Развитие авиакомпании в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:23, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка теоретических и методических основ системы минимизации аэропортовых сборов чартерной авиакомпании. Достижение поставленной цели обуславливает необходимость постановки и решения следующих задач:
рассмотреть влияние мирового экономического кризиса на авиационную отрасль;
проанализировать восприимчивость и устойчивость к кризисам структур авиакомпаний;
исследовать спектр предоставления аэропортовых услуг авиакомпаниям;
разработать систему минимизации аэропортовых расходов;
создать эффективную модель чартерной авиакомпании, работающей в условиях кризиса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.Анализ состояния латвийского рынка авиаперевозок
1.1.Описание сети аэропортов Латвии и их возможности
1.1.1. Международный аэропорт «Рига», как важный хаб в Европе
1.2. Роль национальной авиакомпании airBaltic в развитии пассажирских потоков через Латвию в условиях конкуренции
1.2.1.Исследование летного парка компании airBaltic
1.2.2.Анализ направлений полетов (загрузка) компании airBaltic
1.3.Выводы к первой главе

2.Модель «Воздушное Судно (ВС)- авиакомпания (АК)– стоимость» (В-А-С)
2.1.Классификация моделей, значение моделирования в исследовании реальных транспортных процессов
2.1.1.Выбор модели
2.2.Формулирование и описание модели В-А-С. Стоимость пассажиро-километра (S p/km), как критерий эффективности деятельности АК
2.3.Расчет S p/km для фиксированной сети авиалиний и существующего авиапарка airBaltic
2.4.Обоснование выбора оптимального типа самолета для (рассматриваемых) маршрутов сети авиалиний airBaltic
2.5.Расчет S p/km для фиксированной сети авиалиний и модифицированного парка самолетов airBaltic на базе среднемагистрального самолета ERJ 190
2.6.Выводы ко второй главе

3.Анализ эффективности мероприятий от замены типа самолета для airBaltic
3.1.Сравнительный анализ «поведения» двух вариантов airBaltic (модифицированный и не модифицированный)
3.2.SWOT-анализ и обоснование повышения конкурентоспособности airBaltic с модифицированным парком самолетов
3.3.Выводы к третьей главе

4.Разработка рекомендаций по модификации сети авиалиний и мощности парка
4.1.Определение зависимости эффективности авиалиний от мощности парка АК и его расстановки. Понятие – План движения
4.2.Расписание движения самолетов (РДС), как основа деятельности авиакомпании
4.3.Пример расчета сбалансированного РДС для модернизированного airBaltic
4.4.Выводы к четвертой главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Magisterskaja[1].doc

— 2.83 Мб (Скачать файл)

 

Как известно аэропорт существует и развивается, если там летают самолеты. Чем чаще рейсы и больше пассажиров, тем больше средств к развитию. Аэропорт Рига получил огромное преимущество, запустив к себе авиакомпании «дискаунтеры» - география полетов расширилась в разы, что сделало аэропорт претендентом на получение статуса «хаб». Упустив такую возможность, Таллинн и Вильнюс понизили перспективность развития своих международных аэропортов, а отсутствие мотивации на политическом уровне данных стран увеличило разницу в развитии инфраструктур аэропортов в сравнении с Ригой. В сравнительной таблице 4 наглядно отображен уровень развитости аэропортов «Рига», «Вильнюс» и «Таллинн».

В Эстонии, на переломный момент развития аэропорта «Рига» – 2004 год, не нашлось таких министров экономики, которые поставили бы перед собой цель стать лидерами рынка пассажирских авиаперевозок в Балтии. Правда на сегодняшний день известно, что министерство экономики Эстонии начало переговоры с ирландской авиакомпанией "Ryanair" о будущем сотрудничестве. При условии, что переговоры завершатся успешно, первые самолеты ирландской авиакомпании появятся в Таллиннском аэропорту не раньше весны 2010 года5.

 

Табл. 4.

