Зарубежный опыт государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомление с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.

Содержание работы

Введение…………………….………………………………………………………3
1. Основы государственного регулирования экономики в зарубежных
странах
1.1. Предмет и цели государственного регулирования экономики
в зарубежных странах …….………………………………………………………4

2. Особенности государственного регулирования экономики в зарубежных странах
2.1. Особенности государственного регулирования экономики во Франции …6
2.2. Особенности государственного регулирования экономики в США……..10
2.3. Особенности государственного регулирования экономики в Канаде…...15
2.4. Особенности государственного регулирования экономики в Швеции….18
2.5. Особенности государственного регулирования экономики в Японии…..23
2.6. Особенности государственного регулирования экономики в Китае…….26
2.7. Особенности государственного регулирования экономики в Италии…...30
3. Зарубежный опыт государственного регулирования НТП за рубежом
(на примере США и Японии) ……………………………………………………...33
4. Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы
4.1.Опыт государственного регулирования занятости за рубежом……41
4.2.Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)…………………48
4.3.Государственная поддержка и защита социально незащищенных
слоев населения…………………………………………………………………….50
Заключение………………………………………………………………………..56
Список использованной литературы……………………………………………57

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Целью курсовой работы является ознакомление с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.

Государственное регулирование  экономики в зарубежных странах  представляет интерес для самостоятельного сравнительного анализа динамики развития социально-экономических процессов в разных странах и выработки собственных критериев качественной оценки эффективности отдельных элементов в моделях государственного регулирования экономики  рассматриваемых стран.

Изучение зарубежного  опыта полезно для недопущения  повторения ошибок, имевших место  в других странах, а также для  выработки ценностных ориентаций на наиболее эффективные для всего  общества формы, методы, механизмы и  инструменты государственного регулирования экономики, которые успешно зарекомендовали себя, что наиболее наглядно отражается в достигнутом уровне продолжительности жизни, уровне образования населения, уровне доходов на душу населения, а также по достигнутому очевидно высокому уровню стандартов социальной защиты населения в большинстве из исследуемых в данной курсовой работе стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основы государственного  регулирования экономики

в зарубежных странах

1.1. Предмет и цели  государственного регулирования  экономики

в зарубежных странах

 

Важнейшую роль в жизни  любого общества играет государство, которое  выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность  людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.

Государство возникло вследствие общественного  разделения труда, появления частной  собственности и сложившихся  общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти.

Сегодня государство рассматривается  как основное орудие политической власти, признаками которого являются наличие  органов и учреждений, осуществляющих функции власти; системы правовых норм и актов; определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция.

Основой государственного управления в любой стране является государственная  власть. Сильная, дееспособная власть – это первое условие успешного государственного управления.

В своем управленческом воздействии государство опирается на право, использует силу права, применяет ту или иную его форму.

Основанное на силе власти и верховенстве права государственное управление представляет собой очень сложную систему, имеющую, комплексный, многоплановый и многогранный характер, что требует выделения в его составе отдельных элементов: сторон, сфер, объектов, учета их сложных взаимосвязей и проявлений.

В рамках курса государственного регулирования экономики в зарубежных странах в одинаковом значении используются два термина: государственное управление и государственное регулирование экономики, так как  они идентичны по отношению к объекту управления.

В качестве объекта государственного регулирования может выступать национальная экономика. Все ее подсистемы – регионы, отрасли. Сферы, социально-экономические процессы и явления.

Предметом науки государственного регулирования экономики является изучение моделей государственного регулирования экономики зарубежных стран.

Содержанием государственного регулирования  экономики является организация  регулирующих воздействий государства  на развитие национальной экономики  и ее отдельных подсистем в  заданном направлении.

Цели государственного регулирования экономики в зарубежных странах:

1. Укрепление строя и его адаптация  к изменяющимся условиям.

2. Выравнивание экономических циклов.

3. Совершенствование структуры  народного хозяйства.

4. Стабилизация денежного обращения.

