Управление экономикой качества в ООО «Надежда»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является управление экономикой качества в ООО «Надежда» в процессе производства консервов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести обзор литературы в области затрат на качество
2. Провести анализ деятельности предприятия ООО «Надежда»
3. Провести идентификацию затрат на ООО «Надежда»
4. Определить величину общих затрат на качество в ООО «Надежда»
5. Сформировать структуру затрат на качество в ООО «Надежда»
6. Разработать план мероприятий по минимизации затрат на качество в ООО «Надежда»
7. Определить величины общих затрат на качества после их мини-мизации в ООО «Надежда»
8. Оценить результативность и эффективность мероприятий по минимизации затрат на качество в ООО «Надежда».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 5
1.Экоомика качества………………………………………………………… 7
1.1 История развития экономики качества………………………………… 7
1.2 Методические принципы учета и анализа затрат на качество……….. 8
1.2.1 Классификация затрат на качество…………………………………… 8
1.2.2 Методология сбора данных по затратам на качество………………. 11
1.2.3. Структура затрат на качество………………………………………... 13
1.2.4. Анализ затрат на качество……………………………………………. 17
1.3 Экономические аспекты менеджмента качества…………………….... 20
1.3.1. Экономические основы формирования требований стандартов ИСО 9000 версии 2008………………………………………………………. 20
1.3.2. Модель затрат на процесс……………………………………………. 25
1.3.3 Модель предупреждения, оценки и отказов………………………… 29
1.3.4 Результативность и эффективность…………………………………. 34
2. Анализ деятельности ООО «Надежда»…………………………………. 39
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………… 39
2.2 Основные процессы… ……………………………………….......... 40
2.3 Вспомогательные процессы……………………………………………. 42
2.4 Технико-экономические аспекты производства………………………. 42
3.Управление экономикой качества на предприятии…………………….. 47
3.1 Сбор данных о затратах на качество…………………………………… 47
3.2. Определение величины общих затрат на качество в
ООО «Надежда»……………………………………………………………. 48
3.3. Формирование структуры затрат на качество ООО «Надежда»…… 50
3.4. Разработка плана мероприятий по минимизации затрат
на качество в ООО «Надежда»…………………………………………….. 51
3.5. Определение величины общих затрат на качество……………………
после их минимизации в ООО «Надежда» 54
3.6. Оценка результативности и эффективности мероприятий по мин-мизации затрат на качество…………………………………………………. 59
Выводы……………………………………………………………………….. 67
Список использованной литературы……………………………………….. 68
Приложение 1………………………………………………………………... 69
Приложение 2………………………………………………………………... 70
Приложение 3………………………………………………………………... 71

Файлы: 1 файл

Корсовая Глебова1.docx

— 995.97 Кб (Скачать файл)

Классификационная группа затрат:

- по целевому назначению: на улучшение качества; на обеспечение качества; на управление качеством;

- по виду затрат: производительные; непроизводительные;

- по методу определения: прямые; косвенные. Прямые затраты могут быть непосредственно рассчитаны и учтены по конкретному виду продукции или деятельности. Косвенные затраты – по тому или иному принятому признаку. При организации учета затрат необходимо стремиться к тому, чтобы большинство затрат можно было определить прямым счетом;

- по возможности учета: поддающиеся прямому учету; не поддающиеся прямому учету; которые экономически нецелесообразно учитывать;

- по стадиям жизненного цикла продукции: на качество при разработке продукции; на качество при изготовлении продукции; на качество при использовании продукции;

- по отношению к производственному процессу: на качество в основном производстве; на качество во вспомогательном производстве; на качество при обслуживании производства;

- по виду учета: оперативный; аналитический; бухгалтерский; целевой;

- по экономическому характеру затрат: текущие; единовременные;

- по возможности оценки: планируемые; фактические;

- по характеру структурирования: по предприятию; по производству; по видам продукции;

- по объектам формирования и учета: продукция; процессы; услуги;

- по экономическому характеру затраты могут быть отнесены к текущим и к единовременным.

К текущим относятся все затраты на качество, воспроизводимые при изготовлении продукции (например, затраты на контроль, на техническое обслуживание и ремонт оборудования и др.). К единовременным следует относить затраты на разработку продукции и технологии ее изготовления. Как и амортизация, эти затраты должны переносить свою стоимость на готовую продукцию по частям. Единовременными являются и затраты на приобретение патентов и оформление товарных знаков, которые включаются в состав нематериальных активов, а также затраты на проведение маркетинговых исследований.

Классификация по виду затрат на производительные и непроизводительные позволяет выявить их результативность.

К производительным могут быть отнесены все затраты, при помощи которых достигается обеспечение и улучшения управления качеством на предприятии.

Непроизводительные –  это затраты, которые являются ненужными  или излишними; они выявляются при  анализе и оценке затрат. Такие  затраты не следует отождествлять  с потерями от ненадлежащего уровня качества продукции или низкого качества ее изготовления. Например, при высоком уровне организации производства и действенном самоконтроле затраты на проведение контроля технологической дисциплины могут оказаться ненужными. В то же время затраты на исправление не соответствующей установленным требованиям или дефектной продукции являются потерями.