Сравнение оснащенности аэропортов

 

Рига

Таллинн

Вильнюс

Максимальная длинна взлетно-посадочной полосы

3200 м

3070 м

2515 м

Количество взлетно-посадочных полос

1

1

1

Покрытие взлетно-посадочной полосы

асфальт-бетон

асфальт-бетон

асфальт-бетон

Класс курсоглиссадной системы

1, 2 категория

1, 2 категория

1 категория

Количество ангаров

4

2

2

Количество перронов

4

3

2

Количество стоянок для самолетов  на перронах

79

42

43

Время работы

24 ч.

24 ч.

24 ч.

Количество терминалов

4

1

3

Наличие пассажирского моста

есть (5 мест)

есть (9 мест)

есть (6 мест)

Количество направлений полетов (более 1000 пассажиров в год)

42

28

20

Количество оперирующих авиакомпаний (регулярные рейсы)

17

16

11

Наличие базовой авиакомпании

airBaltic

Estonian Air

нет


 

На  конец 2009 года, транспортная система Латвии (Рис. 4) представляет собой инфраструктуру, отвечающую требованиям все возрастающих торговых потоков между Европейским Союзом и Россией, а также удовлетворяет потребности местных экспортеров и импортеров, таких как:

  • свободные порты в Вентспилсе, Риге и Лиепае, с общей пропускной способностью грузов в размере 76 млн. тонн (преимущественно транзитные поставки);
  • обширная сеть автомобильных дорог, соединяющаяся с сетью дорог Европы и СНГ, а также латвийскими портами;
  • кратчайший маршрут между ЕС и СНГ;
  • специализированный железнодорожный коридор с высокой пропускной способностью, соединяющий латвийские порты с Россией и Дальним Востоком;
  • Рижский международный аэропорт – конкурентоспособный балтийский узел для пассажирских авиаперевозок, высокоскоростной центр распределения грузопотоков.

Рис. 4. Основные элементы транспортной инфраструктуры Латвии

 

На  территории Латвии находятся три  аэропорта с международным статусом: Рижский международный аэропорт, Лиепайский международный аэропорт и Вентспилсский аэропорт. Около 99% всех грузопассажирских перевозок в Латвии осуществляется из Рижского международного аэропорта. Рижский международный аэропорт – это лидер в воздушных перевозках и центр транзита всех трех балтийских стран, обслуживший в 2009 году 17 авиалиний (плотность движения более шести самолетов в месяц), в том числе и главного авиаперевозчика Латвии airBaltic, обслуживающий скандинавские авиалинии SAS и таких европейских лидеров как KLM и Lufthansa.

 

Табл. 5

Плотность движения воздушных судов  в аэропорту Рига в 2009 году

Оператор самолета

Количество самолетов

Прибыло

Вылетело

Всего

Доля

1

Air Baltic Corporation

22062

22050

44112

73,41%

2

Ryanair

5241

5243

10484

17,45%

3

KLM

364

364

728

1,21%

4

Finnair

287

286

573

0,95%

5

CSA

231

230

461

0,77%

6

LOT Polish Airlines

212

211

423

0,70%

7

Lufthansa

184

183

367

0,61%

8

Aeroflot

184

183

367

0,61%

9

Norwegian Air Shuttle

159

159

318

0,53%

10

Sprint Air

137

137

274

0,46%

11

European Air Transport N.V.

125

125

250

0,42%

12

Smartlynx

103

102

205

0,34%

13

Avion Express

100

99

199

0,33%

14

Turkish Airlines

99

100

199

0,33%

15

VIP Aviation

59

59

118

0,20%

16

Uzbekistan Airways

50

50

100

0,17%

17

SAS

19

18

37

0,06%

18

Прочие

437

435

872

1,45%

Всего:

30053

30034

60087

100%


Данные – проверить! можешь взять за основу расписание полетов в аэропроту рига

 

 Эти  и другие компании обеспечивают  быструю и надежную прямую  связь недавно реконструированного  Рижского международного аэропорта с такими городами Европы как Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Берлин, Франкфурт и Лондон, которые, в свою очередь, обеспечивают дальнейшую связь с межконтинентальными воздушными маршрутами.

Аэропорт  «Рига» имеет прямую воздушную связь более чем с тридцатью странами мира (Рис. 5). Развитость сети направлений дает хорошие шансы увеличить пассажиропоток за счет транзитных потоков.

