Развитие авиакомпании в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:23, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка теоретических и методических основ системы минимизации аэропортовых сборов чартерной авиакомпании. Достижение поставленной цели обуславливает необходимость постановки и решения следующих задач:
рассмотреть влияние мирового экономического кризиса на авиационную отрасль;
проанализировать восприимчивость и устойчивость к кризисам структур авиакомпаний;
исследовать спектр предоставления аэропортовых услуг авиакомпаниям;
разработать систему минимизации аэропортовых расходов;
создать эффективную модель чартерной авиакомпании, работающей в условиях кризиса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.Анализ состояния латвийского рынка авиаперевозок
1.1.Описание сети аэропортов Латвии и их возможности
1.1.1. Международный аэропорт «Рига», как важный хаб в Европе
1.2. Роль национальной авиакомпании airBaltic в развитии пассажирских потоков через Латвию в условиях конкуренции
1.2.1.Исследование летного парка компании airBaltic
1.2.2.Анализ направлений полетов (загрузка) компании airBaltic
1.3.Выводы к первой главе

2.Модель «Воздушное Судно (ВС)- авиакомпания (АК)– стоимость» (В-А-С)
2.1.Классификация моделей, значение моделирования в исследовании реальных транспортных процессов
2.1.1.Выбор модели
2.2.Формулирование и описание модели В-А-С. Стоимость пассажиро-километра (S p/km), как критерий эффективности деятельности АК
2.3.Расчет S p/km для фиксированной сети авиалиний и существующего авиапарка airBaltic
2.4.Обоснование выбора оптимального типа самолета для (рассматриваемых) маршрутов сети авиалиний airBaltic
2.5.Расчет S p/km для фиксированной сети авиалиний и модифицированного парка самолетов airBaltic на базе среднемагистрального самолета ERJ 190
2.6.Выводы ко второй главе

3.Анализ эффективности мероприятий от замены типа самолета для airBaltic
3.1.Сравнительный анализ «поведения» двух вариантов airBaltic (модифицированный и не модифицированный)
3.2.SWOT-анализ и обоснование повышения конкурентоспособности airBaltic с модифицированным парком самолетов
3.3.Выводы к третьей главе

4.Разработка рекомендаций по модификации сети авиалиний и мощности парка
4.1.Определение зависимости эффективности авиалиний от мощности парка АК и его расстановки. Понятие – План движения
4.2.Расписание движения самолетов (РДС), как основа деятельности авиакомпании
4.3.Пример расчета сбалансированного РДС для модернизированного airBaltic
4.4.Выводы к четвертой главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Magisterskaja[1].doc

— 2.83 Мб (Скачать файл)

Изучив  данный документ, относящийся к Латвийской Республике, появилось представление о развитости сети аэродромов. Таким образом, к концу 2009 года, на территории Латвии – 9 сертифицированных аэродромов, из них 3 международных: аэропорт Рига, Лиепая и Вентспилс (см. Табл. 2).

 

Табл. 2.

Аэродромы Латвии

Название Аэродрома

Код аэродрома

Тип разрешенных  полетов на аэродроме

Международный

Местный

Инструментальный

Визуальный

Регулярный

Нерегулярный

Частный

Международный Лиепая

EVLA

Международный Рига

EVRA

Тукумс

EVTA

 

 

   

Международный Вентспилс

EVVA

Адажи

EVAD

 

 

   

Цесис

EVCA

 

 

   

Даугавпилс

EVDA

 

 

   

Икшкиле

EVPA

 

 

   

Рига (Спилве)

EVRS

 

 

   


 

Международный аэропорт «Рига» основан в октябре 1974 года и является государственным  акционерным обществом (ГАО) Латвийской Республики. Владельцем всех акций является Латвийская Республика. Держателем доли капитала для государственного акционерного общества является Министерство сообщения Латвийской Республики.

Международный аэропорт «Рига» является крупнейшим авиационным предприятием в Балтии и главным центром воздушного сообщения этого региона, который обеспечивает регулярное пассажирское сообщение, перевозку грузов и почты воздушным судами гражданской авиации в города Европы и других стран мира. Международный аэропорт «Рига» оказывает как авиационные (обслуживание самолетов, пассажиров и груза), так и неавиационные услуги (аренда помещений и территории, автостоянки, услуги VIP-центра и др.). Он обслуживает как местные, так и международные авиалинии, став одним из немногих аэропортов Европы, который обслуживает авиакомпании полного сервиса и дешевые летные компании-дискаунтеры.

Лиепайский  аэропорт был построен в 1940 году и  вплоть до 1960 года использовался в  качестве военного аэродрома. В  1960 году аэропорт был передан Гражданской Авиации и из Лиепайского аэропорта осуществлялись по 6 рейсов в день в столицу Ригу и другие крупные города СССР (Ленинград, Москва, Киев, Минск, Калининград, т.д.). В среднем аэропорт «Лиепая» обслуживал 100 тыс. пассажиров и 900 тонн груза в год.

