Стратегия управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:32, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – разработать предложения по совершенствованию управления предприятием.
Задачи работы:
рассмотреть предприятие как объект управления, раскрыть факторы влияния на систему управления
отобразить систему управления предприятием ООО «РосАЛит», внутреннею и внешнюю среду, подготовить SWOT-анализ
предложить рекомендации по совершенствованию некоторых проблем в организационной структуре предприятия и эффективности производственной деятельности

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Система управления. Основные понятия. 7
1.1. Системы и их свойства 7
1.2. Элементы системы управления 15
1.3. Процесс управления 21
1.4. Принципы управления 29
1.5. Методы управления 32
1.6. Пути совершенствования системы управления 35
Глава 2. Система управления предприятия и цеха 42
2.1.Система управления ОАО «ЗМЗ».Анализ внутренней среды 42
2.2. Описание цеха эксплуатации инструмента и оснастки. 47
Глава 3.Улучшение системы управления цеха эксплуатации инструмента и оснастки. 58
3.1 Улучшение системы управления за счет изменения технологического процесса. 58
3.2. Улучшение системы управления за счет изменения конструкции инструмента. 67
3.3. Предложения по улучшению системы управления в цехе эксплуатации инструмента и оснастки 70
3.3.1. Введение Журнала «дефицита» 70
3.3.2. Введение в цехе корпоративной сотовой связи 71
3.3.3. Изменение организационной структуры цеха. 72
Заключение 75
Список литературы 78

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.73 Мб (Скачать файл)

Функции структур управления

        Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии.

Управление, как наука  имеет свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, представленная в виде концепций, теорий, принципов, форм и способов управления.

Управление, как искусство – это творческий процесс, здесь важны не только знание общих основ управления, но и умение анализировать конкретные ситуации, способность эффективно принять накопленный опыт на практике.

Процесс управления обеспечивается  профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые формируют организации и управляют ими путем  постановки целей и разработки способов  их достижений. Поэтому управление целесообразно  связывать с  аппаратом управления. Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его структурном составе, на характере  связей между  звеньями и элементами структуры управления, на степени централизации  и децентрализации распределения функций, на полномочиях   и ответственности работников, занимающих разные должности в аппарате.

Таким образом, управление – это непрерывный процесс  воздействия на коллектив людей  для организации и координации  их деятельности в процессе производства для достижения  наилучших результатов при наименьших затратах.

Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших  название  функций управления.

Функция управления –  это особый вид управленческой деятельности. Продукт процесса разделения и специализации  труда в сфере управления. Впервые  их состав был сформирован А. Файолем, который выделил пять  общих функций управления: планирование,  организовывание, мотивация, координация, контроль.

Планирование -  это  функция управленческой деятельности, связанная с составлением планов организации и ее составных частей. Планирование включает: установление целей и задач, разработку стратегий, программ и планов для достижения целей, определение необходимых ресурсов, доведение планов до всех, кто их должен выполнять. В настоящее время планирование – это процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности предприятия за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Составной частью планирования при этом  становится составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социального развития, текущих планов выпуска продукции.

Организация - функция управления, задачей которой является формирование структуры предприятия , а также обеспечение всем необходимым для его работы – персоналом, материалами,  оборудованием,  денежными средствами.

Мотивация – функция  управления, имеющая целью    активизировать людей,  работающих в организации и побудить их  эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Действие по мотивации включает  экономическое и моральное  стимулирование. Создание условий для  проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Контроль – это  управленческая функция, задачей которой  является количественная и качественная оценка и учет  результатов работы предприятия. В ней выделяют два основных направления:

 · контроль за выполнением работ, намеченных планом

 · меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

         Координация – обеспечивает процессу управления бесперебойность и непрерывность.  Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организационной структуры предприятия путем установления рациональных связей между ними . Координация обеспечивает единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля), а также действий руководителей.

Состав функций управления постоянно изменяется под влиянием ускорения научно-технического прогресса и разделения труда, повышения уровня концентрации  производства и совершенствования управления, а также качественных изменений в организации самого  производства. На современном этапе эти функции по своему содержанию  можно свести в несколько основных групп, различающихся объектом воздействия. Преимущественной стадией его осуществления и содержанием управленческой деятельности.

Маркетирование. Объектом данной функции управления является коммерческая деятельность предприятия. Это изучение рынка и воздействие на потребительский спрос с целью сбыта, изучение и анализ спроса на товары и услуги, производимые предприятием с учетом конъюнктуры  рынка, анализ  ценообразования, рекламная деятельность, заключение договоров, контрактов, формирование портфеля заказов.

Планирование. Осуществляется на стадии планирования экономического и социального развития предприятия. Оно включает следующие комплексы  задач: составление плана социального развития (комплексный договор, социальные  гарантии, социальное обеспечение). Составление текущих планов выпуска продукции исходя из портфеля заказов и имеющихся мощностей, доведение планов до структурных подразделений.

Финансирование. Заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами, то есть изучение и анализ формирования и использования бюджета предприятия.  Выявление необходимости привлечения банковского кредита и других капвложений и  анализ их использования.

Организация средств производства  и стимулирование улучшения их использования. Объектом управления здесь выступает техническое развитие предприятия и его структурных подразделений, обеспечение материальными ресурсами. На данном этапе решаются следующие комплексы задач: ускорение НТП, повышение качества продукции и ее конкурентоспособности, техническое  перевооружение, обеспечение оборудованием и материалами, реализация продукции.

