Теоретические аспекты контроля качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является анализ хозяйственной деятельности предприятия, управления качеством на предприятии, организации контроля качества продукции. Это потребовало рассмотрения сущности понятия качества продукции, его значения в развитии производства, организация контроля качества продукции в системе менеджмента, обобщения зарубежного опыта, проведения экономического анализа.
В соответствии с целью можно сформулировать следующие задачи:
Улучшить качество выпускаемой продукции;
Выявить причины брака;
Разработать рекомендации и мероприятия, направленные на повышение качества продукции.

Файлы: 1 файл

курсач по качеству.docx

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность  темы – улучшить качество выпускаемой продукции.

Целью курсового проекта является анализ хозяйственной деятельности предприятия, управления качеством на предприятии, организации контроля качества продукции. Это потребовало рассмотрения сущности понятия качества продукции, его значения в развитии производства, организация контроля качества продукции в системе менеджмента, обобщения зарубежного опыта, проведения экономического анализа.

В соответствии с целью  можно сформулировать следующие задачи:

  1. Улучшить качество выпускаемой продукции;
  2. Выявить причины брака;
  3. Разработать рекомендации и мероприятия, направленные на повышение качества продукции.

Объект исследования: Совместное белорусско-германское предприятие закрытое акционерное общество «МАЗ-МАН» (СП ЗАО «МАЗ-МАН»).

Предмет исследования – Контроль качества продукции.

Методы исследования – отслеживание выпуска продукции на каждом этапе изготовления.

Современная рыночная  экономика  предъявляет  принципиально  новые  требования к качеству выпускаемой  продукции. Это связанно с  тем,  что сейчас выживаемость любой фирмы,  ее  устойчивое  положение  на  рынке товаров и услуг определяется  уровнем  конкурентоспособности.  В  свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два основных - уровень  цены  и качество продукции. Причем качество продукции постепенно выходит на  первое место.  Производительность  труда,  экономия   всех   видов   ресурсов.

Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества продукции. Именно контроль как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом. Именно в процессе контроля осуществляется сопоставление фактически достигнутых результатов функционирования системы с запланированными. Современные методы контроля качества продукции, позволяющие при минимальных затратах достичь высокой стабильности показателей качества, приобретают все большее значение.

Контроль – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа.

Контроль качества включает:

•         входной контроль качества сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструментов, поступающих на склады предприятия;

•         производственный пооперационный контроль за соблюдением установленного технологического режима, а иногда и межоперационную приемку продукции;

•         систематический контроль за состоянием оборудования, машин, режущего и измерительного инструментов, контрольно измерительных приборов, различных средств измерения, штампов, моделей испытательной аппаратуры и весового хозяйства, новых и находящихся в эксплуатации приспособлений, условий производства и транспортировки изделий и другие проверки;

•         контроль моделей и опытных образцов;

•         контроль готовой продукции (деталей, мелких сборочных единиц, узлов, блоков, изделий).

Контролировать можно  цели, ход выполнения плана, прогнозы, развитие процесса.

Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Так говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления.

Показатели   качества   должны   отвечать    следующим    основным требованиям: способствовать   обеспечению   соответствия   качества   продукции потребностям народного хозяйства и населения; быть стабильными; способствовать планомерному повышению эффективности производства; учитывать  современные  достижения  науки  и  техники  и  основные направления технического прогресса в отраслях народного хозяйства; характеризовать  все  свойства   продукции,   обусловливающие   ее пригодность; удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных  стандартов по управлению качеством  продукции. Для потребителей наличие  таких систем у изготовителей  продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция  требуемого качества в полном соответствии с договорами (контрактами). Поэтому  нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся  у изготовителя системы обеспечения  качества на соответствие её требованиям  международных стандартов. Таким  образом, российским предприятиям без  подобного рода систем обеспечения  качества продукции не обойтись.

Машиностроительные предприятия, имеющие оформленные и функционирующие  комплексные системы управления качеством продукции, располагают  достаточно серьёзной базой для  разработки и внедрения систем обеспечения  качества продукции, удовлетворяющих  требованиям международных стандартов. Эти системы станут эффективным  средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

Глава1. Теоретические аспекты контроля качества продукции

    1. Основные понятия качества продукции и виды контроля качества

Качество – это совокупность свойств, признаков товаров, материалов, услуг, работ, характеризующих их соответствие своему предназначению и предъявляемым к ним требованиям, а также способность удовлетворять потребностям и запросам пользователей. Большинство качественных характеристик определяется объективно на основе стандартов, договоров, контрактов.  

Современный уровень развития народного хозяйства и научно-технического прогресса (НТП), а также растущие потребности населения настоятельно требуют повышения качества выпускаемой продукции. Качество продукции по мере развития НТП все в большей степени зависит от уровня технологии и определяется рядом таких факторов, как механизация и автоматизация технологических процессов, их непрерывность, качество исходных материалов, организация труда, требование техники безопасности и охраны труда на производстве. Необходимо учитывать также и экономические критерии управления качеством. Недопустимо повышение качества продукции за счет ухудшения гигиенических, экологических, эстетических и других условий производства.  

