Аудит финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение порядка аудиторской проверки бухгалтерской отчетности.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать круг задач, которые необходимо решить в процессе рассмотрения данной темы:
- порядок составления бухгалтерской отчетности
- проверка правильности составления бухгалтерской отчетности
- порядок написания аудиторского заключения по итогам проверки бухгалтерской отчетности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Бухгалтерская отчетность на предприятии………………………….5
Понятие, виды, состав и сроки предоставления бухгалтерской отчетности……………………………………………………5
1.2 Подготовительные работы перед составлением отчетности..12
1.3 Виды и состав бухгалтерского баланса……………………..16
1.4 Другие формы бухгалтерской отчетности…………………..25
Глава 2. Аудит бухгалтерской отчетности…………………………….42
2.1 Задачи, источники, методы и этапы планирования проверки бухгалтерской отчетности……………………………………….42
2.2 Проверка правильности проведения инвентаризации и закрытия счетов в конце года……………………………………50
2.3 Аудит бухгалтерского баланса………………………………51
2.4 Проверка правильности составления других форм отчетности………………………………………………………..56
Глава 3. Аудиторское заключение…………………………………….63
3.1 Оформление результатов аудиторских проверок…………69
3.2 Типичные ошибки и пути их исправления………………...69
Заключение…………………………………………………………….75
Список литературы…………………………………………………….75

Файлы: 1 файл

АУДИТ КУРСАЧ.docx

— 121.67 Кб (Скачать файл)

Данные  бухгалтерского баланса используются для анализа имущественного и  финансового положения организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Проверка правильности составления  других форм отчетности

Аудит показателей «Отчета о прибылях и убытках»

Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская  отчетность организации" ПБУ 4/99[16] выделяет и требует раздельно раскрывать как минимум выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг, проценты к получению; доходы от участия в других организациях, прочие доходы и прочие расходы.

Прежде  всего, необходимо проверить соответствие содержания статей формы отчета положениям нормативных актов.

Порядок представления данных в отчете о  прибылях и убытках зависит от признания организацией доходов  исходя из требований Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99[13], характера своей деятельности, вида доходов, размера и условий их получения доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями.

Перед началом проверки аудитор должен ознакомиться с положениями учетной  политики организации, касающимися  порядка признания доходов в  качестве доходов от обычных видов  деятельности, в соответствии с п.4 ПБУ 9/99[13].

Аудитор должен проверить арифметические подсчеты. Для подтверждения достоверности  и точности определения показателей  отчетной формы производится сверка тождественности показателей гр.3 "За отчетный год" с данными  главной книги и регистров  аналитического учета по счетам учета  доходов и расходов.

Важно обратить внимание на соблюдение принципа существенности (п.11 ПБУ 4/99)[16], согласно которому доходы и расходы должны приводиться обособленно, если они существенны. При формировании показателей отчета о прибылях и убытках должны соблюдаться следующие требования:

- при отражении видов доходов,  каждый из которых в отдельности  составляет 5% и более общей суммы  доходов организации за отчетный  период, в отчете показывается  соответствующая каждому виду  часть расходов;

- графа 4 отчета заполняется на  основании данных гр.3 отчета за  предыдущий год. Если данные  за аналогичный период предыдущего  года несопоставимы с данными  за отчетный период, то первые  из названных данных подлежат  корректировке исходя из изменений  учетной политики, законодательных  и иных нормативных актов. Исправительные записи в бухгалтерском учете при этом не составляются;

- доходы от обычных видов деятельности  в случае их существенности  подлежат отражению обособленно  в виде расшифровки к ст. "Выручка  (нетто) от продажи товаров,  продукции, работ, услуг" или  в приложении к отчету о  прибылях и убытках.

С целью контроля соответствия показателей  отчетности требованиям нормативных  документов проверяются:

- правильность заполнения показателей  в форме отчета, например, по строке "Постоянные налоговые обязательства"  отражаются суммы, сформированные  по счету 99. По строке "Отложенные  налоговые активы"- обороты по  кредиту счета 77 за вычетом  дебетовых оборотов. Если кредитовый  оборот по счету 77 превышает  дебетовый, то аудитор должен  просмотреть, что стр. "Отложенные  налоговые активы" отрицательная и вписана в отчет о прибылях и убытках в круглых скобках. При расчете чистой прибыли он должен быть учтен со знаком "минус"

- взаимоувязка показателей отчетности, соответствие показателей, отраженных в разных формах отчетности.

