Анализ библиографической работы детской библиотеки(детского отделения ЦБС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 21:53, контрольная работа

Описание работы

Централизованная библиотечная система (ЦБС) была образована в 1977 году, как Централизованная библиотечная система Советского района, по Постановлению исполкома Советского района.
В 1992 году ЦБС была переименована в Централизованную библиотечную систему № 2 ЮАО города Москвы, по распоряжению префекта Южного округа.

Файлы: 1 файл

анализ бд2.docx

— 396.49 Кб (Скачать файл)

Подключение библиотек к Интернету делает необходимым поиск, оценку, отбор и продвижение не только печатных, но и электронных изданий, и даже целых сайтов. Интересный вариант рекомендации сайтов создала ДБ, выпустив в серии «Информнавигатор» красочно оформленные буклеты-путеводители по интернет- ресурсам: «Универсальные энциклопедии в Интернете», «Тематические энциклопедии в Интернете», «Энциклопедии на английском языке в Интернете», «Книги и литература в Интернете», «Интернет для выбирающего профессию: психодиагностика, профориентация, трудоустройство», «Интернет для абитуриента: все об образовании» и т. д. Таким образом, для информационно-библиографических изданий современных библиотек характерны жанровое своеобразие, поиск инновационных форм представления материала.

Рекомендательная информационно-библиографическая продукция библиотек все больше ориентируется на различные возрастные, гендерные, профессиональные группы.

Сведения о выходящих книгах можно почерпнуть из журналов «Книжное дело», «Библиотечное дело», «Школьная библиотека». Так, журнал «Библиотечное дело» (выходит с 1996 года) включает широкий спектр литературоведческих материалов по вопросам истории литературы и современного литературного процесса. В каждом номере журнала публикуются рецензии на новые книги и книжные серии. Часто используется жанр презентации продукции издательств, библиографических обзоров. Помимо этого журнал регулярно публикует рецензии на профессиональную научную и практическую литературу. Отдельно следует отметить библиографическую вкладку газеты «Книжное обозрение», отличающуюся неопределенным адресом (широким читательским назначением). В газете еженедельно по тематическим рубрикам публикуется список новых книг и брошюр, поступивших в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

Успешное развитие получил тематический ресурс - электронная выставка. Особенностью электронных выставок являются их тематическая направленность, четкое читательское и целевое назначение, сочетание фактографической и библиографической информации. В связи с тем, что это сетевой, а не внутрибиблиотечный проект, особую ценность представляет размещенная на них полнотекстовая информация.

Уникальность электронных библиографических ресурсов определена спецификой библиотеки как социального института. Их содержание подчинено удовлетворению специфических информационных потребностей основных категорий пользователей. Данный критерий особенно актуален для тематических и краеведческих баз данных, поскольку предполагает уникальность содержания, а значит, повышенную ценность для пользователей.      

5. Справочно-библиографическое обслуживание.

Библиографический отдел формирует основную часть (ядро) справочно-библиографического фонда (СБФ) библиотеки, обеспечивает его актуальность и соответствие информационным потребностям читателей. Отдел создает и ведет библиографические картотеки универсального содержания. Он же формирует фонд выполненных справок. Каталоги библиотеки входят в ядро СБА.3

Ответственность за ведение каталогов библиотеки возложена на отдел обработки литературы и организации каталогов. Библиографический отдел руководит работой по составлению сводных каталогов на отдельные виды документов, поступающих в библиотеки региона.

Дифференциация СБА зависит от распределения библиографических функций между библиографическим и другими отделами и выглядит, как правило, следующим образом.

СБА библиографического отдела - центральный. Он тесно связан с СБА отраслевых отделов и отделов обслуживания.

В отраслевых отделах создаются специализированные части СБА, дополняющие центральный СБА.

В справочно-библиографический фонд отраслевого отдела входят:

- отраслевые энциклопедии,

-словари и справочники,

-реферативные журналы и другие отраслевые и тематические библиографические пособия.

 Так же , как и в  центральный СБА, в него могут  включаться тематические сборники  документов по профилю отдела.

Отраслевые отделы , как правило, имеют штатного библиографа, который организует и ведет профилированную часть СБА. В нее входят: фонды специальных изданий, информационных карт, листков; каталоги, фактографические и библиографические картотеки по профилю отдела, создаваемые в дополнение к их общей В отделах обслуживания тоже создается свой СБА, который обычно включает руководящие документы, основные энциклопедии, словари, справочники, рекомендательные указатели, картотеку рекомендательных указателей и др. В читальных залах все эти материалы представлены обычно на полках открытого доступа.

