Зарубежный опыт государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомление с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.

Содержание работы

Введение…………………….………………………………………………………3
1. Основы государственного регулирования экономики в зарубежных
странах
1.1. Предмет и цели государственного регулирования экономики
в зарубежных странах …….………………………………………………………4

2. Особенности государственного регулирования экономики в зарубежных странах
2.1. Особенности государственного регулирования экономики во Франции …6
2.2. Особенности государственного регулирования экономики в США……..10
2.3. Особенности государственного регулирования экономики в Канаде…...15
2.4. Особенности государственного регулирования экономики в Швеции….18
2.5. Особенности государственного регулирования экономики в Японии…..23
2.6. Особенности государственного регулирования экономики в Китае…….26
2.7. Особенности государственного регулирования экономики в Италии…...30
3. Зарубежный опыт государственного регулирования НТП за рубежом
(на примере США и Японии) ……………………………………………………...33
4. Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы
4.1.Опыт государственного регулирования занятости за рубежом……41
4.2.Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)…………………48
4.3.Государственная поддержка и защита социально незащищенных
слоев населения…………………………………………………………………….50
Заключение………………………………………………………………………..56
Список использованной литературы……………………………………………57

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Однако отказ Швеции в начале 90-х гг. от «социальной  уравниловки», усиление монетарных регуляторов  в экономике, ослабление государственного влияния в перераспределительном  процессе повлекли за собой резкий рост безработицы.

Мировой опыт подтверждает необходимость государственного регулирования  рынка труда. Однако конкретные меры воздействия государства на решение  проблем занятости зависят от особенностей национальной экономики, сложившейся в стране социально-экономической ситуации. Кроме того, эти меры не являются застывшими. Они изменяются под влиянием внутренних и внешних факторов. Так, например, курс на сохранение рабочих мест в случае, когда он не отвечает техническим требованиям и потребностям рынка, отвергается как несовместимый с экономическим прогрессом. Неоправданными при определенной демографической ситуации могут быть и поощрение досрочного выхода на пенсию, ограничение притока иностранных рабочих и т.д.

В современных условиях в любой стране меры государственного регулирования занятости должны быть увязаны с решением общих проблем: развитием более производительной экономики, активизацией и развитием человеческих ресурсов. Они должны быть нацелены на расширение предложения труда, улучшение его качества, повышение эффективности труда.

Для этого необходимы:

• мобилизация возможностей человека;

• расширение участия  населения в экономической жизни  в любых, в том числе и нестандартных  формах (частичная, временная занятость, надомный труд);

• повышение общеобразовательной  и квалификационной подготовки;

• усиление мобильности  рабочей силы;

• расширение использования  активных мер регулирования занятости, направленных на «рассасывание» армии  нетрудоустроенных (увеличение рабочих  мест, повышение уровня квалификации рабочей силы и т.д.).

Все перечисленные меры требуют значительных затрат со стороны  государства. В настоящее время  в большинстве развитых стран  затраты на регулирование сферы  занятости составляют 2-3% от валового внутреннего продукта, но с лихвой окупаются за счет повышения использования человеческих ресурсов.

 

 

 

 

4.2.Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

 

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни  человека, является доход на душу населения  и, в частности, валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Но если рассматривать доход как основу процесса развития человека, а не как его конечный результат или итог человеческой жизни, то необходим показатель, способный помочь представить более всеобъемлющую картину жизни человека.

В течение жизни человек  решает три ключевые задачи:

  • прожить долгую и здоровую жизнь;
  • приобретать и расширять знания;
  • иметь достойный уровень жизни.

Для отражения возможностей человека по реализации этих задач  с 1990 года в рамках ежегодных докладов о развитии человека по Программе развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)  стал применяться интегральный показатель, получивший первоначально название «индекс человеческого развития» (ИЧР), а впоследствии – «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП).

Индекс развития человеческого  потенциала включает три составляющие:

  • долголетие, измеряемое как продолжительность предстоящей жизни при рождении;
  • достигнутый уровень образования, измеряемый как совокупный индекс грамотности взрослого населения (вес в две трети) и совокупной доли учащихся, поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения (вес в одну треть);
  • уровень жизни, измеряемый на базе реального ВВП на душу населения (с учетом паритета покупательной способности национальной валюты, ППС в долларах США).

