Официально-деловой стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Деловая культура включает в себя все то, что общество думает и делает, это означает, что в языке находит свое отражение как менталитет, так и поведение говорящего на нем социума. Передается и развивается культура через общение, посредством которого осуществляется формирование общества и обеспечение взаимопонимания между его членами. Деловая культура - это умение общаться, в том числе и в деловых ситуациях, вырабатываемых поколениями людей. Она включает систему кодифицированных образцов и норм поведения, деятельности, общения и взаимодействия людей, несущих регулятивную и контрольную функцию в социуме.

Содержание работы

Введение
Развитие современной деловой культуры
1.1. Официально - деловой стиль
Элементы деловой культуры
Значимость деловой культуры
Этика в деловой культуре
Деловой этикет
Деловое общение как элемент деловой культуры
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

введение в проф.docx

— 52.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

  1. Развитие современной деловой культуры

1.1. Официально - деловой стиль

  1. Элементы деловой культуры
  2. Значимость деловой культуры
  3. Этика в деловой культуре
  4. Деловой этикет
  5. Деловое общение как элемент деловой культуры

Заключение

Список использованной литературы

3

5

7

11

13

16

20

25

29

30


 

 

 

Введение

 

Деловая культура включает в себя все то, что общество думает и делает, это означает, что в языке находит свое отражение как менталитет, так и поведение говорящего на нем социума. Передается и развивается культура через общение, посредством которого осуществляется формирование общества и обеспечение взаимопонимания между его членами. Деловая культура - это умение общаться, в том числе и в деловых ситуациях, вырабатываемых поколениями людей. Она включает систему кодифицированных образцов и норм поведения, деятельности, общения и взаимодействия людей, несущих регулятивную и контрольную функцию в социуме. Одним из основных инструментов общения является язык, социальный по своей сути, он составляет часть человеческого поведения, которое включает в себя как вербальную, так и невербальную формы, язык в определенной мере подчиняется тем же законам, что и человеческое поведение в целом. Известно, что большая часть человеческого поведения социально регламентирована, обусловлена этическими нормами, традициями, ценностями общества, т.е. основана на конвенциях, которые могут не совпадать в разных культурах. Эти социальные конвенции неизбежно находят свое отражение в языке.

Они могут быть, как официально закреплены в нормативно-правовых актах, которые исходят от руководства компании, так и насаждаться в качестве проводимой компанией официально политикой. Деловая культура, как и многие явления корпоративной отрасли, пришла к нам с Запада и адаптировалась под отечественные реалии, поэтому многие моменты могут быть нам не до конца ясны или же вызывать неоднозначную оценку. Очень важно при ее насаждении давать сотрудникам понимание, зачем все это делается. Если люди будут видеть, что соблюдение каких-то норм происходит потому, что это что-то улучшает в их жизни, делает ее приятнее, повышает качество, то они будут охотнее соблюдать правила. В противном случае это может начать восприниматься как самодурство и насилие. И реакция на подобное будет негативной.

В России в частности и в СНГ в целом деловая культура находится на стадии формирования: плохо разработан терминологический аппарат, нет единства подходов к этому понятию на практике. В этом несложно убедиться, когда сравниваешь работу компаний в разных отраслях: везде есть какие-то свои правила, часто достаточно сильно разнящиеся. Поэтому особенно важно поддерживать те организации, которые развиваются в данном направлении.

 

 

  1. Развитие современной деловой культуры

 

Культура - это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и т.д. Человек - это биосоциальное существо. Как социальное существо, человек в значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому культура выступает, как способ и метод овладения человеком естественным и социальным мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом и даёт новые формы развития природы и общества.

В.И. Даль в словаре «Живого великорусского языка» говорит о культуре в двух значениях: 1) обработка и уход, возделывание, возделка; 2) образование умственное и нравственное [1, с. 181].

С.И. Ожегов в словаре предлагает 5 значений слова «культура», среди которых выделяются особо: 1) совокупность достижений людей; 2) культурность; 3) разведение, выращивание чего-либо или кого-либо.

Развернутое определение культуры предлагает Ф.И. Шарков в энциклопедическом словаре-справочнике «Коммуникология»: это «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материальной и духовной деятельности, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений человека к природе, между собой и к самим себе» [4, с. 318].

Связь с прошлым, традиция - одна из фундаментальных характеристик культуры. Вопрос о соотношении традиции и новаторства - одна из вечных проблем культуры.

Традиция – это «исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение идеи, взгляды, вкусы, обычаи, порядки и правила поведения», а также «обычай, установившийся порядок в поведении, в быту».

Между традицией и новаторством всегда должно сохраняться определённое равновесие. Преобладание традиций ведёт к консервативному застою, а увлечение всем новым - к разрушительному нигилизму. Резкое нарушение традиций, не всегда оправданное, происходит в периоды революционных обновлений общества или отдельных его сфер.

Для современной культуры существенным является соотношение массовой и элитарной культуры. Массовая культура, по мнению Л.М. Земляновой, характеризуется преобладанием «потребительского отношения к информативно-культурным ценностям, приобретаемым в досугово-развлекательных целях как предметы купли-продажи».

Выделяют три фундаментальные элемента культуры:

  1. Познавательно знаково-символический элемент - знания, представления, образцы, находят своё выражение в знаках и символах, т.е. языке.
  2. Ценностная система. Ценность - свойство вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека.
  3. Образцы поведения - традиции, обычаи, обряды.

Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях. Основная функция - человекотворческая (гуманистическая).

