Социально – экономические преобразования в России 80 – х 90 - х годов ХХ века и их последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая стратегию развития России, необходимо учитывать этот фактор и историческое развитие, которое указывает, что мы в целом проходим тот же путь, что другие европейские страны. Следует отметить, что основные демократические принципы – свобода и справедливость - составляют основу не только западных ценностей. Так, русский мыслитель - Бердяев, ещё в начале 20 века говорил, что необходимо стремиться к свободному и справедливому обществу, что без свободы не может быть никакой справедливости, а справедливость требует свободы для всех людей.

Содержание работы

«Демократизация» общества как орудие государственной власти
Демократизация силовых структур государства и антиконституционные перевороты 1991, 1993 гг.
Антирыночный и политико – идеологический характер революционных преобразований в 90 – е годы XX века.
Экономические, социальные и геополитические последствия революционных преобразований в 90 – е годы XX века
Список литературы

Файлы: 1 файл

ТНРЭР(4).docx

— 57.33 Кб (Скачать файл)

Экономический кризис негативно  сказался и в аграрном секторе  страны, что привело, прежде всего, к  падению уровня урожайности, снижению поголовья стада крупного и мелкого  рогатого скота. В частности, объем  сельскохозяйственного производства к 1996 году упал на 72% в сравнении с 1991-1992 годами. Созданные фермерские хозяйства продолжали разваливаться  из-за недостатка сельхозтехники, недостаточного внимания к их нуждам руководителей  ряда регионов страны, непомерных налогов.

Общественно-политическая жизнь. Современная история России, начало которой можно датировать 1985 годом, является одним из драматических  периодов ее развития. За короткое время  произошло крушение коммунистического  режима и КПСС, распался Советский Союз, а на его месте образовались новые независимые государства, в том числе и Российская Федерация. Крайней противоречивостью и, в известном смысле, непредсказуемостью дальнейшего развития характеризуется и нынешний политический процесс в российском обществе. Парламентаризм и многопартийность утверждаются в ходе острой борьбы политических партий и движений, которая воплощает в себе возможности реализации различных вариантов государственного и общественного устройства России - от демократического до авторитарно-вождистского.

С одной стороны, российские партии, движения и блоки становятся полноправным звеном формирующейся  политической системы, субъектами "большой  политики", развиваются в соответствии с Конституцией Российской Федерации  и федеральным законом "Об общественных объединениях". Об этом свидетельствуют  итоги выборов в Государственную  Думу России 17 декабря 1995 года, когда  победили преимущественно партии и  движения "левой", "национально-патриотической" и "демократической оппозиции" в лице Коммунистической партии Российской Федерации, Либерально-демократической  партии России и объединения "Яблоко".

С другой стороны, выборы Президента России 16 июня 1996 года показали явное  разделение общества политических партий на два противоборствующих лагеря - сторонников избранного Президента Б. Н. Ельцина и его противников.

В состав Госдумы второго  созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую  их часть составляли работники законодательных  и исполнительных органов власти, многие из них являлись депутатами Госдумы первого созыва (декабрь 1993 года). 36% общего числа мест в Думе получила КП РФ, 12 - "Наш дом - Россия", 11 - ЛДПР, 10 - блок Г. А. Явлинского ("Яблоко"), 17 - независимые и 14% - другие избирательные  объединения. Такой состав Госдумы  предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в  ней экономическим, социальным и  политическим проблемам.

Нынешняя партийная деятельность протекает в условиях переходного  периода, чем и обусловливаются  ее противоречивость и неравномерность: одни партии не только покорили парламентский  олимп, но и прочно закрепились на этом рубеже, другие остановились на ближних  или дальних подступах к нему, а третьи вообще заняли выжидательную  позицию или стремительно маргинализуются. Несмотря на определенные противоречия партийной жизни, она все же остается в числе факторов, влияющих на развитие политического процесса. Именно на основе партийно-блоковых структур формируются  группы "системной" (думской) и "внесистемной" поддержки различных политических сил и их ставленников, с той или иной степенью активности участвующих в борьбе за распределение влияния в высших эшелонах российской власти. Причем это относится не только ко всем без исключения представителям правящего истеблишмента, но и к субъектам политического процесса, выступающим "под флагом" тех или иных группировок и групп влияния. Так, бывший премьер-министр В. С. Черномырдин пользовался прямой поддержкой "своего" движения "Наш дом - Россия", а также (в некоторых случаях) левого большинства Государственной Думы во главе с фракцией КП РФ. Будучи руководителем президентской Администрации, а позднее первым вице-премьером правительства России, А. Б. Чубайс в своей деятельности опирался на ряд "внесистемных" сил, объединенных в блоке Е. Т. Гайдара, а также на многочисленные коммерческие структуры и деловые круги. Кроме того, в его арсенале находилась незарегистрированная, но достаточно активная депутатская группа партии "Демократический выбор России" (ДВР) во главе с С. Н. Юшенковым.

