Зарубежный опыт государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомление с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.

Содержание работы

Введение…………………….………………………………………………………3
1. Основы государственного регулирования экономики в зарубежных
странах
1.1. Предмет и цели государственного регулирования экономики
в зарубежных странах …….………………………………………………………4

2. Особенности государственного регулирования экономики в зарубежных странах
2.1. Особенности государственного регулирования экономики во Франции …6
2.2. Особенности государственного регулирования экономики в США……..10
2.3. Особенности государственного регулирования экономики в Канаде…...15
2.4. Особенности государственного регулирования экономики в Швеции….18
2.5. Особенности государственного регулирования экономики в Японии…..23
2.6. Особенности государственного регулирования экономики в Китае…….26
2.7. Особенности государственного регулирования экономики в Италии…...30
3. Зарубежный опыт государственного регулирования НТП за рубежом
(на примере США и Японии) ……………………………………………………...33
4. Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы
4.1.Опыт государственного регулирования занятости за рубежом……41
4.2.Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)…………………48
4.3.Государственная поддержка и защита социально незащищенных
слоев населения…………………………………………………………………….50
Заключение………………………………………………………………………..56
Список использованной литературы……………………………………………57

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Характерным для экономики в период с начала 60-х до середины 70-х годов был общий экономический подъем. Но на его фоне обнаруживается в ряде отраслей нехватка рабочей силы, что предопределило главную задачу государственной политики занятости этого этапа - развитие «человеческих ресурсов». Требовалось приспособить совокупную рабочую силу к структурным сдвигам в экономике, смягчить социальные последствия циклических колебаний и расширить возможности трудоустройства категорий трудящихся, испытывающих наибольшие трудности на рынке труда.

В этих условиях участие  государства в решении проблемы занятости было постоянным и разноплановым, а основными направлениями его  деятельности стали:

• достижение относительно постоянной занятости в масштабах  всей национальной экономики;

• повышение отраслевой, профессионально-квалификационной и региональной мобильности рабочей силы, ее способности адаптироваться к техническим и структурным изменениям;

• расширение инструментария государственного регулирования, создание научных центров по изучению проблем рынка труда, министерств, служб и ведомств, ответственных за реализацию политики занятости;

• укрепление финансовой базы путем формирования специальных  фондов, которые можно было бы использовать для выборочного регулирования  уровня и структуры спроса и предложения.

Период с середины 70-х и до начала 80-х годов для  большинства развитых капиталистических  стран - время глубокого экономического кризиса, сопровождающегося массовой и длительной безработицей. В связи  с этим масштабы государственного регулирования занятости расширились: государство участвует в подготовке и переподготовке кадров, возмещает предпринимателям часть расходов на организацию учебного процесса, обеспечивает выплату стипендий и определенного процента заработной платы лицам, проходящим переквалификацию. В результате профессиональное обучение и переобучение позволили решить две задачи: во-первых, повысить качество рабочей силы и ее конкурентоспособность и, во-вторых, обеспечивать гибкость и мобильность рабочей силы в условиях возросшего динамизма рынка труда.

Для решения проблем  занятости широко используются общественные работы.

В этот период в государственном  регулировании занятости доминируют направления:

• усиление мер поддержки  занятости и увеличение государственных  ассигнований на их осуществление;

• проведение политики децентрализации  и повышение роли местных органов  власти в регулировании занятости;

• государственное субсидирование найма, в первую очередь, молодежи и  лиц с пониженными шансами  на трудоустройство;

• увеличение числа программ поддержания занятости для отдельных регионов, отраслей, категорий безработных;

• принятие правительственных  программ компенсации потерь заработка  трудящихся при переводе их на сокращенную  рабочую неделю.

80-е годы отличаются  неоконсервативным поворотом в экономике капиталистических стран, выразившимся в усилении роли рыночных регуляторов, перенесении акцентов на повышение прибыльности и конкурентоспособности производства и ослабление влияния государства на экономическое развитие.

Аналогичные тенденции проявились и в политике регулирования занятости: программы переподготовки, их проведение и субсидирование ориентированы на предприятия; поощряются мелкое предпринимательство и создание собственного дела безработными; совместные инициативы местных властей, предпринимателей, профсоюзов и других общественных организаций и т.д.

