Федеральная программа "Юг России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 22:11, реферат

Описание работы

Территория Южного федерального округа (далее именуется - регион) составляет 589 тыс. кв. километров (3,5 процента территории России), численность постоянно проживающего на территории региона населения на 1 января 2000 г., - 20,8 млн. человек (14 процентов численности населения России), плотность населения - 35 человек на 1 кв. километр.

Содержание работы

Введение………………………………………...........................................................4
1 Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами ………………………………………………………….8
2 Реализация программы в 2002 году…………………………………………..11
3 Система программных мероприятий.……………………………….………...13
3.1 Обеспечение геостратегических приоритетов в регионе………………14
3.2 Подготовка сырьевой базы нефтегазодобычи…………………………..14
3.3 Сохранение и воспроизводство биоресурсов………………………..….18
3.4 Модернизация транспортной системы железнодорожного транспорта..................................................................................................................23
3.5 Водный транспорт…………………………………………………………24
3.6 Автодорожная сеть………………………………………………………...24
3.7 Обеспечение занятости населения и обустройство беженцев и вынужденных переселенцев. Занятость населения……………………………..28
3.8 Развитие промышленности и производственной инфраструктуры…….30
3.9 Развитие агропромышленного комплекса……………………………….31
3.10 Развитие малого и среднего предпринимательства……………………34
3.11 Развитие социальной сферы……………………………………………...36
4 Ресурсное обеспечение программы………………………...………………….38
5 Механизм реализации программы………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………….41
Список используемой литературы………………………………………………44

Файлы: 1 файл

пип.docx

— 71.15 Кб (Скачать файл)

В северо-западной части Каспия открыто еще два нефтяных месторождения (Широтное и Хвалынское), расположенных на лицензионном участке "Северный".

По прогнозным оценкам, ресурсы углеводородов северо-западной части Каспийского моря составляют 1738,5 млн. тут (тонн условного топлива), в том числе извлекаемые - 1185,4 млн. тут при среднем соотношении нефти и газа 1:1.

В период до 2006 года предусматривается освоение трех вновь открытых месторождений нефти на лицензионном блоке "Северный" с извлекаемыми запасами нефти 150 млн. тонн при годовой добыче 2,8-3,8 млн. тонн.

В северной части Каспийского моря предполагается дальнейшее развитие геологоразведочных работ с целью поиска и разведки новых крупных залежей нефти и газа как на суше, так и в акватории. На период до 2005 года предусматривается проведение поисково-разведочного бурения в объеме 62,1 тыс. метров, геофизических исследований, эксплуатационного бурения в объеме 3000 метров и НИОКР [3].

В результате проведения на шельфе Каспийского моря региональных геолого-геофизических и поисково-разведочных работ ожидается подтверждение прогнозных ресурсов углеводородов в объеме 1,2 млрд. тут.

Развитие системы транспортировки углеводородов.

Развитие трубопроводного транспорта в регионе обусловлено значительными объемами транспортировки нефти на внутренний рынок, транзита и экспорта сырой нефти и нефтепродуктов. Общий объем перекачки нефти и нефтепродуктов в настоящее время превышает 40 млн. тонн в год. Совокупная протяженность магистральных нефте- и продуктопроводов составляет около 4,4 тыс. километров.

Сеть магистральных газопроводов находится в эксплуатации более 30 лет (нормативный срок эксплуатации 33 года). Поэтому важное значение приобретает строительство магистрального газопровода Изобильное - Черное море - Анкара (проект "Голубой поток").

Через территорию России осуществляется транзит нефти и газа из стран Прикаспийского региона и Центральной Азии, поэтому дальнейшее его развитие может гарантировать значительную прибыль при относительно небольших капиталовложениях.

Средиземноморский рынок Европы является крупным потребителем нефти (собственное производство обеспечивает всего 10 процентов потребности, планируемый в 2010 году объем импорта составит 224 млн. тонн). Транспортировка нефти из портов Черного моря к европейским рынкам возможна по нескольким маршрутам: с выходом в средиземноморские порты или непосредственно в Центральную Европу.

Для обеспечения транспортировки туркменской и казахской нефти в объеме 9 млн. тонн в год по маршруту Махачкала - Тихорецк - Новороссийск в дополнение к азербайджанской нефти необходимо строительство двух параллельных участков нефтепровода протяженностью 18 километров каждый от г. Махачкалы до точки врезки в нефтепровод Баку - Тихорецк и нефтеперекачивающей станции в районе г. Махачкалы. Предполагается, что туркменская нефть из г. Туркменбаши (г. Красноводск) и казахская нефть из г. Актау будет поставляться в г. Махачкалу в танкерах.

Дагестанский маршрут обеспечивает подключение к этой системе Казахстана и Туркмении в противовес маршруту Баку - Джейхан.

