Методика работы с детским хором

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:03, реферат

Описание работы

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства.
Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определил её значительную роль в жизни общества.
Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества были периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

Содержание работы

. Введение.
II. Особенности работы с детским хором:
1. Возрастные характеристики
2. вокальные упражнения
3. работа над вокально хоровыми навыками;
а) работа над дикцией: над гласными и согласными
б) работа над ритмической чёткостью
4. Приёмы развития слуха и голоса детей
5. Организация детского хора;
а) принцип отбора
б) организация репетиционного процесса
6. Принципы подбора репертуара
7. Значение психологических тренингов в детском хоре.
III. Заключение.

Файлы: 1 файл

Ставропольское краевое училище искусств.docx

— 70.25 Кб (Скачать файл)

Распевание с буквой «И» - полезны. Сама буква светлая очень, помагает уйти от глухого звучания, устранять носовой призвук, естественно при правильном формировании. Развивает энергетику. Хороша применения в распевках для ???

Также упражнения пропевать сверху вниз на те же слоги. Но при пение сверху вниз педагог должен следить за формированием верхнего звука, и при переходе на полутоны петь их «узко», иначе остальные звуки потеряют высокую певческую позицию, и интонацию. И сверху вниз пропевается потому, что снисходящие движение более естественно, чем восходящие.

Следующее упражнение пропевание фраз с повторяющимся слогом при переходе на следующий звук (приложение 3). Обучение пению на легато (приложение 4) это самое сложное.

Кантилена - основа пения. Одна из основных задач хормейстера, научить  хор петь legato. За штрихом legato следует и другие штрихи non legato, marcato. Причём обучение петь на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Плавность в пении и необходимость следить за скоростью и одномоментностью переходов - необходимость для кантилены в пении (приложение 5). Это упражнение ещё служит для чистоты интонирования интервалов, от секунды до октавы.

Следующие упражнение на staccato, когда достаточно прочно усвоено legato, non legato, marcato.

Staccato требует более техничное и глубокое владение мышцами, при

опёртом на дыхание звуке. Четкая фиксация на высоком положение звука и чистое интонирование на высокой вокальной позиции (приложение 6). упражнение на совмещение legato и staccato, является обязательным.

Хорошо менять штрихи с  staccato переходить на legato. Перенесение плотного краевого ??? связан, полученного при пении staccato на legato. При пении на staccato необходимо следить, что бы при пении гласных, при атаке не допускался призвук согласного «Х», а при legato наблюдать, что бы не было толчков, при переходе на соседние звуки! Опасная буква «У» вырабатывает высокую вокальную позицию. Хорошо для состояния певческого аппарата естественное положение. Параллельно идёт работа над выравнивании гласных, пропеваемых плотным, опёртым звуком (приложение 7).

И по мнению Свешникова - желательно что бы дети к концу 1 полугодия освоили пение Трезвучий следя за формированием звука, (без нажима на горло (нижние звуки)) на слоги «на», «на». Это упражнение развивает диапазон. Цель выравнивания регистрового звучания (приложение 8). индивидуальное занятие дополнит хоровым, полезно упражнение квинтами (приложение 9).

Распевки существуют и для развития динамического диапазона. Так называемые в работе - нюансы (крещендо, диминуэндо) вводится постепенно. Здесь внимание ещё должно быть сосредоточено, что бы тонус мышц голосового аппарата оставался таким же активным Р, как и форте.

В работе над нюансами следует  избегать разного перехода к р, или f, это должно быть главное изменение звучности и считается очень сложным в исполнительской практике. Сначала отрабатывают на ??? на одном звуке. Что бы получилось ??? крещендо, надо позаботится, о хорошем активном пиано, и наоборот.

Упражнение так же развивают  подвижность голоса. Начинают с умеренных  темпов и постепенно переходят к  более быстрым. Часто тенденция «смазывания» более сложным упражнения на вокализацию, т.е. распевание 1-й гласной буквы.