Собственные группы поддержки  есть и у остальных претендентов на власть. У коммунистов это структуры  КП РФ (около 26 тыс. первичных организаций), а также созданного под ее патронажем движения НПСР. У "силовиков" из группировки  А. И. Лебедя-А. В. Коржакова положение  в этом вопросе наиболее сложное. На их стороне пока находится только ряд мелких партий и общественных групп, объединенных в движения "Честь  и Родина" и "За правду и порядок". В ходе президентской избирательной  кампании А. И. Лебедь также опирался на дискредитировавший себя в дальнейшем Союз патриотических и национальных объединений России (СПНОР), а также  на отдельных представителей либерального истеблишмента. В марте 1997 года на основе этих структур была создана Российская республиканская партия, претендующая на право называться "третьей  силой". В настоящее время можно  выделить следующие партии и блоки  России.

Партии и блоки либерального направления. Это - "Яблоко", ДВР, партия экономической свободы К. Н. Борового, Республиканская партия РФ В. Н. Лысенко, "Союз реалистов" Ю. В. Петрова, коалиция либеральных и правоцентристских  партий (КЛПЦП) и др. Партии и блоки  либерального направления являются сторонниками идеологии либерализма  и западных моделей социально-экономического и общественно-политического устройства, основанных на известной триаде основных принципов: конкурентная рыночная экономика, демократическое правовое государство, гражданское общество.

Современные консерваторы. Под ними подразумеваются прежде всего "Наш дом - Россия" (НДР), "Реформы - новый курс" В. Ф. Шумейко (РНК), "Партия российского единства и согласия" С. М. Шахрая (ПРЕС) и др. Здесь откровенное  доминирование представителей истеблишмента, неприкрытая поддержка существующей власти.

Консервативные партии, как  никакие другие, опираются на сложившиеся  политические, экономические и хозяйственные  традиции, а также на свое лобби  в производственной сфере - директорский корпус, чиновничество и управленцев  среднего и высшего звена.

Коммунистическая многопартийность. К ней относятся Коммунистическая партия РФ во главе с Г. А. Зюгановым, Российская Коммунистическая рабочая  партия (РКРП) В. А. Тюлькина, движение "Трудовая Россия" (ТР) Анпилова, блок "Движение коммунистических и социалистических сил России" (ДКССР), Аграрная партия России (АПР) М. И. Лапшина, депутатская  группа "Народовластие" Н. И. Рыжкова  и др. В лагере этих сил наметился  целый ряд весьма перспективных  тенденций, большинство которых  в той или иной степени связано  с двумя ключевыми обстоятельствами: неудачным для коммунистической оппозиции исходом президентских  выборов 1996 года, а также углубляющимся  внутренним размежеванием. В целом  все коммунистическое направление  фактически выступало за революционный  путь свержения правящего режима, началу которого должны предшествовать политические стачки, забастовки, митинги  и т.д.

Политический традиционализм и национально-патриотическое движение. К ним относятся ЛДПР В. В. Жириновского, Русский национальный собор генерала А. Н. Стерлигова, Народная национальная партия А. К. Иванова-Сухаревского, "Память" В. Васильева, "Держава" А. В. Руцкого, "Русское национальное единство" (РНЕ) А. П. Баркашова, "Честь и Родина" А. И. Лебедя и др. Национал-патриотизм представляет собой идейно-политическое течение, основанное на абсолютизации  исторических (в большинстве своем  православных) традиций - монархизма, соборности, общинности, стихийного коллективизма  и т.д. Большинство партий этого  типа отличается стремлением к патриархальному  общественно-политическому устройству и откровенно апеллирует к антидемократическим  ценностям - установлению в России сильного авторитарного режима (личной власти, диктатуры "твердой руки", самодержавия и т.п.). Им присущ подчеркнутый антикоммунизм (чему способствовал разрыв с коммунистическим движением), антидемократизм, национализм  и даже шовинизм. Ситуация в национал-патриотизме исключительно сложна и противоречива, а отсутствие единства часто приводит к фракционной борьбе.

Деятельность партий, общественных движений оказалась для политической жизни российского общества сложной  и неоднозначной. Общественно-политическая жизнь России во многих случаях стала  богаче и разнообразнее. В то же время  существенными потерями обернулось для общества игнорирование некоторыми партиями, блоками и движениями честной  оппозиционной борьбы за власть между  собой и государственными структурами  России.