Библиографической работой занимается каждый сотрудник библиотеки, для них СБА предстает как одно из средств решения профессиональных задач. Поэтому, в некоторых отделах создаются специфические части СБА, необходимые для внутренних работ, например,у алфавитная картотека печатной карточки Всероссийской книжной палаты (в отделе обработки), картотека докомлектования (в отделе комплектования), а также части, помогающие более рациональному использованию СБА нескольких библиотек - сводные каталоги и картотеки, СБФ, справочники по библиотекам.

Таким образом, центральный СБА  обеспечивается установлением единых принципов его организации и развития, тесными связями между всеми частями аппарата, наличием сводных СБА.

Задачей СБА ЦБС является обеспечение читателям широкого доступа не только к фондам всех библиотек системы, но и к фондам библиотек региона (города, района). С этой целью в СБА ЦБС активно развиваются элементы сводного информирования: центральные и сводные каталоги на фонды ЦБС; сводные каталоги, включающие данные о фондах других библиотек региона; сводные каталоги периодических изданий, получаемых библиотеками разных ведомств; сводные каталоги на СБФ; сводные паспортные данные на каталоги и картотеки всех отделов, филиалов и других библиотек региона; сводные алфавитно-предметные указатели к каталогам и картотекам.

Состав СБА ЦБС в значительной степени зависит от особенностей обслуживаемого региона: ЦБС крупных городов, работающие в координации с универсальными и отраслевыми библиотеками, не имеют острой потребности в создании сводных частей СБА (за исключением сводных каталогов, которые отражают фонды самой ЦБС),а ЦБС небольших городов и районные ЦБС, напротив, нуждаются в системе сводных каталогов и картотек.

Сегодня особую роль приобретают ЦБС и их СБА в обслуживании специалистов, число которых в составе читателей ЦБС постоянно растет.

Библиографические картотеки ведутся как ЦБ, так и библиотеками-филиалами, однако состав их различен: в ЦБС создается  систематическая картотека статей , а филиалах могут быть лишь отдельные отраслевые разделы, а также картотеки на отдельные виды изданий, систематическая картотека методических материалов и др.

ЦБ выполняет координационные функции. Например, она организует и ведет единый СБФ по главному сельскохозяйственному профилю региона.

СБА специальной библиотеки должен быть ориентирован на выполнение всех типов запросов, поступающих в библиотеки. Поэтому он обычно включает издания документов правительства, универсальные энциклопедии, словари, справочники, библиографические пособия. Но в основном СБА имеет отраслевую (или многоотраслевую) направленность, создается с учетом особых групп документов, приобретаемых библиотекой.

Система каталогов и картотек ЦБС вместе со справочными и библиографическими изданиями образуют справочно-библиографический аппарат, предназначенный для пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства чтением.

 

 

5. Справочно-поисковый аппарат.

 

По способам группировки библиографических описаний наиболее распространенными видами каталогов являются:

    1. алфавитный
    2. систематический
    3. предметный.

 

 В алфавитном каталоге описание книг располагаются в алфавите фамилий авторов, наименований учреждений и организаций, принятых в качестве авторов и заглавий произведений.

При таком построении каталогов, возможно, установить наличие или отсутствие известной читателю книги, а также вписать, какие произведения определенного автора имеются в данной библиотеке.

 

 Систематический каталог представляет собой перечень книг, библиографические описания которых группируются в зависимости от содержания книг по отраслям знания и дальнейшим подразделениям, распространенным в последовательности от более общих к частным.

 

 Систематический каталог, благодаря его структуре, дает возможность получить ответ на вопрос, какие книги по той или иной отрасли знания или определенному ее разделу имеются в библиотеке. Обращение к систематическому каталогу расширяет и углубляет читательские интересы.

 

 Предметный каталог, так же как и систематический основывается при построении на содержании книг, по их библиографическому описанию, в отличие от систематического каталога, располагаются не по отраслям знания, а в алфавите наименований предметов, о которых рассказывается в книгах. Группировка библиографических описаний в каталогах может быть обусловлена характером изданий или специфическими задачами отдельных библиотек. К ним относят нумерационный, географический, хронологический.

 

 

6. Работа библиотеки по формированию информационной культуры и библиографическому обучению. Библиографическое информирование.

