Методика работы с детским хором

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:03, реферат

Описание работы

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства.
Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определил её значительную роль в жизни общества.
Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества были периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

Содержание работы

. Введение.
II. Особенности работы с детским хором:
1. Возрастные характеристики
2. вокальные упражнения
3. работа над вокально хоровыми навыками;
а) работа над дикцией: над гласными и согласными
б) работа над ритмической чёткостью
4. Приёмы развития слуха и голоса детей
5. Организация детского хора;
а) принцип отбора
б) организация репетиционного процесса
6. Принципы подбора репертуара
7. Значение психологических тренингов в детском хоре.
III. Заключение.

Файлы: 1 файл

Ставропольское краевое училище искусств.docx

— 70.25 Кб (Скачать файл)

Ставропольское краевое  училище искусств

Курсовая работа

Студенки 3-го курса 

Дирижерско хорового отделения

Коломойцевой Елены Ивановны

Тема: « методика работы с  детским хором»

Рецензент Горбачева Т. В.

Подпись_________________

Ставрополь

2005г.

План:

I. Введение.

II. Особенности работы  с детским хором:

1. Возрастные характеристики 

2. вокальные упражнения

3. работа над вокально хоровыми навыками;

а) работа над дикцией: над  гласными и согласными

б) работа над ритмической  чёткостью 

4. Приёмы развития слуха  и голоса детей

5. Организация детского  хора;

а) принцип отбора

б) организация репетиционного процесса

6. Принципы подбора репертуара

7. Значение психологических  тренингов в детском хоре.

III. Заключение.

I. Введение.

Хоровая музыка принадлежит  к наиболее демократичным видам  искусства.

Большая сила воздействия  на широкий круг слушателей определил  её значительную роль в жизни общества.

Воспитательные и организационные  возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества были периоды, когда хоровая музыка становилась  средством идеологической и политической борьбы.

Так в методике работы с  детским хором всегда существовали и существуют различные аспекты. Вообще приобщение детей к музыке всегда начинается через пение. Потому, что пением дети начинают заниматься с раннего возраста, ещё в детски садах. Следовательно - пение - является доступным видом музыкального искусства. И совершенствование в этой сфере  всегда актуальны. В процессе обучения пению развивается этическое воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а так же его музыкальные данные в соответствии с голосом.

В наше время вокальное  воспитание детей осуществляется в  детской музыкальной школе, в  хоровых студиях, в общеобразовательной  школе (на уроках музыки) в центрах  эстетического воспитания. Очень  интересно то, что детское пение  также способствует исследованиям  для медицины, психологии, акустики, педагогики и т.д. Так возникает  теория и система музыкального воспитания детей.

Проблема эстетического  воспитания средствами искусства, требует  углубленного изучения вопросов, связанных  с музыкальным воспитанием и  развитием учащихся.

Несмотря на все сложности  и перипетии в России нынешнего  времени, хоровое искусство остаётся жизнеспособным. Оно выдерживало  соперничество со средствами массовой информации, где в настоящие время  зарождаются новые виды творчества. Сегодня в России воспитательные организации средств эстетического воздействия на человека тем более на юного, всё ещё не учитываются в полной мере. И хотя никто не отрицает значения воспитательной роли искусства, но никто и не отслеживает эстетического воздействия поп-культуры. Не ставит барьер против низкосортной художественной продукции в области культуры, в области эстетического образования.

Получилось что понятия  художественной (позитивной) и антихудожественной (негативной) не входят в нормативы  художественно-эстетического воспитания.

Если раньше эта проблема решалась силовым путём, преимущественно  средствами цензуры, а так же политическими  и общественными организациями, при этом не всегда справедливо, то сегодня считается, что каждый образованный человек сможет (должен) сам определять степень позитивного или допустимый уровень негативного во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве.

Прежде всего руководитель хора и его организаторы должны твёрдо уяснить себе цель и задачи создания детского самодеятельного хора и в соответствие с ними строить работу.

II. Особенности работы  с детским хором.

1. Возрастные характеристики  детского голоса.

Детские голоса соответствуют  примерно голосам женского хора. Отличие  заключается в ширине диапазона (он несколько меньше). А так же различен в характере звучания. Детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели женские.

