Показатели качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является повышение качества продукции на изучаемом предприятии.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
- изучение теоретические основы управления качеством продукции;
- анализ деятельности предприятия ОАО «Полад»;
- разработка мероприятий по повышению качества продукции ОАО «Полад».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретические основы оценки качества продукции 4
1.1. Сущность понятия «качество продукции» на предприятии 4
1.2. Система оценки качества предприятия 7
1.3. Методика оценки качества продукции 11
2. Исследования и рекомендации по повышению качества продукции ОАО «Полад» 14
2.1. Краткая экономико-организационная характеристика 14
2.2. Оценка качества продукции на предприятии 17
2.3. Рекомендации по повышению качества продукции 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Файлы: 1 файл

Багрецов. Курсовая. Пути и проблемы повышения качества продукции на предприятии (ОАО.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С выходом российских предприятий на международные рынки  и открытием российского рынка  для товаров зарубежных фирм, проблема качества продукции стала приоритетной для отечественного товаропроизводителя.

На сегодняшний день развитие современной бизнес – деятельности, в особенности ориентированной  на международный рынок, не возможно без внедрения системы менеджмента качества, основанной на стандартах серии ИСО 9000. Этот вопрос является особенно актуальным в преддверии вступления России в ВТО, которое неизбежно приведет отечественных предпринимателей к использованию международных стандартов в области обеспечения качества продукции и оказания услуг, устанавливающие единые правила игры и равные условия на европейском рынке для всех товаропроизводителей. В этой связи разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента качества приобретают особое значение для российских предпринимателей, стремящихся конкурировать с западными компаниями «на равных».

Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.

Действенность планирования повышения качества должна обеспечиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая  проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.

Целью работы является повышение качества продукции на изучаемом предприятии.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие  задачи:

- изучение теоретические основы управления качеством продукции;

- анализ деятельности предприятия ОАО «Полад»;

- разработка мероприятий по повышению качества продукции ОАО «Полад».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Новизна и практическая значимость работы определяется тем, что  ее результаты могут быть использованы на реальном производственном предприятии.

 

 

 

1. Теоретические основы оценки качества продукции

 

1.1. Сущность понятия «качество продукции» на предприятии

 

Понятие качества, трактуемое как философская категория, применительно к продукту определяется как мэра полезности, совокупность свойств продукта, его способность удовлетворять определенные общественные и личные потребности. В настоящий момент понятие качества как категории нормировано и определяется стандартами. В соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ISO) качество - это совокупность свойств и характеристик продукта, Которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или Предполагаемые потребности. Формально уровень качества определяется как соответствие свойств продукции и услуг требованиям стандартов [6, c. 41-42]. Директивными установками для создания технологий в области управления качеством являются международные стандарты ISO (MC ISO) серии 9000, ориентированные на установление идентичных норм к аналогичной продукции и услугам в Мировом масштабе.

Итак, качество есть степень  удовлетворения данной вещью, данной потребительной стоимостью определенной общественной потребности. При экономическом исследовании, следовательно, недостаточно определять качество как совокупность свойств.[7, c.54] Совокупность свойств не характеризует еще экономическую значимость продукции. Такую значимость потребительная стоимость приобретает лишь тогда, когда, подвергаясь сравнительной оценке, характеризует меру, степень удовлетворения потребности. Полезные свойства потребительной стоимости есть субстанция качества, а не само качество. Качество продукции не сводится к отдельным ее свойствам, однако, проявляется только в них.

Если качество проявляется  через объективно существующие свойства и характеристики товара (которые могут быть определены достаточно объективно), то полезность этих свойств является понятием субъективным, так как ее оценка зависит от каждого покупателя. Вот это покупательское представление о качестве и является объектом изучения маркетинга.

