Контрольная работа по "Авиации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 02:42, контрольная работа

Описание работы

Взаимосвязь между государственной программой безопасности полетов и системой управления безопасностью полетов .Требования к ответственности руководства по отношению к управлению безопасности полетов, содержащиеся в SARPS ICAO.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 259.61 Кб (Скачать файл)
  1. Взаимосвязь между государственной программой безопасности полетов (ГПБП) и системой управления безопасностью полетов (СУБП).

 

 

СУБП – это управленческий инструмент для управления организацией безопасностью полетов. В упомянутых Приложениях также говорится, что СУБП должна быть одобрена государством и, как минимум:

а) выявлять факторы опасности  для безопасности полетов;

b) обеспечивать принятие  корректирующих мер, необходимых  для поддержания согласованных показателей безопасности полетов;

с) обеспечивать постоянный мониторинг и регулярную оценку показателей  безопасности полетов;

d) быть нацеленной на  постоянное совершенствование общей  эффективности системы управления безопасностью полетов.

ГПБП – это управленческая система государства, предназначенная  для управления безопасностью полетов.

ГПБП определяется как  комплексный свод нормативных положений  и видов деятельности, направленных на повышение безопасности полетов. Она включает особые виды деятельности по обеспечению безопасности полетов, которые должны осуществляться государством, а также нормативные положения и директивы, публикуемые государством для содействия выполнению его обязательств, связанных с безопасным и эффективным осуществлением авиационной деятельности в данном государстве.

Для проведения целенаправленных мероприятий в государствах по управлению безопасностью полетов необходимо иметь четкое представление о  взаимосвязи между ГПБП и СУБП. Простым языком такую взаимосвязь  можно выразить следующим образом: государства отвечают за разработку и введение ГПБП; поставщики обслуживания1 отвечают за разработку и введение СУБП. Это весьма важный вопрос: государства не должны разрабатывать СУБП; скорее равнозначную роль выполняет ГПБП. Тем не менее государства обязаны в рамках своей деятельности по ГПБП утверждать и контролировать разработку, реализацию и эксплуатационное функционирование СУБП поставщика обслуживания. При осуществлении контроля за показателями эффективности обеспечения безопасности полетов СУБП поставщика обслуживания важнейшую роль во взаимосвязи между ГПБП и СУБП играет понятие ПУБП в рамках ГПБП. На рис. 1 показана взаимосвязь между ГПБП и СУБП.

В главе 3 Руководства по управления безопасностью полетов (РУБП) рассматривается потенциальная управленческая дилемма, которая может возникнуть в результате такого подхода, в котором руководство безопасностью полетов рассматривается как организационный процесс, а управление безопасностью полетов - как основная бизнес-функция. Такая потенциальная дилемма, показанная как "дилемма двух составляющих 3 и П"2, помогает соответствующим образом разъяснить взаимосвязь между ГПБП и СУБП.

 

 

Рисунок 1. Взаимосвязь между ГПБП и СУБП.

 

 На рис.1 ГПБП расположена на стороне защиты чаши весов и является связующим звеном между защитой и производством. ГПБП нацелена на обеспечение общественной безопасности путем контролирования факторов риска для безопасности полетов на государственном уровне. В ГПБП производственные задачи как таковые отсутствуют. Хотя авиационные организации государства должны эффективно осуществлять свою деятельность, у них нет конкретных получаемых результатов в плане продукции или услуг, направленных на получение прибыли. Основная цель государства - обеспечить с помощью своей ГПБП, насколько это возможно, общественную безопасность во время предоставления услуг поставщиками обслуживания. Эта цель достигается путем определения ПУБП для ГПБП, а также путем контролирования факторов риска для безопасности полетов в государстве с помощью двух "эксплуатационных компонентов" ГПБП: управления факторами риска для безопасности полетов и обеспечения безопасности полетов.

СУБП поставщика обслуживания только частично расположена на стороне защиты чаши весов. В отличие от государства, у поставщика обслуживания имеются конкретные получаемые результаты в виде продукции или услуг, направленных на получение прибыли. Целью СУБП поставщика обслуживания в плане защиты является контролирование факторов риска для безопасности полетов, которые являются следствием деятельности и процессов, касающихся предоставления продукции или услуг, в которых специализируется организация. Поставщик обслуживания обеспечивает контроль факторов риска для безопасности полетов во время предоставления услуг, главным образом с помощью двух "эксплуатационных компонентов" СУБП: управление факторами риска для безопасности полетов и обеспечения безопасности полетов, при этом цели и политика в области безопасности полетов и популяризация безопасности полетов играют дополнительную, хотя и важную роль.

