Структура и содержание ИСО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:54, доклад

Описание работы

Стандарт – это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы, обязательные к исполнению. Это также основные единицы измерения или физические константы (например, метр, вольт, ампер, абсолютный нуль по Кельвину и т.д.). К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Краткое содержание доклада…………………………………………………………...5
Разработка стандартов на системы качества…………………………………..……..11
Структура и содержание ИСО 9000…………..………………………………………13
Стандарты ИСО 9000…………………….…………………………………………….16
Международные стандарты ИСО 14000……...………………………….…………...19
Взаимосвязь ИСО 9000 и ИСО 14000………………………………………………...21
Приложение…………………………………………………………………………….25
Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта управления качеством продукции………………………………………………………………………………27
Российский опыт управления качеством…………………………………………….27
Зарубежный опыт управления качеством……………………………………………29
Выводы………………………………………………………………………………...31
Литература…………………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

структура и содержание ИСО.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

В стандарте установлено, что система менеджмента окружающей среды - является частью общей системы управления и включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, внедрению, процедуры управления процессами и ресурсами для разработки, внедрения, достижения целей, оценки достигнутого в рамках реализации экологической политики.

Этапы внедрения системы менеджмента  качества окружающей среды во многом сходны с внедрением системы менеджмента качества предприятия.20

Система менеджмента окружающей среды должна соответствовать следующим принципам:

  1. Обязательства и экологическая политика. Организация должна определить экологическую политику и требования к СУКОС.
  2. Планирование. Необходимо спланировать программу реализации экологической политики.
  3. Внедрение. Организация должна разработать необходимый и возможный механизм обеспечения достижения целей и задач экологической политики
  4. Измерения и оценки. Организация должна проводить мониторинг , контроль и проверку характеристик окружающей среды
  5. Анализ состояния и совершенствования системы. Организация постоянно должна улучшать свою СУКОС в соответствии с поставленными целями по улучшению общих характеристик окружающей среды.

Внедренная система менеджмента окружающей среды должна быть сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ИСО 14001. 21

20. Управление качеством продукции на основе ИСО 9000. Уч. пособие/Вакулич Е. А., Лапидус В.А. и др., Самара 1998

21. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 497 с.

7. Взаимосвязь ИСО  9000 и ИСО 14000

Система экологического управления, являясь частью общей системы  административного управления предприятия, имеет много общего с системой управления качеством. Это определяет сходство методологий управления, что отражается в сходстве стандартов ИСО серии 14000 и 9000. Различие систем заключается в том, что в управлении качеством окружающей среды заинтересовано все общество, а в стандартах ИСО серии 9000 определены отношения производителей и потребителей продукции и услуг.

Многие элементы системы качества окружающей среды совпадают с  элементами системы качества, установленными ИСО 9001. Прямая связь между отдельными разделами и параграфами стандартов свидетельствуют об их совместимости и наличии многих аналогий при внедрении на предприятии.

Таблица 3. Взаимосвязь  стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001

Элемент ИСО 9001

Наименование элемента ИСО 9001

Требования ИСО 14001

4.1

Ответственность руководства

  • Разработка экологической политики
  • Установление целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды
  • Установление ответственности и полномочий в менеджменте качества окружающей среды
  • Определение требований к ресурсам
  • Анализ менеджмента качества окружающей среды со стороны руководства

4.2

Система качества

  • Документирование процедур менеджмента качества окружающей среды
  • Планирование работ по реализации экологической политики

4.3

Анализ контракта 

Анализ контракта с позиций  охраны окружающей среды

4.5

Управление документами и данными 

Управление всеми документам и  данными предприятия, относящимися к качеству окружающей среды 

4.8

Идентификация продукции и прослеживаем ость

Идентификация и прослеживаемость деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую среду

4.9

Управление процессами

Управление процессами, непосредственно  влияющими на окружающую среду 

4.10

Контроль и испытания 

Контроль операций и деятельности, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологической политики

4.11

Управление контрольным, измерительным  и испытательным оборудованием 

Калибровка оборудования для мониторинга  и регулярного измерения параметров операций, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологической политики

4.13

Управление несоответствующей  продукцией

Управление продукцией, представляющей экологическую опасность (химические вещества, жидкие и твердые отходы и др.)

