Шпаргалка по дисциплине "Управление качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Управление качеством".

Файлы: 1 файл

управли качством.docx

— 28.50 Кб (Скачать файл)

 

На подготовительном этапе уточняют объект анализа - носитель затрат. Это особенно важно при ограниченности ресурсов производителя.

Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод, чем более дорогого изделия, производимого мелкосерийно.

Данный этап завершается, если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.

 

На втором, информационном этапе, собираются данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его блоках, деталях (функции, материалы, себестоимость).

Информация по улучшению качества изделия и снижению затрат на его производство поступает из конструкторских, экономических подразделений предприятия и от потребителя к руководителям соответствующих служб.

Оценки и пожелания потребителей аккумулируются в маркетинговом отделе. В процессе работы исходные данные обрабатываются, преобразуясь в соответствующие показатели качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения, и поступают к руководителю проекта.

 

На третьем, аналитическом этапе, подробно изучаются функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее уменьшения путем отсечения второстепенных и бесполезных. Это могут быть не только технические, но и органолептические, эстетические и др. функции изделия или его деталей, узлов.

Можно построить таблицу стоимости деталей по смете или наиболее важным ее статьям и оценить весомость функций каждой детали во взаимосвязи с затратами на их обеспечение.

Это позволит выявить возможные направления снижения издержек путем внесения изменений в конструкцию изделия, технологию производства, замены части собственного производства деталей и узлов полученными комплектующими, замены одного вида материала другим, более дешевым или экономичным в обработке, смена поставщика материалов, размера их поставок и т.д.

 

23. Анализ брака и потерь от брака

Брак может быть обнаружен на самом предприятии, где изготавливался данный товар; если же предприятие, которое столкнулось с данной проблемой, своевременно не решило ее, впоследствии может понести убытки, потери от брака, а также может в значительной мере пострадать экономика предприятия.

Предусматривается ряд причин брака в производстве:

• неверно была произведена документальная конструкция товара;

• неисправность оборудования, инструментов на производстве;

• небрежность и недоработка производителя; деформация товара при перевозке;

• внешний вид товара не соответствует образцу;

• дефекты товара скрытого значения (например, дефект раскрывается только при эксплуатации товара);

• изначально сырье не соответствовало задуманно му качеству товара;

• халатность в работе и т. п.

Предприятие выплачивает покупателю затраты, которые он понес в связи с покупкой некачественного товара, также предприятие должно нести и транспортные расходы в связи с заменой покупателю бракованной продукции. Суммарные потери по исправлению брака (Пбр) составят:

Пбр = Пб + Пиб + Пбв + Пив,

где Пб – потери при окончательном внутреннем браке продукции; Пиб – потери предприятия по исправлению внутреннего брака; Пбв – потери от брака выпущенной предприятием продукции (сумма возмещения покупателям затрат, понесенных в связи с приобретением ими окончательно забракованной продукции, сумма расходов на демонтаж забракованной продукции; сумма транспортных расходов, вызванных заменой забракованных покупателями изделий), руб.;

Пив – сумма потерь от исправления внешнего брака (стоимость материалов, комплектующих изделий, израсходованных на исправление брака; сумма заработной платы работников предприятия, затраченная в связи с исправлением брака; сумма возмещения покупателям затрат, связанных с приобретением исправленной бракованной продукции; сумма транспортных расходов, вызванных исправлением брака за минусом стоимости окончательно забракованной продукции по цене возможного ее использования; сумма возмещения убытков, фактически взысканная с виновников брака).

Также при анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.

Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака. Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц – виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.

Стоимость годной продукции, которая была получена без брака, определяется фактическим объемом товарной продукции в плановых ценах, умноженным на долю окончательного брака производственной себестоимости. Анализ брака, обнаруженного на производстве, и рекламации желательно начинать изучать с причин их возникновения, это точнее определит размер израсходованных средств и затрат на обеспечение качества продукции.