Согласно методике расчета  индекса человеческого развития установлены фиксированные максимальные и минимальные значения для каждого  из составляющих ИРЧП показателей:

  1. продолжительность предстоящей жизни при рождении – 25 лет и 85 лет;
  2. грамотность взрослого населения – 0 и 100%;
  3. совокупная доля учащихся – 0 и 100%;
  4. реальный ВВП на душу населения (ППС в долл.США) – 100 и 40000 долл. ППС.

На основе фактического значения, а также масксимального и минимального значений каждого  показателя (xi) рассчитывается соответствующий индекс.

Для первых трех показателей (продолжительность предстоящей  жизни при рождении, грамотность  взрослого населения, совокупная доля учащихся) индекс рассчитывается по формуле:

 

                  Фактичекое значение xi  –  минимальное значение xi     

Индекс=      Максимальное значение xi – минимальное значение xi

 

Иначе рассчитывается индекс дохода. Здесь важное значение имеет  подход, закладываемый при расчете  этого индекса. Это связано, во-первых, с показателем дохода, в качестве которого принят реальный валовой продукт на душу населения, как бы подменяя показатель адекватного уровня жизни человека. И, во-вторых, что не менее важно при расчете индекса дохода, достижение достойного уровня развития человеческого потенциала не требует неограниченного дохода.

Величина ИРЧП колеблется от 0 до 1, где 0 – min, а 1 – max. Если ИРЧП меньше или равен 0,5 – он оценивается как низкий; от 0,51 до 0,8 – средний и от 0,81 до 1 – высокий.

Безусловно, концепция  развития человека гораздо глубже и богаче того, что может отразить любой из интегральных показателей или даже комплекс статистических показателей. Однако величина ИРЧП для каждой страны показывает , какой путь ей предстоит пройти, чтобы достичь максимально возможного значения ИРЧП, равного 1, и поставленных целей: средней продолжительности жизни в 85 лет, доступности для всех образования и достойного уровня жизни.

Разница между достигнутым  и максимально возможным значением  ИРЧП показывает, сколько стране еще  предстоит сделать.

 

4.3.Государственная поддержка и защита социально незащищенных

слоев населения

 

Социальное развитие мира бесконечно далеко даже от относительного благополучия. Несмотря на изобилие, богатство, глобальные связи и технические  возможности, в мире существует глубокая бедность. Из 6 млрд. населения планеты 2,8 млрд. человек, то есть почти половина, живет менее чем на 2 долл. США в день, а 1,2 млрд. человек, пятая часть населения, менее чем на 1 долл. США в день. Всемирным банком подсчитано, что для сокращения бедности, вызванной низкими доходами, в 1990-2015 гг. совокупные темпы ее снижения должны составлять 2,7% в год на протяжении 25 лет. В то же время в 1990-1998 гг. темпы снижения бедности составляли приблизительно 1,7% в год. Это объясняется низким отрицательным экономическим ростом и растущим в ряде стран неравенством доходов, в том числе в странах бывшего Советского Союза.

По мере понимания  сложных процессов развития бедности в мировом масштабе на каждом историческом этапе формируются соответствующие  ему подходы к решению этой проблемы:

• в 50-е - 60-е гг. главным  средством решения проблемы считались  крупные инвестиции в физический капитал и инфраструктуру;

• в 70-е гг. наряду с  крупными инвестициями в основной капитал  и инфраструктуру добавились здравоохранение  и образование;

• в 80-е гг. основной упор делался на совершенствование экономического управления и повышение роста рыночных сил;

• в 90-е гг. на первый план были выдвинуты аспекты управления и создания надлежащих институтов по изучению и решению проблем бедности на местном и национальном уровнях.

Сегодня на основе накопленного опыта в рамках мирового сообщества выработана стратегия сокращения бедности, отражающая три основных направления:

• создание возможностей;

• содействие использованию  возможностей;

• повышение защищенности бедных слоев населения.

Создание возможностей, в первую очередь, касается материальных возможностей бедного населения (рабочих мест, кредитов, энерго- и водоснабжения, услуг здравоохранения, образования и т.д.), которые служат основой для сохранения здоровья, получения профессиональной подготовки, необходимой для работы. Создание возможностей обеспечивается экономическим ростом, его структурой и качеством, развитием местных институтов и структур, расширением равенства, а также использование рынков на благо бедных слоев населения.