В соответствии с методикой  оценки качества промышленной продукции  установлено 8 групп показателей  качества:

Показатели назначения - характеризуют полезный эффект от использования  продукции по назначению и определяют область ее применения.

Показатели надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность.

Показатели технологичности - характеризуют эффективность конструктивно-технологических  решений для обеспечения высокой  производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Показатели стандартизации и унификации - характеризуют степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия.

Эргономические показатели - характеризуют систему «человек - изделие – среда» и учитывают  комплекс гигиенических, физиологических, антропологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах.

Эстетические показатели - характеризуют такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, соответствие среде и стилю и  т.д.

Патентно-правовые показатели - характеризуют степень патентоспособности изделия в России и за рубежом. Экономические показатели - отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию изделий, а также экономическую эффективность эксплуатации.

Система качества — это совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления руководства качеством.

В соответствии с отечественной  терминологией систему качества следует рассматривать как организационно-техническую  систему, состоящую из трех основных компонентов: организационной структуры; технического и методического обеспечения.

    1. Показатели качества продукции

Говоря о качестве продукции, его улучшении, необходимо знать, каково достигнутое качество, и иметь  возможности сравнивать его с  качеством аналогичных изделий. Чтобы улучшить качество, необходимо измерять его, количественно оценивать. Тогда можно говорить о том, в  какой степени оно соответствует  потребностям людей, современным требованиям  производства, насколько его надо улучшить.

В связи с этим основу управления качеством составляет контроль качества продукции. Контроль, количественное измерение качества - как очень важная, так и очень сложная проблема. Потребности производства решении обусловили формирование нового научного направления в теории и практике управления качеством продукции - квалиметрия. Слово квалиметрия образовано от: латинского - какой, какого качества и древнегреческого - мерить, измерять. Следовательно, квалиметрия - это наука об измерении.

Она представляет собой науку  о количественных методах оценки и контроля качества, используемых для обоснования решений при управление качеством продукции. Квалиметрия разрабатывает принципы и методы сбора, обработки исходных данных и на их основе определяет количества показатели качества продукции. Оценка качества необходима для аттестации качества продукции, анализа динамики качества, контроля качества, планирования, стимулирования его улучшения и т.д. В квалиметрии широко используются математические методы, особенно статистические, так как многие показатели качества носят вероятностный характер. Но прежде чем перейти к методам измерения качества необходимо рассмотреть свойства продукции, входящие в ее качество, и с помощью чего их можно измерить. Свойство продукции объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении.

Всю совокупность свойств  продукции можно разделить на две группы: простые и сложные. Простое свойство характеризует какую-либо одну сторону или особенность продукции. Сложное свойство объединяет в себе несколько простых. Для измерения свойств продукции используются показатели - показатели качества. Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Рассматривается применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Показатель качества продукции называют также параметром качества.

Показатели назначения характеризуют  свойства машины, определяющие основные функции, для которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. Примеры показателей: мощность, грузоподъемность, скорость точность, габаритные размеры, масса.

Эргономические показатели характеризуют машину в системе  «человек – машина» и оценивают ее приспособленность к гигиеническим, антропометрическим, физиологическим и психологическим свойствам человека. Включают четыре подгруппы показателей:

а) гигиенические - оценивают  приспособленность машины к гигиеническим  условиям жизнедеятельности и работоспособности  человека при взаимодействии его  с машиной. К ним относятся  показатели освещенности, температуры, влажности, запыленности, излучения, шума, вибрации, перегрузок (ускорений) и  др.;

б) антропометрические - определяют приспособленность машины к размерам, форме и массе тела человека;

в) физиологические определяют соответствие машины физиологическим  свойствам человека и особенностям функционирования его органов чувств. Эти показатели оценивают соответствие силовым, скоростным, зрительным, слуховым и осязательным возможностям человека;

г) психологические определяют соответствие психологическим особенностям, то есть возможностям по восприятию и  переработке

Эстетические показатели характеризуют такие свойства: выразительность, целостность композиции, рациональность формы, совершенство исполнения и стабильность товарного вида. Включают четыре подгруппы  показателей: выразительности - художественная выразительность, соответствие моде и  др.; рациональности формы например, соответствие внешнего вида машины ее структуре и конструкции; целостности  композиции - взаимосвязь и целостность  элементов, пластичность внешнего вида и др.; совершенства исполнения и  стабильности товарного вида - тщательность нанесения покрытия, отделки. Все эти показатели оцениваются экспертной комиссией.

Показатели технологичности  характеризуют свойства машины, которые  определяют затраты труда, материалов, денежных средств при подготовке её производства, при изготовлении и эксплуатации.

Основные показатели - трудоемкость, материалоемкость, себестоимость; дополнительные - транспортабельность и унификация. Основные показатели могут быть; суммарными - в сумме на одну машину; удельными - на единицу ее основного параметра; сравнительными - по отношению к базовой модели. Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность машины к транспортированию, а также к подготовительно-заключительным операциям, связанным с транспортированием.

Информация о работе Теоретические аспекты контроля качества продукции