Организация и стимулирование труда включает в себя обеспечение предприятия трудовыми ресурсами, то есть, комплектование кадров рабочих и управленческого персонала, их подбор и расстановка, повышение квалификации, выбор или разработка форм организации и оплаты труда.

Информационное  обеспечение и учет содержит переработку информации,  ее  учет и передачу. А именно предоставление всем  звеньям  предприятия необходимой информации, полученной с использованием соответствующей техники (персональные компьютеры, АРМ).

Контроль, регулирование  и оценка деятельности - это анализ всех направлений деятельности предприятия. Данная функция предполагает решение следующих задач: контроль за  ходом производства, за рациональным использованием всех видов ресурсов. Внесение изменений в  текущий ход работ по выполнению планов, заказов в установленные сроки и требуемого качества, оценка деятельности  звеньев управления и выполнение резервов повышения ее эффективности, оценка социального развития.

Чтобы эти задачи были реализованы, кто-то, очевидно, должен фактически выполнять каждую  из задач, вытекающих из  целей организации.  Для этого руководство обязано найти эффективной  способ сочетания  ключевых переменных, характеризующих задачи и людей.  Постановка целей  и обеспечение их  политикой, стратегией, процедурами и правилами способствует решению  этой задачи мотивация и контроль  также играют  существенную роль  в обеспечении  эффективности выполнения    заданий.  Однако организация  как  процесс  представляет  собой  функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно формальных взаимоотношений  людей  их выполняющих.

 

2. Законы и принципы организации

Особенностью современной  экономики является направленность ее на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, преодоление малой эффективности регулирования производства административными методами, ускорение перехода к интенсивному характеру развития производства. Предприятие в современных условиях поставлено в сложные условия хозяйствования. С одной стороны, несовершенство законодательства, высокие налоги, разрыв производственных связей, как с поставщиками, так и с покупателями дестабилизировали положение на рынке. С другой – устаревание оборудования, моральный и материальный износ, отсутствие средств на ремонт, замену и модернизацию.

 Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия.

- четкая ориентация на определенный интервал времени;

- конкретность и измеримость;

- непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;

- прослеживаемость и контролируемость.

Таблица 1. Классификация целей

Критерий классификации

Группы целей

Период установления

Стратегические

Тактические

Оперативные

Содержание

Экономические

Организационные

Научные

Социальные 

Технические

Политические

Функциональная 

структура

Маркетинговые

Инновационные

Кадровые

Производственные 

Финансовые

Административные

Среда

Внутренняя

Внешняя

Приоритетность

Особо приоритетные

Приоритетные

Прочие

Измеримость

Количественные

Качественные

Повторяемость

Постоянные 

(повторяющиеся)

Разовые

Иерархия

Организации

Подразделений

Стадии жизненного цикла

Проектирование и создание объекта

Рост объекта

Зрелость объекта 

Завершение жизненного цикла объекта


 

В качестве примера ниже рассматривается процесс  целеполагания по функциональным подсистемам, чаще всего выделяемым в организациях (маркетингу, нововведениям, производству, персоналу, финансам и общему менеджменту), а в таблице 2. приводятся примерные формулировки целей по этим подсистемам. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.                                                                     

Таблица 2.

Формулировки целей  функциональных подсистем в коммерческих организаций

Функциональная подсистема

Ключевая цель

Маркетинг

Выйти на первое место  по продаже продукции (определенного вида) на конкретном рынке

Производство

Достичь наивысшего уровня производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции

Научно-исследовательские разработки (инновации)

Завоевать лидерские  позиции по вводу новых видов  продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж)

Финансы

Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов

Персонал.

Обеспечить условия, необходимые  для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе

Общий менеджмент

Определить критические  области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов


 

Между этими двумя  подходами к определению сущности процесса управления нет противоречий, они дополняют друг друга, образуя непрерывность циклически повторяющихся процессов принятия решений, связанных с выполнением управленческих функций. В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений, осуществляя планирование, Организовывая работу, мотивируя людей, занятых в организации, контролируя и координируя все происходящее в ней процессы. [31, стр. 87]

Начальный импульс процессу принятия решений задает информация о состоянии контролируемых параметров управляемого объекта, а воздействие осуществляется после выработки и принятия соответствующего решения, которое в виде той или иной информации (команда, приказ, распоряжение, план и т.д.) подается на «вход» управляемого объекта. Процесс принятия управленческих решений носит циклический характер, начинается с обнаружения несоответствия параметров плановым заданиям или нормативам и заканчивается принятием и реализацией решений, которые должны это несоответствие ликвидировать.

Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства продукции) желаемому или заданному (запланированному). Именно в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в организациях. Но их источником может быть и изменение самих целей или нормативов.

Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две  части: характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущности и содержания, границ распространения ее воздействия на работу организации или ее частей) и ситуационные факторы, приведшие к появлению проблемы (они могут быть внешними и внутренними по отношению к организации). [27, стр. 127]

К внутренним факторам, в  наибольшей мере зависящим от самого предприятия, относят цели и стратегию  развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ и т.д.

Они формируют предприятие как систему, взаимосвязь и взаимодействие элементов которой обеспечивает достижение стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость принятия мер управленческого воздействия, направленных на сохранение свойств системы как целостного образования. Например, если произошло изменение стратегического направления в развитии организации, необходимо определить, как это отразится на деятельности таким подсистем, как производство, научно-технический прогресс, персонал и т.д. Другими словами, управляющая система должна разработать план организационных изменений, направленных на достижение целен новой стратегии развития.

Информация о работе Стратегия управления