Приоритетными направлениями  в регулировании рынка труда  становятся:

• повышение гибкости рабочей силы, включая функциональные и организационные ее аспекты;

• «либерализация» правил найма и увольнения;

• усиление мер, ограничивающих предложение рабочей силы (поощрение  частичной и временной занятости, досрочный перевод на пенсию, сокращение или перекрытие потока иностранных  рабочих и помощь в их репатриации);

• снижение роли общественных работ, обеспечивающих краткосрочную занятость, которая не требует высокой квалификации, вызванное увеличением удельного веса длительной безработицы;

• ориентация на «селективный»  характер программ поддержания занятости, нацеленных на «болевые» точки рынка, главным образом на нетрудоустроенную молодежь.

На современном этапе, начавшемся с конца 80-х г., в большинстве  стран мира наблюдаются замедление темпов экономического роста, сохранение застойной безработицы на фоне нехватки квалифицированных кадров в условиях обновления капитала, использования новых технологий, малоэффективных мер регулирования занятости, применяемых в предшествующий период.

В этих условиях занятость  является важнейшей проблемой для  всего современного развитого общества, которое считает своими основными целями повышение материального благополучия граждан, сохранение социальной стабильности в обществе, обеспечение устойчивого функционирования национальной экономики. Исходя из таких целевых установок, в 1988 г. на 75-ой сессии МОТ были выработаны основные требования в области регулирования занятости, обязательные для всех государств - членов МОТ:

• увеличение размера  пособий и срока их выплаты;

• увеличение численности  охватываемых пособием лиц;

• сокращение периода  ожидания работы;

• обеспечение безработных медицинским обслуживанием;

• стимулирование предпринимателей к созданию новых рабочих мест;

• стимулирование безработных  через систему социального обеспечения  к поиску работы;

• создание специальных  программ по содействию занятости для  низкоконкурентных социальных групп (женщин, молодежи, инвалидов, пожилых, длительно безработных, законных эмигрантов).

В 90-е годы в большинстве  стран мира в системе государственного регулирования занятости делается упор на налоговую систему; социальное страхование и вспомоществование; меры, подталкивающие безработных на более энергичный поиск нового места работы. Кроме того, осуществляется перестройка служб занятости для более тесной увязки системы страхования по безработице с активной политикой на рынке труда, приоритетное развитие получают программы повышения качества рабочей силы.

Коррективы в налоговой  системе направлены на снижение налогов  на низкие доходы и увеличение разрыва  между заработной платой неквалифицированного работника и пособием. Это достигается преимущественно путем сокращения выплат предпринимателей в фонды социального страхования с заработной платы низкооплачиваемых работников.

При формировании системы  страхования по безработице в  большинстве стран учитывается  корреляция между размером пособий и ростом безработицы. Это объяснялось тем, что высокие размеры пособия в сравнении с уровнем дохода от работы не стимулируют поиск рабочего места безработным. По этой причине были изменены и принципы страхования, и система выплат пособия по безработице.

Для снижения общего объема затрат на выплату пособий страны прибегают к различным методам:

• снижению максимального  размера пособия (Дания, Австрия, Германия, Канада);

• ограничению сроков выплат в максимальном объеме (Франция);

• изменению порядка  индексации (Ирландия при корректировке величины пособия вместо динамики средней заработной платы использует показатель инфляции);

• удлинению стажа  работы, необходимого для получения  пособия;

• возрастному лимитированию, в первую очередь для молодежи, затрудняющему доступ к получению пособия лицами,

не достигшим определенного  возраста (в Норвегии, Новой Зеландии и Канаде не выплачиваются пособия  молодым людям 16-17 лет; в Нидерландах  сокращен размер пособия для молодежи; в Дании снижена продолжительность  выплат для данной возрастной категории).

Одновременно сокращаются  другие социальные выплаты безработным (например, в Великобритании снижен размер жилищных субсидий безработным  семьям).

