Зарубежный опыт государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомление с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.

Содержание работы

Введение…………………….………………………………………………………3
1. Основы государственного регулирования экономики в зарубежных
странах
1.1. Предмет и цели государственного регулирования экономики
в зарубежных странах …….………………………………………………………4

2. Особенности государственного регулирования экономики в зарубежных странах
2.1. Особенности государственного регулирования экономики во Франции …6
2.2. Особенности государственного регулирования экономики в США……..10
2.3. Особенности государственного регулирования экономики в Канаде…...15
2.4. Особенности государственного регулирования экономики в Швеции….18
2.5. Особенности государственного регулирования экономики в Японии…..23
2.6. Особенности государственного регулирования экономики в Китае…….26
2.7. Особенности государственного регулирования экономики в Италии…...30
3. Зарубежный опыт государственного регулирования НТП за рубежом
(на примере США и Японии) ……………………………………………………...33
4. Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы
4.1.Опыт государственного регулирования занятости за рубежом……41
4.2.Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)…………………48
4.3.Государственная поддержка и защита социально незащищенных
слоев населения…………………………………………………………………….50
Заключение………………………………………………………………………..56
Список использованной литературы……………………………………………57

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Косвенные методы регулирования предполагают следующие изменения:

переход от прямого (директивного) к косвенному управлению хозяйственной деятельностью предприятий;

переход от управления на микроуровне  к макрорегулированию;

переход от непосредственного утверждения  объектов строительства, распределения  денежных и материальных средств  к разработке направлений и планов развития, а также регулированию и контролю за их осуществлением.

Основными средствами здесь являются финансовая политика, налоги, кредитование, налоги на прибыль, трансфертные операции, цены, заработная плата, премии и др. Причем успех может быть достигнут только в случае выбора экономических методов, соответствующих конкретному периоду развития.

В 1990-х гг. Была усилена  политика государственного регулирования  экономики, направленная на ограничение  инфляции, что дало следующие положительные результаты:

  1. Произошла постепенная ликвидация «перегрева» экономики.
  2. Снижены темпы инфляции.
  3. Сохранены высокие темпы роста в условиях проведения политики «мягкого» ограничения валютного и финансового предложения. Темпы прироста ВВП снизились с 12,6% в 1994 году до 10,2% в 1995 г. и 9,7% в 1996 г., оставшись по-прежнему самыми высокими в мире. Иными словами, успешное ограничение инфляции не повлекло за собой застоя в экономическом развитии.
  4. Постепенно улучшилась финансовая ситуация в стране.
  5. Стабилизировался рынок, и на этой основе сохранилась тенденция роста. В 1996 году реальный объем потребления возрос на 12,2 %. Сейчас в условиях усиления конкуренции на рынке потребительских товаров многие предприятия снижают цены на свою продукцию в целях достижения ее большей конкурентоспособности.
  6. Продолжают расти доходы населения.

Средства и методы регулирования  экономики в Китае постоянно  совершенствуются. В этой области  уже накоплен определенный опыт:

  • необходимо избегать в целях предотвращения отрицательных последствий резких мер;
  • акцент надо делать на экономические методы регулирования, не упуская, однако, из вида возможность их сочетания с административными и правовыми.

В Китае до 2010 года была сформирована социалистическая рыночная система, развернута всесторонняя индустриализация страны, значительно возрастет государственная мощь.

Политика государственного регулирования в этот период будет  характеризоваться следующими чертами:

Поддержание долгосрочной стабильности и смягчение негативных последствий циклических колебаний.

В 90-е годы разница между высшим и низшим темпами прироста ВВП  составила всего 4%, что связано  с благоприятным воздействием госрегулирования.

2.  Соответствие содержания  и основных направлений государственного  регулирования экономическому положению страны. Многочисленные противоречия и трудности, существующие сейчас в экономике, вызваны нерациональностью структур, что наиболее заметно отражается в несоответствии выпускаемой продукции рыночному спросу. Поэтому совершенствованию производственных структур должно быть уделено особое внимание.

Валютная и финансовая политика наряду с линией ограничения  инфляции должна предусматривать поддержку  таких слабых отраслей, как сельское хозяйство, транспорт и связь, ускоренное развитие базовых отраслей и новейших технологий, рост предприятий, занимающих устойчивые позиции на рынке и имеющих высокую экономическую отдачу.