 

 

      1. Методология сбора данных по затратам на качество.

 

Сбор данных о затратах на качество, их анализ, проведение корректирующих мероприятий требуют больших затрат ресурсов и времени. Поэтому, решаясь на проведение такого объёма работ, необходимо выявить, за какие затраты ответственность лежит непосредственно на компании, а за какие - на её поставщиках.

Для достижения наилучшего эффекта и осуществление улучшений  можно внедрять анализ затрат на качество совместно с СМК.

Существует несколько  методов сбора информации. Наиболее распространен традиционный метод сбора данных. Недостатки: концентрация внимания на данных бухгалтерского учета, возможность его применения только к производству и учет не всех видов затрат. Достоинства: возможность использования уже имеющихся данных и принятой системы измерения, связь затрат на качество с ценой.

Метод документирования дефектов основан на получении информации о затратах на качество из записей  и отчетов по качеству. Такой метод, дает возможность получать более  полные данные и позволяет сопоставить  данные по качеству с финансовыми  результатами компании.

Методом, вовлекающим в  работу по сбору данных о затратах на качество большое число сотрудников, является метод «время и посещаемость», основанный на тщательном документировании сотрудниками затрат своего рабочего времени. Использование данного метода позволяет получать фактически полную информацию, в том числе и о некоторых скрытых затратах на качество, но при этом может потребоваться дополнительное обучение сотрудников фиксированию затрат рабочего времени, возрастает загрузка руководителей.

Наилучшим методом, основанным на «аудиторском» подходе, является метод оценки. Достоинством этого  метода считается нацеленность на поиск  всех областей затрат на качество, возможность  выразить количественно продвижение по основным направлениям деятельности, связанной с качеством, отсутствие формального подхода. В то же время, использование метода достаточно трудоемко, требует вовлечения большого числа работников и привлечения высококвалифицированных экспертов.

Существенным недостатком  этого метода: получение неполной информации о всех скрытых затратах на качество.

Часто для улучшения качества требуется увеличение прямых финансовых затрат на качество. При этом снижаются  расходы на устранение несоответствий или брака. Рассмотрим наиболее эффективные методы управления затратами на качество.

 Метод «ПОД». Этот метод состоит в том, что учитываются затраты на профилактику (П), оценивание (О) дефектов продукции и на устранение дефектов (Д). Состав затрат на обеспечение качества определяется моделью калькуляции затрат ПОД рекомендуемые стандартом ИСО 9004-1/1994 как один из методов оценки затрат.

Метод учета затрат на качество, связанных с процессами, влияющими  на качество продукции. По этому методу определяют «стоимость соответствия»  и «стоимость несоответствия» процесса.

Метод определения ущерба (потерь) от уменьшения выпуска и  реализации продукции вследствие низкого ее качества. По этому методу оценивают как внутренние, так и внешние потери производителя.

Метод учета затрат на качество, связанных с процессами, влияющими  на качество продукции. По этому методу определяют «стоимость соответствия»  и «стоимость несоответствия» процесса.

 Метод определения  ущерба (потерь) от уменьшения выпуска  и реализации продукции вследствие низкого ее качества. По этому методу оценивают как внутренние, так и внешние потери производителя.

В результате проведенного анализа выявлены причины, формирующие  проблему эффективного обеспечения  и улучшения качества продукции. По исследованным факторам и причинам должны быть разработаны необходимые управляющие решения по устранению дефектов и повышению качества и рационального использования затрат на обеспечение качества продукции. Такой подход позволит повысить качество и конкурентоспособность продукции.

1.2.3. Структура  затрат на качество.

Управление затратами  на качество, как отмечалось ранее, является наиболее распространенным и часто используется при построении системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000. Затраты на качество включают в себя все расходы, связанные с качеством, и подразделяются на две общие группы — затраты, вызванные несоответствиями, и затраты на предупреждение и выявление несоответствий.

В стандарте ISO 9004-1 приведены  следующие составляющие затрат на качество.

Предупреждающие действия —  затраты на мероприятия по предупреждению дефектов.

Оценка — затраты на проведение испытаний, контроля и исследований по определению соответствия требованиям  качества.

Дефекты, выявленные в процессе производства — затраты, вызванные  несоответствием продукции требованиям качества, выявленным до поставки (например, связанные с повторным предоставлением услуги, переработкой, повторными испытаниями, списанием, отходы).

Дефекты, выявленные после  производства — затраты, вызванные  несоответствием продукции требованиям качества, выявленным после поставки (например, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом продукции, претензиями потребителей и возвратом, покрытием убытков и скидок, рекламациями на продукцию и юридической ответственностью).

Рассмотрим подробно каждую составляющую затрат на качество.

Затраты на предупреждающие  действия.