Сопрано детского хора от до I - до соль II октавы.

Альт детского хора от ля малой до ре II октавы.

У детей специфичный голосовой аппорой (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности.

Условно детские голоса в  хоре можно разделить на 3 группы:

1) Детская, от самого  младшего возраста до 10-11 лет.  Фальцетное звукообразование. Довольно  небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы - до II октавы, или ре I - ре II октавы. Это дети младшего школьного возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука р-mf. И причём нет существенного развития между мальчиками и девочками. В репертуаре таких хоровых коллективов имеется по сути 1-2х- произведения.

В таком начальном этапе  хорового воспитания закладывается  профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование.

2) 11-12 до 13-14 лет. Средний  школьный возраст. Уже есть  предрасположенность на грудное  звучание. Несколько расширяется  диапазон (до I октавы - ми, фа II октавы). 5-7 класс, наблюдается некоторая насыщенность звучания. У девочек прослеживается развитие женского тембра. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны.

Сопрано до, ре I октавы - фа, соль II октавы

Альты ля малой октавы - ре, миb II октавы

В этом возрасте возможности  более широки. В репертуар можно  включить произведения гармонического склада и несложно полифонические произведения. Так же 2х - 3х г, партитуры.

3) 14-16 лет. В основной  массе сформировавшиеся. В Этих голосах смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского) голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 - 2 октавы. Звучание смешанное, 8 - 11 класс. У мальчиков заметнее и раньше выявляются элементы грудного звучания.

В репертуаре старших хоров  произведения различных стилей и  эпох.

У девочек заканчивается  формироваться голос. Мальчики подвержены мутации и редко в этом возрасте поют в хоре.

Следует отметить, что полный диапазон каждой партии в детском  хоре может расшириться:

Сопрано до ля, сиb II октавы.

Альты до соль малой октавы

Правильное представление  о примарных тонах, или зоне примарного звучания, переходных звуках и звуковом диапазоне детского голоса позволит хормейстеру определить удобный участок звуковой шкалы для пения. А также выбрать соответствующий репертуар способствующий наилучшим образом на развитие детского голоса.

Примарные - это певческие звуки звучащие наиболие естественно в сравнении других тонов голоса. Следовательно при пении в примарной зоне все звенья голосового аппарата работают с естественной природной координацией.

У большинства детей домутационного периода зона примарного звучания фа1 - ля1. Следует начинать распевание с этих тонов. Другие специалисты и педагоги считают, что она расположена довольно ниже и связано с функционированием аппарата в процессе речи. Выяснено, что эта зона в разные годы - до наступления мутационного возраста - меняется. И среднее значение высоты ре1 - ля1. Выяснено что, понижение голоса от 3-4 лет связано со становлением речевой функции и отсутствие полноценного вокального воспитания.

Переходные звуки. По природе  голоса детям, как и необучен взрослым певцам свойственно использовать натуральные регистры с переходом грудного звучания на фальцетный.

Звук «А» будет петь восходящую гамму, настроив свой голос  на грудное звучание, то предел грудного регистра, где голос как бы качается, расположен в диапазоне ре2 - реb - диез2 для альтов и фа2 - фаb- диез2 для сопрано. Если ребёнок на гласный звук а будет петь в возрасте 4 - 5 лет этот перелом на звуках ля1, си1, - до 2 после чего голос переходит на фальцетное звукообразование.

2. Вокальные упражнения  в детском хоре.

Проба голосов проходит при  индивидуальном прослушивание - пение  гаммы (до1 - до2 ).

Когда в процессе работы - яснее проявляется тембр, тогда  классифицируют голоса на сопрано и  альты.

Певческое дыхание.

По мнению многих хоровых  деятелей, дети должны пользоваться грудо - брюшным дыханием (формирование как у взрослых).

Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика  насколько он понимает, как правильно  брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных  и свободных руках.

При ежедневных тренировках  организм ребёнка приспосабливается. Закрепить эти навыки можно на упражнение дыхания без звука:

Ш Маленький вдох - произвольный выдох.

Ш Маленький вдох - медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.