Рис. 5 Воздушная сеть аэропорта  Рига

 

Среди партнеров аэропорта «Рига» имеются такие международные лидеры в сфере авиаперевозок и/или услуг экспресс-почты, как SAS Cargo, Lufthansa, DHL, UPS и TNT которые гарантируют доставку по Европе в течение суток или в течение двух суток в остальные страны мира6. Далее рассмотрим более подробную информацию о каждом из трех аэропортов Латвии.

 

 

1.1.1. Международный аэропорт  «Рига», как важный хаб в Европе

 

В настоящее  время все больше внимания уделяется  развитию транспортно-логистических  центров, результат деятельности которых  достигается за счет снижения транспортной составляющей в себестоимости продукции и услуг. Для грузоотправителя и грузополучателя не имеет значения, каким видом транспорта, по какому маршруту будет доставлен груз – их интересует сохранность, скорость доставки и стоимость данной услуги. Зато для организаторов перевозочного процесса достаточно важно, каким видом транспорта будет осуществляться доставка. Это связано с необходимостью развития соответствующей инфраструктуры: железнодорожной, автодорожной, портовой или аэропортовой, а также организацией финансовых потоков. Если современным вызовам времени в инфраструктурных проектах автодорожной отрасли соответствуют проекты строительства платных автодорог, то в гражданской авиации к таким можно отнести создание хабов на базе крупнейших действующих аэропортов.

Для того чтобы аэропорт мог претендовать на статус хаба, его службы должны обеспечить четкое выполнение расписания авиарейсов, координацию пассажиропотоков, следующих из разных стран, а также минимальное время при пересадке с рейса на рейс. Таким образом, главным признаком хаба как транзитного аэропорта является минимальное время, которое тратит пассажир на сложном маршруте при максимуме удобств, например, не получая при пересадках багаж.

Становление аэропорта как хаба – процесс  длительный, который требует не только капиталовложений, но и непрерывного и комплексного развития всего аэропортового хозяйства. Кроме того, необходимо, чтобы у аэропорта была крепкая базовая авиакомпания, а также развитая сеть межрегиональных местных маршрутов, которые обеспечили бы заполняемость транзитных рейсов. Прибыль аэропортов при обретении ими статуса хаба увеличивается за счет роста пассажиропотока и расширения спектра предоставляемых услуг. Именно такими критериями в своей работе руководствуются крупнейшие аэропорты. В Латвии на роль узлового аэропорта претендует международный аэропорт «Рига»7.

На  сегодняшний день аэропорт «Рига» переживает этап стремительного развития, вызывая, тем самым, интерес со стороны  европейских и российских соседей. Несмотря на небольшую географическую протяженность Латвии, немногочисленное население, отсутствие сырья и энергоресурсов, высокую конкуренцию с наземным транспортом, Гражданская Авиация Латвийской Республики стала развиваться. Благодаря высокому качеству сотрудничества рижского авиаузла с национальным авиаперевозчиком airBaltic, аэропорт превратился в крупный центр с европейскими стандартами, целью которого является главенствующая позиция в северо-восточном транзитном узле.

Еще несколько лет назад планы  о создании северного хаба из международного аэропорта «Рига», казались неосуществимыми. В 1990 году аэропорт принял 2 миллионов пассажиров, что стало одним из последних высоких показателей объема пассажиропотока. Только в 2004 году после вступления страны в Европейский Союз и подписания Шенгенского соглашения, авиационное сообщение Латвии стало возобновляться. Вступление Латвийской Республики в Европейский Союз дало очевидное преимущество: возможность латвийской авиакомпании airBaltic летать в воздушном пространстве стран Евросоюза без ограничений. Присоединение Латвии к системе европейского открытого неба привело, в свою очередь, к приходу зарубежных низкотарифных авиакомпаний (например, одной из сильнейших – Ryanair). Сложившаяся ситуация на рынке международных перевозок могла усложнить развитие национального перевозчика airBaltic. Однако здоровая конкуренция только помогла airBaltic в борьбе за пассажиров, улучшению сервиса и укрепления позиции в нутрии Латвии и на всем прибалтийском рынке. С момента присоединения Латвии к Евросоюзу, компания airBaltic начала расширять географию своих полетов, открыв в Европу около десятка прямых рейсов из международных аэропортов Вильнюс и Таллинн. Стремительный захват латвийского оператора привел к вытеснению авиакомпании flyLAL из прибалтийского сегмента регулярных пассажирских авиаперевозок. Возможно, это произошло потому, что литовское правительство, в связи с вступлением в Европейский Союз, приняло решение не допускать деятельность низкотарифных авиаперевозчиков в аэропортах своего государства, надеясь на собственные авиакомпании и не замечая при этом нарастающих оборотов деятельности airBaltic.

