Зарубежный опыт государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомление с основами концепций и моделей государственного регулирования экономики наиболее мощных зарубежных стран.

Содержание работы

Введение…………………….………………………………………………………3
1. Основы государственного регулирования экономики в зарубежных
странах
1.1. Предмет и цели государственного регулирования экономики
в зарубежных странах …….………………………………………………………4

2. Особенности государственного регулирования экономики в зарубежных странах
2.1. Особенности государственного регулирования экономики во Франции …6
2.2. Особенности государственного регулирования экономики в США……..10
2.3. Особенности государственного регулирования экономики в Канаде…...15
2.4. Особенности государственного регулирования экономики в Швеции….18
2.5. Особенности государственного регулирования экономики в Японии…..23
2.6. Особенности государственного регулирования экономики в Китае…….26
2.7. Особенности государственного регулирования экономики в Италии…...30
3. Зарубежный опыт государственного регулирования НТП за рубежом
(на примере США и Японии) ……………………………………………………...33
4. Зарубежный опыт государственного регулирования социальной сферы
4.1.Опыт государственного регулирования занятости за рубежом……41
4.2.Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)…………………48
4.3.Государственная поддержка и защита социально незащищенных
слоев населения…………………………………………………………………….50
Заключение………………………………………………………………………..56
Список использованной литературы……………………………………………57

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшей особенностью канадской промышленности является то, что доля принадлежащих иностранным компаниям активов в промышленности страны превышает 40%, из них свыше 70% являются собственностью корпораций США. В частности, в электроэнергетике Канады иностранным компаниям принадлежит 63% активов, в химической промышленности – 68%, в автомобилестроении – 92%.

Экспорт минерального, лесного  и сельскохозяйственного сырья  традиционно определяет место страны в международном разделении труда. Более 70% объема канадского экспорта приходится на продукцию пяти секторов экономики: лесного комплекса, горнодобывающей и металлургической промышленности, пищевой и сельскохозяйственной отраслей, энергоносителей и автомобилестроения.

Денежно-кредитная и  валютная политика Канады направлена на укрепление национальной валюты, которое достигается с помощью контроля за инфляцией и стабилизации обменного курса канадского доллара. Для этого Банк Канады устанавливает целевые ориентиры для темпов инфляции на 3-5 лет и осуществляет вмешательство на валютных рынках.

На современном этапе  основным инструментом денежно-кредитной  политики в Канаде является перемещение  депозитов, принадлежащих правительству, из коммерческих банков в Банк Канады.

По оценкам экспертов  Канада в 1997 году заняла 4-ое место среди стран, имеющих наиболее высокую конкурентоспособность (на 1-ом месте  - Сингапур, за ним Гонконг и США).

В целом по основным показателям  хозяйственного развития 1997 год стал лучшим за весь период с начала десятилетия. Реальный прирост ВВП – 3,5 % - самый высокий в группе семи ведущих индустриальных держав. Быстро расширяется внутренний спрос, темпы инфляции к концу года упали почти до 1%.

В промышленности произошла  смена лидеров. Прежде это были корпорации «ресурсных» отраслей: нефтяная и  газовая промышленность, лесопромышленный комплекс, производство цветных металлов. Существенно возросли объемы производства  и инвестиций в наукоемких отраслях, таких как электронное и электротехническое оборудование, средства связи, некоторые виды промышленного оборудования, новые конструкционные материалы, фармацевтическая промышленность. Быстро развиваются автомобилестроение, химическая промышленность, производство строительных материалов.

В целом в последние  годы в канадской промышленности шел процесс интенсивного обновления производственных фондов.

Строительство жилья  начало быстро расширяться еще в 1996 году, а зданий и сооружений производственного  назначения годом позже. Этому способствовало удешевление заемных средств  и особенно снижение ставок процента по долгосрочным кредитам и займам на жилищное строительство.