Воспитанник хорового училища  В. Кирюшкин вспоминал: «Свешников делал  то ,что никто теперь не делает, - заставлял нас петь чистыми квинтами. А что такое чистые квинты? Это первые обертоны, это подстраивание не под темперированный, а под чистый строй. Когда дети приобрели опору певческого дыхания полезно дать упражнения на слоги хи-ха поступенно в диапазоне квинты, вниз и верх по полутонам.

Придыхательная согласная  «Х» снимает мышечное перенапряжение с гортани и при правильном использование смягчает атаку звука. Придает ровность пению, а так же способствует лучшему интонированию и вокализации той буквы с которой сочетается.

Однако при неправильной дыхательной опоре, звук может опустится на гортань и перенапрячь её.

Примерно через 1,5-2 месяца после начала занятий можно применять  упражнения на филирование звука. Это  позволяет детям тренироваться  на дыхании опору звука, петь по руке дирижера и тренировать навык  динамической гибкости (приложение 10).

Последующие упражнения составлены с целью увеличения фраз (способствует также продолжительности выдоха) (28). Подобное упражнение - активность голосообразующих органов - это, и служит для развития подвижности голоса.

Из подобного рода упражнении делаю вывод, что дети должны помнить чем быстрее темп тем голос должен быть легче реестрового звучания. Меньше «работы» связками. Не «грузить» каждую ноту а дотрагивается. Подвижность голоса и есть меньшая работа связок, использование звучания ближе к фальцетному.

Существует и работа над  тембром, и главная цель этой работы - сглаживание реестровых переходов т.е. одинаковое выровненное звучание голоса во всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала используют восходящее и нисходящее поступенное пропевание звуков, затем использование скачков с заполнением. Расширение скачков происходит постепенно, в зависимости, насколько успешно проходит работа и как быстро дети освоят элементарные принципы над этой работай.

В заключение скажу, что навыки формирующиеся во время распевок в следствии становятся рефлекторными. И по сути в одном упражнение моно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения обязательно должы быть выбраны в определённой последовательности, и не важно количество, но это не значит, что нужно выбирать много распевачных упражнений так как, там будет чрезмерные задачи это будет перегрузкой детей, следовательно отсутствие приобретения навыка.

Ещё один аспект: в работе над упражнениями следует идти меньшими шашками, т.е. не пытаться добиться всего  и сразу на одном занятие, иначе  подобное действо в любом случае будет обречено на провал, поскольку  перед певцами будет ставится непосильные задачи.

Залог успеха: - Тише едешь, дальше будешь. Всё зависит от дирижера -руководителя, он руководит творческим процессом.

3. Работа над вокально хоровыми навыками.

Дикция (греч.) - произношение «Критерий достижения хорошей дикции в хоре - это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией» Теория и практика работы с детским хором. Г.П. Стулова. М, 2002г.

Формирование хорошей  дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных  и согласных. Работая над дикцией  с хоровым коллективом, хормейстеры  обычно стараются научить певцов, как можно чётче и яснее  произносить согласные. Это совсем неплохо потому что именно ясность согласных помогает, понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Необходимо научить хор и приёму редуцирования Редукция - ослабление артикуляции звука. Неясно произношение гласных звуков. - редуцированный гласный. и продолжительности выдерживания звука на гласных, нейтрализация гласных, произнесение их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования чем в речи. Быстрому произношению согласных с оттеснениями их внутри слова к последующему гласному. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания.

Работа над гласными.

Основной момент в работе над гласными - воспроизведении их в чистом виде то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.

Специфика произношения гласных  в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это  необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижение унисона в хоровых партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.

А.В. Свешников составил схему  выравнивания гласных, которую по его  выражению применял в зависимости  от того «что требуются звуки» (осветление, озвончение или округление). По этой схеме выравнивания можно начинать с любой, лучше всего звучащей гласной в хоре когда каждое звено при пение охватывало все гласные.

Округление гласных осуществляется за счёт прикрытия звука, не следует  путать это понятие с сонбированием т.е. затемнением.

