Экономические реформы в России в 90-х годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

К середине 80-х годов экономика России оказалась в состоянии кризиса. Замедление темпов экономического развития заставило искать выход. Казалось, что все беды экономики происходят от распыления средств, от недостаточной продуманности капиталовложений. Поэтому главным стержнем ускорения было изменение инвестиционной политики. Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс, в первую очередь в машиностроение.

Файлы: 1 файл

Экономические реформы в России в 90-х годах.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ ИМ. Г.В.ПЛЕХАНОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Экономические реформы в России в 90-х годах » 

по курсу: «Экономическая география»

студента 1 курса, гр. № 2ФКОЗВ

специальность: «Финансы и Кредит»

 

Виденский Сергей Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: профессор, д. э. н. Розговин И.В.

 

 

 

г. ЕКАТЕРИНБУРГ

1999

 

 

 

 

Введение

К середине 80-х  годов экономика России оказалась  в состоянии кризиса. Замедление темпов экономического развития заставило искать выход. Казалось, что все беды экономики происходят от распыления средств, от недостаточной продуманности капиталовложений. Поэтому главным стержнем ускорения было изменение инвестиционной политики. Предусматривалось перераспределение  капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс, в первую очередь в машиностроение.

Попытки насытить рынок путем развития кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности потерпели неудачу. Кооперативы стали придатком административной системы. Они брали в аренду тоже предприятие, сдавали в качестве арендной платы тот же объём выручки, которое имело это госпредприятие, а прибыль получали за счет роста цен. Так вместо роста производства товаров произошел рост цен и снижение качества. С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный характер (и это закономерно т.к. большинство проблем решалось за счет печатного станка). Предприятия, стремясь избавиться от денег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Резко возросли сверхнормативные запасы. Во взаимоотношениях друг с другом предприятия перешли к безденежному обороту, отказывались от госзаказа. Всё  большее развитие стали получать бартерные сделки. Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы стали отказываться продавать государству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях (1989г. – 211 млрд. т., 1990 г. – 230 млрд. т. зерна) стал ощущаться недостаток продовольствия.

Стало ясно, что  политика ускорения социально- экономического развития потерпела крах, окончательно разбалансировав экономику. В связи с экономическим кризисом возросли сепаратистские тенденции. Недовольство народа отсутствием товаров вызвало массовые забастовки, что ещё более усугубило положение. Началось уже не замедление темпов, а сокращение производства. Стало ясно, что частичным реформированием существующей экономической системы не обойтись – надо менять её в корне.

Суть экономических  реформ

 

В ноябре 1991г  новое российское правительство  заявило о своей приверженности радикальной экономической реформе. Предложенная им программа предусматривала:

а) либерализацию  цен и заработной платы;

б) проведение жесткой  денежно-кредитной политики, бюджетной  реформы и стабилизации рубля;

в) приватизацию половины всех мелких и средних предприятий;

г) прекращение финансирования обороны; союзных министерств и комитетов экономической помощи другим странам;

д) укрепление системы  социальной защиты.

Конечными целями проводимых реформ являлись: экономическое, социально-политическое, духовное возрождение России; рост и процветание отечественной экономики; обеспечение на этой основе благосостояния и свободы ее граждан; развитие демократических институтов; укрепление российской государственности.

И правительство  решительно приступило к выполнению этой задачи. Начало российских реформ оказалось достаточно успешным:

была проведена  либерализация цен, обменного курса  и торговли. В соответствии с бюджетной  программой введены новые налоги и сокращена расходная часть  бюджета. Центральный Банк начал  осуществлять жесткую кредитную политику.

Несмотря на решительную либерализацию цен  и жесткие бюджетные и кредитно-денежные меры, направленные на стабилизацию, в секторе госпредприятий  не произошло существенных изменений. Причина этому - в неопределенности прав собственности. Была необходима приватизация госпредприятий, т.е. переход прав собственности в частные руки, за исключением некоторой части предприятий, которые должны остаться в руках государства (ЦБ, дороги, порты, водные пути, НИИ и пр.).

Правительство заявило о своем намерении провести быструю и всеобъемлющую приватизацию сектора госпредприятий. Правительственная программа приватизации на 1992 г. была утверждена Указом от 29.12.91, устанавливающим принципы и методы приватизации; полномочия различных учреждений по приватизации; секторы, подлежащие приватизации; порядок распределения доходов от приватизации.

В дальнейшем этот документ пересматривался с учетом постоянного совершенствования стратегии и подхода к приватизации. Пересмотренный вариант программы был утвержден Верховным Советом 11 июня 1992 г. Однако и он содержал существенные недостатки.

Основной задачей  программы являлось создание слоя частных  собственников, которые будут способствовать развитию рыночной экономики путем  повышения эффективности бывших государственных и муниципальных предприятий.

Предусматривались различные пути приватизации в зависимости  от размера и характера предприятий: малые предприятия должны продаваться  через аукционы. Некоторые средние и большинство крупных предприятий должны быть преобразованы в акционерные компании, а их акции будут продаваться с конкурентных аукционов. Другие виды предприятий могли быть приватизированы, однако для этого требовался обстоятельный анализ, подготовка и разработка плана приватизации, учитывающего их особенности (воздушный транспорт, связь, горнодобывающая и энергетическая промышленность, производство медицинского оборудования и фармацевтическая промышленность).

Второй этап приватизации начался с 1 июля 1994г. Он был основан на переходе от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком.

Для перехода к  рыночным отношениям были необходимы функционирующие рынки, открытая международная  конкуренция, которая устанавливает  правильное соотношение цен. Нужна была либерализация в международной торговле.

