Социально – экономические преобразования в России 80 – х 90 - х годов ХХ века и их последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

Рассматривая стратегию развития России, необходимо учитывать этот фактор и историческое развитие, которое указывает, что мы в целом проходим тот же путь, что другие европейские страны. Следует отметить, что основные демократические принципы – свобода и справедливость - составляют основу не только западных ценностей. Так, русский мыслитель - Бердяев, ещё в начале 20 века говорил, что необходимо стремиться к свободному и справедливому обществу, что без свободы не может быть никакой справедливости, а справедливость требует свободы для всех людей.

Содержание работы

«Демократизация» общества как орудие государственной власти
Демократизация силовых структур государства и антиконституционные перевороты 1991, 1993 гг.
Антирыночный и политико – идеологический характер революционных преобразований в 90 – е годы XX века.
Экономические, социальные и геополитические последствия революционных преобразований в 90 – е годы XX века
Список литературы

Файлы: 1 файл

ТНРЭР(4).docx

— 57.33 Кб (Скачать файл)

Судя по декларативным, ничем  не аргументированным заявлениям руководителей  экономического блока правительства  о снижении инфляции в ближайшие  несколько лет до 3-4 % в год, и  противоречащей этим заявлениям проводимой ими финансово-экономической политики, складывается впечатление, что эти  люди весьма далеки от понимания сути происходящего в российской экономике  роста цен и издержек. Причём они  не осознают не только причин возникновения  инфляции, но и всех её разрушительных последствий для страны.

И вот почему.

Инфляция по-латыни означает «вздутие», и этим понятием характеризуют  разные её проявления. Следует делать различие, в частности, между инфляцией  денежной и ценовой.

Если сумма обращающихся денег на руках покупателей превышает  стоимость всей товарной массы в  её обороте, то речь идёт о денежной инфляции. Так как при этом товарная масса, т. е. её предложение на рынке, оказывается в дефиците в сравнении  с платёжеспособным спросом, то продавцы поднимают на неё цены. В результате снижается покупательная способность  денежной единицы, и платёжеспособность спроса сближается со стоимостью подорожавшей товарной массы. Таким образом, причиной ценовой инфляции в рассматриваемом  случае оказался дефицит товарной массы, т. е. дефицит предложения, возникший  из-за денежной инфляции, породившей «вздутие»  спроса.

Однако самовыравнивание товарно-денежного обращения при  денежной инфляции произойдёт лишь в  том случае, если не возникнет диспаритета  цен, т. е. не нарушится эквивалентность  товарообмена по стоимости по цепочкам производства различных видов продукции.

Нарушение этой эквивалентности, как показано выше, порождает инфляцию издержек и вынуждает отставших  в гонках подорожания пытаться догнать  лидеров.

Сохранять паритет цен  без централизованного принудительного  регулирования их равновесного изменения  невозможно, так как на рынке действует  множество независимых продавцов, каждый из которых стремится урвать побольше прибыли за счёт увеличения продажной стоимости своего товара.

К тому же производство различных  видов продукции требует различного времени — от нескольких дней до 1,5-2 лет. Поэтому их цены меняются по мере инфляционного увеличения издержек с различным запаздыванием.

Если, к примеру, металлурги или нефтяники увеличивают цены на свою продукцию, то ценовая инфляция возвращается к ним спустя какое-то время множеством следующих с  различным отрывом друг от друга  бумерангов в виде подорожавших ресурсов и оборудования, для производства которых используются металл и топливо. После чего происходят новые соответствующие  скачки цен для компенсации увеличившихся  затрат. Так происходит неоднократно, что напоминает раскачивание качелей.

Все описанное и наблюдается  в нашей экономике. «Свободное»  ценообразование и соответствующая  инфляция имеют хаотичный характер и сопровождаются при дефиците денежного  обращения увеличением несбалансированности цен.

Несбалансированность усугубляется непропорциональным увеличением регулируемых тарифов естественных монополий. Так  как при этом не индексируются  в должной мере доходы населения, платежеспособный спрос которого на потребительские товары предопределяет и востребованность промышленной продукции, необходимой для производства «ширпотреба», то в кооперационных цепочках производства из-за сокращения его объёмов вследствие падения платёжеспособного спроса увеличивается дефицит предложения. Этим дополнительно усиливается  ценовая инфляция. При диспаритете  цен она не прекратится, если даже в соответствии с подорожанием товарной массы для баланса выпускать  в обращение дополнительную денежную массу.

Таким образом, у нас ценовую  инфляцию во многом порождает именно диспаритет цен в сочетании с  низким платёжеспособным спросом в  экономике, начало которым было положено правительством Гайдара. Низкий спрос  вызван существенным ограничением доходов  населения, значительной нехваткой  денег в обращении, в том числе  оборотных средств на многих предприятиях, что, в свою очередь, порождает дефицит  предложения на рынке, увеличивает  ценовую инфляцию и разрыв между  ценами.