 

а

е

и

о

у

 

а - е - и - а

а - е - о - а

а - е - у - а

е - а - и - е

е - а - о - е

е - а - у - е

и - а - е - и

и - а - о - и

и - а - у - и

о - а - и - о

о - а - е - о

о - а - у - о

у - а - и - у

у - а - е - у

у - а - о - у

 

а - и - е - а

а - и - о - а

а - и - у - а

е - а - а - е

е - и - о - е

е - и - у - е

и - а - а - и

и - е - о - и

и - е - у - и

о - е - а - о

о - е - и - о

о - е - у - о

у - е - а - у

у - е - о - у

у - е - и - у

 

а - о - и - а

а - о - е - а

а - о - у - а

е - о - а - е

е - о - и - е

е - о - у - е

и - о - е - и

и - о - а - и

и - о - у - и

о - и - а - о

о - и - е - о

о - и - у - о

у - и - а - у

у - и - е - у

у - и - о - у

 

а - у - и - а

а - у - е - а

а - у - о - а

е - у - а - е

е - у - о - е

е - у - и - е

и - у - е - и

и - у - е - и

и - у - о - и

о - у - а - о

о - у - е - о

о - у - и - о

у - о - а - у

у - о - и - у

у - о - е - у

 
           

С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука  связана с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции в хоре представляет определённую трудность.

Звуки «У, Ы» - формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются, индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей, они звучат приблизительно одинаково.

Отсюда и следует специфическое  хоровое применение этих звуков при исправление «пестроты» звучания хора. И унисон достигается легче именно на этих гласных, а также тембрально хорошо выравнивается звук. При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» - исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания, но опять же если певцы хора внимательно будут следить за сохранением одинаковой установки артикуляционных органов, как при пение гласных «У и Ы».

«У» Требует высокого подсвязочного давления, естественная певческая установка гортани. Использование гласной «У», особенно на начальном этапе работы над певческим навыком в хоре, важно для выработки певческого дыхания, ликвидация горлового пения, форсированного звучания, возникающего у певцов от неправильного положения гортани. С применением мягкой атаки эта гласная помогает сглаживать регистры на переходных звуках и округлять их. Свешников считал гласную «У» головной, пение которой вырабатывает высокую вокальную позицию. И поскольку «У» является «тёмной» гласной, долгое пение на ней приводит к «тусклому звучанию». А.В. Свешников рассветлял её на упражнениях (У - А).

Гласная «Ы» является производной  от «И», и если в речи «Ы» звучит мгновенно, в пение он фиксируется  протяженностью звука.

Чистый гласный звук «О»  обладает свойствами, что «У, Ы» но в меньшей степени.

Наибольшую пестроту в  пение придаёт гласный звук «А»  поскольку разными людьми произносится по разному, в том числе у разных языковых групп, это следует учитывать, исполняя произведение на иностранных языках. Например, у итальянцев - «А» из глубины глотки, у англичан - глубоко, а у славянских народов гласная «А» имеет плоское грудное звучание. Использование этой фонемы в занятиях с начинающими учениками нужно весьма осторожно. Свешников начинал обучение с гласной «А», солидарен с педагогом-вокалистом И.П. Пряниковым: «У большинства певцов хороший звук легче всего образуется на гласной «А», потому что при нём части рта и языка находятся в натуральном положении». Так же А.В. считал эту букву одной из самых сложных, и что тяготеет к светлой, и требует округления (ближе к о). Ф.???: «Гласная «А» есть основ голоса…и главный подводный камень…основательное изучение её имеет особое влияние на все остальные гласные Лашперти Ф. Искусство хорового пения - М., 1899г..

«И, Э» - стимулируют работу гортани, вызывают более плотное  и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с высоким  типом дыхания и положением гортани, они осветляют звуки и приближают вокальную позицию. Но эти звуки  требуют особого внимания в отношение округления звука.

Гласная «И» должна приближённо  звучать к «Ю», иначе приобретает  неприятный, пронзительный характер. И то бы звучание не было «узким»  Свешников считал необходимым соединять  её с гласной «А» (И-А).

Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного  уклада а.

Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу, поются легче чем чистые гласные.

Таким образом работа в хоре над гласными - качество звучания и заключается в достижение чистого произношения в сочетание с полноценным певческим звучанием.

Информация о работе Методика работы с детским хором