Методика работы с детским хором

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:03, реферат

Описание работы

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства.
Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определил её значительную роль в жизни общества.
Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества были периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

Содержание работы

. Введение.
II. Особенности работы с детским хором:
1. Возрастные характеристики
2. вокальные упражнения
3. работа над вокально хоровыми навыками;
а) работа над дикцией: над гласными и согласными
б) работа над ритмической чёткостью
4. Приёмы развития слуха и голоса детей
5. Организация детского хора;
а) принцип отбора
б) организация репетиционного процесса
6. Принципы подбора репертуара
7. Значение психологических тренингов в детском хоре.
III. Заключение.

Файлы: 1 файл

Ставропольское краевое училище искусств.docx

— 70.25 Кб (Скачать файл)

Работа над согласными.

Формирование согласных  в отличие от гласных связано в возникновение преграды на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании.

Следуя из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, следует поставить сонорные звуки: «М, Л, Н, Р». Они получили такое название, так как могут тянутся, нередко стоят наравне с гласными. Этими звуками добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски.

Далее звонкие согласные  «Б, Г, В, Ж, З, Д» - образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и сонорными добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски. На слоги «Зи» достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания.

Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. Свойственен взрывной характер, но на глухих согласных гортань не функционирует, легко избежать форсированного звучания при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными. На начальном этапе это служит выработки чёткости ритмического рисунка и создаёт условия, когда гласные приобретают более объёмное звучание («Ку»). Считается что согласная «П» хорошо округляет гласную «А».

Шипящие «Х, Ц, Ч, Ш, Щ» - состоят из одних шумов. О глухой «Х» в сочетание с гласной указано в главе: Вокальные упражнения.

Глухую «Ф» хорошо использовать в упражнениях на дыхание без  звука.

Основное правило дикции в пении - быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость  гласных: активная работа мускулатуры  артикуляционного аппарата, щёчных и  губных мышц, кончика языка. Для достижения чёткости дикции особое внимание следует  обратить работе над развитием кончика  языка, после чего язык полностью  становится гибким. Необходимо работать над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной  кости гортани.

Для тренировки губ и кончика  языка можно использовать разные скороговорки. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» и т.д. Все  произносить твёрдыми губами, при  активной работе языка. Продвигать с  постепенно усложняющимися задачами. Сперва медленно чётко, потом прибавлять темп, нюансы и т.д.

Часто возникают проблемы с произношением глухих согласных  на конце слов, что требует внимания и дирижера и хора. Шебалин «Зимняя  дорога» (пример) Стулова.

· Гласные в сочетании  с сонорными звуками легче  округляются, смягчают работу гортани позиционно приближают звук. На глухих согласных функция гортани выключена. При зажатости мышц гортани использовать сочетания слогов «по», «ку», «та» и т.д.

· При гнусавости применять  гласные «А, Э» и в сочетании  с губными согласными.

· При глубоком звучании голоса используют «И, Е» приближающие вокальную позицию в сочетание  с переднеязычными или зубными  согласными

· Открытый «белый звук»  устраняется при пение гласных  «У, О» в сочетание с сонорными  «М, Л»

· Горловой призвук - при  помощи гласных «О, У» в сочетание  с глухими согласными

· Согласные окончания  присоединяются при пении к последующему слогу, это будет как распевание гласных. Если 2-е гласные стоят  рядом, в пении их нельзя сливать - вторую гласную спеть на новой  атаке.

Согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными. Особенно шипящие и свистящие  «С, Ш» потому что хорошо улавливается ухом, их надо укорачивать, иначе при пение будет создавать впечатление шума, свиста.

Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми, или приблизительно одинаковыми  согласными звуками (д-т; б-п; в-ф) то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять

Особенности произношения согласных.

· Звонкие согласные (одиночные  и парные) в конце слова произносятся как соответствующие или глухие. Перед глухими согласными звонкие оглушаются. У берёз (с) поникли…

· Зубные согласные «Д, З, С, Т» перед мягкими согласными смягчаются: дьвенадцать, ка(зь)нь, пе(сь)ня и т.д.

· Звук «Н» перед мягкими  согласными произносится мягко: стра(нь)ник.

· Звуки «Ж, Ш» перед мягкими согласными произносится твёрдо: прежний, вешний.

· Возвратные частицы «ся» и «сь» на конце слов произносятся твёрдо «как» «са» и «с».

· Сочетание «чн» «чт» «как» «шн» «шт»: ску(ш)но, коне(ш)но.

· В сочетаниях «стн» «здн» согласные т.д. не произносятся: гру(сн)о, по(зн)о.

· Сочетание «сш» «зш» в середине слова и на стыке слова с предлогом произносятся как твёрдое долгое «ш»: бе(шш)умно, а на стыке 2-х слов - как написано: произнёс шепотом.

· Сочетание «сч» и «зч» уподобляются долгому «щ»: (щщ)астье, изво(щщ)ик.

· Сонорный «р» произносится утрированно как и все глухие.

Условием ясной дикции в хоре является безупречный ритмический  ансамбль. Произношение согласных требует  повышенную активность произношения.