В инвестиционной политике особое внимание должно уделяться поддержанию  соответствующего коэффициента капиталовложений, улучшению структуры инвестиций и повышению их эффективности.

Во внешнеэкономической  политике вместе с поддержанием торгового  и платежного баланса необходимо предусмотреть увеличение экспорта конкурентоспособными отраслями, улучшение  структуры внешней торговли и  повышение эффективности использования иностранных инвестиций.

Региональная политика должна постепенно разрешить проблему несбалансированности развития районов  страны и создать условия для  всеобщего благосостояния.

Преобладание экономеских методов государственного регулирования. Среди них особая роль должна отводиться финансовой политике, налогам, трансфертам и их сочетанию. В то же время следует расширить использование правовых и административных средств.

2.7. Особенности государственного регулирования экономики в Италии

 

Население Италии – 57,6 млн. человек. Италия занимает по уровню своего экономического развития шестое место в мире. Ее ближайший конкурент – Великобритания, которую Италия в 1994 году даже сумела опередить по ВВП. Однако то, что Италия является стареющей страной с уменьшающимся населением, а также успехи английских неоконсервативных преобразований не дали ей возможности закрепиться на пятой позиции в мировой экономике. ВВП Италии в 1997 году составлял 1,15 трлн. долларов, что составляло около 20 тыс. долларов на душу населения.

Италия бедна полезными  ископаемыми. Зато страна располагает  отличными климатическими условиями  для развития сельского хозяйства  и туризма.

Главной особенностью развития итальянской экономики стало  то, что начиная с середины 19 века прослеживается четкая историческая тенденция к усилению роли государства и государственной собственности в национальном хозяйстве страны.

Италия располагает  крупнейшим из всех развитых стран  государственным сектором. До 50% экономики  и 70% банковской системы страны находится под контролем государства. У Италии один из самых высоких среди развитых стран показателей производства ВВРП государственным сектором и доли государственных предприятий в общей численности компаний.

В течение последних  нескольких лет страна справилась с инфляцией, стала сокращаться безработица, создаются новые предприятия, растет занятость в молодежной среде, растут инвестиции. Особых успехов Италия добилась в создании рабочих мест для молодежи.

Италии удалось добиться социального согласия в обществе. Заработная плата. Как и число создаваемых рабочих мест растет, прежний «черный рынок» труда постепенно ликвидируется. Происходит постепенная трансформация нелегальных видов работ в официальную занятость.

Совершенно уникальна  итальянская модель соотношения малого, среднего и крупного бизнеса. В 1950-1970 гг. экономический рост привел к популярности массового производства и преобладающей роли больших компаний. Регионом преимущественного базирования крупных компаний стал Северо-Запад страны, особенно много подобных предприятий находится в т.н. «промышленном треугольнике» Турин-Милан-Генуя. Промышленный кризис 1970-х гг. имел своим следствием потерю крупными компаниями своих прежних позиций в итальянской экономике. Период 1970-1990 гг. стал настоящим бумом развития малых и средних предприятий. Развитие малого и среднего бизнеса помогло скомпенсировать отрицательные последствия массового производства для итальянской экономики.

Малое и среднее предпринимательство  в настоящее время стимулирует  экономический рост в центре и на Северо-Востоке страны, в то время как исконно промышленный Север  и аграрный Юг находятся в состоянии экономического спада.

Итальянская модель развития экономики характерна прежде всего  силой малого и среднего бизнеса  в стране. С помощью относительно небольших компаний в стране осуществляется активное привлечение молодежи к труду. Итальянские малые и средние предприятия очень чувствительны к изменениям коньюнктуры на мировом товарном рынке. Экспорт итальянских малых и средних фирм примерно вдвое превышает экспорт аналогичных предприятий во Франции. Одновременно с активацией малого и среднего бизнеса крупные итальянские компании постепенно теряют свою значимость для национальной экономики.

Структура производства ВВП и занятости в экономике Италии следующая:

  • сельское хозяйство: 3,3% от ВВП и 8% всех трудовых ресурсов страны;
  • промышленность: 28,2% от ВВП и 32% занятых;
  • сфера услуг: 68,2% от ВВП и 60% занятых.