На  сегодняшний день владельцем всех долей капитала международного аэропорта «Лиепая» является Лиепайская городская дума. Аэропорт обслуживает чартерные рейсы, бизнес авиацию и другие региональные полеты. Взлетно-посадочная полоса оснащена навигационным оборудованием и системами освещения в соответствии с европейскими стандартами, также установлена система контроля посадки самолетов3.

С 2007 года авиакомпания airBaltic открыла рейсы из аэропорта «Лиепая» в Ригу, Копенгаген и Гамбург, которые выполняют небольшие самолеты Fokker 50, вмещающие около 50 пассажиров. В 2008 году полеты по маршруту Москва – Лиепая стала выполнять авиакомпания правительства Москвы «Атлант Союз». К сожалению, на данный момент выполнение международных рейсов из аэропорта «Лиепая» приостановлено.

Вентспилский  аэропорт был основан в 1975 году. Регулярные полеты в то время осуществлялись в двух направлениях: Вентспилс – Рига и Вентспилс – Ленинград. Также аэродром использовался для авиационной поддержки пограничников, облетов вентспилсского нефтепровода, патрулирования лесов и надзора за рыбаками-браконьерами. С 1983 года до середины 90-х годов аэропорт был закрыт.

К проекту  восстановления аэродрома Вентспилская дума приступила только в 1999 году. В результате в 2000 году была вновь сформирована администрация аэропорта, отремонтировано покрытие взлетно-посадочной полосы и построено здание для обслуживания пассажиров. В 2008 году авиакомпания airBaltic открыла маршрут Вентспилс – Рига на весенне-осенний период. Благодаря модернизации международный аэропорт «Вентспилс» готов к обслуживанию регулярных рейсов не только малой (частной) авиации (Cessna, Piper), но и ближнемагистральных самолетов типа Fokker 504.

Наблюдаются некоторые перспективы по развитию бывшего военного аэродрома в  городе Тукумс – для обработки  чартерных грузовых перевозок, на данный момент там заканчиваются работы по установке светотехнического оборудования на взлетно-посадочной полосе для использования ее в ночное время.

Но, кроме  изучения сети аэродромов, желательно ознакомится и с воздушным  пространством и установленными классами над территорией Латвии, так как возможность предоставления аэронавигационных услуг и их стоимость играет не последнюю роль в планировании полетов. Каждая из стран имеет воздушные зоны, в которой ведется контроль воздушного пространства. Такой контроль обеспечивает служба аэронавигации, которая обычно относится к главному аэропорту страны. В Латвии контролируемые полеты в воздушных зонах класса «C» находятся в подчинении международного аэропорта «Рига» (см. Рис. 1, выделено синим маркером) , за исключением «CTR» зон аэропортов Лиепаи и Вентспилса.

 

Рис. 1 Классификация воздушного пространства Латвии.

Пункты УВД

Контролируемое воздушное пространство разделено на три зоны ответственности:

 

TWR (Tower Control Unit) или Вышка

Вышка осуществляет управление заходящими на посадку и вылетающими самолетами в аэродромной зоне протяженностью около 10 миль и по высоте до 1700 футов, и движением воздушных судов на аэродроме. Основным методом управления воздушным движением в зоне аэродрома Рига является визуальный контроль движения воздушных судов, поэтому управление ведется с вышки, с высоты 35 метров).

 

APP (Approach Control Unit) или Подход

Подход управляет как вылетами, так и прилетами в районе аэродрома, которая больше, чем зона Вышки (в  Риге это пространство в радиусе 40 миль от аэродрома до высоты 11500 футов – около 3500 метров). Для управления в этой зоне используется локатор. Диспетчер подхода устанавливает очередность захода на посадку и обеспечивает безопасные интервалы между вылетающими и прилетающими воздушными судами.

 

ACC (Area Control Centre) или РЦ – Районный Центр

Районный Центр управляет пролетами  воздушных судов в воздушном  пространстве с использованием радиолокационной информации.

Для сохранения конкурентоспособности  аэропортов, службу аэронавигации следует оснащать современным навигационным и светотехническим оборудованием, рационально рассчитанной взлетно-посадочной полосой, классификация которой позволит обслуживать воздушные суда оперирующие в данном воздушном пространстве, вместительным терминалом, позволяющий пропустить большой поток пассажиров. Учитывая, что рынок авиаперевозок довольно динамичная сфера, происходит постоянное обновление, реконструкция и наращивание мощностей аэродромов. В качестве примера можно привести план развития аэропорта «Рига», терминалы и оснащение и сооружения аэропорта претерпели серьезную модернизацию:

    • произведено удлинение взлетно-посадочной полосы: продлив ее на 650 метров и, таким образом, достигнув длины 3200 метров, стало возможным обслуживать самолет любого типа, что является необходимым условием для начала межконтинентальных полетов;
    • произведен ремонт покрытия и расширение перронных территорий;
    • заменено светотехническое оборудование;
    • установлена новая курсоглиссадная система (для полосы 18 первой категории, для полосы 36 второй категории), снижающая операционный минимум взлетно-посадочной полосы при плохих метеорологических условиях и позволяющее заходить на посадку по приборам с большей точностью и меньшим дистанцированием самолетов, следующих друг за другом, что приводит к большей пропускной способности взлетно-посадочной полосы;

 

Рис. 2 Схема маневровой зоны аэропорта Рига.