4.14

Корректирующие и предупреждающие  действия

Корректирующие и превентивные действия по устранению или уменьшению вредных воздействий на окружающую среду 

4.16

Управление регистрацией данных о  качестве

Идентификация, обслуживание и размещение (хранение) протоколов (записей) о деятельности по охране окружающей среды

4.17

Внутренние проверки качества

Аудит системы менеджмента качества

4.18

Подготовка персонала 

Обучение и повышение квалификации персонала, деятельность которого связана  с возможным воздействием на окружающую среду 


Таблица 4. Взаимосвязь ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001 (продолжение)

Код эл-та 9001

Наименование элемента ИСО 9001

Требования ИСО 9001

Требования 14001 ИСО 

4.1

Ответственность руководства 

  • Разработка политики в области качества
  • Создание и утверждение структуры организации работ
  • Определение ответственности должностных лиц и их полномочий
  • Предоставление средств и ресурсов, определение и назначение необходимого персонала
  • Назначение от дирекции лица, ответственного за всю работу по качеству
  • Оценка системы качества со стороны руководства
  • Разработка экологической политики
  • Установление целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды
  • Установление ответственности и полномочий в менеджменте качества ОС
  • Обеспечение ресурсами
  • Анализ менеджмента ОС со стороны руководства

4.2

Система качества

  • Для обеспечения качества д. б. создана система и документация:
    • применяемые методы должны быть письменно зафиксированы и должны поддерживаться в современном состоянии, т. е. актуализироваться
    • установленные требования должны быть подробно описаны в методологических инструкциях по вопросам обеспечения качества; рабочих инструкциях; инструкциях по испытаниям
  • Обеспечение эффективного применения документированных процедур и инструкций
  • Документирование процедур менеджмента качества ОС
  • Планирование работ по реализации экологической политики

4.3

Анализ контракта 

Разработка и поддержание в  рабочем состоянии процедур, необходимых  для проведения периодического контроля и анализа контрактов, а также  для координации этой работы как внутри предприятия - поставщика, так и с заказчиком.

Анализ контракта с позиции  ООС 

4.5

Управление документами и данными 

Действующая документация должна быть вовремя предоставлена, рассмотрена  и принята полномочным персоналом, а также имелась в распоряжении персонала на рабочих местах, изымалась, если она устарела или потеряла силу.

Управление всеми документами  и данными предприятия 

4.8

Идентификация продукции и прослеживаемость

Обозначение изделия и возможность  определения его пути во время производственного процесса и/или оказания услуг

Идентификация и прослеживаемость деятельности, оказывающей отрицательное  воздействие на ОС

4.9

Управление процессами

Процессы работы и предоставления услуг должны управляться, контролироваться и документироваться в соответствии с действующими методиками

Управление процессами, непосредственно  влияющими на ОС

4.10

Контроль и испытания 

  • Подтверждение выполнения заданных требований к продукции
  • Необходимые виды контроля, испытаний и регистрации должны быть подробно изложены в документированных процедурах или рабочих инструкциях
  • Контроль операций и деятельности, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологич. политики.
  • Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированную процедуру периодического оценивания соответствия действующим природоохранному законодательству и регламентам

4.11

Управление контрольным измерительным  и испытательным оборудованием 

Организация должна обеспечить, чтобы все средства измерений и оборудование, применяемые при проведении испытаний, калибровки и т. д. были обозначены, аттестованы (поверены) и замаркированы в установленном порядке.

Калибровка оборудования и мониторинга  и регулярного измерения параметров операций, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологич. политики

4.13

Управление несоответствующей  продукцией

Любые продукция, работы или услуги, оказываемые клиентам с нарушением установленного порядка и несоответствующие требованиям нормативов, должны быть выявлены. При необходимости отделены от соответствующих нарушений и проанализированы таким образом, чтобы можно было определить целесообразные средства исправления или изъятия.