В сфере услуг Италии преобладают туризм и банковская деятельность. Италию ежегодно посещает свыше 50 млн. туристов, которых привлекают города Рим, Венеция, Флоренция, Милан, многочисленные замки, монастыри, морские и горнолыжные курорты.

Основными внешнеторговыми  партнерами Италии являются Германия, Франция и Великобритания, а также Швейцария и США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Зарубежный опыт  государственного регулирования  НТП за рубежом

(на примере США  и Японии)

 

Научно-технический прогресс регулируется во всех странах с рыночной экономикой. Этого требуют комплексный  подход к научным и техническим проблемам и масштабность научно-технических проектов, что часто не под силу частному капиталу. Государственное регулирование охватывает:

• долгосрочные и стратегические направления НТП;

• грандиозные радикальные  разработки в новых отраслях;

• создание новых отраслей;

• координацию потоков  капитала на НТП на макроуровне;

• стимулирование развития НТП;

• последствия НТП: стремительное  истощение природных

ресурсов, загрязнение  окружающей среды и т.д.

Государство выступает  как институт, организующий, управляющий и финансирующий НТП. Государственное регулирование в зарубежных странах осуществляется в форме прямого вмешательства государства в научно-технические процессы (что обусловлено необходимостью решения проблем дол

госрочного характера, связанных с перспективами развития науки и техники), а также посредством косвенного регулирования. Косвенное регулирование осуществляется через совокупность налоговых, кредитных и амортизационных льгот. Выбор инструментов государственного регулирования зависит от общей роли и места государственных органов в социально-экономической системе каждой страны.

Наибольшие успехи в  области НТП достигнуты в США  и Японии, поэтому опыт государственного регулирования в этих странах  представляет для нас интерес. США  остаются главным центром научно-технического развития капиталистического мира и по общему уровню научно-технического потенциала, широте фронта фундаментальных исследований, ключевым областям НТП они превосходят другие страны. Но несмотря на то, что эти страны находятся на разных этапах развития научно-технического потенциала, а цели его формирования и механизм их реализации различаются, они имеют в управлении НТП ряд общих черт, характерных и для США, и для Японии.

Функция государства - регулирование  научно-технического прогресса - в США и Японии распространяется на две ключевые взаимосвязанные сферы: научные исследования и процесс создания нововведений в экономике. Центр тяжести в организационных и инновационных процессах как в США, так и в Японии приходится на внедрение новых технологий и продуктов. При этом в качестве оптимальной используется следующая структурная пропорция распределения инвестиций по этапам «исследование - разработка - внедрение» -

1:/2-3/:/6-7/. Так, в США  данная пропорция устойчива на  протяжении 25 лет и выглядит следующим образом: 12-13% общенациональных средств вкладывается в фундаментальные работы, 22% - в прикладные исследования и 65-66% - в разработки и внедрения. Эта структура соответствует потребностям экономики, внутренним закономерностям функционирования развитого научно-исследовательского потенциала. Резкое расширение или снижение доли какой-либо из стадий научно-технического цикла может привести к негативному результату, особенно на стыках, поскольку вся система не будет справляться с созданными заделами либо их не будет хватать. Процесс внедрения является наиболее капиталоемким: он охватывает проектирование, опытно-экспериментальное производство, обучение кадров, испытание, наладку, организацию технического сервиса.

И в США, и в Японии механизм регулирования НТП постоянно совершенствуется в направлении усиления стимулирующей функции государства. Стимулирование внедрения научно-технических нововведений и обновления устаревших фондов осуществляется за счет:

• проведения активной государственной  политики стимулирования;

• постоянного обновления и повышения стандартов качества продукции и снятия устаревшей продукции  с производства;

• создания льготных финансовых условий инновационной деятельности фирм, прежде всего малых, ориентированных на экспериментальную разработку и внедрение новых технологий;

• совершенствование  контрактной системы правительственных  заказов, исключающих обязательность закупки продукции вне зависимости  от ее качества;

• государственного стимулирования тесных связей (научных, учебных и промышленных организаций), стимулирование финансирования научных исследований и разработок производственными фирмами;

• государственного стимулирования расширения внутренней и международной  кооперации ресурсов фирм в производстве сложной продукции;

• создания условий, стимулирующих  мобильность рабочей силы и ее приток в новые инновационные фирмы (заработная плата, пенсии и т.п.):

Информация о работе Зарубежный опыт государственного регулирования