Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент качества"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Менеджмент качества".

Файлы: 1 файл

Mv_kachestva (1).docx

— 110.32 Кб (Скачать файл)

1.  Понятие кач-ва

ГОСТ (госуд общесоюзн стандарт)

ГОСТ 15467-79 и междунар стандарт: кач-во прод-и – совокупность св-в прод-и обусл-х его пригодность удовлетворять опред потребности в соотв-и с её назначением.

ИСО 8402-79: кач-во хар-к прод-ии, кот придают спос-ть удовл-ть обусловл и предполагаемые потребности.

СТБ ИСО 9000:2006: Качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет  требования.

Под соц-но необход-м кач-м понимают такой ур-нь потребит  св-в прод-ии, кот обеспеч-т прод-ию, удовлетв-ю индив и обществ потр-ти при наиболее эффективном использовании всех видов рес-в, имеющихся в распоряжении общ-ва.

 

2. Качество как объект  менеджмента

Субъект упр-я à объект упр-я

Необходимость управления качества как объектом обусл след обстоятельствами:

1. увелич-е предложения потребителя

2. улучшается  эколог обстановка

3. усиливается  влияние на кач-во внеш факторов

4. кач-во стан-ся критич показателем конкурентноспособности.

5. ускоряется  снижение рын стоимости товара в процессе его жизни на рынке

6. усилив-ся междунар распределение лидерства в компании в обл кач-ва.

 

3. Ф-ии управлении якачеством:

1. маркетинг (взаимод-е с внеш стредой)

2. политика и  планир-ие качества

3. обуч-е и мотивация персонала

4. орган-ия работ по качеству

5. контроль кач-ва

6. инф-ия о кач-ве

7. разработка  мероприятий

8. принятие решений

9. реализация (внедрение)  мероприятий

 

4.  Конкурентоспособность  – св-во объекта, хар-ся степенью реального или потенциального удовл-ия им конкр потр-ти по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.на стадии стратегического маркетинга м б стратегическим и практическим.

Конк-й менеджер -  это менеджер, обладающий след качествами: профес-изм, авторитетность, управл культура, правовая грамота, законопослушность, умение грамотно ставить задачи, решительность и воля, справедливость, верность слову, коммуник-ть, забота о людях.

 

5, 6. Общ хар-ка отечеств сис-м упр-я, Эволюция.

В 80-90 гг. 20в. Пераллельно с перв западной системой в РБ в период его вхождения в состав СССР разраб-сь и находили широкое практич применение такие сис-мы упр-я кач-ом как:

-сис-ма бездефектного изгот-я прод-ии (БИП) и сьачи её в ОТК (отдел технич контроля) с первого предъявления.

-  сис-ма бездефектного труда (СБТ)

- сис-ма КАНАСПРИ (кач-во, надёжность, ресурс с первых изделий)

-научн орг-ия работ по увеличению моторесурсов (НОРМ)

- В 70-х гг во Львове стала разраб-ся единая комплексная сис-ма упр-я кач-ом прод-ии (КС УКП)

В РБ системн подход по улучшению кач-ва прин-ся с 1755г. Он наз-ся «Саратовская сис-ма БИП и сдачи её в ОТК с перв предъявления». Она вкл-т взаимосвяз-е соц-е , экон-е, правовые, организац-е, технологич-е мероприятия, кот-е обеспеч-т условия изготовления бездеф прод-ии в соответствии с треб-ми нормативн док-ии . Но сарат сис-ма имела ряд недостатков: она охватывала только произвольн этап жизн цикла, не затрагивая проектир-е, реал-ию, эксплуат-ию.

Развитием  сис-мы БИП явилась СТБ. Основным показателем кач-ва бездеф работы был принят коэф-т кач-ва труда в соотв-и с которым осущ-ся моральное и материальное стимулирование.система СТБ позволяла оценивать кач-во труда работников всех служб и отделов орг-ии, а также пп в целом.

В к.50 – нач.60в  на пп Горьковской обл была разработана сис-ма КАНАРСПИ. Был разработан комплекс мероприятий, обеспечивающий разработку и производство кач-ва прод-ии. Осн задачи этой сис-мы: выявление на этапе проектирования изделий максимального кол-ва причин возможных отказов и их устранения в допроизводственный период.

В к.60гг. 20в в  объединении Автодизель  была разработана  сис-ма НОРМ. Она отлич-сь тем, что впервые за ключевой критерий кач-ва был принят технич параметр пр-ии, а не ур-нь брака.

