Эволюция парадигмы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 22:44, реферат

Описание работы

Цель реферата - рассмотреть, как развивалась система управления качеством.
Задачи работы: выделить основные этапы развития систем управления качеством.
В истории развития систем качества можно выделить пять этапов, которые иногда представляют в виде пяти звезд качества.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и роль качества 4
2. Понятие «управление качеством» 5
3. Основные этапы развития систем качества 6 Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

управление качеством.docx

— 101.77 Кб (Скачать файл)

Обучение превращается и в часть мотивации. Ибо хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе, способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей работников.

TQM предполагает действительно  системный подход, основанный на  убеждении, что качество появляется  только тогда, когда вовлечен  каждый сотрудник и все виды  деятельности организации, при этом:

  • организация рассматривается как система взаимосвязанных людей;

  • любое действие, в любом месте, может повлиять на качество;

  • поставщики – часть системы и на основе духа партнерства включены составной частью в деятельность по улучшению качества;

  • качество рассматривается с точки зрения потребителя.

Япония занимает первое место в мире по количеству информации о качестве. В 23 отраслях экономики Японии функционируют идеи TQM.

Можно с уверенностью сказать, что успех компании Toyota одна из самых первых, применивших систему Всеобщего менеджмента качества. Её TQM основан не только на уникальной производственной системе, но на организованном управление маркетингом и продажами, исследованиями и разработками, финансами и т.д.

Во взаимоотношения поставщиков и потребителей весьма основательно включилась сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 9000.

Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок – просто отсутствует.

Но, несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность системы лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качество по стандартам ИСО серии 9000, является сертификат на систему.

В результате во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в страховом деле: так как сертификат на систему качества свидетельствует о надежности предприятия, то часто ему предоставляются льготные условия страхования.

О популярности стандартов ИСО серии 9000 свидетельствует общая динамика сертификации систем качества на соответствие их требованиям. Так, по данным фирмы Мобил, в 1993 г. в мире было сертифицировано около 50 тыс. систем качества. В 1995 г. их число возросло до 100 тыс. Можно предположить, что в настоящее время сертифицированных систем около 150 тыс.

Для успешной работы предприятий на современном рынке наличие у них системы качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на нее является может быть не совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому и в России уже имеются десятки предприятий, внедривших стандарты ИСО серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества.

5. Пятая звезда

В 90-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИС014000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

К разработке национальных аналогов стандартов ИСО серии 14000 Госстандарт России приступил в 1996г.

Первые стандарты ИСО/ТК 207 (ИСО 14001, ИСО 14004) опубликованы в 1996 г., пять из них (ИСО 14001, ИСО 14004, ИСО 14010,ИСО 1401, ИСО 14012) приняты для использования, путем прямого применения как аутентичные тексты международных документов, в России в качестве государственных стандартов.

Основополагающими стандартами являются ИСО 14001 и ИСО 14004, содержащие требования к системам экологического управления и рекомендации по их созданию и обеспечению функционирования. В состав комплекса стандартов ИСО серии 14000  входят также стандарты по экологическому аудиту,  процедурам маркировки экологически благоприятной продукции,  оценке характеристик экологичности производственных систем,  продукции на стадиях жизненного цикла и др. В России в качестве национального действует ГОСТ Р ИСО 14001 - 98.

Структура ИСО/ТК 207  и состав стандартов ИСО серии 14000  представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 - Структура ИСО/ТК 207 и состав экологических стандартов ИСО серии 14000

Так в автомобильной промышленности был сделан свой важный шаг.

Большая тройка американских автомобильных компаний разработала в 1990 г. (1994 г. – вторая редакция) стандарт OS-9000 "Требования к системам качества". И хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков.

Внедрение стандартов ИСО 14000 и OS-9000, а также методов самооценки по моделям Европейской премии по качеству – это главное достижение этапа, характеризуемого пятой звездой.

Заключение

Качество – одна из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для развития человека и общества.

Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров.

Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта.

Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством.

В истории развития документированных систем качества выделены пять этапов: качество продукции как соответствие стандартам; качество продукции как соответствие стандартам и стабильность процессов; качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям; качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих; качество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и служащих.

Для качества как объекта менеджмента свойственны все составные части менеджмента: планирование, анализ, контроль.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Управление качеством: Учебник. / Под ред.  С.Д.Ильенковой – М: ИЮНИТИ – М, 1998. – С. 194.
  2. Управление качеством: Учебник. / Под ред.  О.В.Аристов – М: ИНФРА – М, 2006. – С. 237.
  3. Управление качеством: Учебник. / Под. ред. В.М. Мишин – М: ЮНИТИ-ДАНА – 2005. - С.463. 
  4. Интернет-ресурсы.

 

 

 


Информация о работе Эволюция парадигмы управления качеством