Данные  отчета о прибылях и убытках используются для проведения анализа финансовых результатов.

Аудит показателей «Отчета об изменении капитала»

Отчет об изменениях капитала (ф. N 3) раскрывает дополнительные данные об изменениях в капитале и дает пояснения к  статьям раздела III бухгалтерского баланса "Капитал и резервы".

Проверку  формирования показателей отчетной формы также рекомендуется начинать с арифметических подсчетов.

Показатели  отдельных видов капитала, резервов предстоящих расходов, оценочных  резервов на начало и конец года и оборотов за год, их увеличение и  использование за отчетный период проверяются  на соответствие данным Главной книги  и регистров синтетического учета  по соответствующим счетам. Особое внимание следует уделить проверке раздела I "Изменения капитала", в котором раскрывается информация об источниках увеличения капитала организации  на конец отчетного года, а также  причинах уменьшения капитала. При  этом следует иметь в виду, что  внутренние обороты, связанные с  увеличением (уменьшением) одной составляющей капитала за счет уменьшения (увеличения) другой составляющей, отражаться в  разделе IV не должны. Аудитор должен провести проверку правильности расчета показателя "чистые активы". Значение величины чистых активов для оценки финансового состояния организации очень важно, поскольку в соответствии с требованиями законодательных актов 0028Федерального закона "Об акционерных обществах" и др.) проводится сопоставление показателя чистых активов с величиной уставного капитала. Если величина чистых активов оказывается ниже величины уставного капитала, то величина уставного капитала должна быть доведена до величины чистых активов.

При формировании Отчета об изменениях капитала организация должна учитывать, что  предусмотренные в образце отдельные  статьи, не имеющие в отчетном периоде  числовых значений, не приводятся, за исключением  случая, когда по статье были данные в предыдущем отчетном году. Если организация  имеет существенное изменение капитала, не предусмотренное в образце, то она самостоятельно включает недостающую  статью. Кроме того, допускается  графу "Добавочный капитал" разбить  на две части - "Эмиссионный доход" и "Дооценка активов", учитывая их разный характер образования и использования.

Справки, связанные с поступлением средств  из бюджета и внебюджетных фондов, заполняются с учетом ПБУ 13/2000 и  ПБУ 9/99[13].

С целью контроля соответствия показателей  отчетности требованиям нормативных  документов проверяются:

- правильность заполнения показателей  в форме отчета;

- взаимоувязка показателей отчетности, соответствие показателей, отраженных в разных формах отчетности;

Данные  отчета об изменениях капитала используются для проведения анализа финансовых результатов.

Аудит показателей «Отчета о движении денежных средств»

В отчете о движении денежных средств (ф. N 4) раскрывается информация о денежных средствах организации, находящихся  на счетах в банках и в кассе.

Данные  отчета позволяют раскрыть причины  изменений в объеме и составе  денежных потоков за отчетный период.

В отчете о движении денежных средств представляются данные, прямо вытекающие из записей на счетах бухгалтерского учета денежных средств (счета 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках").

При формировании показателей отчета денежные потоки классифицируют по трем группам, соответствующим разным видам деятельности организации: текущей, инвестиционной и финансовой. Аудитор проверяет  правильность представленной информации по видам деятельности.

Если  организация осуществляет операции в иностранной валюте, проводится проверка соблюдения требований Методических рекомендаций, в соответствии с которым  сначала составляется расчет в иностранной  валюте по каждому ее виду. После  этого данные каждого расчета, составленного  в иностранной валюте, пересчитываются  по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской  отчетности. Полученные данные по отдельным  расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета.

Если  организация имела остатки валюты на валютном счете или в кассе  на начало года, то равенства между  показателями бухгалтерского баланса  на начало года и отчета о движении денежных средств (стр.010) не будет. Это  связано с тем, что остатки  валюты на начало года при составлении  отчета о движении денежных средств  пересчитываются по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года, а в  бухгалтерском балансе остатки  валюты на начало года показываются в  пересчете по курсу на 31 декабря  предыдущего года.

Проверка  формирования показателей проводится с использованием данных регистров  синтетического и аналитического учета  по счетам учета денежных средств, а  также приложенных первичных  документов, отражающих содержание операции. Аудитор также использует процедуру  арифметических подсчетов для подтверждения  данных отчетных форм.

Анализ  денежных потоков по видам деятельности позволяет аудитору:

- по данным денежных потоков  текущей деятельности - оценить возможность  организации направлять денежные  средства на поддержание хозяйственного  процесса и выявить тенденции,  вызванные наращиванием производственных  мощностей;

- по данным денежных потоков  инвестиционной деятельности - определить, насколько будущие производственные  мощности смогут поддерживать  сложившийся уровень текущей  деятельности.

