функционирования, поскольку имеет дело со специфическим товаром. В этой связи исследование процессов формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования является для России одной из приоритетных задач, требующих решения в ближайшее время.
Экономическая основа трудовых отношений в нашей стране за последние полтора десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Занятость и рынок труда…………………………………………………………..5
Общее понятие занятости……………………………………………………….5
Особенности рынка труда и занятости в России……………………………...8
государственная политика в области содействия занятости населения……12
Основные цели и задачи политики занятости………………………………..12
Политика занятости и регулирование рынка труда………………………….14
Программы занятости………………………………………………………….17
Структура и основные направления развития государственной системы занятости………………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Тер. организация населения.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической  концепции социально-ориентированной  рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.

 

2.3 Программы  занятости

Цели политики занятости отражают такое состояние  рынка труда, которого необходимо достичь, решая стоящие в настоящее  время проблемы. Для решения этих проблем органы занятости разрабатывают  программы содействия занятости  населения.

Программа включает совокупность взаимосвязанных долго- и краткосрочных мер, цель реализации которых - достижение эффективной, оптимальной  занятости трудоспособного населения  в регионе или в национальных масштабах в сочетании с необходимой  социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных последствий долговременной безработицы.

Программа содержит обзор ситуации на рынке труда, анализ факторов, влияющих на динамику занятости, прогноз развития рынка труда  и занятости, цели и программные  задания. В программе предусмотрена координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций и включены данные о финансовом и организационном обеспечении мероприятий.

Программа также  может включать большое число  мероприятий, стимулирующих и поддерживающих экономический потенциал. Эти мероприятия разворачиваются в трех основных плоскостях:

* собственно  в географических пределах области; 

* применительно  к развитию бизнеса; 

* в отношении  населения. 

Мероприятия, направленные на преобразование самого региона, затрагивают инфраструктуру, однако в рамках этих мероприятий совершенствуется и традиционная "физическая" инфраструктура региона: улучшаются транспортные связи и совершенствуются телекоммуникации.

Мероприятия, ориентированные  на развитие бизнеса, предполагают, в частности, поддержку инноваций, консультирование и создание инвестиционных фондов.

Наконец, мероприятия, ориентированные на население, включают поддержку безработных, создание целенаправленных программ обучения, вовлечение местных специалистов в разработку общей стратегии развития.

Разработка  программы занятости дает возможность  скоординировать все эти разнородные  виды деятельности. В зависимости  от существа решаемой проблемы программа  занятости может принимать самые  различные формы. Например, она может затрагивать конкретную отрасль, определенную группу местного населения или географическую область. Вместе с тем независимо от того, какой тип стратегии используется, существо подхода к разработке программы не изменяется. В любом случае необходимо проанализировать возникающие проблемы, определить цели, идентифицировать серию скоординированных шагов для решения проблем и предусмотреть механизм для оценки достигнутых результатов.

Мировой опыт выработал  два основных типа воздействия на уровень занятости:

1.активный (стимулирование  создания новых рабочих мест  и предложения труда, меры по  сохранению и повышению уровня  занятости на предприятиях);

2. пассивный  (выплата пособий безработным).

Социальная  защита населения в условиях рынка  осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума».

Также одно из важнейших  мест в регулировании занятости  на сегодняшний день занимает биржа  труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.

 

2.4 Структура  и основные направления развития  государственной системы занятости

В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной  статистики, налоговым органам и  получают от них сведения, необходимые  для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

Органы служб  занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ. Взаимодействие служб занятости с предприятиями - работодателями, работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства.

Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

1.анализировать  и прогнозировать состояние рынка  труда;

2.вести учет  свободных рабочих мест и граждан,  обращающихся по вопросам трудоустройства;

3.информировать  обращающихся работников и работодателей  о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;

4.оказывать  гражданам помощь в подборе  подходящей работы, а работодателям  в подборе необходимых работников;

5.организовывать  профессиональную подготовку, переподготовку  и повышение квалификации граждан  в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;

6. оказывать  услуги в профессиональной ориентации  и трудоустройстве, высвобождаемым  работником и другим категориям  населения;

7. регистрировать  безработных и оказывать им  помощь в пределах своей компетенции;

8. разрабатывать  республиканские и региональные  программы занятости;

9. подготавливать  предложения об использовании  труда иностранных работников, привлекаемых  на основе межправительственных  соглашений;

10. оплачивать  стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

11. выдавать, в  соответствии с законом, пособие  по безработице, устанавливать  к ним надбавки с учетом  иждивенцев и других обстоятельств;

12. публиковать  статистические данные о состоянии  рынка труда.

Все услуги федеральной  государственной службы, связанные  с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой  и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.

Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения

Средства фонда  занятости направляются на:

1. оплату расходов  по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;

1. организацию  общественных работ;

2. выплату пособий  по безработице и материальной помощи;

3. возмещение  затрат пенсионному фонду в  связи с назначением досрочных  пенсий безработным;

4. мероприятия  по созданию и сохранению рабочих  мест;

5. расходы по  анализу рынка труда, разработке  программ занятости, информационного  обеспечения, рекламы, научно - исследовательской деятельности и на содержание органов занятости.

Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как  гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.

Особенности занятости  и функционирования рынка труда  в промышленном регионе обусловлены  спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся  уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда  занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере (с необходимым переходящим  остатком), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.

 

 

 

 

Заключение

В заключении необходимо отметить, что именно занятость создает  необходимые предпосылки эффективного использования трудового потенциала общества, определяет уровень жизни  и благосостояния людей. Поэтому  при разработке конкретных мер по управлению занятостью населения и регулированию регионального рынка труда следует учитывать не только количественные различия в уровне социально - экономического развития, но и качественные характеристики, обусловившие эти различия, а также наличие у региона внутренних резервов для перелома экономической динамики, зависимость решения внутренних проблем от поддержки на федеральном уровне и от политики местных властей. Лишь осуществление комплекса мероприятий на каждом вышеназванном уровне при условии их согласования может привести к эффективной занятости, что в итоге будет способствовать росту производительности труда, конкурентоспособности отечественной продукции и предприятий.

Ориентация  государственной политики в области  регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Каждая из реализуемых  программ занятости должна быть результативна  в трех ракурсах. Во-первых, программы должны быть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или сохраняя его контакт с рынком труда. Во-вторых, эффект от программ должен сказываться на целевой группе и на рабочей силе в целом. В-третьих, любые действия должны быть оправданы с точки зрения общественных затрат на них. Предварительная оценка эффективности программ подтверждает, что программы оказывают различное воздействие на индивидуальном, групповом уровне, а также на рынок труда в целом. Один и тот же результат действительно может быть достигнут за счет привлечения разных объемов ресурсов. Необходима более тщательная ориентация программ на целевые группы работников или проблемы рынка труда. Эти группы должны быть максимально четко выделены, а программы ориентированы на те проблемы целевой группы, которые можно решить с помощью реализуемых мер. Повышение и поддержание “высокой способности к занятости” рабочей силы, а также поддержка благоприятной “рабочей среды”, позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должно составлять ключевую задачу трудовой политики и политики занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1 Агабекян Р.Л., Авагян Г.Л. Современные теории занятости: учеб. пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2001. - 190 с.

2 Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева.- М.: Юрист 2001.- 574 с.

3 Иванова В.Н., Безденежных Т.И . Управление занятостью населения на местном уровне: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 192 с.

4 Кодекс Законов о труде 1971г

5 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года

6 Сигова С.В.  Восполнение кадрового дефицита  на рынке труда Российской  Федерации / С. В. Сигова. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. – 188 с.

7 Территориальная организация населения: Учеб. пособие/ Под ред. строф.Е.Г. Чистякова. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 188 с.

8 Федеральный закон « О занятости населения РФ» от 19.04.1991 №1032-1 с изм. и доп.

9 Яковлева И. Класс, который мы потеряли// Экономика и жизнь. 1998. №49 С.

Информация о работе Проблема занятости населения в России