Управление продукцией, представляющей экологическую опасность (химические вещества, жидкие и твердые отходы и т. д.).

4.14

Корректирующие и предупреждающие  действия

Система качества должна содержать  методики направленные на прогрессивное  улучшение качества продукции, работ  и услуг посредством сбора информации о нарушениях и их анализа

Корректирующие и превентивные действия по устранению или уменьшению вредных воздействий на ОС.

4.16

Управление регистрацией данных о  качестве

Должна создаваться система  учета и хранения зарегистрированных данных о качестве.

Идентификация, обслуживание и размещение (хранение) протоколов (записей) о деятельности по охране ОС.

4.17

Внутренние проверки качества

Аудит качества включает проверку всех элементов качества и их оценки с  учетом состояния и важности проверяемой деятельности.

Аудит системы менеджмента качества.

4.18

Подготовка персонала 

Подготовка и переподготовка всего  персонала, влияющего на качество.

Обучение и повышение квалификации персонал, деятельность которого связана  с возможным воздействием на ОС.


Значительное сходство систем экологического управления и систем качества свидетельствует  о возможности распространения  накопленного опыта и инструментария в области управления систем качества продукции на сравнительно новую  предметную область - экологическое управление.22

 

 

22. Пашков Е. В. Международные стандарты ИСО 14000. Основы экологического менеджмента. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.-464 с.

8. Приложение

Нормативные документы  по стандартизации

В результате, разрабатываемые к объектам стандартизации нормы, требования, правила и характеристики оформляются в виде нормативного документа.

В Законе "О стандартизации" определен  перечень основных нормативных документов (НД) по стандартизации. К ним относятся:

  • государственные стандарты Российской Федерации - ГОСТ Р;
  • общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;
  • стандарты отраслей - ОСТ;
  • стандарты предприятий - СТП;
  • стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений - СТО.

К нормативным документам отнесены также применяемые в установленном  порядке международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы  и рекомендации по стандартизации.

Международные стандарты применяются  в двух случаях:

  • принятие в форме следующего отечественного нормативного документа по стандартизации аутентичного текста международного (регионального международного) стандарта без каких либо дополнений;
  • принятие в форме следующего отечественного нормативного документа по стандартизации аутентичного текста международного (регионального международного) стандарта с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей России.

Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации, содержат требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

Перечень нормативных документов может быть изменен только в соответствии с Законом РФ. Иные документы по стандартизации, применяемые государственными органами и предприятиями, не могут относиться к нормативным документам. Другие документы, устанавливающие обязательные требования к продукции и др. объектам, не являются документами по стандартизации. 23

"Государственные стандарты  разрабатываются на продукцию,  работу и услуги, имеющие межотраслевое  значение, и не должны противоречить  законодательству РФ". ( статья 7 п.1 Закона)

Государственные стандарты должны содержать:

  • требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования к технике безопасности и по производственной санитарии;
  • требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  • основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

23. Швец В. Е. О проблемах терминологии, менеджменте качества и эффективности внедрения ИСО серии 9000//Стандарты и качество. 1996, № 3, с. 27—28.

  • правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании, продукции, выполнении работ и оказании услуг. В том числе правил оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы. 24

Основное значение гос. стандарта как юридического нормативного акта заключается в том, что он определяет обязательные требования к качеству продукции. Однако не все требования, содержащиеся в ГОСТ, носят обязательный характер.

Обязательными являются требования к  продукции, работам и услугам, устанавливаемые  гос. стандартом для обеспечения  безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. Полный перечень требований, обязательных для выполнения всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности, указан в п.2 ст. 7 Закона. Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам не являются обязательными.

Соответствие продукции и услуг  обязательным требованиям государственных  стандартов, субъекты хозяйственной  деятельности подтверждают в порядке, установленном законодательством  РФ об обязательной сертификации продукции и услуг, а соответствие продукции и услуг иным требованиям государственных стандартов - в порядке, установленном законодательством РФ о добровольной сертификации продукции и услуг, осуществляемой ими в инициативном порядке.

Информация о работе Структура и содержание ИСО