Однако, игнорируя или  не осознавая истинные причины роста  цен, власти пытаются обуздать его устранением  несуществующей денежной инфляции. Это  лишь усугубляет кризис в экономике, в том числе из-за старения основных фондов, так как малы инвестиции вследствие денежного дефицита и  низкого платёжеспособного спроса. Круг оказывается замкнутым.

Известно: чтобы все производимые товары и услуги доходили до потребителей, денежная масса должна в идеале равняться  стоимости товарной массы с учётом их оборота. Скорость денежного обращения  зависит от времени, необходимого для  изготовления той или иной продукции  и её продажи, что составляет в  промышленности от месяца до 1,5-2 лет. Так  что деньги в среднем за год  прокручиваются при товарообмене 2-3 раза.

Поэтому в нормальных странах  денежная масса составляет не менее 60-70% по отношению к ВВП. Но у нас  это соотношение в среднем  за год не превышает 20%. Треть её —  наличные деньги, а свыше половины и без того мизерной безналичной  денежной массы «заморожено» и «стерилизуется» в Стабилизационном фонде, в виде резервов Центробанка и «остатков» бюджетных средств Минфина в казначействе. Таким образом власти борются с несуществующей денежной (монетарной) инфляцией.

Таким образом, очевидно не понимая принципиальных причин длящейся с 1992 г. ценовой инфляции, власти пытаются, как отмечалось, её обуздать дефицитом  денег и спровоцировали экономический  кризис. Для компенсации растущих издержек, порождаемых ценовой инфляцией, дефицитом оборотных средств  и снижением эффективности производства из-за низкого платёжеспособного  спроса, товаропроизводители увеличивают  цены на свою продукцию, усиливая ценовую  инфляцию, сворачивают производство и выплачивают низкую заработную плату. Её небольшие размеры поддерживаются высокими налогами. Их вместе с прибылью предприятиям, в конечном счете, выплачивает  население страны, приобретая потребительскую  продукцию, в ценах которой концентрируются  все эти выплаты. А эти выплаты  возвращаются производителям и продавцам  продукции, участвовавшим в ее производстве и сбыте.

ОТ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ДОХОДОВ  У НАСЕЛЕНИЯ К ОБРОКУ НА РЕСУРСЫ

Согласно данным Росстата, годовая сумма собираемых налогов  и прибыли, без учёта экспорта, по отношению к годовой заработной плате в стране составляет около 70%. Это в среднем. А доля поборов  в доходах бедных людей возрастает, но не зашкаливает за 100%, из-за снижения их платежеспособного спроса. Так  что подоходный налог платится в  размере не 13%, а в несколько  раз большем. Предприятия, которым  при продаже продукции возвращаются выплаченные налоги, выступают в  роли кредиторов налогоплательщика — населения.

Столь большие налоговые  выплаты обусловлены порочностью  системы налогообложения.

Её основной базой является выручка (доходы) предприятий, в результате чего НДС взимается по несколько  раз с одних и тех же составляющих структуры цены, что противоречит Налоговому кодексу. К тому же НДС  взимают не с добавленной стоимости, а с гораздо большей суммы  — дохода, что существенно увеличивает  поборы и цены. Поэтому нынешнее налогообложение тоже вносит существенный вклад в рост ценовой инфляции.

Во-первых, цены увеличиваются  на сумму неверно взимаемого НДС.

Во-вторых, предприятия дополнительно  увеличивают цены для компенсации  сокращения своих оборотных средств  из-за выплат в кредит налогов при  закупках комплектации и ресурсов.

В-третьих, инфляция растёт в результате снижения платёжеспособности населения, доходы которого многократно  облагаются налогами.

При нынешнем налогообложении  и товаропроизводители, и государство  объективно заинтересованы в росте  цен и девальвации рубля, что  позволяет в абсолютном исчислении получать больше прибыли, в том числе  от экспорта, а, следовательно, собирать большую сумму налогов. Поэтому  в правительстве сегодня весьма озабочены тем, чтобы рубль не сильно укреплялся, и дополнительно  провоцируют инфляцию регулярным увеличением  тарифов естественных монополий, одновременно позволяя им бесконтрольно наращивать свои затраты, в том числе непроизводственные, — в частности, на содержание футбольных и хоккейных команд за счет населения  страны.

Такая политика усугубляет кризис экономики и ведет к  дальнейшему развалу страны. Причем нынешнее налогообложение в сочетании  со «стерилизацией» денег и ограничением доходов населения, а значит и  платежеспособного спроса на все  и вся, в принципе не позволяет  качественно изменить выпускаемую  продукцию и значительно увеличить  ВВП.