В России уже началась реализация проекта по транспортировке нефти из Казахстана до г. Новороссийска, которая пройдет, в частности, по территории Краснодарского края и Республики Калмыкия. Прокачку азербайджанской нефти предусматривается частично осуществлять по нефтепроводу Баку - Новороссийск.

Основными направлениями в развитии нефтепроводов являются как увеличение их пропускной способности (нефтепровод Тихорецк - Новороссийск), так и введение в действие новых нефтепроводов Суходольная - Родионовская и Каспийского трубопроводного консорциума. Реализация проекта Каспийского трубопроводного консорциума имеет стратегическое значение для укрепления позиций России.

 

 

 

 

 

3.3 СОХРАНЕНИЕ И ВОСПРОИЗВОДСТВО БИОРЕСУРСОВ

Рыбохозяйственный комплекс Каспийского моря и Прикаспия при незначительном удельном весе в общероссийских уловах (около 3,5 процента) дает более 70 процентов общероссийской добычи осетровых и более 60 процентов крупночастиковых рыб.

Более 60 процентов всех уловов в регионе приходится на Каспийское море, 37,7 процента - на пресноводные водоемы, 2 процента - на пруды товарного рыбоводства. Основные промыслы - анчоусовая килька и крупный частик, которые являются главными видами прироста уловов в последние годы. Уловы осетровых сохраняются на уровне 0,5 тыс. тонн.

Основная часть российских уловов приходится на Астраханскую область (88,2 процента), Республику Дагестан (10,8 процента) и Республику Калмыкия (1 процент).

В настоящее время на рыбоводных заводах Астраханской и Волгоградской областей производится около 70 млн. штук молоди осетровых, в других государствах Каспийского региона - 29 млн. штук. Необходимо увеличить производство молоди осетровых в искусственных условиях не менее чем на 120 млн. штук в год.

Выпуск молоди осетра и севрюги на действующем в Республике Дагестан Сулакском осетровом рыбоводном заводе в последние годы снизился.

Рыбохозяйственный фонд внутренних водоемов включает западно-подстепные ильмени дельты реки Волги общей площадью около 500 тыс. га. Примерно половина из них потеряла рыбохозяйственное значение в результате засоления. В то же время 60 тыс. га водоемов, прилегающих к реке Волге и ее рукавам, имеют большое значение как нерестовый фонд и нуждаются в особой охране. Повышение рыбохозяйственной значимости ильменей связано с проведением их мелиорации, с дноуглубительными работами на малых реках (Хордун, Бертюль, Бушма и т. д.), что может увеличить их рыбопродуктивность в 1,5-2 раза.

Согласно прогнозу улов на Каспии в 2010 году может составить 182,8 тыс. тонн. При этом преобладающая часть уловов будет приходиться на Астраханскую область (около 80 процентов), а удельный вес уловов в Республике Дагестан возрастет до 17 процентов, в Республике Калмыкия - до 3 процентов.

Особое значение в развитии рыбного хозяйства в бассейне Азовского моря должно иметь осетровое хозяйство. Промышленное производство молоди осетровых рыб в бассейне уже сейчас обеспечивает более 80 процентов уловов. Масштабы воспроизводства осетровых рыб в бассейне Азовского моря должны быть существенно расширены.

Вместе с тем искусственное воспроизводство не является альтернативой естественному. Для устойчивого формирования популяций разных видов осетровых и сохранения генофонда доля естественных производителей в стаде должна составлять не менее 20-30 процентов общей численности.

Для увеличения уловов осетровых требуется осуществление комплекса дорогостоящих рыбоводных мероприятий, а также улучшение состояния речного стока и моря. Большая часть мероприятий, выполнение которых предусмотрено Федеральной программой развития рыбного хозяйства России на период до 2000 года ("Рыба") за счет бюджетных средств, не реализована. Поэтому в Программу включены мероприятия по увеличению улова осетровых.

Важнейшими проблемами являются реабилитация Азовского моря, восстановление и повышение его рыбопродуктивности, рационального, экологически безопасного и экономически обоснованного использования его рыбных запасов, значительного биопродуктивного потенциала и рекреационных возможностей [4].

Главными направлениями при решении задач федерального значения в регионе являются:

  • развитие действующих и создание условий для строительства новых туристско-рекреационных и санаторно-курортных комплексов;
  • модернизация транспортной системы.

Развитие туристско-рекреационного комплекса

Одним из приоритетов Программы является обеспечение государственной поддержки рекреационного комплекса как одной из ведущих составляющих экономики юга России, создание условий для его конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.

С учетом имеющихся ресурсных предпосылок, специализации рекреационного комплекса и тенденций на рынке основным направлением является развитие разнообразных видов туризма (лечебного, оздоровительного, спортивного и др.).

