Методика работы с детским хором

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:03, реферат

Описание работы

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства.
Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определил её значительную роль в жизни общества.
Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества были периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

Содержание работы

. Введение.
II. Особенности работы с детским хором:
1. Возрастные характеристики
2. вокальные упражнения
3. работа над вокально хоровыми навыками;
а) работа над дикцией: над гласными и согласными
б) работа над ритмической чёткостью
4. Приёмы развития слуха и голоса детей
5. Организация детского хора;
а) принцип отбора
б) организация репетиционного процесса
6. Принципы подбора репертуара
7. Значение психологических тренингов в детском хоре.
III. Заключение.

Файлы: 1 файл

Ставропольское краевое училище искусств.docx

— 70.25 Кб (Скачать файл)

Разные вокально - хоровые школы:

Ш Католическая - приближенная к инструменту

Ш Православная - тембровая, наполненная «живым» человеческим звучанием.

Изучение западноевропейской хоровой музыки влияет на певческое  голосообразование. Петь на языке оригинала  требует от хористов иных навыков  и иных средств художественной выразительности. Моцарт «Азбука», «колыбельная» Брамса переложение Э. Ходош. «Кукушка» Э. Шмидта периложение Э. Ходош. «В троём как один» (шутка) А. Сольери переложение Э. Шодош. В. Моцарт переложение концерта сопровождением. «Аве Мария» И. С. Баха - Шегунов переложение Э. Ходош. Гершвин “Claha yo hend” . Английская рождественская « We wish you a merru Christmas», сопровождением «Emmanuel» Б. Мак-Ги.

Русская музыка С. Танеев «Серенада» переложение Ю. Васильева. П Чайкавский «Соловушко» переложение для детского хора В. Соколова, М. Глинка «Попутная песня», А. Аренский «Татарская песня», Щедрин Р. «Тиха украинская ночь» для женского хора, Анцев «Задремали волны», Глинка «Жаворонок», «Эхо» Римского - Корсакова переложение Лицвенко. Русские хоровые произведения полезны для творческого роста.

Значение психологических  тренингов в детском хоре.

Оригинальным является метод  внедрения психологического теста  в работу с детским хоровым  коллективом. Что несомненным является показатели внутреннего состояния  ребенка, необходимо важно знать  его эмоциональное состояние, отношение  к окружающему миру. По мнению психологов, это является главным приоритетом  и подходом в работе с детьми. Зная темперамент и характер детей  к ним легче найти подход и  понять какое произведение на данном этапе будет более полезным и  воспринимаемым. Не следует ставить  преграду между собой и детьми, это тоже будет способствовать лучшей рабочей атмосфере в коллективе.

Предложить детям цепочку  из 5-ти фигур, что бы они в своем  индивидуальном понимание, каждый составил свою.

Исходя из этого следует:

Анализ черт - 5-ти фигур: прямоугольника, треугольника, квадрата, круга и  зигзага.

У взрослого человека эта  цепочка сформирована и постоянна, но у детей каждые полгода меняется. Доминирующем является 1-а фигура в цепочке, отсюда следует:

Если преобладающий % треугольников эти дети определяют лидерство, уверены в себе, не признаются в ошибках, жестокость характера. В таких случаях с преобладающей фигурой треугольник, будет полезно в репертуаре хора любая обработка народной песни.

Зигзаг - доминирующий. Это  творческие ребята. Импульсивные и  взрывные на подъёме. В таком случае брать произведение классиков - гармонический язык и точная строгая форма, потому как в такой музыке нет отклонения в импульсивность.

Если на 1-м месте круг, нужно обратиться к современной  музыке, колкий ритм и гармония 2ч. форма  сонатное allegro. Это очень хороший символ. Символ гармонии, чуткие дети, мягкие и отзывчивее. Общаться на языке музыки.

Если на прямоугольник - эта  фигура не очень хороша, выражает негативные стороны ребёнка, такие как доверчивость. Но это временная фигура. Это сложный  ребёнок, возможны проблемы в семье  и с внешним миром. Поэтому  скорей всего в таком случае лучше  подобрать задорную обработку народной песни. Но эта фигура на 1-м месте  у детей встречается редко.