Для избежания превышения затрат созданы специальные дополнительные графики и кривая Парето, они отражают недостатки, оценивают издержки, требующееся время для устранения этих дефектов

24. Экономическая эффективность новой продукции

Производство продукции более высокого качества по сравнению с заменяемой должно сопровождаться повышением эффективности производства за счет снижения затрат. Методы расчета экономической эффективности классифицируют по четырем направлениям.

Первое направление включает в себя:

• применение новых хорологических процессов;

• механизацию и автоматизацию производства, новые способы организации производства и труда; усовершенствованные технологии;

• обеспечение повышения качества продукции при одновременной экономии производственных ресурсов при выпуске одной и той же продукции.

Расчеты снижения себестоимости продукции должны учитывать только те затраты, которые изменяются в связи с производством и использованием новой техники.

Если новая техника повышает производительность, одновременно снижая накладные расходы, экономия отражается прямым счетом на статьях затрат.

В случае, когда новая технология отличается от базовой только изменением одной или нескольких операций, годовой экономический эффект рассчитывается с помощью сравнения изменяющихся элементов затрат на этих операциях.

Второе направление проводимых организационно-технических мероприятий включает в себя производство и использование новых средств труда долговременного применения (машины, оборудование) с улучшенными качественными характеристиками производительности, долговечности, издержек эксплуатации.

Третье направление включает в себя производство и использование новых или усовершенствованных предметов труда, к которым относятся такие материальные ресурсы, как сырье, топливо, а также средства труда со сроком службы не менее одного года.

Четвертое направление проводимых оргтехме-роприятий включает в себя производство и использование новой техники, не имеющей аналогов, а также новой продукции и продукции повышенного качества (с более высокой ценой), разработанной на основе НИР и ОКР для удовлетворения нужд населения.

Расчет годового экономического эффекта имеет широкое применение в практике экономических расчетов. Его величина показывает общую экономию годовых затрат по сравниваемым вариантам. Методы расчета величины годового экономического эффекта различаются в зависимости от показателей, характеризующих объект новой техники как в сфере производства, так в сфере использования.

Каждое из рассмотренных четырех направлений внедрения в производство инновационных достижений в области научно-технического прогресса имеет свою специфику, которая и учитывается в расчете показателя годового экономического эффекта.

Наряду с другими показателями годовой экономический эффект является одним из основных элементов расчета экономической эффективности капитальных вложений и новой техники.

В качестве показателей эффективности достаточно широко применяют систему показателей рентабельности, исчисляемых как отношение в общем виде прибыли к затратам. В зависимости от целей исследования числитель и знаменатель дроби могут быть детализированы, что позволяет провести факторный анализ показателя рентабельности, на базе которого была осуществлена детализация.

 

25. Сущность и содержание сертификации

Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия.

Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

Сертификация продукции представляет собой ряд мероприятий, проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам качества.

Многие зарубежные фирмы расходуют большие средства и время на доказывание потребителю, что их продукция имеет высокое качество. Так, по зарубежным источникам величина издержек на эти работы составляет около 1–2 % всех затрат предприятий-изготовителей.

Сертификация появилась вследствие необходимости защитить внутренний рынок от некачественной продукции.

Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика за ввод в обращение недоброкачественной продукции, с другой стороны – устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции.

Для ввода в обращение продукции, которая попадает в законодательно регулируемую область, требуется официальное подтверждение того, что она соответствует всем предъявленным законодательством требованиям. Одной из форм такого подтверждения является сертификация продукции, проводимая независимой стороной.

При получении в процессе сертификации положительного результата выдается документ, называемый «сертификат соответствия». Сертификат подтверждает соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным законодательством. Данный документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области.

Продукция в законодательно не регулируемой области может беспрепятственно перемещаться внутри рынка. При этом к ней официально не предъявляются требования по установлению соответствия.

