Структура и содержание ИСО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:54, доклад

Описание работы

Стандарт – это нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы, обязательные к исполнению. Это также основные единицы измерения или физические константы (например, метр, вольт, ампер, абсолютный нуль по Кельвину и т.д.). К стандартам относятся все предметы для физического сравнения: государственные первичные эталоны единицы длинны, массы, силы и т.д.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Краткое содержание доклада…………………………………………………………...5
Разработка стандартов на системы качества…………………………………..……..11
Структура и содержание ИСО 9000…………..………………………………………13
Стандарты ИСО 9000…………………….…………………………………………….16
Международные стандарты ИСО 14000……...………………………….…………...19
Взаимосвязь ИСО 9000 и ИСО 14000………………………………………………...21
Приложение…………………………………………………………………………….25
Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта управления качеством продукции………………………………………………………………………………27
Российский опыт управления качеством…………………………………………….27
Зарубежный опыт управления качеством……………………………………………29
Выводы………………………………………………………………………………...31
Литература…………………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

структура и содержание ИСО.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

По закону, если продукция или услуга соответствует всем нормам, предусмотренным государственными стандартами, то это соответствие может подтверждаться путем маркировки специальным знаком соответствия стандартам.

Виды стандартов. В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания, разрабатываемых к нему требований, стандарты подразделяются следующим образом: 25

  1. стандарты основополагающие;
  2. терминологические;
  3. стандарты на продукцию и услуги;
  4. стандарты на процессы;
  5. стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа;
  6. стандарты на совместимость.

24. Адлер Ю. П., Шпер В. Л. Качество — звезда, ведущая к лучшей жизни//Стандарты и качество. 1995, № 10, с. 54—57.

25. Версан В. Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. М., 1994.

9. Сравнительный анализ российского  и зарубежного опыта управления  качеством продукции

9.1 Российский опыт управления  качеством

Национальные стандарты отражают особенности и уровень научного и технического развития страны, в  которой они разработаны и применяются.

Переход экономики России на рыночные отношения, либеризация внешнеэкономической  деятельности предприятий, расширение прав и экономической деятельности самостоятельности субъектов хозяйственной  деятельности, необходимость интеграции России в мировое экономическое сообщество потребовало соответствующим образом обеспечить создание нормативно-правовой базы для формирования технического законодательства широко применяемого в промышленно развитых странах для государственного регулирования вопросов качества продукции, работ и услуг, обеспечения единого механизма реализации государственной политики по вопросам стандартизации.

Стандартизация выступает нормативной  основой обеспечения качества продукции  и выполняет три социально- экономические  функции: 26

  • упорядочение объектов (продукции, работ, услуг), создаваемых в процессе научно-технического творческого труда человека;
  • установление в нормативных документах по стандартизации оптимальных организационно-технических, общетехнических, технических и натуральных технико-экономических норм и требований;
  • правоприменение, т. е. использование и соблюдение оптимальных норм и требований, установленных в нормативных документах по стандартизации.

Правовой статус Государственной  системы стандартизации в Российской Федерации определяет Закон "О стандартизации", принятый впервые в нашей стране в 1993г. Ранее вопросы стандартизации регулировались правительством, что вело к необходимости принятия большого количества актов на разных уровнях. В связи с подготовкой России к вступлению в ВТО ведется работа над внесением изменений в основополагающие законы РФ "О стандартизации" и "Об единстве измерений". Закон Российской Федерации "О стандартизации" устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан-предпринимателей), независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также общественных объединений.

Положения и требования Закона распространяются на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг (работ), проектные, конструкторские, транспортные и другие организации и предприятия.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей (отдельных граждан и производственных потребителей), а также государства в целом, посредством применения нормативных документов по стандартизации, устанавливающих оптимальные требования к объектам стандартизации-продукции, работам (производственным процессам) и услугам (услугам населению и производственным услугам), порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.

26. Каззи П. Различные модели обеспечения качества: стандарты ИСО серии 9000 и EN 29000//Управление качеством и сертификация в условиях рыночной экономики. Сб. советско-фран-  цузского семинара. М., 1991.

 

В соответствии с Законом (статья 1) стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: 27

  • безопасности продукции (работ, услуг) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  • безопасности хозяйственных объектов, с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • единства измерений;
  • качества продукции (работ, услуг) в соответствии с уровнем развития наук, техники и технологии;
  • экономии всех видов ресурсов;
  • обороноспособности и мобилизации готовности страны.

Объектами стандартизации являются продукция, работа, процесс, услуги подлежащие стандартизации, т. е. для которых разрабатываются те или иные требования, характеристики, параметры или правила.

Цели стандартизации в соответствии с законом это, с одной стороны, установление обязательных требований по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции; с другой - разработка рекомендаций по потребительским показателям продукции (работ, услуг), направленных на повышение ее качества и экономии ресурсов. При этом соблюдение требований по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости всегда являются обязательными для субъектов хозяйственной деятельности, а соблюдение иных требований к продукции (работам, услугам) становится обязательным, если на это указывается в договоре или технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг.

Цели, установленные данным законом, полностью гармонизированы с  аналогичными целями стандартизации, принятыми в развитых зарубежных странах, а также в документах международных организаций по стандартизации.