Внешняя политика и отношения  со странами СНГ. Геополитические реалии современного мира позволяют рассматривать  Россию как один из важных центров  мировой политики, имеющей, как и  все другие страны, свои собственные  интересы в мире. Распределение ее внешнеполитических приоритетов просматривается, прежде всего, на схеме концентрического распределения границ бывшего СССР. Первую из подобных окружностей образуют государства СНГ, где можно выделить по крайней мере два самостоятельных  сегмента - западный и юго-восточный. Вторую окружность, делящуюся также  на несколько секторов, составляют Восточная Европа, исламские страны, Китай и Индия. Третью представляют государства "атлантической цивилизации" и Япония, четвертую - страны "Юга" (Латинской Америки, Африки, акватории  Тихого океана).

В определении собственных  внешнеполитических перспектив Россия находится в весьма трудном положении: во-первых, значительно сократилась  ресурсная база обеспечения внешней  политики страны (76% по территории, 60% по населению, около 50% - по валовому национальному  продукту от показателей бывшего  СССР в 1985 году и т.д.). Кроме того, границы России оказались более  открытыми и менее защищенными; во-вторых, экономическая слабость России и сложности, связанные со становлением ее собственной государственности (прежде всего проблемы регионализма), заметно снизили авторитет России на международной арене; в-третьих, продолжается борьба внутренних политических сил вокруг вопроса о национально-государственных  интересах России. Несмотря на это, важнейшие мировые проблемы (югославский  кризис, ближневосточные проблемы и  др.) не решаются без участия России.

Российская дипломатия исходит  из сохраняющейся огромной роли "атлантической  цивилизации", возглавляемой США. Именно "Север" диктует "правила  игры" на данном этапе развития отношений. И подобная ситуация сохранится еще  надолго. Причем очевидно, что нынешняя Америка стоит перед необходимостью сформулировать новые цели в мире, адекватные складывающимся реалиям, заново определить интересы в области национальной безопасности, модернизации собственных структур. Поэтому во внешней политике российское руководство отдало приоритет развитию отношений со странами Запада, прежде всего с США. В конце 1991 - начале 1992 года Президент России выступил с первыми внешнеполитическими инициативами. Он официально заявил, что отныне ядерные ракеты России не направлены на объекты территории США. В январе 1993 года в Москве между Россией и Соединенными Штатами Америки был заключен договор ОСНВ-2, предусматривающий взаимное сокращение к 2003 году ядерного потенциала сторон на две трети по сравнению с уровнем, установленным соглашением по ОСНВ-1.

Стремясь к мирному  урегулированию отношений со странами Запада, Россия вывела свои войска из стран  Центральной и Восточной Европы, включая Прибалтику. К 1995 году только из Восточной Германии в Россию вернулось  более 500 тысяч военнослужащих, 12 тысяч  танков, множество другой боевой техники. В мае 1995 года Российская Федерация, наряду с другими государствами  бывшего СССР и "социалистического  содружества", присоединилась к программе "Партнерство во имя мира", предложенной руководством блока НАТО. Однако с  тех пор она так и не была наполнена конкретным содержанием. Участие же России в программе "Партнерство  во имя мира" было скорее символическим  и сводилось, в основном, к направлению  наблюдателей на совместные учения других стран.

В мае 1997 года был подписан Основополагающий акт (ОА) между НАТО и Россией, в котором после  полугодовых переговоров как  бы сделана уступка России и не только принята "датско-норвежская модель", предусматривающая неразмещение ядерного оружия на территории стран - новых членов НАТО, но также зафиксированы  обязательство блока ограничить там присутствие конвенциональных вооруженных сил и взаимное обязательство  сторон не применять силу или угрожать ее применением, - этот акт чрезвычайно  важен с международно-правовой точки  зрения, но недостаточен в морально-психологическом  плане. В конечном счете, несмотря на практическое воплощение программы "Партнерство  во имя мира" (около тысячи мероприятий 42 стран, сотрудничество НАТО и России в урегулировании боснийского конфликта, разработка мер по ликвидации последствий  чрезвычайных ситуаций), ОА - не договор  о дружбе и сотрудничестве, к которым  привыкло российское общественное мнение, а хартия об основах отношений  двух хотя и миролюбивых, но настороженных  сторон.

Россия вступила в Международный  Валютный Фонд, что укрепило ее экономические  позиции. Одновременно была принята  в Совет Европы, в компетенции  которого находятся вопросы культуры, прав человека, защита окружающей среды, урегулирование межнациональных конфликтных  ситуаций. Она получила возможность  интегрироваться в мировую экономику. В результате между Россией, США, государствами Ближнего Востока  и Латинской Америки активизировались торговля, промышленно-аграрные отношения.

Развитие взаимоотношений  с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности российского правительства. В 1993 году в состав СНГ входили, кроме  России, еще одиннадцать государств. В 1997 году роль России в СНГ ограничивалась, к сожалению, в основном кругом военных  проблем, проблем положения русских, манипулированием поставкой российской нефти и газа и т.п. Если исходить из данной перспективы, то для России остаются варианты только негативного  развития событий:

Информация о работе Социально – экономические преобразования в России 80 – х 90 - х годов ХХ века и их последствия