5. Поддержание нормальной занятости.

6. Социальный мир.

7. Внешнеэкономическое равновесие.

8. Стабильность цен.

9. Поддержание конкуренции.

10. Защита, сохранение окружающей  среды.

Стратегическая цель: экономическая  и социальная стабильность, рост жизненного уровня населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности государственного  регулирования экономики в зарубежных  странах

2.1. Особенности государственного регулирования экономики во Франции.

 

Из всех западноевропейских стран  наиболее развито государственное  регулирование экономики во Франции. Важнейшей формой его проявления является планирование.

Французская система планирования   -   своеобразный продукт рыночной экономики. Формированием стратегических планов и текущих прогнозов занимается Генеральный комиссариат по плану, который подчиняется непосредственно премьер-министру.

Государственное регулирование  экономики во Франции осуществляется посредством контроля над ценами, налоговой системой, кредитно-денежного  регулирования, контроля за оплатой  труда, политикой ускоренной амортизации и другими методами.

Управление ценами государство  осуществляет с учетом трех факторов: динамики инфляции, наличия или отсутствия на рынке конкуренции и социальной значимости товаров и услуг.

Государство регулирует цены на товары и услуги, которые  производятся монопольными продавцами или когда у потребителей нет достаточного выбора вариантов.

Центральное место во Франции в системе государственного регулирования развития экономики  занимает налоговая система. Налоговая  система Франции предусматривает  строгое разделение налогов на поступления в центральные и местные бюджеты. К основным налогам относятся: прогрессивный подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, на добавленную стоимость и налоги акцизного характера (на нефтепродукты, табак и др.)

Налоговая политика по Франции учитывает темпы развития, прогрессивность отраслевой структуры, экономическое положение регионов, уровень инфляции, безработицу и прочие факторы.

Особая значимость во Франции придается развитию конкуренции. Роль государства проявляется в поощрении создания малых предприятий.

Большинство малых предприятий  в силу инновационного характера  своей деятельности работают в режиме повышенного риска. Мировая практика свидетельствует, что до 90 % вновь  образованных малых предприятий  “прогорают” в течение первых пяти лет. Поэтому для ускоренного развития малых форм бизнеса требуется экономическая помощь со стороны государства.

Основными формами государственного содействия малому бизнесу во Франции  являются помощь в получении долгосрочных и краткосрочных займов, предоставление налоговых льгот, развитие системы гарантий и страхование кредитов, обеспечение коммерческой информацией, установление законодательных гарантий по предотвращению полного банкротства, выделение специалистов для координации деятельности малых предприятий, повышение квалификации управленческого персонала.

Анализ и обобщение  опыта государственного регулирования  экономики во Франции позволяет  сделать вывод, что отдельные  из используемых там экономических  инструментов целесообразно использовать в нашей стране. Это, прежде всего подходы в планировании. Механизмы стимулирования развития малых предприятий, контроля за ценами.

Экономика Франции, как и других, промышленно развитых капиталистических стран, основана на принципе свободного предпринимательства и торговли.

Несмотря на действие принципа свободного установления цен, государство во Франции может  прямо регулировать цены на некоторые  товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги.

Как считают некоторые французские экономисты, основным недостатком блокировки цен является затруднение инвестирования и рост бюрократизации, а также контроль над ценами делает рынок негибким.

Контроль над ценами может привести к переливу капиталов  в другие страны, где существует возможность получения большей прибыли на единицу вложенного капитала.

Любое административное вмешательство  в ценообразование  в рыночной экономике приводит к  нарушению законов ценообразования. Так, блокировка цен, устраняя на некоторое  время противоречия в сфере обращения, вызывает противоречия в сфере производства.

Исключение из свободного ценообразования составляют отрасли, где регламентация необходима (здравоохранение, общественный транспорт). Вмешательство администрации в процесс формирования цен допускается при кризисной ситуации, чрезвычайных обстоятельствах, национальном бедствии, а также при внезапных и резких нарушениях ценообразования, требующих срочных мер для исправления положения.