Законодательство РФ регулирует отношения  в области стандартизации. К нему относятся законы РФ, содержащие те или иные требования к объектам стандартизации:

  • постановления Совета Министров-Правительства РФ, регулирующие организационно-правовые вопросы стандартизации в стране;
  • ведомственные нормативные акты.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержаться в законодательстве Российской Федерации о стандартизации, то применяются правила международного договора (статья 3).

Приоритет международно-правовых норм перед национальными является общепризнанным правилом международного права.

Закон закрепляет правовой статус Комитета РФ по стандартизации, метрологии и  сертификации по осуществлению государственного управления стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию  деятельности органов государственного управления, взаимодействия с органами власти субъектов Федерации, общественными объединениями, в т. ч. с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности. Другими словами, органом

27. Россия идет по пути Европы//Стандарты и качество. 1998, № 11, с. 38—43.

 

государственного управления стандартизацией в Российской Федерации является Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

В соответствии с Законом Госстандарт  России осуществляет следующие функции  в области стандартизации:

  • формирует и реализует государственную политику в области стандартизации;
  • осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
  • представляет Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по стандартизации и участвует в их работе;
  • организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации;
  • устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории РФ.

Конкретные задачи и функции  Госстандарта России сформулированы в  положении об этом Комитете, которое  утверждено постановлением Правительства  РФ от 25 декабря 1992 №1020. На него также  возложено: установление порядка и правил проведения работ по стандартизации; методическое руководство и координация деятельности технических комитетов по стандартизации; государственная регистрация нормативных документов по стандартизации. Госстандарт России утверждает все государственные стандарты, кроме стандартов в области строительства и строительных материалов, которые находятся в ведении Госстроя России. Госстандарт России наделен правом установления в государственных стандартах ГСС РФ общих, т. е. единых для всей страны организационно-технических правил проведения всех видов работ по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами государственного управления. Свои функции Госстандарт может непосредственно осуществляет и через созданные им органы и организации (научно-исследовательские институты, территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации - ЦСМ, службы стандартизации, технические комитеты по стандартизации). 28

9.2 Зарубежный опыт  управления качеством

"Качество - это не евангелизм, не рацпредложение и не лозунг: это образ жизни." 
А. Фейгенбаум

Mеждународное сообщество выработало единый подход к нормированию технических требований к качеству продукции. Важная роль в этом деле отводится законодательству как форме государственного регулирования качества и методов его обеспечения. 
На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке. Рассмотрим историю развития управления качеством на

 

 

28. Свиткин М. 3. Социально-психологические аспекты применения стандартов ИСО серии 9000 на предприятии//Стандарты и качество. 1992, № 9, с. 39—42.

примере трех ведущих регионов мира: США, Японии и Западной Европы. Законодательные  основы стандартизации, сертификации и метрологии в различных регионах мира приведены в табл. 7.29

Таблица 7. Законодательные основы стандартизации в различных регионах мира.

Страна

Закон по стандартизации

Закон по сертификации

Закон по метрологии

США

о каталогизации и стандартизации (1954г.)

о безопасности потребительских товаров 1972г.)

о метрологической системе (1986 г.)

Япония

о промышленной стандартизации (1949 г., поправки - 1980 г.)

о безопасности потребительских товаров (1973 г.)

об измерениях (1985г.)

Германия

соглашение между ДИН и федеральным  правительством (1979г.)

  • об обеспечении безопасности технических средств (1968г.)
  • об охране окружающей среды (1974г.)
  • о продуктах питания и товарах массового потребления (1974г.)
  • об измерительном деле (1985 г.)
  • о единицах измерений и о поверке (1985 г.)

 

29.  В. В. Окрепилов. Управление качеством: Учебник для ВУЗов. "Издательство "Экономика", 1992, № 9, с. 39—42.

10. Выводы

  1. Правовой статус Государственной системы стандартизации в Российской Федерации определяет Закон "О стандартизации", принятый впервые в нашей стране в 1993г. Закон Российской Федерации "О стандартизации" устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан-предпринимателей), независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также общественных объединений. Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей (отдельных граждан и производственных потребителей), а также государства в целом.
  2. Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
    • безопасности продукции (работ, услуг) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
    • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
    • безопасности хозяйственных объектов, с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
    • единства измерений;
    • качества продукции (работ, услуг) в соответствии с уровнем развития наук, техники и технологии;
    • экономии всех видов ресурсов;
    • обороноспособности и мобилизации готовности страны.
  3. Объектами стандартизации являются продукция, работа, процесс, услуги подлежащие стандартизации, т. е. для которых разрабатываются те или иные требования, характеристики, параметры или правила.
  4. Цели стандартизации в соответствии с законом это, с одной стороны, установление обязательных требований по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции; с другой - разработка рекомендаций по потребительским показателям продукции (работ, услуг), направленных на повышение ее качества и экономии ресурсов.
  5. Основное значение государственного стандарта как юридического нормативного акта заключается в том, что он определяет обязательные требования к качеству продукции. Не все требования, содержащиеся в ГОСТ, носят обязательный характер. Обязательными являются требования к продукции, работам и услугам, устанавливаемые государственного стандартом для обеспечения безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.
  6. Соблюдение обязательных требований стандартов подлежит контролю и надзору со стороны Госстандарта России и его территориальных органов, а также других органов государственного управления, которые осуществляют специализированные функции контроля (комитеты, федеральные службы, инспекции в области экологии, санитарно- эпидемиологического благополучия населения, атомной энергетики и др.). Государственный контроль и надзор осуществляется только за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.

Информация о работе Структура и содержание ИСО