Чтобы изготавливалась продукция, конкурирующая сзарубежной, необходимо создать условия, делающие выгодным снижение затратности производства за счет внедрения новейших технологий. Для этого представляется целесообразным вместо нынешнего налогообложения  выручки и всех ее компонентов  перейти к налогообложению используемых сырьевых, энергетических и людских  ресурсов, т. е. унифицировать его (см. «Как реформировать налогообложение». — «ПВ» № 8, август 2005 г.).

Предлагаемый подход создаст  конфликт интересов государства  и товаропроизводителей. Предприятиям при налогообложении ресурсов и  ограничении нормы прибыли станет выгодно снижать затратность  производства, внедряя автоматизированные энерго- и ресурсосберегающие технологии, и добиваться больших доходов  наращиванием объемов выпускаемой  продукции и сокращением рабочих  мест. Государство же, чтобы росла  налогооблагаемая база, т. е. больше потреблялось ресурсов и росла занятость людей, будет вынуждено создавать условия, способствующие увеличению числа предприятий  и росту объемов производства продукции, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса, а также способствующие увеличению доходов наемных работников.

Таким образом, вместо нынешней, сугубо фискальной и порождающей  инфляцию, предлагается фискально-регулирующая налоговая система с обратной связью, усиливающей фактор регулирования  для обеспечения максимального  спроса на все виды продукции и  услуг при снижении их себестоимости. При этом исчезнут двойные и тройные  поборы, что позволит также дифференцированно  и обоснованно изымать часть  всех видов ренты, выравнивая условия  хозяйствования. Взиматься оброк  на ресурсы будет по нынешней схеме  сбора НДС — с его добавлением  в соответствии с нарастающими ресурсными затратами по цепочкам производства. Такая схема, как известно, обеспечивает эффективный контроль за выплатами  налога.

Экономические, социальные и геополитические последствия  революционных преобразований в 90 –  е годы XX века

90-е годы вошли в  историю России как время демократических  преобразований во многих областях  общественно-политической жизни  - первые съезды народных депутатов  СССР, образование Российской Федерации,  взятие курса на создание правового  государства и т.д. На этом  фоне перед новой Россией одними  из главных являлись задачи  выхода из экономического, социального  и политического кризиса. Был  взят курс на продолжение начатых  во второй половине 80-х годов  демократических и социальных  реформ.

Изменения в государственном  строе СССР и России. 25 мая 1989 года открылся Первый съезд народных депутатов  СССР, что явилось крупным политическим событием в истории Советского государства. Выборы депутатов впервые проводились  на альтернативной основе (лишь на союзном  уровне треть депутатских мест резервировалась  для прямых выдвиженцев самой  партии и руководимых ею общественных организаций). Из числа народных депутатов  формировались постоянно действующие  Верховные Советы СССР и союзных  республик. Все это выглядело  победой демократии. Практических результатов  Первого съезда было немного. Было принято, кроме избрания Верховного Совета СССР, несколько общих постановлений, в частности Постановление об основных направлениях внутренней и  внешней политики СССР.

Главой исполнительной власти России стал избранный всенародным  голосованием Президент Б. Н. Ельцин. На первых порах президентства Б. Н. Ельцин "раздавал" суверенитеты "каждому по способностям", но обещал сберечь единство России. Но единство подлинной, исторической России, существовавшей с 1922 года во главе СССР, было разрушено в Беловежской пуще 8 декабря 1991 года лидерами России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. Кравчуком, Л. М. Шушкевичем, которые объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР

Внутренняя политика. С  началом 1992 года обстановка в стране остается крайне напряженной. Отпущенные в январе цены вызвали стремительный  рост инфляции, углубили проблемы в  социальной сфере, усилили обнищание  масс, спад производства, увеличили  рост преступности и коррупцию. Так, например, только за 1993 год потребительские  цены в стране выросли почти в 26 раз. В 1994 году жизненный уровень  составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам  их денежных сбережений, хранившихся  в Госбанке. Все это привело  к тому, что две трети населения  России к 1995 году продолжали пребывать  у черты бедности.

С конца 1992 года началась приватизация госсобственности, которая к осени 1994 года охватила треть промышленных предприятий и две трети предприятий  торговли, сферы быта и услуг. В  результате политики приватизации в  руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий. Тем  самым государственный сектор потерял  роль ведущего в индустриальной сфере, а падение производства продолжало с каждым годом прогрессировать  и к 1997 году достигло критической  цифры - 63%. Особенно резко сократился выпуск продукции станкостроительной, металлургической, угольной промышленности. Ряд регионов России поразил энергетический кризис.

Информация о работе Социально – экономические преобразования в России 80 – х 90 - х годов ХХ века и их последствия