При заключении контракта потребитель может потребовать у поставщика доказательство соответствия продукции определенным требованиям. Для потребителя сертификат является гарантом того, что он приобретает качественную продукцию.

Поставщик в законодательно не регулируемой области может проводить сертификацию своей продукции независимой третьей стороной и по собственному желанию. При этом он запрашивает подтверждение соответствия своей продукции характеристикам, выбранным на свое усмотрение. Поставщик может запросить установление соответствия своей продукции определенным стандартам, определенным техническим параметрам, содержанию паспорта или рекламного материала на изделие и т. д. Процедура сертификации весьма дорогостоящая. Она может повлечь за собой либо снижение прибыли поставщика, либо увеличение стоимости продукции, что, в свою очередь, может снизить ее конкурентоспособность на рынке. Поэтому поставщик должен четко представлять механизм извлечения выгоды из процедуры сертификации. Например, посредством проведения рекламной кампании с привлечением заключения независимой третьей стороны.

 

27. Сертификация систем менеджмента качества. Основные виды, этапы. Аудиторские организации

Сертификация системы менеджмента качества – это проверка (оценка) и удостоверение аккредитованным органом по сертификации систем качества, в том, что система качества, проверяемого предприятия, соответствует требованиям документов на систему качества, разработанную в соответствии с международными стандартами ISO 9000. Сертификация СМК в РБ, осуществляется в соответствии. Сертификация СМК проводится по инициативе предприятия (добровольно) или когда она предусмотрена схемой обязательной сертификацией продукции. Сертификация СМК проводится органами по сертификации систем качества, аккредитованными в РБ порядке.

Аккредитация – это официальное признание того, что орган по сертификации правомочен осуществлять соответствующие действия в области сертификации систем качества, при проведении сертификации СМК, определяется соответствие элементов системы качества, требованиям одного из стандартов ISO 9000 на систему качества, предприятия претендующие на сертификацию СМК, не ранее чем через 3 месяца, после ее внедрения направляют в один из органов по сертификации (соответствующую области аккредитации), заявку установленной формы с приложением исходной информации (сведения о производстве, продукции, анкета-вопросник, руководство по качеству, документы СМК состав которых определяет орган по сертификации.

Область сертификации – это одна или несколько работ, на выполнение которых аккредитован орган по сертификации. Область аккредитации органа по сертификации указывается действующем в РБ перечне органов по сертификации. При наличии нескольких органов по сертификации, с требуемой областью аккредитации, предприятие в праве обращаться в любой из них. Орган по сертификации в свою очередь регистрирует заявку и производит предварительный анализ СМК на месте, затем комиссией органа по сертификации, проводится аудит СМК на предприятии, аудит СМК включает:

•    Ознакомление с предприятием

•    Предварительное совещание

•    Проведение проверки

•    Заключительное совещание

•    Составление акта и отчета о проверке

     При положительных  результатах аудита предприятию  выдается сертификат, одновременно  с выдачей которого с предприятием  заключается соглашение по сертификации, в котором устанавливаются взаимные  обязательства предприятия и  органа по сертификации, а также  разрешение о применении знака  соответствия.

     Знаки соответствия  наносятся на товаро-сопроводительную документацию, фирменные бланки, рекламные материалы, а также на индивидуальную и групповую упаковку. Срок действия сертификата 3 года. Заявка о повторной сертификации, подается предприятием не менее чем за 3 месяца, до окончания срока действия сертификата. По усмотрению органа по сертификации, процедура повторной сертификации, может быть проведена, по сокращенной программе. Орган по сертификации, не менее одного раза в год, осуществляет инспекционный контроль, за сертифицированной СМК предприятия, кроме того при поступлении обоснованной информации о претензиях к качеству продукции, а также при внесении предприятием существенных изменений в документы СМК, конструкторскую, технологическую документацию и ТНПА, организационную структуру предприятия и других изменениях влияющих на стабильность уровня качества изготавливаемой продукцией, производится внеплановый инспекционный контроль.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление качеством"