Структура и содержание ИСО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:54, доклад

Описание работы

Стандарт – это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы, обязательные к исполнению. Это также основные единицы измерения или физические константы (например, метр, вольт, ампер, абсолютный нуль по Кельвину и т.д.). К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Краткое содержание доклада…………………………………………………………...5
Разработка стандартов на системы качества…………………………………..……..11
Структура и содержание ИСО 9000…………..………………………………………13
Стандарты ИСО 9000…………………….…………………………………………….16
Международные стандарты ИСО 14000……...………………………….…………...19
Взаимосвязь ИСО 9000 и ИСО 14000………………………………………………...21
Приложение…………………………………………………………………………….25
Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта управления качеством продукции………………………………………………………………………………27
Российский опыт управления качеством…………………………………………….27
Зарубежный опыт управления качеством……………………………………………29
Выводы………………………………………………………………………………...31
Литература…………………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

структура и содержание ИСО.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

Государственная стандартизация –  форма развития и проведения стандартизации, осуществляемая под руководством государственных  органов по единым государственным  планам стандартизации.

Государственное управление стандартизацией  в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления Российской Федерации, взаимодействие с органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет Госстандарт России.

Госстандарт России формирует и  реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Для организации и осуществления  работ по стандартизации определенных видов продукции и технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной (региональной) стандартизации создают технические комитеты (ТК) по стандартизации.

К работе в ТК привлекаются на добровольной основе полномочные представители заинтересованных предприятий и организаций, заказчиков (потребителей), разработчиков, изготовителей продукции, органов и организаций по стандартизации, метрологии и сертификации, общественных организаций потребителей, научно-технических и инженерных обществ. К работе в технических комитетах должны привлекаться ведущие ученые и специалисты.

ТК создаются на базе предприятий (организаций), специализирующихся по определенным видам продукции и  технологий или видам деятельности и обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потенциалом, в том числе, на базе организаций Госстандарта России или Госстроя России.

Технические комитеты по стандартизации организуются решениями Госстандарта России или Госстроя России, по предложениям заинтересованных предприятий и органов управления и регистрируются Госстандартом России.

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации в случаях, порядке  и на условиях, установленных Законом Российской Федерации "О стандартизации", относятся:

- государственные стандарты Российской  Федерации (далее - государственные  стандарты); применяемые в установленном  порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и  рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

- стандарты отраслей; стандарты  предприятий; стандарты научно-технических,  инженерных обществ и других  общественных объединений.

Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств, учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства Российской Федерации.

Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения  безопасности продукции, работ и  услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения  технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности.

Стандарты отраслей могут разрабатываться  и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к  продукции, работам и услугам  отраслевого значения.

Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Ответственность за соответствие требований стандартов отраслей обязательным требованиям государственных стандартов несут принявшие их государственные органы управления.

Стандарты предприятий могут разрабатываться  и утверждаться предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях совершенствования организации и управления производством.

Требования стандартов предприятий  подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной  деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

В зависимости от специфики объекта  стандартизации и содержания устанавливаемых  к нему требований разрабатывают  стандарты следующих видов:

- стандарты основополагающие;

- стандарты на продукцию, услуги;

- стандарты на работы (процессы);

- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают  общие организационно-технические  положения для определенной области  деятельности, а также общетехнические  требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования.3

 

 

 

 

 

 

3. Менеджмент систем качества. Учеб. пособие/М. Г. Круглов и др., М., 1997.

 

 

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают  требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).

Стандарты на работы (процессы) устанавливают  основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических  процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на методы контроля устанавливают  методы (способы, приемы, методики и  др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.

Построение, изложение, оформление и содержание государственных стандартов Российской Федерации, стандартов отраслей, стандартов предприятий, стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений - по ГОСТ Р1.5.

Нормативные документы по стандартизации применяют государственные органы управления, субъекты хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).

Для обеспечения доступности для пользователей, в том числе зарубежных, информация о разрабатываемых и принятых государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, а также самих этих документов Госстандарт России организует публикацию официальной информации об этих документах, о международных, региональных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств, о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения; создает и ведет федеральный фонд государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, а также международных, региональных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран. Создание и пользование этим фондом осуществляется в установленном порядке.4

4.  Международные и региональные организации по стандартизации и качеству продукции. М., 1990.

3. Разработка стандартов  на системы качества

Международные стандарты ИСО серии 9000 появились в конце 80-х годов, как логическое продолжение истории развития подходов к управлению качеством продукции.

В условиях жесткой конкурентной борьбы, как на внутреннем, так и на внешнем  рынках, главной целью предприятий  становится обеспечение высокого уровня качества продукции.