Государство в рамках своей ГПБП первоначально утверждает СУБП поставщика обслуживания. Такое утверждение носит большей частью предписывающий характер: государство скорее всего через свой орган контроля за деятельностью гражданской авиации будет проверять соответствие компонентов и элементов, предложенных в СУБП поставщика обслуживания, существующим нормативным положениям и директивам, опубликованным государством. Следует отметить, что это утверждение в основном представляет собой административный процесс: государство утверждает проект системы управления и план действий к разработке и реализации. Проще говоря, утверждение в основном означает "проставление галочек в соответствующих квадратиках". Однако утверждение, хотя и обеспечивает соблюдение нормативных положений, не гарантирует должной эффективности функционирования СУБП. Утверждение и контроль за соблюдением показаны вертикальной стрелочкой, соединяющей на рис. 1 ГПБП и СУБП. Для того чтобы государство могло гарантировать надлежащую эффективность функционирования СУБП (т. е. то, что СУБП действительно работает), оно должно наблюдать за ее функционированием во время фактического осуществления деятельности, направленной на предоставление услуг.

Для того чтобы проверить  эффективность функционирования СУБП, полномочный орган государства  по контролю за деятельностью гражданской авиации должен на периодической основе осуществлять контроль за эффективностью ее функционирования в ходе осуществления деятельности, направленной на предоставление услуг. На практике это будет трудно, если не невозможно, осуществить, именно поэтому и применяются показатели эффективности обеспечения безопасности и целевые задачи обеспечения безопасности СУБП. Хотя рассмотренные в п. 6.8.5 утверждение и контроль за соблюдением носят предписывающий характер, контроль за показателями эффективности обеспечения безопасности полетов и целевыми задачами основан на эффективности деятельности. Таким образом, рассмотренное в разделе 6.6 РУБП понятие показателей эффективности обеспечения безопасности полетов распространяет на СУБП поставщика обслуживания понятие ПУБП в рамках ГПБП, рассмотренное в разделе 6.4 РУБП. Для СУБП показатели эффективности обеспечения безопасности полетов являются тем же самым, что ПУБП для ГПБП.

Измерение эффективности  обеспечения безопасности полетов  СУБП включает определение показателей эффективности обеспечения безопасности полетов, целевые задачи обеспечения безопасности полетов и планы действий. Эти ключевые согласованные показатели и целевые задачи характеризуют общие факторы опасности в эксплуатационном контексте, в котором поставщик обслуживания осуществляет деятельность, касающуюся предоставления услуг, а также в ходе осуществления процесса контроля, основанного на эффективности деятельности, они дают объективную картину эффективности функционирования СУБП. С помощью определения приоритизированного ряда краткосрочных и среднесрочных целей безопасности, характерных для конкретной операции поставщика обслуживания, путем принятия мер по уменьшению факторов риска для безопасности полетов, связанных с последствиями факторов опасности, лежащих в основе конкретных целей безопасности, а также путем установления параметров и временных рамок, которые позволяют замерить эффективность мер по уменьшению факторов риска, поставщик обслуживания предоставляет в распоряжение контрольного полномочного органа поддающиеся измерению средства для проверки эффективности (или обнаружения недостатков) обеспечения безопасности попетое СУБП, что выходит за рамки простого соблюдения нормативных положений.

Перейдем к рассмотрению производственной стороны весов  и, как уже было сказано, ГПБП, являясь связующим звеном между защитой и производством на рис. 6-7, не содержит как таковых производственных задач, однако они несомненно имеются у поставщика обслуживания. Целью производственной деятельности поставщика обслуживания является достижение коммерческих целей и обеспечение качественного обслуживания потребителей. СУБП - это средство, которое поставщик обслуживания использует для удержания под организационным контролем факторов риска для безопасности полетов, связанных с последствиями факторов опасности, с которыми он сталкивается в ходе выполнения производственных задач. СУБП поставщика обслуживания выявляет факторы риска для безопасности полетов и определяет необходимые меры для удержания их под организационным контролем первоначально с помощью управления факторами риска для безопасности полетов. После начала производственных операций контроль факторов риска для безопасности полетов и мониторинг мер по уменьшению риска осуществляются посредством постоянного процесса обеспечения безопасности, которому способствует популяризация безопасности полетов. Таким образом, управление факторами риска для безопасности полетов, обеспечение безопасности полетов и популяризация безопасности полетов являются для организации средствами поддержания баланса между производством и защитой.