 

    • реконструирован старый терминал аэропорта (см. Рис. 3): построен воздушный мост (terminal «В»), позволяющий обслуживать до пяти самолетов одновременно, изолированная зона для персон VIP, дополнительные терминалы для пассажиров, посадка на рейсы которых осуществляются непосредственно на перроне с помощью передвижного трапа или встроенного в конструкцию самолета (terminal «C», «D»);
    • расширена техническая база аэродрома – построены ангары для технического обслуживания воздушных судов (см. Рис. 3);

 

Рис. 3 Схема перрона аэропорта Рига.

 

    • активно развивается инфраструктура вблизи аэропорта – большие терминалы по переработке грузов: DHL, Baltic Cargo Center, SpeedAir, Koll, Business Aviation и сортировочная станция латвийской почты, дом печати, школа пилотов и авиадиспетчеров, школа авиационных инженеров SAS, прокат автомобилей, стоянки для автомобилей, бизнес центры.

По  прогнозам министерства сообщения, не позже 2011 года аэропорт сможет обслуживать до 5 млн., а к 2015 году – 10 млн. пассажиров в год. Рига стала "воздушными воротами" Прибалтики, выиграв борьбу за этот почетный титул у Таллинна.

В 2009 году через Международный аэропорт «Рига» прошло более трех миллионов авиапассажиров, что на 9,6%больше, чем за девять месяцев 2008 года.. Уже сейчас воздушные лайнеры стартуют из Рижского аэропорта в шестьдесят девять пунктов назначения по всему миру. Из Таллинна же можно улететь только в двадцать городов.

Итак, по прогнозам, к 2015 году Рижский аэропорт будет обслуживать десять миллионов пассажиров в год. Достичь таких цифр только за счет жителей Латвии невозможно, поэтому, сейчас начата активная работа по привлечению потенциальных клиентов из соседних стран — Эстонии и Литвы. Особенно привлекателен в этом отношении регион Южной Эстонии, жителям которого все равно, в какой аэропорт ехать — в Таллиннский или Рижский. Дорога и в один, и в другой конец занимает практически одинаковое время — примерно два с половиной часа. Предполагается, что пассажиропоток значительно увеличится также за счет транзитного потока, следующего через Ригу в страны Восточной Европы.

Рижский аэропорт обслуживает самолеты, главным  образом, двух авиационных компаний — латвийской "аirBaltic" и ирландской "Ryanair". В Риге достаточно низкие сборы аэропорта по сравнению с аэропортами Вильнюс и Таллинн, в следствии чего ирландская компания сделала выбор в пользу Латвийской Республики. За год самолеты "Ryanair" доставляют в Ригу и увозят оттуда более полумиллиона пассажиров. Сначала ирландцы хотели обосноваться в Таллинне, но не нашли общего языка с властями, которые запросили слишком высокие цены за обслуживание, делающие нерентабельными полеты в Таллинн самолетов дешевых авиаперевозчиков. Латвия оказалась более сговорчивой и дальновидной.

Вместе  со скандинавской авиакомпанией SAS на мировой уровень вывели компанию "аirBaltic", самолеты которой сейчас вылетают из Риги в 62 направлениях, из Таллинна в пяти направлениях, а из Вильнюса — в семи направлениях. Когда-то и руководители эстонской авиакомпании "Estonian Air" заявляли, что их самолеты будут летать как из Риги, так и из Вильнюса. Однако дальше планирования деятельность авиакомпании не продвинулась.

Эстонские авиалинии предпочли не идти на большие риски и заняли выжидательную позицию, в то время как Латвия предприняла попытку развить свою сеть авиалиний и приблизиться к ценам низкотарифных авиакомпаний. На протяжении нескольких лет в развитие Рижского аэропорта и "airBaltic" вкладывались огромные деньги, несмотря на то, что и аэропорт, и латвийская авиакомпания год за годом заканчивали с большими убытками. И только в 2006 году у airBaltic по годовым итогам появилась прибыль. И это несмотря на резкий и внезапный рост цен на авиационное топливо. Специалисты прогнозируют последующий ежегодный прирост прибыли "airBaltic" чуть ли не в геометрической прогрессии. airBaltic продолжает активно расширять географию своих полетов и в последствии «Estonian Air» и «flyLAL» сваливаются со скамьи конкурентов авиакомпаний в Балтийском регионе. Литовская авиакомпания «flyLAL» в январе 2009 года официально прекратила полеты из международного аэропорта Вильнюс и переквалифицировались в чартерную авиакомпанию « flyLAL charters».

 

Табл. 3.

Имеющийся парк воздушных судов рассматриваемых Балтийских авиакомпаний

 

airBaltic

Estonian Air

flyLAL charters

Общее количество воздушных судов

31 бортов

6 бортов

2 борта

Максимальная дальность полета из всех имеющихся самолетов

7222 км

4400 км

7222 км

Заказ поставки новых самолетов

11 бортов

3 борта

нет

Информация о работе Развитие авиакомпании в условиях кризиса