КСУКП – это  первая сис-ма, в кот-ой орг-технич основой упр-я стали стандарты орг-ии. В рамках каждой спец ф-ии этой сис-мы был предусмотрен полн управл цикл:

-планиров-е работ по виду деят-ти

- организ-я выполн работ

-контроль и  учёт результатов

- анализ инф-и

- оценка рез-в

- подготовка  и принятие реш-й

- оказание стимулир-я воздействий для реализ-и ф-ий.

 

7.  Гуру в обл кач-ва

К наиболее важными  знаменитостями внёсшим огромных вкладв разв-е мен-та кач-ва следует отнести Джурана, Ф.Кросби, Э.Деминг, Шухарт.

Шухарт ввел понятие цикла непрерывных технолог-х изменений на основании статистич контроля кач-ва. Это был знаменитый цикл PDCA (планировать-выполнять-контролировать-действовать)

Деминг расширил обл прим-ия цикла Шухарта и статист методологий упр-ия произв-ом на сферу продаж и оказания услуг. Сформулировал 14 принципов упр-я кач-ом, такие как: постоянно совершенствуйте товары и услуги, устраните страх в высказываниях, устраните барьеры между подразделениями…

Джуран разработал идею трилогии кач-ва: планирование кач-ва-улучшение кач-ва-управление кач-ом.

Исикава  считал, что кач-во – это не только кач-во продукта, но также послепродажное обслуживание, кач-во упр-ия, сама компания и человеческая жизнь.

Кросби положил  начало распространению концепции  нулевых дефектов, кот закл-ся в том, что за кач-во не платят.

 

8. Деят-ть междунар орг-и по стандарт-и ИСО в обл обесп-я кач-ва.

Название ИСО  от греч слова «исос» - равные.

В 1906г. Было создано  междунар электротехнич комиссия (МЭК)

В 1946г. Делегаты из 25 стран встретились в Лондоне  и создали ИСО, кот-е офиц-но приступило к работе 23  февраля 1947г. В наст время туда входит 140 орг-ий-членов. В составе ИСО 6 комитетов (например, технич комитет ТК-176), заним-ся вопросами кач-ва. РБ участвует в работе почти всех комитетов.

 

9. Стандарты ИСО 9000:2000.

Эти стандарты  имели  3 версии издания:

1. ИСО 9000-87 «Общее  руков-во кач-м и стандарты по обеспечению кач-ва. Руковод-е указание по выбору и применению» .

2. ИСО 9001-87 «Система  кач-ва. Модель для обеспечения при проектир-и и (или) разработки в пр-ве, монтаже и обслуживании».

3. ИСО 9002-87 «Сис кач-ва. Модель для обесп-я кач-ва при пр-ве и монтаже».

4. ИСО 9003-87 «Сис кач-ва. Модель для обесп-я кач-ва при окончат контроле и испытании».

5. ИСО 9004-87 «Общее  рукаоводство кач-м и элементы сис-мы кач-ва. Руковод-е указание».

 ИСО 84-02 Кач-во. Словарь.

Т.к срок действия междунар стандар-та рассчитан на 5 лет ТК-176 принял решение о разраб-ке ИСО 9000-2000 в 2 этапа: 

1. 1994 г наработанные  стандарты были расширены и  больш степени потерпели изменения ИСО 9004:87.

2. К 2000г. Было  окнчательно доработана новая версия ИСО 9000-2000, кот вкл 4 базов стан-ты:

1) ISO 9000 (СТБ ИСО 9000-2000)

Этот стандарт содержит в себе основные положения  и является словарем СМК.

  1. ISO 9001 (СТБ ИСО 9001-2000)

Устанавливает основные требования, необходимые для сертификации СМК, а также области распространения  СМК организации. Является базовым  стандартом всей серии

  1. ISO 9004 (СТБ ИСО 9004-2000)

Содержит рекомендации по улучшению деятельности организации  и разъясняет обязательные требования ISO 9001.

  1. 4) ISO 19011 (СТБ ИСО 19011-2002)

Устанавливает требования к аудиту сис-мы мен-та кач-ва и(или) аудиту эколог мен-та.

 

10. Новые версии СТБ  ИСО 9000-2000.

1) СТБ ISO 9000 (СТБ ИСО  9000-2006)

Этот стандарт содержит в себе основные положения  и является словарем СМК.