Хотя традиционно роль государства в той мере, в какой  она относится к утверждению  СУБП и административному контролю в плане соблюдения нормативных положений, изображена на стороне защиты, ГПБП играет также определенную роль в выполнении контрольной функции на стороне производства. Недостатки в выявлении факторов опасности и управлении факторами риска для безопасности полетов, а также в разработке стратегии по уменьшению риска часто имеют отношение к выделению ресурсов. Обычно это тот случай, когда выделение ресурсов смещается в сторону производственной деятельности. О недостатках в выявлении факторов опасности и управлении факторами риска для безопасности полетов, а также в разработке стратегии уменьшения риска будет также свидетельствовать тот факт, что СУБП поставщика обслуживания будет неспособна обеспечить соблюдение согласованных показателей безопасности полетов из-за несбалансированного распределения ресурсов между производством и защитой. Поэтому при осуществлении указанного в п. 6.8.7 контроля, основанного на эффективности деятельности, при мониторинге эксплуатационной эффективности функционирования СУБП в сравнении с согласованными показателями безопасности полетов СУБП, касающимися данного поставщика обслуживания, смещение в распределении ресурсов, а также эффективность функционирования СУБП в целом станут очевидными. Нехватка ресурсов приведет либо к не выявлению факторов опасности для безопасности полетов, либо к плохому управлению факторами риска для безопасности полетов и вследствие этого к низкой эффективности функционирования СУБП в части обеспечения безопасности полетов. В таком случае СУБП поставщика обслуживания не будет действенной, хотя возможно, нормативные положения будут соблюдаться. На рис. 6-7 утверждение и контроль, основанные на эффективности деятельности, изображены диагональной стрелкой, связывающей ГПБП и производственные процессы организации.

2. Требования к ответственности руководства по отношению к управлению безопасности полетов, содержащиеся в SARPS ICAO.

 

Третья и последняя  категория SARPS ИКАО по управлению Безопасностью полетов, содержащихся в Приложениях 1, 6, 8, 11, 13 и 14, относится к ответственности руководства по отношению к управлению безопасностью полетов в ходе предоставления услуг. В SARPS3 ИКАО содержится требование в отношении того, чтобы признанная система управления безопасностью полетов четко определила сферы ответственности в области обеспечения безопасности полетов для всех утвержденных учебных заведений, которые подвержены факторам риска для безопасности полетов в ходе предоставления своих услуг, для эксплуатантов воздушных судов, утвержденных организаций по техническому обслуживанию, организаций, ответственных за конструкцию типа и/или изготовление воздушных судов, поставщиков обслуживания воздушного движения и сертифицированных аэродромов, включая прямую ответственность за обеспечение безопасности полетов со стороны старшего руководства.

Вклад руководства в дело управления безопасностью полетов  рассматривается в главах 3 и 8 и  в более подробном рассмотрении этого вопроса, как представляется, нет необходимости. Следует упомянуть, однако, вопрос о языковых различиях в использовании термина ответственность в требованиях ИКАО к управлению безопасностью полетов. В английском языке понятие "accountability" (ответственность) отличается от понятия "responsibility" (обязательство-ответственность). "Responsibility" характеризует ситуацию, когда определенное лицо должно выполнить конкретные действия, в то время как "accountability" распространяет это понятие на обязанность или готовность взять на себя обязательство выполнить такие действия. Если выразить это в терминах управления безопасностью полетов, то обязательства по обеспечению безопасности полетов характеризуют связанную с безопасностью цель обязанностей, которые индивидуум должен выполнять. Связанная с безопасностью полетов ответственность представляет собой то, что индивидуум должен выполнить либо непосредственно сам, либо это должны сделать другие лица, но под его наблюдением и руководством, включая тех лиц, кому данный индивидуум делегировал "responsibility". Совершенно ясно, что между двумя терминами имеется значительное различие. Однако такое различие существует только в английском языке. Поэтому термин "responsibility" (обязательство- ответственность) в отношении требований ИКАО к управлению безопасностью полетов, используемый в изданиях Приложений 1, 6, 8, 11, 13 и 14, на других (кроме английского) языках следует понимать как английский термин "accountability" (ответственность).

Для успешного управления безопасностью полетов необходимо активное участие всех уровней руководства и управления. Это должно быть отражено в структуре организации и в опубликованном описании сфер от-ветственности в области обеспечения безопасности полетов. Организация должна определить, документировать и сделать доступными для всех (с помощью структурной блок-схемы организации) перечень обязанностей, сферы ответственности и полномочий. Ответственность и функциональные обязанности старшего руководства более подробно рассматриваются в гл. 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Doc 9859 AN/460 Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Взаимосвязь между государственной программой безопасности полетов (ГПБП) и системой управления безопасностью полетов (СУБП)……………………………………………………………………1
  2. Требования к ответственности руководства по отношению к управлению безопасности полетов, содержащиеся в SARPS ICAO….8

Информация о работе Контрольная работа по "Авиации"