Качество жизни и его показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:39, реферат

Описание работы

Качество жизни и развитие человека – эти понятия составляют содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества. Постановка этих проблем не является новой. В разные периоды развития научная мысль вновь и вновь обращалась к ним. Они являлись ключевым вопросом философских, экономических, социологических работ. Истоки современных концепций качества жизни и развития человека можно обнаружить в трудах древних мыслителей, во многих культурах и религиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Понятие «качество жизни населения», его составляющие……………………….4
2. Социальные нормативы и потребности……………………………………………6
3. Системы показателей………………………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………………12
Список используемой литературы……………………………………………………13

Файлы: 1 файл

реф по инф-ке.docx

— 32.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

1. Понятие «качество жизни  населения», его составляющие……………………….4

2. Социальные нормативы и потребности……………………………………………6

3. Системы показателей………………………………………………………………..8

Заключение………………………………………………………………………………12

Список используемой литературы……………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Качество жизни и развитие человека – эти понятия составляют содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества. Постановка этих проблем не является новой. В разные периоды развития научная мысль вновь и вновь обращалась к ним. Они являлись ключевым вопросом философских, экономических, социологических работ. Истоки современных концепций качества жизни и развития человека можно обнаружить в трудах древних мыслителей, во многих культурах и религиях. Но есть и длительный период, особенно ярко проявившийся в экономической науке, когда проблемы человека - качества его жизни и развития - отошли на второй план. В XX столетии подход к развитию как достижению экономических целей оказался главенствующим. Человек в экономических теориях стал трактоваться лишь как средство производства, превратился в «человеческий фактор». Хотя все же с 60-х годов проблемы качества жизни и развития человека начинают вновь привлекать большее внимание различных школ и направлений мировой экономической науки.

      По расчетам специалистов Всемирного банка увеличение затрат на развитие человека является в настоящее время стратегической линией развития большинства стран. Показатели качества жизни и развития человека становятся критерием принятия решений в области экономической и социальной политики в деятельности все большего количества государств и межправительственных организаций. В то же время именно по этим показателям Россия все больше и больше отстает от развитых стран.

      Выбор данной темы определили не только ее актуальность, но и ряд причин, касающиеся проблем, связанных с проблемами качества жизни населения, которые были изложены выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «качество жизни населения», его составляющие.

 

     Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Так понимается и благосостояние. Денежная же оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение известного промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей, представляет собой стоимость жизни. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. В таком случае чаще употребляется термин «качество жизни».

     Можно выделить четыре уровня жизни населения:

1) достаток (пользование  благами, обеспечивающими всестороннее  развитие человека);

2) нормальный уровень  (рациональное потребление по  научно-обоснованным нормам, обеспечивающее  человеку восстановление его  физических и интеллектуальных  сил);

3) бедность (потребление  благ на уровне сохранения  работоспособности как низшей  границы воспроизводства рабочей  силы);

4) нищета (минимально допустимый  по биологическим критериям набор  благ и услуг, потребление которых  лишь позволяет поддержать жизнеспособность  человека).

     Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.

     Важнейшими составляющими качества жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

      Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время – часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальные нормативы и потребности

 

     Важную роль в изучении качества жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различают социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

     Непосредственное отношение к качеству жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. Кроме того, к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

      В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальный размер оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

     Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах – личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, т. к. они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.

     Физиологические потребности являются определяющими – первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.

     Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

     Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе – это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.

     Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям ни первой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия для их же удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

      Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Рациональные потребности отвечают научным представлениям о потребности благ и услуг, необходимых для поддерживания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.

      Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

  1. Системы показателей

 

     Исследование качества жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей. В последние годы было предложено несколько систем, различающихся структурой и набором показателей.

     Наиболее полной и отвечающей современным требованиям служит система «Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей:

     I. Обобщающие показатели.

1. Критерий уровня жизни.

2. Индекс стоимости жизни.

3. Валовой национальный  продукт (фонд потребления, фонд  личного потребления) в расчете  на душу населения.

     II. Доходы населения.

1. Реальные общие доходы  населения. 

2. Реальные располагаемые  доходы населения.

3. Совокупные доходы населения.

4. Личные доходы населения.

5. Личные располагаемые  доходы населения.

6. Денежные доходы населения.

7. Средний доход и средняя  заработная плата работников.

8. Средний размер реальной  заработной платы.

9. Средний размер пенсии, пособия, стипендии.

     III. Потребление и расходы населения.

1. Общий объем потребления  населением материальных благ  и услуг.

2. Денежные расходы населения.

3. Потребительские расходы  населения.

4. Потребление населением  основных продуктов питания.

5. Покупательная способность  средней заработной платы.

6. Покупательная способность  средней пенсии.

     IV. Денежные сбережения населения.

1. Сумма денежных сбережений  населения.

     V. Накопленное имущество и жилище.

1. Стоимость накопленного  домашнего (личного) имущества.

2. Наличие и характеристика  предметов длительного пользования  в собственности населения.

3. Жилищные условия населения.

     VI. Социальная дифференциация населения.

  1. Распределение населения по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.

2.  Потребление основных  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг населением  с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода.

3. Структура потребительских  расходов населения с разным  уровнем среднедушевого (среднего  по домохозяйству) дохода.

4. Динамика стоимости  фактической и нормативной потребительских  корзин различных слоев населения.

5. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини).

6. Децельные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения.

7. Соотношение средних  значений дохода и потребления  в границах верхней и нижней  децилей.

8.  Доля квинтельных (децельных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.

     VII. Малообеспеченные слои населения.

1. Прожиточный минимум  (порог бедности).

2. Минимальный потребительский  бюджет.

Информация о работе Качество жизни и его показатели