На всем протяжении своей истории человечеством было создано огромное количество знаков поведения, без которых невозможен ни один вид его деятельности. Для человека владение этими знаками и знаковыми системами означает его включение в отношения с другими людьми и в культуру. По мнению теоретика лингвистики Фердинанда де Соссюра, «языковой знак связывает не вещь ее название, а понятие и акустический образ». Иными словами знак выступает хранителем информации в культуре, ключом к ее пониманию и представлением о ней.  
В зависимости от назначения были созданы и применяются несколько типов знаков:

  1. Знаки-копии, которые воспроизводят различные явления действительности, но сами этой действительностью не являются (фотографии).
  2. Знаки-признаки, несущие некоторую информацию о предмете (температура больного).
  3. Знаки-сигналы, заключающие в себе информацию по договоренности о предметах, о которых они информируют (школьный звонок).
  4. Знаки-символы, несущие информацию о предмете на основе выделения из него каких-то свойств или признаков (государственный герб).

Однако сами по себе отдельные знаки не имеют смысла и не представляют ценности, если они не взаимосвязаны с другими знаками и не входят в определенную знаковую систему. Например, существует знаковая система приветствий: разного рода поклоны, рукопожатия, поцелуи, похлопывания по плечу и т.п..

Культура не только влияет на коммуникацию, но и сама подвергается ее влиянию. Чаще всего это происходит в процессе инкультурации, когда человек в той или иной форме коммуникации усваивает нормы и ценности культуры. Мы изучаем нашу культуру различными способами, используя для этого различные источники. Читая, слушая, наблюдая, обмениваясь мнениями и новостями со знакомыми или незнакомыми людьми, мы влияем на свою культуру, и это влияние становится возможным посредством той или иной формы коммуникации.

 

1.1. Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль было бы неверно и несправедливо, неточно называть канцелярским. Это целая разновидность русского литературного языка. И это стиль целесообразный, имеющий свои средства выражения, способы называния предметов и явлений, и даже по-своему выразительный.

Зарождение русской официально-деловой речи начинается с Х в., с эпохи Киевской Руси, и связано оформлением договоров между Киевской Русью и Византией. Важнейший памятник древнерусского права - "Русская правда", сборник законодательных установлений древнерусского государства. Язык договоров и других документов «был именно тем языком, из которого позднее выработался литературный язык». В Московской Руси было два параллельных книжных языка: церковнославянский и деловой язык приказов т. е. учреждений, ведавших отдельной отраслью управления или отдельной территорией. В течение XV-XVI вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи. В результате длительного процесса их взаимодействия к концу XVII - началу XVIII в. общегосударственный приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси, из которого впоследствии и сформировался современный русский литературный язык.

Официально- деловой стиль - это «функциональный стиль речи, среда речевого общения в сфере официальных отношений: в сфере правовых отношений и управления» , «функциональная разновидность современного литературного языка, обслуживающая сферу права, власти, администрации, коммерции и внутри- и межгосударственных отношений». Современный официально-деловой стиль относится к числу книжных стилей и функционирует в форме письменной речи. Устная форма официально-деловой речи - выступления на торжественных собраниях, заседаниях, приемах, доклады государственных и общественных деятелей и т. д.

Официально-деловой стиль обслуживает сугубо официальные и чрезвычайно важные сферы человеческих взаимоотношений: отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, учреждениями и организациями, между личностью и обществом. Фактически от рождения и до смерти человек находится в сфере действия официально-деловой речи.

Выделяют две особенности официально-делового стиля:

  • Выражаемое официально-деловым стилем содержание, учитывая его огромную важность, должно исключать всякую двусмысленность, всякие разночтения.
  • Официально-деловой стиль характеризуется определенным более или менее ограниченным кругом тем.

Эти особенности способствовали закреплению в нем традиционных устоявшихся средств языкового выражения и выработке определенных форм и приемов построения речи.

Официально-деловой стиль характеризуется:

  1. высокой регламентированностью речи (определенный запас средств выражения и способов их построения);
  2. официальностью (строгость изложения; слова употребляются обычно в своих прямых значениях, образность, как правило, отсутствует, тропы очень редки);
  3. безличностью (официально-деловая речь избегает конкретного и личного).

Стандартизированность официально-делового стиля проявляется в «активности устойчивых оборотов речи», «клишированных фраз», а также «стандартностью построения текстов».

Если говорить о речевых жанрах, о структуре официально-делового стиля, то он подразделяется на две разновидности, два подстиля: официально-документальный и обиходно-деловой.

В первом можно выделить язык дипломатии (дипломатические акты) и язык законов, а во втором - служебную переписку, деловые бумаги.

Формирование официально-деловой письменной речи во всех языковых культурах обусловлено развитием государственности, аппарата управления и связано в с необходимостью документально закреплять правовые отношения юридических и частных лиц. Деловое письмо служит «инструментом делового общения языковым средством фиксации (документирования) управленческой деловой, служебной информации». Среди основных требований, предъявляемых к служебной информации, можно выделить: 1) достоверность, 2) актуальность, 3) убедительность и 4) полноту.

 

  1. Элементы деловой культуры

 

Маркетинговые коммуникации - это совокупность сообщений, нацеленных на рынок, и используемые коммуникационные каналы. По мнению Дворниковой Е., это - «творческая форма дифференциации рынка, всегда конкурентная, всегда стремящаяся убедить потребителей, акционеров и служащих, что рыночное предложение данного бизнеса является лучшим для них вариантом и поэтому они должны сделать выбор в его пользу». Маркетинговые коммуникации способны выстраивать «основные эффективные способы связи, коммуникации продавца с целевой аудиторией (потребителем)». Иными словами, это – «каналы и формы представления информации о товарах и услугах».

Информация о работе Официально-деловой стиль