Наличие в регионе протяженных морских побережий и уникальных горных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного туризма, в том числе в предгорных и горных зонах Северного Кавказа (включая развитие курортного комплекса в районе Красной Поляны). Развитие этого вида туризма предполагает реконструкцию всей сложившейся системы инфраструктуры (дорог, подъемников, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.).

Программой предусматривается дальнейшее развитие юга России как региона санаторно-курортного лечения. Целесообразность развития данного направления связана с возможностью использования уникальной бальнеологической базы, а также сложившейся сети разнопрофильных локальных санаторно-курортных комплексов, в совокупности насчитывающих более 80 тыс. мест. В стратегической перспективе санаторно-курортная база на юге России должна получить дальнейшее развитие. При этомопределенное внимание уделяется реконструкции и развитию таких традиционных центров санаторно-курортного лечения, как Кавказские Минеральные Воды, Сочи, Нальчик, Каякент, Талги, Горячий Ключ и др.

Ландшафты Северного Кавказа (преимущественно его горной части) и его морские побережья перспективны для развития различных видов спортивного туризма, которое во многом сдерживается неудовлетворительным уровнем технической оснащенности поисково-спасательных служб и отсутствием необходимой инфраструктуры.

Регион благоприятен для развития делового туризма. Его центрами могут стать как наиболее развитые туристско-рекреационные ареалы (г. Сочи, Кавказские Минеральные Воды), так и важнейшие административные, хозяйственные и культурные центры (гг. Ростов-на-Дону, Волгоград, Краснодар).

Юг России располагает обширным и разнообразным культурно-историческим потенциалом, представленным памятниками разных эпох, литературно-мемориальными и историко-культурными музеями, природоведческими объектами, что определяет перспективы для развития познавательных видов туризма.

Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса предусматривает реализацию имеющегося потенциала юга России как на традиционно привлекательных территориях (г. Сочи, Кавказские Минеральные Воды, Приэльбрусье и др.), так и на территориях, оказавшихся на периферии современных рекреационных потоков. В своей основе эта стратегия предусматривает выделение трех основных групп в соответствии с конкурентоспособностью на рынке туристических услуг, а также с инфраструктурными, экологическими и иными условиями.

К первой группе относятся наиболее привлекательные курорты Краснодарского и Ставропольского краев, Карачаево-Черкесской Республики и Кабардино-Балкарской Республики (гг. Сочи, Анапа, Туапсе, Геленджик, Кавказские Минеральные Воды, район Приэльбрусья, пос. Теберда, пос. Архыз, пос. Домбай и др.). Государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на реконструкцию и развитие инфраструктуры на этих территориях.

В частности, Программой предусматривается приоритетная государственная поддержка развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса особого эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод, располагающего уникальной бальнеологической базой и мощной инфраструктурой, позволяющей обеспечить одновременный прием более 36 тыс. отдыхающих.

Вторая группа объединяет территории, недостаточно вовлеченные в туристско-рекреационную деятельность (Республика Калмыкия, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, каспийское побережье и некоторые участки черноморского побережья и др.). Их освоение предполагает финансовую поддержку развития инфраструктуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Третья группа объединяет неконкурентоспособные из-за близости к очагам социально-политической нестабильности территории (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия - Алания). Необходимо прямое финансовое участие федерального центра в реконструкции и завершении ранее начатого строительства курортно-рекреационных объектов, которые в дальнейшем будут являться базой для развития рекреационного комплекса этих территорий.

 

 

 

 

3.4 МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Развитие на территории региона транспортного коридора на направлении Москва - Кочетовка - Лиски - Лихая - Ростов-на-Дону - Новороссийск (с ответвлением Кочетовка - Саратов - Волгоград - Астрахань - Самур) предусматривает:

  • увеличение пропускных и провозных возможностей железнодорожной магистрали;
  • обустройство пограничных переходов на железнодорожных станциях Успенская и Гуково.

Обеспечение внешнеторговых перевозок на направлении Волгоград - Котельниково - Тихорецкая - Краснодар (с ответвлениями на Новороссийск и Туапсе) предусматривает:

  • развитие Новороссийского и Туапсинского железнодорожных транспортных узлов и усиление подходов к ним в связи с ростом объема перевозок через порты;
  • электрификацию участка железной дороги Петров Вал - Волгоград - Котельниково.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5 ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Для обеспечения перевозки грузов через южные порты России предусматривается:

  • реконструкция и развитие перегрузочных комплексов в портах Новороссийск, Туапсе, Махачкала с увеличением пропускных способностей по наливным и сухим грузам на 45 млн. тонн;
  • строительство морского торгового порта Оля в Астраханской области и порта Лагань в Республике Калмыкия;
  • создание паромного сообщения на основе строительства железнодорожных паромных комплексов.

Информация о работе Федеральная программа "Юг России"