Создание единообразного подхода  к решению вопросов обеспечения  качества, устранение различий и гармонизация требований на международном уровне было возложено на международную  организацию по стандартизации ИСО. Применение стандартов на системы качества, разработанные в рамках комитета, впоследствии, стало одним из наиболее эффективных путей решения проблемы обеспечения качества продукции на всех видах транспорта (водный, воздушный, автомобильный и т.д.). 5

В 1985 году специалистами ИСО были представлены проекты пяти международных стандартов на системы качества. Уже в 1987 г. стандарты ввели в действие. В России три стандарта, а именно ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003. Модели обеспечения качества, установленные в вышеперечисленных стандартах, представляют собой три четко различимые формы требований к системе качества, пригодные для демонстрации поставщиком своих возможностей и оценки этих возможностей внешними сторонами.

Главной целевой установкой международных стандартов является построение систем качества, обеспечивающих изготовление продукции, соответствующей требованиям заказчиков и соответственно ориентированных на предоставление доказательств заказчику способности предприятия стабильно выпускать продукцию определенного уровня качества.

Следовательно, стандарты являются средством регулирования интересов  производителей, потребителей и общества, как показано на рис. 1. Серия этих международных стандартов способствует устранению технических барьеров в  сотрудничестве, а также устанавливает унифицированные подходы к системе качества и методам ее оценки. Признано, что МС ИСО серии 9000 являются хорошим инструментом для достижения главной цели фирм в рыночных условиях - удовлетворения потребителя через высокое качество, стабильно производимой продукции. 6

Рисунок 1. Взаимосвязь  интересов производителей, потребителей и общества.

 

5. Гличев Ал. В. Основы управления качеством продукции. М., АМИ, 1998 354 с.

6. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для вузов/2-ое изд. доп. и перераб. М., 1998.

 

Стандарты ИСО серии 9000 определяют задачи систем качества, которые необходимо выполнить, однако они не описывают  способа их достижения и предоставляют такой выбор руководству предприятия. Стандарты являются общими и не зависят от какой-либо конкретной отрасли или сектора экономики. В стандартах дается различие между требованиями к системе качества и требованиями к продукции. На основе этого стандарты ИСО применяются к организациям, обеспечивающим продукцией, относящейся ко всем общим категориям продукции, и ко всем характеристикам качества продукции. 7

Требования к системе качества являются дополнительными по сравнению  с техническими требованиями к продукции.

Технические условия на продукцию  и технические условия на процессы различны и отличаются от применяемых  требований или методических указаний ИСО 9000.

В настоящее время осуществляется второй этап пересмотра комплекса стандартов ИСО 9000 ("Фаза 2"), с целью актуализации. 8

 

 

7. Зорин Ю. В. Стандартизация, метрология и сертификация продукции, процессов и услуг: Метод. пособие 1996

8. Крылова Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд-во стандартов, 1992. - 140 с.

4. Структура и содержание  ИСО 9000

На сегодняшний день основополагающими стандартами из большого комплекса стандартов ИСО являются - ИСО (9000-1, 9001, 9002, 9003, 9004-1, 8402).

Структура МС ИСО серии 9000 приведена  на рис. 2.

Рисунок 2. Структура стандартов ИСО серии 9000

Кратко раскроем содержание МС ИСО  серии 9000. 9

МС ИСО 9000 -1: 94 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".

Стандарт имеет вводную часть, определяет ключевые термины, а также  дает толкование договорных и не договорных условий и типов стандартов. Стандарт ИСО 9000 содержит основные принципы реализации политики руководства и обеспечения качества. Он разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества и определяет правила использования трех моделей, приведенных в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. 10

 

9. ИСО 8402-91 " Общее руководство качеством и обеспечение качества. Словарь нет

10. Лифиц И. М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Учебник - М.:Юрайт, 1999. - 285 с.

Основными целями организации  в области обеспечения качества являются:

  • достижение, поддержка и стремление к постоянному улучшению качества работы;
  • постоянное удовлетворение всех установленных и ожидаемых требований потребителей и других заинтересованных лиц. Каждое предприятие (организация) имеет пять групп заинтересованных лиц табл. 1.
  • обеспечение внутреннему руководству и другим работникам в том, что требования к качеству выполняются и поддерживаются, и что происходит улучшение качества;
  • обеспечение уверенности потребителей, и других заинтересованных лиц в достижение требований к качеству;
  • обеспечение уверенности в том, что требования к системе качества выполняются.11

Таблица 1. Заинтересованные лица

Заинтересованные лица

Типичные требования или запросы

Потребители

Качество продукции

Работники

Карьера и удовлетворение работой

Владельцы

Показатели инвестирования

Субподрядчики

Возможность непрерывного предпринимательства

Общество

Ответственное управление

Информация о работе Структура и содержание ИСО