Ш Вдох со счётом на распев в медлином темпе.

Ш Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.

Подобное упражнение можно  повторить поднимая и наклоняя голову - без остановок, а так же поворачивая голову на право и налево.

Нужно заметить, что эти  упражнения очень полезны, как для  формирования привычки правильного  дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

Очень многие педагоги вокалисты  в своей практике уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука. Идёт переключение учащегося на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох  создают правильную установку мышц, и вырабатывает физическую упругость  и выносливость.

Следовательно, когда будет  разучиваться произведение, мышцы будут принимать правильное положение, при взятии дыхания.

И чем серьезней будет  выполнятся упражнение на дыхание, тем качественней это найдётся применение на практике, уже в хоровых произведениях.

Начальный этап пения является распевание. Его следует начинать с наиболее ярких звучащих тонов, т.е. примарных тонов. У альтов это миb - фа1, сопрано соль1 - ля 1. Но поскольку у всех детей разная природа голоса, то бывают отклонения от нормы и это можно рассматривать как исключение.

Принципы подбора вокальных  упражнений.

Занятия как правило начинают с распевания, здесь можно выделить 2-е функции:

1) Разогревание и настройка  голосового аппарата певцов к  работе.

2) Развитие вокально хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

Подготовка к работе - создание эмоционального настроя, и  введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация  на одном звуке).

Каковы же наиболее распространенные недостатки в пении у детей?

Это неумение формировать  звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание.

Распевание хора организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных).

На распевание отводится  в начале 10-15 минут, причём лучше  петь стоя.

Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически. При распевании (пусть  и кратковременном) руководитель хора должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому как дети будут знать на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом.

Иногда упражнения могут  носить эпизодический характер, чаще это напевки изучаемого материала (обычно берутся, трудные места).

Важный момент! Эти упражнения разного рода не должны быть самоцелью  в хоровой работе, это лишь средство овладения навыком.

В распеваниях не всегда следует доходить до кратких звуков диапазона (например у сопрано до звуков ляb - сиb II октавы - профессиональной подготовленной работой; до фа - фа II октавы в школьном хоре).

А.В. Свешников работал  a'cappella без поддержки рояля и начинал пение с гласной «а» на одном звуке, хотя и считал её самой трудной гласной в пении. Ведь если рассматривать певческую традицию гласная «а» наиболее звучащая гласная, потому как дети по своей певческой природе поют естественно и непринужденно. В их манере пения не утрачены качества которые со временем модифицируется у взрослых.

Что бы настроить и сосредоточить  детей, привести их в рабочее состояние  хорошо начать распевание как бы с  «настройки». Петь в унисон закрытым ртом (приложение 1)

Это упражнение поётся ровно  без толчков, на равномерном ??? непрерывном ??? (цепном), мягкие губы не совсем плотно сомкнутые. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшим это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности (< >).

Это упражнение можно петь на слоги ма и да. Это упражнение приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением букв «Н, Д» упругими губами. Очень удобно на слоги лю, ле, потому как это сочетание очень естественно и легко воспроизводится. Здесь нужно следить за произношением согласной «Л», её не будет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е» поются очень близка, упругие губы.

Если при очередном  перенесение звука на соседний появляется большое напряжение то это свидетельствует о нарушение координации в работе голосового аппарата. В этом случая следует вернуться в примарную зону, откуда было начато упражнение снять форсировка и обратить внимание на певческую установку. Примерная зона - тон свободной речи.

Это упражнение может быть полезным для развития динамического  диапазона, начать со средней звучности. Ноту на mf, следующей на mp и так чередуя. Этот принцип пропевания надо оставлять на всех высотных положениях звуков.

Соединения с сонорными  согласными на одном звуке.

По мере того как продвигаются успехи пения на одной ноте с ансамблем  унисона, следует постепенное расширение диапазона (секунда, терция, кварта и  т.д.).

Следующие распевание поступенное нисходящее, или восходящее движение, так как в зависимости от движения звучание голоса настраивается на фальцетное, или грудное. Диапазон этого распевания до1 (ре)1 - ля1 (си)1 октавы по храматич??? (приложение 2).

Информация о работе Методика работы с детским хором