Шпаргалка по дисциплине «Менеджмент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:51, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине «Менеджмент».

Файлы: 1 файл

Программа по менеджменту.doc

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Программа вступительного испытания 
по дисциплине «Менеджмент»

1. Сущность и характерные черты современного менеджмента. 
Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. История развития менеджмента: предпосылки возникновения менеджмента, школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Значение каждого этапа в развитии менеджмента. Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Опыт менеджмента за рубежом. Национальные особенности менеджмента. 
2. Внешняя и внутренняя среда организации. 
Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов , капитала), потребители, посредники, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы. 
Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический процесс.  
Характеристики внешней среды: взаимосвязь факторов внешней среды, сложность внешней среды, подвижность среды, неопределенность внешней среды. 
Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура. 
3. Характеристика составляющих цикла менеджмента. 
Цикл менеджмента (организация, планирование, мотивация и контроль) - основа управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла. 
4. Организация и типы ее структур. 
Организация. Принципы построения организационной структуры управления: цели и задачи организации, функциональное разделение труда, объем полномочий руководства, соответствие социально-культурной среде, целесообразность числа звеньев. Сущность делегирования. Полномочия и ответственность (исполнительская и управленческая), Правила и принципы делегирования. 
Типы структур организаций: 
- по взаимодействию с внешней средой: механические и органические; 
- по взаимодействию подразделений: традиционные (линейно-функциональные), дивизиональные и матричные; 
- по взаимодействию с человеком: корпоративная и индивидуалистская. Новое в типах организации. 
5. Планирование. Стратегические и тактические планы. 
Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. 
Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управления реализацией стратегии, оценка стратегии. 
Тактическое (текущее) планирование. Основные этапы тактического планирования: 
- определение основных задач, необходимых для достижения целей; 
 
- установление взаимосвязей между основными видами деятельности; 
- оценка затрат времени; 
- определение ресурсов; 
- проверка сроков и коррекция плана действий.  
6. Мотивация трудовой деятельности. 
Мотивация и критерии мотивации груда. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Содержательные теории мотивации. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации.  
7. Контроль в системе менеджмента. 
Понятие контроля. Три этапа контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, коррекция. Правила контроля. "Управляющая пятерня". Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Составление схемы контроля. 
8. Система методов управления. 
Понятие методов управления. Направленность, содержание и организационная форма методов. Классификация методов управления: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Характер воздействия: прямое и косвенное. 
Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социологические измерения и другие. 
9. Процесс принятия решения. 
Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятие решений. Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятие решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и приятие решения. 
10. Управление конфликтами и стрессами. 
Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные. 
Стресс: природа и причины. Методы снятия стресса. Взаимосвязь конфликта и стресса. Пути предупреждения стрессовых ситуаций. 
11. Руководство: власть и партнерство. 
Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой. Искусство строить отношения с сотрудниками. Имидж (образ) менеджера.  
12. Самоменеджмент. 
Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики. Проведение переговоров, совещаний, бесед, встреч; выбор стиля, распределение ролей, принятие решений. Анализ проводимых мероприятий. Ортобиоз, слагаемые ортобиоза: релаксация, рекреация, катарсис. 
13. Стили управления. 
Стили управления и факторы его формирования. "Решетка менеджмента". Определение стиля по "Решетке менеджмента" и характеристика каждого стиля. Виды и совместимость стилей. Связь стиля управления и ситуации. 
14. Коммуникативность и общение. 
Понятие общения и коммуникации. Информация, ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Модель коммуникационного процесса. Характеристика каждого состояния. Трансакты. Три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуникация. Типы коммуникационных сетей. Невербальная коммуникация. 
15. Деловое общение. 
Деловое общение, его характеристика. 
Основные типы собеседников. Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения. 
16. Управленческое общение. 
Управленческое общение, его функции и назначение. Формы управленческого общения. Распорядительная информация и ее виды. Условия эффективного общения. Два закона управленческого общения. "Шкала отношений". Основные характеристики подчиненных. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция): "имя собственное", "зеркало отношений", "золотые слона", "терпеливый слушатель", "личная жизнь". Правила устного распоряжения.  


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине «Менеджмент»