В зависимости от профиля и масштаба библиотеки, характера запросов читателей, их возрастных особенностей, состояния СБА используются различные формы и методы рекламы каталогов и обучения читателей пользоваться ими.4

 

 Формы рекламы каталогов:

Наглядные формы

Устные формы

Печатные формы

Рекламные  
листовки

Плакаты

Стенгазеты 

Индивидуальные и групповые беседы и консультации

Экскурсия  
по СБА

Библиографические игры

Библиотечные уроки (занятия)

Обзоры,  
дайджесты

Дни библиографии

Паспорт

Путеводители

Памятки

Учебно-методические пособия  


 

 

 Наглядные формы рекламы каталогов могут быть печатными или рукописными. К наглядным формам рекламы относятся стенды, плакаты.

Печатные формы выполняются типографическим способом или средствами малой полиграфии .

Познакомить читателя с правилами пользования каталогом могут памятки или путеводители по каталогам. Памятки, путеводители, листовки кладут рядом с каталогом, чтобы читатели могли самостоятельно поработать с ними .

Обучение читателей умению пользоваться каталогами проходят, обычно в устных формах. К ним относятся: беседы; консультации. Цель данных бесед - помочь читателю научиться ориентироваться в структуре библиотечных каталогов.

 

 При разработке средств наглядной информации принимаются во внимание два наиболее важных аспекта: размещение и содержание. Замечено, что перегрузка интерьеров библиотеки средствами наглядной информации вызывает обратный эффект: читатель просто проходит мимо, не обращая внимания на огромное количество разнородной бессистемной информации. Поэтому, следует исходить из того, что информация должна быть размещена там, где у читателя возникает соответствующая потребность в ней. В тех случаях, когда администрация библиотеки сомневается в правильности предлагаемого решения, можно обратиться к самим читателям: провести опрос, предложить на выбор несколько возможных вариантов.

Всегда важным направлением библиографической деятельности было и является информационно-библиографическое обучение. В городской детской библиотеке разработан цикл занятий «Школа дядюшки Процессора». На занятиях ребята осваивают основы пользования компьютером. Уже второй год проводятся мероприятия по теме «Компьютерная грамотность» Для учащихся 3-х классов в течение года проводились уроки:

- «От гигантов до карликов» (детям  была предоставлена информация  от самых первых компьютеров  до современных).  
- «Компьютер хочет познакомиться» (об устройстве ПК).  
- «Компьютерная информация» (о формах представления информации на ПК – текстовая, графическая, звуковая).

В детской библиотеке проводятся такие ББЗ, как «Структура книги», «Какими бывают книги» с элементами слайдовых анимационных презентаций, что делает эти библиотечные уроки более эффективными. В этой же библиотеке широко используют Интернет в помощь методической работе. Библиотечные и педагогические сайты оказывают помощь специалистам соответствующих областей деятельности при составлении сценариев, в подготовке к семинарам, в ознакомлении с новыми методами и направлениями работы, с новинками литературы и периодики.

Компьютерные технологии используются и при создании малых форм библиографии – дайджестов, рекомендательных списков литературы, персональных памяток. В библиотеке № 141 ЦБС г. Москвы подготовлен электронный дайджест «Берегите ёжиков». В электронном виде представлен материал о ежах из книг и журналов. Данное пособие используется при проведении мероприятий экологической тематики. Определенный опыт в подготовке библиографических пособий с использованием компьютерных технологий накоплен и других филиалах.

Справочно-библиографический аппарат (СБА) любой библиотеки является базой обслуживания читателей. Главной задачей организации СБА сегодня наши коллеги считают возможность обеспечения широкого доступа к фондам библиотеки с использованием информационных технологий. На основе сформированной электронной части СБА осуществляются все направления библиографической деятельности: выполнение различных видов справок, информирование, составление библиографических пособий, как в электронном, так и в печатном виде.

Создание и ведение электронного каталога и библиографических баз данных является приоритетным направлением в работе этой библиотеки. Электронный каталог (ЭК) и Базы данных (БД), которые ведутся в этой библиотеке и на 01.01.2010 насчитывают 21270 записей, дают возможность многоаспектного поиска информации. Локальная сеть библиотеки объединяет 15 персональных компьютеров (ПК). В распоряжении пользователей 7 ПК – с выходом в Интернет .

Информация о работе Анализ библиографической работы детской библиотеки(детского отделения ЦБС)