Началом формирования нового, адекватного рыночным условиям механизма регулирования внешнеэкономических связей в России явился Указ Президента РФ “О либерализации внешнеэкономической деятельности” от 15 ноября 1991г. Отныне все хозяйствующие субъекты любых форм собственности получили в принципе право на внешнеэкономическую деятельность.

Меры по реформированию внешнеэкономической деятельности включали:

  • снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров);
  • частичную либерализацию валютного курса;
  • отмену любых ограничений на импорт. 

Либерализация импорта была необходима для создания конкурентной среды на сверхмонополизированном внутреннем рынке, а также для компенсации резкого спада производства в российской промышленности. До середины 1992г импортируемые товары не облагались пошлинами, что способствовало резкому росту импорта потребительских товаров.

На втором этапе либерализации внешнеэкономической деятельности (второе полугодие 1992г) был установлен особый порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров, полностью либерализован валютный курс, введен сначала временный импортный таможенный тариф, затем постоянный.

На третьем  этапе (1993-95гг) продолжался переход  на тарифные методы регулирования, постепенно снижалась роль количественных ограничений.

В 1993г вступили в силу важнейшие законодательные  акты, регулирующие внешнеторговую деятельность в России - Таможенный кодекс и Закон о таможенном тарифе.

В области антимонопольной  политики в России практические действия начались вместе с экономической  реформой 1992г., но до 1994г попытки  регулирования деятельности монополий в нашей стране особого успеха не принесли. Особая структура российского хозяйства снижала действенность методов, вполне успешно работающих в странах с развитыми экономическими системами рыночного типа. Вот почему весной 1994г. правительством была утверждена совершенно новая модель антимонопольной политики, предложенная в Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.

Согласно этой программе в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий: естественные монополии (электро и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и пр.); разрешенные монополии (отрасли оборонной промышленности; фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия и лекарства); временные монополии (отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий).

Именно временные  и естественные монополии должны были стать предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства, т.к. именно они влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины за раскручивание “маховика” инфляции.

В отраслях с  естественной монополией свободу рыночного поведения необходимо было ограничить, на смену ей должно было прийти государственное экономическое управление. Именно на этой основе Правительство России в октябре 1995г приняло решение о “замораживании” цен в отраслях - естественных монополистах - до конца года. “Замораживанию” подверглись цены на газ и электроэнергию, железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.

Для ослабления власти над рынком временных монополий  государство было намерено осуществлять следующие меры: поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья; проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм; поощрять создание малых фирм.

Открытие внутренних рынков России для товаров зарубежных фирм вместе с большой пользой  для решения задачи улучшения  конкурентной ситуации внесло и большие  проблемы. Ведь отечественные предприятия  пока полностью проигрывают по соотношению цена/качество собственной продукции перед аналогичными зарубежными товарами. И естественно покупатель стал приобретать именно зарубежные изделия. И такое развитие событий привело к краху не только отдельных российских фирм, но и целых отраслей национальной экономики. А это создало реальную угрозу увеличения и без того огромной армии безработных, для снижения численности которой у страны не было (да и сейчас нет)  средств. В итоге правительству пришлось то открывать внутренний рынок для поставок зарубежных товаров, то снова “прикрывать дверь”.

Проведение  рыночных реформ немыслимо без частной  собственность на землю. Она является мощным катализатором экономической  активности. Формально частная собственность  была провозглашена в Конституции РФ 1993 года. Однако, несмотря на принятие в последующие годы целого ряда законодательных и нормативных актов о земле, можно констатировать отсутствие в стране завершенной системы института частной собственности на землю. Сегодня в хозяйственной практике существует пожизненное наследуемое владение землей, постоянное и бессрочное пользование ею, а также внутрихозяйственная аренда, которая оставляет арендатора на правах наемного работника вместо собственника. Наряду с этим государственные органы ввели право продажи и аренды земли.

В результате на сегодняшний день ни промышленные, ни сельскохозяйственные производства не могут в полной мере воспользоваться  конституционным правом владения землей.

В условиях развитого  рыночного хозяйства механизм эффективного перераспределения земли возможен только на основе рынка, включающего куплю-продажу, аренду и ипотеку земельных участков. Введение полномасштабного механизма частной собственности на землю открывает перед предприятиями существенные экономические возможности,  что в условиях глобального спада может стать ключевым элементом в деле возрождения национального хозяйства.

Противники  введения частной собственности  на землю, как правило, выдвигают  два главных довода. Первый - что  произойдет активная скупка российских земель иностранным капиталом, и это приведет к монопольному их использованию в отдельных секторах экономики. Второй - что свободный рынок земли вызовет широкомасштабную спекуляцию, а это приведет к ухудшению ее использования. Оба довода не выдерживают серьезной критики.

В большинстве  стран мира с рыночной экономикой давно существует рынок земли  при активном развитии двух основных форм пользования ею - на основе частной  собственности и в виде аренды.

Указом Президента разрешена продажа земли. Но отсутствует механизм регулирования этого процесса, и регионам приходится действовать на свой страх и риск.

Одним из важнейших  направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка  товарами и услугами, созданию новых рабочих мест являлась программа мер по развитию малого бизнеса.

Учитывая значительную роль, которую играет малое предпринимательство  в экономике стран с наиболее развитыми рыночными отношениями, реформаторское руководство России с самого начала сделало на него большую ставку. Были созданы относительно благоприятные условия для роста малого бизнеса. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности появился еще в конце 1990г. Начиная с 1991г пошел быстрый рост числа малых предприятий, и уже в 1995г в стране действовало 896.9 тыс. таких предприятий.

Информация о работе Экономические реформы в России в 90-х годах