Важная роль в создании и расширении возможностей для бедных слоев населения отводится частным и государственным инвестициям и технологическим новациям, являющимся главными факторами роста количества рабочих мест и трудовых ресурсов, способствующим развитию инфраструктуры, повышению квалификации трудовых ресурсов. Огромные возможности по обеспечению роста занятости и доходов открывают выход на международные рынки, создание людских, физических, природных и финансовых активов, которыми владеют или могут пользоваться бедные слои населения. Созданию возможностей содействует развитие инфраструктуры, и в частности, транспорта, телекоммуникаций, школ, здравоохранения и т.д.

Содействие использованию  возможностей зависит от выбора и  осуществления государственных  мер, направленных на удовлетворение потребностей бедных людей, и взаимодействия политических и социальных, государственных и общественных институтов.

Повышение защищенности связано со снижением уязвимости бедного населения перед экономическими потрясениями, стихийными бедствиями, слабым здоровьем, инвалидностью и  т.д.; с повышением благосостояния и увеличением инвестиций в людской капитал, в высоко рискованные, но и высокоприбыльные виды деятельности. Это требует создания действенного и эффективного механизма управления рисками и сокращения рисков, с которыми сталкиваются бедные люди.

Все три направления  важны и взаимодополняют друг друга.

На сокращение бедности направлены международные усилия со стороны промышленно развитых стран: например, расширение сотрудничества в целях развития, урегулирование задолженности, развитие торговли и т.д. Бедность обычно понимают как отсутствие доходов, так как именно доход определяет материальный уровень благосостояния. Однако бедность из-за недостаточных доходов - только часть общей бедности в мировом масштабе. Точно так же, как развитие человека, бедность охватывает различные стороны его жизнедеятельности, а не только доходы, и должна рассматриваться как многоплановое явление.

Для отражения бедности ООН используется показатель бедности по причине отсутствия возможностей, дополняющий показатель бедности по доходам, что отражает человеческие возможности. Показатель бедности по причине отсутствия возможностей включает три основных компонента:

• возможность хорошо питаться и быть здоровым (как правило, это оценивается процентом детей  в возрасте до пяти лет с недостаточным весом);

• возможность здоровой репродуктивной жизни (измеряется через  долю деторождения без помощи квалифицированного медицинского персонала);

• возможность получать образование и знания (определяется через процент грамотности женщин).

Чтобы получить уровень  показателя, эти компоненты суммируются  и делятся на три. Чем меньше величина показателя, тем меньше бедность по возможностям.

Для отражения уровня бедности в стране ООН использует и такой показатель, как индекс нищеты населения, который рассчитывается раздельно для развивающихся и промышленно развитых стран.

Экономический и Социальный Совет ООН дал следующее определение  бедности: «К бедным относятся лица, семьи, группы лиц, ресурсы которых (материальные, культурные, социальные) являются столь ограниченными, что не позволяют им вести минимально приемлемый образ жизни в государствах, в которых они живут».

Для отнесения населения  к бедным принципиально важным является определение черты (границы) бедности. Черта бедности представляет собой объективно устанавливаемую величину, основанную на минимальных нормах потребления материальных благ и услуг, которые устанавливаются как на национальном, так и на субнациональном уровне. Она означает необходимый для сохранения здоровья и жизнедеятельности человека предел доходов и определяет те условия и тот порог, за которыми отдельный гражданин или семья переходит в категорию малоимущих.

Для международных сравнений  Всемирный банк установил черту  бедности, основанную на уровне 1 долл. США в день на человека.

Черта бедности устанавливается  также для группы стран и для  каждой страны в отдельности. Так, все  тем же Всемирным банком предложена черта бедности для стран Восточной  Европы и СНГ на уровне 4 долл. США (ППС в долл. США в ценах 1990 г.), для США - 14,4 долл. (ППС в долл. США в ценах 1995 г.).

Сегодня во всех странах  борьбе с бедностью уделяется  огромное внимание. Рассматриваются  различные стратегии борьбы с  бедностью, как на уровне отдельной  личности, так и на уровне государства. При этом выделяют:

Информация о работе Зарубежный опыт государственного регулирования