Работа над ритмической  чёткостью.

Краснощёков «умение петь вместе, ритмически чётко одновремино произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения - является важнейшим качеством хоровых певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которых, не может быть решена ни одна творческая задача».

Развитие ритмического чутья  начинается с первого же момента  работы хора. Уже во время пения  певцы хора относились к ритму  вполне сознательно. Длительности должны активно отсчитываться.

Способы счёта:

- вслух хором ритмический  рисунок.

- простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.

После этой настройки солфеджировать, а уж потом петь со словами.

Ритмические особенности  ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в  нужном темпе. При смене темпов или  при паузах не допускать удлинения, или укорочения длительности. Чрезвычайную роль играет одновременное вступление поющих взятие дыхания, атаки и снятия звука. Борьба с этим - реакция на изменение темпа по руке дирижера.

Н.Н. Данилин: «слаженность хора познается во вступление после паузы. Каждый понимающий по вступлению партии судит: доучен хор или нет».

В профессионально обученных  детских хоровых коллективах, что  бы добиться выразительности и точности ритма применяют упражнения на ритмическое  дробление, что впоследствии переходит  во внутреннюю пульсацию, и придаёт  тембровую насыщенность. Метод дробления на мой взгляд самый эффективный и известен с давних лет.

4.Приёмы развития слуха  и голоса детей

При отборе наиболее эффективных  приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных  методистов прошлого и настоящего времени.

Среди известных методических приемов для развития слуха и  голоса можно выделить следующие.

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

· Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя  с целью последующего анализа  услышанного;

· Сравнение различных  вариантов исполнения с целью  выбора лучшего;

· Введение теоретических  понятий о качестве певческого звука  и элементах музыкальной выразительности  только на основе личного опыта учащихся;

· Использование детских  музыкальных инструментов для активизации  слухового внимания и развития чувства  ритма;

· Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;

· Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;

· Пение «по цепочке»;

· Моделирование высоты звука  движениями руки;

· Отражение напровления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;

· Настройка на тональность  перед началом пения;

· Устные диктанты;

· Задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что  заставляет учащихся сосредоточивать  слуховое внимание;

· Выделение особо трудных  интонационных оборотов в специальные  упражнения, которые исполняются  в разных тональностях со словами  или вокализацией;

· В процессе разучивания  произведения смена тональности  с целью поиска наиболее удобной  для детей, где их голоса звучат наилучшим  образом;

· Письменные и устные задания  на анализ вокального исполнения;

· Выделение звуков из гармонических  интервалов и аккордов и воспроизведение  их хором в мелодическом и гармоническом  вариантах и т.п.

Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности  исполнения:

· представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;

· вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;

· вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;

· выработка активного  piano как основы воспитания детского голоса;

· при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется  в позиции нижнего, а при пении нисходящих - напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;

· расширение ноздрей при  входе (а лучше - до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение  верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;

· целенаправленное управление дыхательными движениями;

· произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную  мускулатуру и вызывает чувство  опоры звука на дыхание;

· беззвучная, но активная артикуляция  при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;

· проговаривание слов песен  нараспев на одной высоте слегка возвышенным  голосам по отношению к диапазону  речевого голоса; внимание хористов при  этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью  постановки речевого голоса;

· речевая декламация, допускающая  модуляции голоса по высоте, однако при условии стабильного положения  гортани; эта декламация рассматривается  как переходная ступень между  артикуляционными напряжениями в речи и специфически вокальными; выразительное  чтение текста является одним из способов создания в воображении детей  ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом  развития образного мышления, которое  лежит в основе выразительности  исполнения;

· нахождение главного по смыслу слова в фразе; придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;

· вариативность заданий  при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа  звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной  выразительности и т.п.

· сопоставление песен, различных  по характеру, что определяет их последовательность как на одном уроке, так и при формирование концертных программ.

Основные приемы психолого-педагогического воздействия  на учащихся:

· творческие задания и  вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие  для них поисковые ситуации;

· запись основных правил пения  на плакатах;

· постоянное побуждение детей  к самоконтролю и самооценке в  процессе пения;

· организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами или классами как игровой  момент, повышающий интерес к занятиям;

· юмор как способ вызвать  положительные эмоции, повышающий работоспособность  учащихся на занятиях;

· различные индивидуальные задания и рисунки на тему исполняемых  песен для усиления эмоциональной  отзывчивости детей на музыку;

· одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;

· использование дыхательной  гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиции, что снимает  статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;

· формирование личностного  и социального смысла певческой деятильности.

Использование комплекса  данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей  путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.

Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже представление «в уме» звука до того как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т.п.

Реализация такого подхода  к развитию детского голоса обеспечивается знаниями педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления  мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого  этапа обучения.

В певческой практике употребляется  термин вокальный слух и это понятие  более обширно, чем музыкальный  слух. Вокальный слух - способствует различать в голосах различные  оттенки, нюансы, краски и возможность  определять каким движением мышечных групп вызывается то или иное изменение  в звуковой окраске.

Информация о работе Методика работы с детским хором