Параллельно с ужесточением контроля за процессом трудоустройства  отдельные страны вводят систему материального поощрения активных поисков работы безработными. Этот подход широко применяется в Японии: размер выплачиваемого поощрения (оно может достигать суммы четырехмесячного пособия по безработице) напрямую зависит от скорости трудоустройства безработного на новое рабочее место. Практика выплаты премиальных длительно безработным, сумевшим трудоустроиться, стала вводиться и в некоторых американских штатах.

Другое направление  активизации трудоустройства безработных, в основе которого лежит усиление заинтересованности работодателей в предоставлении рабочих мест безработным, получило развитие в Германии. Оно заключается в том, что государство переносит акценты материальной заинтересованности от безработного на нанимателя.

В большинстве стран в последнее время наблюдается тенденция постепенного замещения пассивных мер регулирования занятости активными.

Наряду с общими для  всех стран тенденциями, характеризующими государственное регулирование  занятости, каждая сторона имеет  свою собственную модель рынка труда, зависящую от модели и состояния национальной экономики, менталитета, культуры и традиций нации.

В США регулирование  занятости осуществляется при минимальном  вмешательстве государства. Американская модель ориентирована на:

• максимальную свободу экономических сил на рынке труда;

• невысокую степень  контролируемости условий продажи  рабочей силы;

• децентрализацию политики занятости, т.е. перенос центра тяжести  в решении этих проблем с общегосударственного на региональный уровень;

• предоставление широких прав нанимателю в области, регулирующей увольнение или сокращение наемного работника;

• соблюдение прав трудящихся при найме на работу;

• искоренение дискриминации  при найме на работу (в связи  с семейным положением, по расовой  принадлежности, полу, религиозным убеждениям, политическим связям и т.д.).

Важнейшая роль в решении  проблемы занятости принадлежит  профсоюзам.

Результатом сведенного до минимума государственного регулирования  занятости в США является относительно высокий, по сравнению с другими развитыми странами, уровень безработицы: в период «великой депрессии» безработица составляла более 24%, в середине 80-х гг. - более 10%, на сегодняшний день - 6-8%.

Для стран Западной Европы характерны активная роль государства  и его значительное, а зачастую и определяющее влияние на развитие ситуации на рынке труда, высокий уровень социальной защищенности трудящихся. Западноевропейскую модель рынка труда отличает наличие развитой организационной структуры, охватывающей многочисленные государственные, общественные и частные институты, учреждения, организации.

Государство и работодатели обеспечивают выдачу пособий по безработице, различные виды социального вспомоществования. Средства на решение проблем безработицы  поступают по двум основным каналам: из государственного бюджета и от нанимателей. При этом государство применяет и льготное налогообложение.

В странах Западной Европы широко используется принцип «пожизненного  субсидирования» профессиональной подготовки и переподготовки рабочей  силы, осуществляемой за счет средств государства и частного капитала.

В результате государственной  политики в сфере занятости в  странах Западной Европы наблюдается  относительно невысокий уровень  безработицы - 3-5%.

Особый интерес вызывает шведская модель рынка труда, существовавшая в Швеции до начала 90-х годов. Ее отличали высокая степень вмешательства государства, заметная роль профсоюзов, ориентация на применение мер превентивного характера, предупреждающих появление безработицы. Основными элементами данной модели, заложенной более 40 лет назад шведскими учеными, являлись:

ограничительная фискальная политика (ее цель - ограничение темпов инфляции посредством установления косвенных налогов на товары и  услуги; недопущение конкуренции  между высокорентабельными фирмами на рынке труда путем контроля за повышением зарплаты на данных предприятиях);

политика солидарности в заработной плате (равная оплата труда  за равный труд вне зависимости от финансового положения нанимателя привела к равномерному распределению  заработной платы в национальной экономике);

активная политика на рынке труда, направленная на достижение полной занятости в долгосрочной перспективе, основанная на:

• дифференциации наемных  работников, обладающих различной конкурентоспособностью на рынке труда;

• стимулировании нанимателей посредством субсидий на сохранение рабочих мест за проблемными группами работников;

• создании специальных  рабочих мест на государственных  предприятиях при активном участии  профсоюзов.

Применение данной модели рынка труда позволило Швеции достичь полной занятости: уровень безработицы составлял 1,5-2%.

Информация о работе Зарубежный опыт государственного регулирования