В 1997 году положение на рынке труда улучшилось. Уровень  безработицы составил 9,2%. В течение  года было создано около 300 тыс. новых  рабочих мест (в 1996 г. примерно 190 тыс.). При этом улучшились качественные параметры роста занятости. Созданные в 1997 году новые рабочие места более стабильны и лучше оплачиваются. Большинство из них предполагают полную занятость. Быстро растет занятость в обрабатывающей промышленности. Экономические обозреватели расценивают все это как признак «здорового» роста канадской экономики и сильных конкурентных позиций канадских компаний на внутренних и внешних рынках.

Допустимый прирост  потребительских цен установлен Банком Канады в пределах от 1 до 3%. Во второй половине 1996 года эксперты Центрального банка даже заговорили о появлении признаков дефляции.

В 1997 и 1998 гг., в условиях значительного ускорения роста  экономики сохраняются возможности  дальнейшего снижения темпов инфляции. Усиление конкуренции, технологические  нововведения и повышение производительности труда сдерживают рост цен на всех стадиях производства. Предприятия, прежде всего стремятся сократить издержки, а не повысить цены. В предшествующие годы они провели максимально возможное обновление производственных мощностей.

Ключевым элементом  долгосрочной программы ликвидации бюджетного дефицита стало последовательное и крупномасштабное сокращение расходов при сохранении стабильных ставок налогообложения. По окончании 1995  фин.г. дефицит федерального бюджета уменьшился впервые за 20 лет. В марте 1997 года он составил менее 8,9 млрд. долл. по сравнению с 42 млрд. три года назад, а к ноябрю уменьшился до 5 млрд.

Благодаря быстрым темпам роста экономики и низким процентным ставкам на кредитно-финансовых рынках правительство сбалансировало бюджет ранее намеченного срока.

Между тем по регламенту, действовавшему в отношении членов ВТО в 1997 году, рассмотрению и утверждению  подлежат крупные инвестиционные проекты, предполагающие прямые капиталовложения в сумме свыше 172 млн. долл. Портфельные инвестиции из стран ВТО подлежат контролю только в тех случаях, когда их объем предполагает переход в руки зарубежного инвестора свыше 50% активов канадского предприятия. Более строгие правила контроля действуют в небольшом числе отраслей – урановой промышленности, в сфере финансовых услуг и транспорта, а также в сфере культуры (издательское дело, кинематография, распространение аудио-продукции). В этих областях канадское правительство оставляет за собой право контроля и запрета в случае, если:  а) прямые инвестиции превышают 5 млн. долл.;   б) портфельные инвестиции превышают 50 млн. долл. За первые 9 месяцев 1997 года министерство промышленности Канады отклонило только два из всех рассмотренных им новых инвестиционных проектов.

В 1996 году объем капиталовложений в Канаду составил 180 млрд. кан. долл, из которых 120 млрд. поступили из США. Второе место по объему прямых капиталовложений занимала Великобритания – 14 млрд., а третье – Япония (6 млрд.). Японские фирмы в последние годы заметно активизировали свою инвестиционную деятельность, проявляя особый интерес к вложению средств в строительство автосборочных предприятий, в предприятия лесопромышленного комплекса, а также в операции с недвижимостью.

Вывоз капитала из Канады в 1996 году был примерно равен ввозу. Прямые канадские инвестиции за рубежом составили 171 млрд.долл. За последние десять лет они увеличились более чем в 1,6 раза, тогда как ввоз капитала – примерно в 2 раза. Около 65% прямых зарубежных капиталовложений канадских инвесторов было направлено в США.

 

2.4. Особенности государственного  регулирования экономики в Швеции.

 

Экономисты отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и  государственное регулирование, преобладающую  частную собственность в сфере производства.

Шведская модель исходит  из того, что в политике явно выделяются две доминирующие цели: 1) полная занятость  и 2) выравнивание доходов. Их доминирование  может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека – с 1932 года (за исключением 1976-1982 гг.) – у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом – активный ее сторонник.

В социальных услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства  составляет 92%, в том числе в здравоохранении – 92%, в образовании и НИОКР – 88,7%, социальном страховании – 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг.