В стране законодательно определены общие принципы свободного ценообразования и основные условия, при которых они могут реально осуществляться. Первым и важнейшим условием является наличие свободы выбора товара или услуги и продавца. Также должна быть обеспечена достоверная информация о продаваемых товарах.

Либерализация цен не означает полного невмешательства  государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства  на микро-уровне к системе глобального  регулирования для экономики  Франции означает только изменение  формы вмешательства (т.е. переход от жесткого “дирижизма” к методам косвенного воздействия на рынок и цены).

Возросла производительность труда. По ее абсолютному показателю Франция вышла к концу столетия на одно из первых мест в мире, обогнав  США (сыграло роль отсутствие прироста занятости в течение ряда лет, в то время как в США занятость роста быстро). Длительно низкая инвестиционная активность обеспечила снижение капиталоемкости экономического роста, причем при возобновлении инвестиционного процесса основное внимание стало уделяться вложениям в машины и оборудование. Поддержанию материалоемкости на невысоком уровне способствовало сохранение низких цен на сырье почти до конца столетия и общее снижение энергопотребления.

Доля промышленности в занятости, инвестициях, ВВП сейчас полностью соответствует аналогичным показателям других развитых стран. Модернизирована структура промышленности и экспорта, где существенно снизились удельные веса аграрной продукции и полуфабрикатов при одновременном повышении высокотехнологичной продукции. Дальнейшее повышение конкурентоспособности французских изделий на внутреннем и мировом рынках зависит в основном от расширения деятельности национального бизнеса в новейших отраслях и от мероприятий государства по снижению тех издержек производства, которые находятся в его ведении (налоги).

Суть государственной  экономической политики дирижизма  состоит в том, что государство  подходило к бизнесу не как  к важнейшему агенту воспроизводства, а как к инструменту, который  надо заставить действовать в  определенных направлениях и тем самым добиться решения основных макрозадач. Главной задачей экономической политики были индустриализация и повышение темпов роста с целью удержания за Францией статуса великой державы. И государство эту задачу решило. Национализация превратила ведущие промышленные компании в монстров, защищенных от внешней конкуренции протекционистским зонтиком, от внутренней   - позицией национальных монополий, бесконтрольно черпающих из бюджета, не реагирующих ни на уровень издержек, ни на изменения спроса. Открытие экономики при вступлении в Общий рынок выявило неконкурентоспособность государственных компаний.

С трудом мог бороться с конкурентами и частный бизнес с его низким уровнем концентрации. Бизнес отреагировал на столкновение с агрессивной внешней средой усилением концентрации и увеличением инвестиций. Окрепнув, таким образом, промышленные предприниматели стали бороться за право принятия и реализации экономических решений в собственных компаниях. Государство, по сути, согласилось с тем, что самостоятельная производственная деятельность предпринимателей способна обеспечить решение макропроблем. Это означало переход от дирижистского механизма к стандартной экономической политике кейнсианского типа.

Государство прекратило неограниченное накачивание финансовых ресурсов национализированных компаний из бюджетных средств. Одновременно оно решило модернизировать структуру промышленности путем стимулирования компаний вне зависимости от формы собственности. Тем самым оно впервые протянуло руку помощи крупному частному бизнесу. Стимулирование осуществилось путем поддержки «крупных проектов» (аэробус, аэрокосмические программы) и путем создания и поддержки «национальных чемпионов» на самых современных направлениях производства   - телекоммуникационное оборудование, автомобилестроение, самолетостроение, военное и гражданское электротехническое и электронное оборудование, включая бытовое. Государство активно поддерживало НИОКР, вплоть до прямого финансирования исследований государственных и частных компаний. Одновременно планирование превратилось из инструмента регулирования народнохозяйственных пропорций в средство поддержки бизнеса. Центральным элементом планов становились отраслевые программы развития, через которые финансировались новейшие производства и оказывалась помощь «больным» отраслям промышленности.

Информация о работе Зарубежный опыт государственного регулирования