Стоит отметить, что в Вильнюсе и Таллинне достаточно высокие аэропортовые сборы и слаборазвивающаяся авиационная  политика. Таким образом, на фоне общего повышения темпов роста, в Вильнюсе и Таллинне еще в 2008 году происходило замедление. По данным 2009 года среднее падение в Таллинне по итогам 2009 года составило 25,6%, а в Вильнюсе – 39,4%. Эти показатели существенно отличаются от ситуации в аэропорту «Рига», руководство которого своевременно отреагировало на изменения экономической ситуации, сделав аэропортовые сборы самыми низкими в Европе. Рижский аэропорт стал третьим быстрорастущим аэропортом в своем классе в Европейском Союзе, обслужив в 2008 году 4,2 миллиона пассажиров. С начала 2009 года, несмотря на глобальный кризис и крайне тяжелую ситуацию с экономикой Латвии в целом (только за I квартал ВВП республики сократился на 18%), в аэропорту отмечается рост пассажироперевозок на 10% вычислить рост  и прирост после получения статистических данных (табл. 6). В 2008 году местная авиакомпания airBaltic сделала основной упор на развитие транзитного потока через аэропорт Рига – активно расширив свою сеть полетов. Таким образом, собственная маршрутная сеть airBaltic сейчас превышает 50 направлений, а количество конечных маршрутов в рижском аэропорту — свыше 70. Благодаря предпринятым мероприятиям транзитный пассажиропоток в 2009 году увеличился на % по сравнению с 2007 годом. На данный момент количество пассажиров, которые отправились в полет с аэропорта Рига, составило всего лишь 10 % от общего пассажиропотока airBaltic (см. табл. 13), остальная масса – транзитные пассажиры.

 

Табл. 6

Количество пассажиров обслуженных  в аэропорту Рига с 2007 по 2009 год с разбивкой по месяцам

 

2007

2008

2009

Январь

258429

216812

273945

Февраль

260401

234026

263103

Март

263431

232328

272150

Апрель

267869

245125

321346

Май

271853

297885

334616

Июнь

273863

359203

366244

Июль

274180

390897

396916

Август

275303

400678

398772

Сентябрь

269907

381523

383595

Октябрь

260422

334087

374565

Ноябрь

250548

308339

351018

Декабрь

234739

289646

359270

Всего

3160945

3690549

4095540


 

 

Табл.7

Разбивка пассажиропотока  по типам обслуживания в аэропорту  «Рига» с 2007 по 2009 год

Месяц

Транзитные пассажиры

Прилетевшие пассажиры

Вылетевшие пассажиры

2007

2008

2009

2007

2008

2009

2007

2008

2009

01

7111

14548

67706

125059

102081

101885

126259

100183

104354

02

6539

13131

73443

126456

101066

93152

127406

119829

96508

03

8297

17036

91850

127345

105079

88260

127789

110213

92040

04

10983

19252

105917

128456

114046

106261

128430

111827

109168

05

12088

28861

117055

129678

127070

107237

130087

141954

110324

06

12654

42666

129484

129835

152082

117393

131374

164455

119367

07

13248

64423

135442

130234

161262

129948

130698

165212

131526

08

13565

70602

137085

131045

165793

130498

130693

164283

131189

09

13962

68599

140022

127956

157347

120810

127989

155577

122763

10

13990

59486

142282

123056

138699

114843

123376

135902

117440

11

13261

54069

143678

118233

127167

102665

119054

127103

104675

12

13327

64937

145787

110438

111989

105727

110974

112720

107756

139025

517610

1429751

1507791

1563681

1318679

1514129

1609258

1347110

Информация о работе Развитие авиакомпании в условиях кризиса