В образце Отчета о движении денежных средств в каждом разделе по виду деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой) предусмотрены статьи по каждому разделу, посвященному конкретному  виду деятельности, - соответственно "Чистые денежные средства от текущей деятельности", "Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности" и "Чистые денежные средства от финансовой деятельности". Кроме того, существует итоговая статья - "Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов". Показатель "чистые денежные средства" является результатом вычета из данных по показателям об их поступлении данных по показателям об их использовании.

Необходимо  обратить внимание на то, что организация  может принять решение при  заполнении Отчета о движении денежных средств учитывать в целях  повышения аналитичности итоговой информации помимо данных о движении непосредственно денежных средств также и их эквивалентов. В российском законодательстве отсутствует понятие денежных эквивалентов. Поэтому можно использовать определение, приведенное в МСФО 7 "Отчеты о движении денежных средств", согласно которому эквивалент денежных средств - это краткосрочные, высоколиквидные вложения, легко обратимые в определенную сумму денежных средств и подвергающиеся незначительному риску изменения их стоимости.

С целью контроля соответствия показателей  отчетности требованиям нормативных  документов проверяются:

- правильность заполнения показателей  в форме отчета;

- взаимоувязка показателей отчетности, соответствие показателей, отраженных в разных формах отчетности;

Данные  отчета о движении денежных средств  используются для проведения анализа  финансовых результатов.

Аудит показателей «Приложения к бухгалтерскому балансу»

В первом разделе приводится расшифровка  нематериальных активов, которыми владеет  организация. Раздел состоит из двух таблиц. В первой указывается первоначальная стоимость НМА, а во второй - сумма  начисленной амортизации. Организациям предоставлено право отражать амортизацию по нематериальным активам в бухгалтерском учете двумя способами (п.21 ПБУ 14/2007[10]). Выбранный способ отражения амортизации организация должна применять по группе однородных объектов в течение всего срока их полезного использования.

Сумму начисленной амортизации можно  учитывать на отдельном счете. Это  первый способ. В этом случае данные об амортизации по нематериальным активам  нужно отразить в таблице 2. Или  же можно уменьшать первоначальную стоимость нематериального актива на сумму начисленной амортизации. Это второй способ. В этом случае величину амортизации, начисленной  в отчетном году, бухгалтер должен отразить в графе 5 таблицы 1. Отметим, что по организационным расходам и деловой репутации отражать сумму начисленной амортизации можно только вторым способом - путем уменьшения их первоначальной стоимости.

Чтобы не допустить ошибки, необходимо проверить  правильность заполнения этой таблицы. Для этого нужно сложить данные по каждой графе таблицы в отдельности, а затем к итоговому значению графы 3 прибавить итоговое значение графы 4 и отнять итоговое значение графы 5. Если полученная цифра совпала  со значением графы 6, следовательно, таблицу 1 заполнена правильно.

Во  втором разделе нужно привести расшифровку  основных средств, которыми владеет  организация. Информация, приведенная  в этом разделе, нужна для того, чтобы расшифровать данные по строке 120 Бухгалтерского баланса. Раздел состоит  из двух таблиц.

В первой таблице приводятся данные о  первоначальной стоимости основных средств.

В таблице 1 есть строка "Итого". Чтобы  ее заполнить, следует сложить показатели по каждой графе в отдельности. Чтобы  проверить, правильность заполнения таблицы 1, к итоговому значению графы 3 необходимо прибавить итоговое значение графы 4 и отнять итоговое значение графы 5. Если полученная цифра совпала  со значением графы 6, следовательно, таблица -заполнена правильно. Во второй таблице показываются аналитические данные об основных средствах организации. В частности, здесь нужно привести информацию об амортизации основных средств, арендованных или сданных в аренду основных средствах и о переданных на консервацию объектах основных средств.

В третьем разделе приводится расшифровка  доходных вложений в материальные ценности, которыми владеет организация.

Этот  раздел состоит из двух таблиц. В  четвертом разделе Приложения к  бухгалтерскому балансу отражаются данные о расходах организации на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ. Учет расходов на НИОКР ведется  в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы" (ПБУ 17/02)[17].

Аудит данных указанных в пояснительной записке.

Пояснительная записка является структурной частью годового бухгалтерского отчета.

Информация о работе Аудит финансовой отчетности