Главным побудительным  мотивом для производства конкретной продукции определенного качества должно быть наличие потребности в ней. Что и в каких количествах производить, должно определяться лишь платежеспособным потребительским спросом. Ограничительным фактором могут являться и возможности самого производителя. В условиях рыночной экономики выпускаемая продукция должна обладать качеством, в большей степени соответствующим имеющейся потребности, чем аналогичная продукция конкурентов. Действительный же результат работы в области качества может показать только рынок, поскольку только потребитель может в конечном итоге судить о мере своей удовлетворенности. [2, c.32]

Для активизации усилий по развитию управления тотальным, всеобщим качеством все больше компаний вводят должность президента по качеству. Для реализации всеобщего качества необходимо соблюдение следующих условий.

1. Качество должно оцениваться потребителями. Работа по повышению качества начинается с определения потребностей покупателя и заканчивается анализом восприятия им ее результатов. Повышение качества оправдано только в тех случаях, когда оно воспринимается потребителем.

Качество должно находить отражение во всех видах деятельности компании, а не только в ее продукции. Л. Морган из компании General Electric утверждает: «Мы озабочены не только качеством продукции, но и качеством нашей рекламы, обслуживания, инструкции для пользователя, доставки, послепродажного обслуживания». [1, c.165]

2. Качество требует полной отдачи работника. Качество может быть предоставлено только компаниями, в которых каждый сотрудник нацелен на качество, имеет мотивацию и соответствующую квалификацию и активно содействует удовлетворению как внутренних, так и внешних потребителей.

3. Качество требует наличия высококвалифицированных партнеров. Обеспечить качество возможно лишь во взаимодействии с «братьями по вере». Компания, стремящаяся к качеству, несет ответственность и за уровень поставщиков и дистрибьюторов.

4. Идеального качества не существует, оно всегда может быть улучшено. Лучшие компании верят в кайзен, «непрерывное улучшение всего всеми». Лучший способ повысить качество - сравнивать эффективность работы компании с «лучшими из лучших» конкурентами, стремиться к победе в соревновании. [4, c.54]

5. Улучшение качества требует количественных скачков. Очень часто небольшие улучшения достигаются путем более напряженной работы. Но значительные сдвиги требуют свежих решений, большей рациональности в работе. Например, бывшего исполнительного директора компании Hewlett Packard Джона Янга не удовлетворяло 10 - процентное снижение брака; он потребовал десятикратного и добился выполнения поставленной задачи.

6. Качество не требует больших затрат. Филипп Кросби утверждает, что «качество - категория бесплатная».[8, c.54] Прежде бытовало мнение, что достижение высокого качества требует крупных инвестиций и негативно сказывается на процессе производства. Овладейте наукой «прежде всего делать то, что необходимо». Качество не надо проверять, его необходимо планировать. Когда вы предпринимаете необходимые действия, вы гарантированно избегаете ненужных трат (например, расходов на ремонт). Компания Motorola утверждает, что стремление к качеству принесло ей экономию свыше миллиарда долларов.

7. Качество необходимо, но может быть недостаточным. Улучшение качества продукции компании совершенно необходимо, поскольку требовательность покупателей постоянно возрастает. Но само по себе качество не приносит конкурентных преимуществ, особенно когда конкуренты повышают качество приблизительно в тех же пределах. Например, компания Singapore Airlines имела репутацию лучшей авиакомпании мира. Однако ее конкуренты не только ликвидировали отставание в качестве обслуживания, но и вышли вперед.

8. Стремление к качеству не может спасти плохой продукт. Заявление руководства Pontiac об улучшении качества модели Fiero не могло превратить ее в спортивный автомобиль из-за отсутствия соответствующего двигателя. [8, c.65]

 

1.2. Система оценки  качества предприятия

 

Каждое изделие, товар  имеют определенное назначение в сфере потребления и, следовательно, обладают полезностью. Полезность показывает, что продукция способна удовлетворять соответствующие потребности и имеет потребительную стоимость, показывающую, что на продукцию предъявлен спрос, величина которого зависит, в свою очередь, зависит от степени пригодности продукции к потреблению.