Диапазон мероприятий, направленных на обеспечение качества и предупреждение дефектов, очень широк. К ним относятся такие мероприятия, как построение системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000, построение системы всеобщего управления качеством (TQM), внедрение системы статистической обработки данных брака и несоответствий, проведение дней качества и др. Структура и величина затрат на предупреждающие действия изменяются в зависимости от используемых средств обеспечения качества. Построение системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 связано со значительными затратами. Среди них можно выделить следующие затраты:

- на построение и документирование системы качества: разработка методик качества; разработка и ведение документации системы качества; работа с персоналом, внедрение системы; ведение документации, подтверждающей функционирование системы;

- на правовое обеспечение системы качества: приобретение законодательных документов; юридическая экспертиза внешних и внутренних документов, связанных с обеспечением качества; анализ контрактов на соответствие установленным юридическим нормам и требованиям; сертификация системы качества; проведение юридических консультаций внешних советников по качеству;

- на информационное обеспечение системы качества: разработка методов учета и форм регистрации данных о качестве; построение системы информационного обеспечения и закупки информационного оборудования; организация сбора информации о качестве; обработка, хранение, анализ информации о качестве;

- на обучение и подготовку кадров: разработка методик определения потребности в подготовке и программ подготовки кадров в области качества; определение и подтверждение квалификации сотрудников; подготовка и переподготовка сотрудников;

- на учет, оценку и анализ затрат на обеспечение качества: сбор данных о затратах на качество; разработка документации по учету затрат на качество; создание и обеспечение баз сравнения для оценки затрат на качество; анализ затрат на качество и выпуск рабочих отчетов; планирование и реализация мероприятий по снижению затрат на качество.

Функционирование системы  качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 связано с дополнительными затратами. Затраты на функционирование системы качества относятся также к категории затрат на предупреждающие действия. Обеспечение качества в рамках системы качества обусловлено затратами на реализацию методики системы качества. К ним относятся такие затраты: на выбор, оценку субподрядчиков; на составление, анализ и утверждение документов на закупку в соответствии с установленными требованиями; на технологическую подготовку производства; на управление процессами проектирования, производства и технического обслуживания; на выполнение установленных требований к упаковке, хранению и транспортировке; на анализ качества продукции при эксплуатации и др. Обеспечение эффективности функционирования системы качества связано с затратами на ежегодные аудиты системы качества, программы подготовки персонала, подготовку и проведение ежегодного анализа системы качества на уровне высшего руководства. К затратам на функционирование системы качества относятся затраты на составление внутренней системы документации по всей проведенной деятельности (протоколы выполнения методик качества, протоколы контроля и др.) и затраты на ведение системы документации. Затраты на оценку качества.

Затраты на оценку качества, как и затраты на предупреждающие  действия, определяются руководством и зависят от выбранных методов управления качеством. Кроме того, они зависят от специфики выполняемой деятельности. Модель системы обеспечения качества, построенная согласно требованиям стандартов ISO серии 9000, предполагает контроль соблюдения требований стандарта. К затратам на оценку качества относятся затраты на функционирование службы контроля, службы метрологического обеспечения (затраты на внешние метрологические службы) и внутренних лабораторий, на составление методик контроля и протоколов выполнения процедур контроля, на поддержание испытательного и контрольного оборудования в рабочем состоянии (профилактическое обслуживание). Объектами контроля могут быть продукция и производственные процессы. Контроль качества продукции включает в себя такие процессы:

- входной контроль (продукции, поступившей от поставщика);

- контроль в процессе производства;

- контроль готовой продукции.

Затраты на проектирование продукции связаны с созданием  и испытаниями опытного образца продукции, планированием эксперимента, эксплуатационными испытаниями.

Затраты на устранение дефектов, выявленных в процессе производства.

К затратам на устранение дефектов в процессе производства относятся  все внутренние расходы предприятия, вызванные несоответствиями процессов или продукции, находящейся в процессе производства. К ним относятся стоимость брака и переделок; затраты на контроль и испытания переделанной продукции; на утилизацию или вторичную переработку отбракованной продукции. В эту группу затрат входят издержки, вызванные простоями производства из-за выхода продукции низкого качества, а также издержки в результате поломок и аварий.

Затраты на устранение дефектов, выявленных после производства.

К затратам на устранение дефектов, выявленных после производства, относятся внешние расходы предприятия, вызванные несоответствием поставленной продукции: затраты на устранение дефектов, обнаруженных после поставки продукции, повторный контроль и испытания; потери из-за снижения цены вследствие несоответствия поставленной продукции; затраты на рассмотрение, анализ и удовлетворение рекламаций; затраты на гарантийные ремонты; стоимость возвращенной продукции; компенсации по судебным искам, вызванным ущербом, причиненным потребителю или обществу в процессе эксплуатации продукции.

Методология управления затратами  на качество.

Как отмечалось ранее, затраты  на качество состоят из затрат на капиталовложения в управление качеством (затраты на предупредительные мероприятия и на оценку качества), а также затрат на компенсацию ущерба, вызванного дефектами (потери). Потери, обусловленные выпуском дефектной продукции, могут составлять 2—40 % суммы реализованной продукции. В масштабах крупного предприятия уменьшение потерь даже на 0,1 % по отношению к товарообороту дает значительный экономический эффект.

Информация о работе Управление экономикой качества в ООО «Надежда»