Политика солидарности в области заработной платы предусматривала снижение уровня дифференциации ставок зарплаты через преимущественное повышение их для низкооплачиваемых работников.

Из всех западных национальных вариантов социальной политики шведский вариант в наибольшей мере характеризуется  универсальностью и всеобщностью социального обеспечения и страхования. Он наиболее отвечает понятию  «государство всеобщего благосостояния», что заключается во внерыночном характере предоставления социальных услуг. Здесь нет непосредственной зависимости между правом на социальную защиту и специальными взносами на ее обретение. Социальные расходы шведского государства превышают половину ВВП – против менее его трети в среднем для Западной Европы и четверти для всех развитых стран.

Благосостояние практически  всех шведов в той или иной степени зависит от государства, даже если не принимать во внимание его как относительно самого крупного работодателя. Швеция резко выделяется высокой долей государственных трансфертов населению в его совокупных денежных доходах – ¼ - среди преобладающего большинства западных стран, для которых эта величина равна в среднем 15-16%.

По удельному весу ассигнований государства на образование  и здравоохранение в ВВП Швеции превосходит западноевропейские страны в целом в два, а все развитые – в 1,5 раза.

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция – угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики

Методы шведской модели предусматривают активную роль государства с учетом практической целесообразности и реальных возможностей..

Активная политика на рынке труда ориентирована на сведении к минимуму социальных издержек рыночной экономики. Смысл состоит  в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем распределении и перераспределении государством национального дохода через налоговую систему  и государственные расходы для повышения жизненного уровня народа.

Одной из особенностей шведской модели является, в частности, гибкость антикризисной государственной политики. Частный капитал при такой системе как бы освобождается от многих видов «непроизводительных» для него затрат. Государство стимулирует использование большей части прибыли на расширенное накопление капитала, так как государство берет на себя преобладающую часть затрат на образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры, в определенной степени, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т.п.

Социальная политика Швеции пронизана идеей равенства. Так, например, шведская модель отличается очень высокой по сравнению с другими странами степенью выравнивания заработной платы между квалифицированными и неквалифицированными работниками. Приоритетное внимание уделяется поддержанию занятости и переподготовке рабочей силы, широкому профессиональному обучению.

Существующая сегодня  в Швеции экономическая система  обычно характеризуется  как смешанная  экономика. В основе ее лежат рыночные отношения на конкурентных началах  с активным использованием государственного регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве Швеции: частной, государственной и кооперативной. Каждая из этих форм заняла свою «нишу», выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. На частные предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах. Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор  расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 года.

Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его рамках можно  выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм.

Экономика Швеции характеризуется  высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в  ведущих отраслях. На крупных предприятиях (с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) – 17%.

В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой  экономике возросла. Конечно, в число  гигантов капиталистического мира они  не входят. Так, крупнейшая шведская фирма «Вольво» уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира «Дженерал моторз» (15 млрд.долл. против 102 млрд.долл.). Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.

В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран Северной Европы. К примеру, финансовую группу «Скандинависка эншильда банкен», контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди них выделяется семейство Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых превышает 1/3  акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм. В Швеции и за границей на их предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя Валленбергов считается одной из крупнейших в Западной Европе.

Важнейшая роль государственного сектора  в Швеции – аккумуляция  и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

Цель системы социального  обеспечения в Швеции – обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, рождении ребенка, наступлении старости, при безработице и т.п. Окончательной гарантией, независимо от причины обращения, считается пособие наличными, именуемое общественной помощью.

Все более актуальными для шведской модели являются такие угрозы, как интернационализация и глобализация в мировой экономике. Ограничения на движение капиталов отменены, и процентные ставки в Швеции должны соответствовать мировому уровню. Быстро растут заграничные инвестиции шведских компаний (а это отток финансов, создание их дефицита на внутреннем рынке), занятость на дочерних иностранных фирмах увеличивается быстрее, чем на материнских фирмах, а крупнейшие шведские компании сливаются с иностранными, создавая при этом международные.

Информация о работе Зарубежный опыт государственного регулирования