Таким образом, качество можно охарактеризовать как экономическую  категорию, отражающую совокупность свойств  продукции, обуславливающих степень ее пригодности удовлетворять потребности физических и юридических лиц в соответствии со своим назначением. Для оценки уровня качества применяется совокупность показателей, которые подразделяются на две группы: дифференцированные и общие. Дифференцированные представлены совокупностью единичных показателей, характеризующих то или иное свойство, совокупность свойств продукции.

Общие показатели характеризуют  качество всего объема продукции:

- доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем объеме их выпуска;

- степень обновления ассортимента;

- удельный вес продукции, на которую получен сертификат качества;

- удельный вес продукции экспортируемой в другие страны в общем объеме производимой продукции;

- доля производственного брака;

- коэффициент сортности продукции.

Совокупность различных  единичных показателей изделий  позволяет определить уровень качества как меры пригодности изделия к потреблению, удовлетворению конкретного спроса. Для определения количественных значений показателей качества в зависимости от специфики продукции применяются следующие методы: измерительный метод – величина показателя определяется с помощью приборов, инструментов; регистрационный метод – основан на подсчете числа отказов при стендовых испытаниях изделий; органолептический метод основан на использовании органов чувств человека: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.

Здесь достоверность найденных значений показателей качества зависит от природных способностей и уровня квалификации лиц их определяющих; социологический метод предполагает анализ мнений потребителей о качестве продукции; дифференцированный метод основан на сравнении единичных показателей качества с соответствующими показателями изделий-эталонов; комплексный метод заключается в определении обобщающего показателя качества продукции, рассчитываемого как средневзвешенная величина с учетом коэффициентов весомости (значимости) каждого расчетного показателя. В современных условиях повышение качества продукции является одним из весомых факторов повышения эффективности деятельности предприятия. Количественная оценка повышения экономического эффекта в результате роста качества основывается на следующих положениях: – повышение качества требует дополнительных единовременных и текущих затрат на производство продукции; – улучшение качества проявляется в сфере эксплуатации продукции, то есть у потребителя. Предприятие-изготовитель продукции несет дополнительные издержки на производство, но выигрывает при увеличении спроса на более качественную продукцию, сопровождающегося ростом объема продаж и цен; – экономический эффект у производителя продукции может возникать при снижении уровня брака. Экономический эффект на предприятии проявляется в получении дополнительной прибыли, определяемой по формуле

∆П = ∆ПV + ∆ПЦ (СД - СБР), (18)

где ∆П – дополнительная прибыль предприятия, полученная под  воздействием перечисленных факторов; ∆ПV – дополнительная прибыль, полученная предприятием при повышении спроса и объема реализации более качественной продукции; ∆ПЦ – дополнительная прибыль, полученная предприятием за счет роста цены реализации; СД – дополнительные затраты на производство и реализацию продукции повышенного качества; СБР – уменьшение затрат в связи с сокращением количества бракованной продукции.

В теории экономики предприятия  под интегральным показателем обеспечения качества продукции понимается цена качества. Она включает сумму расходов затраченных на контроль качества и издержки, образующиеся вследствие непредвиденных отказов. Поэтому цена качества состоит из двух групп расходов: расходы на обеспечение качества продукции и издержки, связанные с неудовлетворительным качеством. Расходы на обеспечение качества продукции состоят из двух групп расходов: расходов, связанных с предупреждением выпуска изделий неудовлетворительного качества и расходы, связанные с контролем качества продукции. Первая группа включает расходы на подготовку и переподготовку персонала, и расходы на совершенствование технических средств управления качеством. Вторая группа включает расходы на контроль качества готовых изделий, расходы на проведение испытаний. Издержки, связанные с неудовлетворительным качеством продукции также состоят из двух групп расходов. Первая группа отражает издержки в сфере производства, которые состоят из затрат на исправление операционного брака и затраты, связанные с переделкой изготовленных изделий низкого качества. Вторая группа отражает издержки в сфере потребления, которые включают издержки на ремонт изделий в гарантийный период и издержки, связанные с рекламациями потребителей.

Информация о работе Показатели качества