  1. СТБ ISO 9001 (СТБ ИСО 9001-2001)

Устанавливает основные требования, необходимые для сертификации СМК, а также области распространения  СМК организации. Является базовым  стандартом всей серии

  1. СТБ ISO 9004 (СТБ ИСО 9004-2001)

Содержит рекомендации по улучшению деятельности организации  и разъясняет обязательные требования ISO 9001.

  1. СТБ ISO 19011 (СТБ ИСО 19011-2004)

Устанавливает требования к аудиту сис-мы мен-та кач-ва и(или) аудиту эколог мен-та.

11. Принципы мен-та кач-ва: ориентация на потребителя.

Поскольку в современной  модели экономики для бизнеса  важнее денег являются только источники  денег, то повышение удовлетворенности  потребителя – важная и серьезная  задача. Для повышения удовлетворенности  потребителя организация должна уметь измерять удовлетворенность, влиять на нее с помощью различных  спецсредств.

Для управления удовлетворенностью используется ценовая  политика, реклама, создание долгосрочных партнерских отношений.

 

12. Лидерство руководителя.

Ни одно серьезное  дело не может быть выполнено, если человек, который его возглавляет, не будет играть роль лидера.

Руководитель  – лидер – это непременное  условие успеха любого дела.

Применение этого  принципа предполагает:

  1. Умение прогнозировать ситуации и осуществлять руководство с учетом имеющегося опыта.
  2. Понимание изменений в окружающем мире и умение реагировать на них.
  3. Принятие во внимание потребностей всех заинтересованных сторон, таких как потребители, владельцы, сотрудники, поставщики, местные жители и общество в целом.
  4. Формирование ясного видения будущего организации.
  5. Формирование ценностей на всех уровнях организации.
  6. Создание в организации атмосферы доверия.
  7. Представление сотрудникам необходимых ресурсов и делегирование им полномочий, адекватных взятой ими на себя ответственности.
  8. Поощрение сотрудников и признание их вклада в постоянное улучшение деятельности организации.
  9. Ведение открытого обмена информацией.
  10. Непрерывное обучение сотрудников.
  11. Постановка только достижимых целей и показателей, вызывающих у сотрудников стремление к самосовершенствованию.
  12. Применение стратегии организации для достижения установленных целей и показателей.

Успешное применение принципа дает следующие преимущества:

  1. Устанавливается и широко обсуждается ясное видение будущего организации.
  2. Для установления целей и показателей, сформированное видение трансформируется в измеримые цели и показатели.
  3. Для оперативного управления вовлеченные за счет лидерства люди достигая собственных целей, достигают целей организации.
  4. Для управления людскими ресурсами создается новая корпоративная культура, основанная на высокой мотивации, хорошей информированности и преданности персонала.

 

 

13. Вовлечение персонала.

Чем больше люди, работающие в организации, действуют  во благо этой организации, тем большие  перспективы открывается перед  ней. Людей необходимо мотивировать  к качественному труду и тем  самым вовлекать в процессы постоянного  улучшения деятельности организации.

Современная организация  – это система взаимодействующих  команд.

Применение этого принципа предполагает следующие действия со стороны персонала:

  1. Принятие ответственности за определенный круг задач и самостоятельное решение связанных с этой ответственностью проблем.
  2. Активный поиск возможностей для улучшения
  3. Активный поиск возможностей для повышения уровня компетентности знаний и опыта.
  4. Свободный обмен знаниями и опытом внутри команд и групп.
  5. Сосредоточение на создании ценностей для потребителя
  6. Новаторство и изобретательность.
  7. Стремление к улучшению имиджа организации у потребителей и других заинтересованных сторон.
  8. Получение удовлетворения от работы.
  9. Энтузиазм в работе и гордость за работу в организации.

Успешное применение принципа дает следующие преимущества:

  1. Люди эффективно участвуют в улучшении политики и стратегии организации.
  2. Люди, наделенные полномочиями, становятся хозяевами своих собственных процессов.
  3. Люди оказываются вовлеченными в принятие решений и в процесс улучшения.
  4. Повышается удовлетворенность людей своей работой и стремление к самосовершенствованию на благо организации.

 

14. Процессный подход.

Процессный подход – все виды действий, совершенных  в организации могут рассматриваться  как процессы , то есть логически упорядоченные последовательности шагов, преобразующих с некоторой целью входы в выходы.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Менеджмент качества"