Квадрат - очень устойчивая фигура. Этот человек очень трудолюбив, стремится к лидерству, эмоционален. В основном материал берут из головы, но слабая сторона - пристрастие к  деталям.

Исходя из тестирования. В этом случае музыку лучше распределять. Западная музыка 15% обязательно на языке  оригинала. Русская музыка: Даргомыжский, Римский - Корсаков., П. И. Чайковский 20%. Духовная (церковная культовая) 10%. Современная делится на русскую 15% и на западную 5%. Народная музыка понимает господствующее положение 35% (напев обработка).

Но это не значит, что  в связи с фигурами нужно брать  одножанровые произведения, просто упор следует давать именно на те, которые указаны.

Заключение.

Хоровое пение в эстетическом воспитание детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времён и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключается в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально - хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в школах на самом раннем образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально - хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально - эстетического развития.

Понимание методологии репетиционно - исполнительского процесса с хором основано прежде всего на доскональном знании хороведческих проблем, на осознанном применении незыблемых методов хоровой работы. Классификация приёмов работы с хором в этом смысле не случайна. Каждый момент репетиционной работы, будь то знакомство с произведением или его художественная отделка, имеет собственное место в последовательности действий дирижера. Смещение моментов репетиционного хода выучивания репертуара, но и, как следствие, ставит в зависимость от непродуманных решений музыкально - воспитательный процесс, который, безусловно, важен в эстетическом развитии детей.

Методические принципы в  работе с детским хором, как известно, имеют специфику. Главное заключается  в том, что необходимо учитывать  возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребенка столь непосредственна  и непредсказуема, что выходить на репетицию с детским хором, имея некие «готовые рецепты», просто немыслимо. Пожалуй, более чем в работе со взрослыми певцами, с детской исполнительской аудиторией хормейстеру следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, быть им учителем, воспитателем и просто другом одновременно. Чрезвычайно сложно дирижеру найти такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы профессионально - технологические, т.е. вокально - хоровые задачи, постоянно строился фундамент последующей работы, поддерживался интерес детей, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразных художественным задачам. Радость детского творчества уникальна и неповторима по своей сути.

Хоровое искусство как  средство воспитания в детской и  юношеской среде.

В применении к детской  психологии, к детям значение хорового пения как фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех их занятий, возрастает неимоверно. В отличие  от взрослых, умудренных жизненным  опытом, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта, дети, с самых  ранних лет входящие в мир искусства, впитывает эстетические впечатления  одновременно с восприятием окружающего  мира. Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно - исполнительские задачи, выполняют  их параллельно с выполнением  пусть маленьких, но для них очень  важных «детских» жизненных задач. Какая же огромная ответственность  ложится на педагога - музыканта, на руководителя детского хора, которому вверено музыкальное просвещение  детей, а следовательно и воспитание маленького человека - будущего полноправного гражданина своей страны!

Прямая обязанность руководителя детского хора так усовершенствовать  методы работы с хоровым коллективом, чтобы они служили не только целям  музыкально-образовательным, но и воспитательным в самом широком смысле слова.

Хоровое пение - искусство  массовое, оно предусматривает главное - коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что  чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей.

Осознание детьми того, что  когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво, осознание  каждым из них того, что он участвует  в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней  и ярче, чем если бы он спел её один, - осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

Список используемой литературы:

1. В. Г. Соколов. Работа  с хором - М., 1967г.

2. Г. П. Стулов. Теория  и практика работы с детским  хором. - М., 2002г.

3. Л. Андреева, М. Бондарь,  В. Локтев, К. Птица. Искусство  хорового пения - М., 1963г.

4. Живов. Хоровое исполнительство.  Теория Методика Практика. - М., 2003г.

5. К. Тигров. Руководство  хором. - М., 1964г.

6. К.Ф. Никольская-Береговская  Русская вокально хоровая школа от древности до ХХI в. - М., 2003г.

7. М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. Методика работы с детским вокальным коллективом - М., 1999г.

8. В. Г. Соколов - редактор. Работа с детским хором - М., 1981г. Сборник статей.

Array


Информация о работе Методика работы с детским хором