Упрощенная система налообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – изучить понятие, сущность и критерии применения упрощенной системы налогообложения. Произвести расчет налоговой нагрузки прибыли на предприятии. Проанализировать нормативное регулирование «упрощенки» в Российской Федерации, а также рассмотреть схемы оптимизации единого налога при применении упрощенной системы налогообложения. И, постараюсь осветить все достоинства и недостатки данной системы, высказать предложения по ее совершенствованию.
Для выполнения поставленной цели в работе необходимо рассмотреть такие вопросы, как: к какому налоговому режиму относится упрощенная система, кто имеет право на ее применение и как перейти на такой вид налогообложения, что признается объектом налогообложения, как осуществляется составление и предоставление отчетности в налоговые органы. А так же, рассмотреть вопрос о малом предпринимательстве и его роли в экономике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Упрощенная система налогообложения в России
1.1. Состояние налогообложения малых предприятий в России
1.2. Нормативное регулирование упрощенного налога для малого предприятия в России
1.3. Сущность упрощенной системы налогообложения и критерии её применения
1.4. Расчет налоговой нагрузки прибыли на предприятие
Глава 2. Оптимизация налогообложения при упрощенной системе
2.1. Особенности налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения
2.2. Схемы с использованием договора простого товарищества
2.3. Схема экономии налога с использованием двух организаций, переведенных на «упрощенку»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Из этого  можно сделать вывод, что особенностью налогообложения данного режима является практически максимальное снижение налоговой нагрузки как  для организаций, так и для  индивидуальных предпринимателей.[12, c54] Но, помимо единого налога при применении «упрощенки» малые предприятия должны были перечислять в бюджет Единый социальный налог. Но, как известно, в конце 2010 года его заменили тремя страховыми взносами. А уже

с 1 января 2011 года их размер повысился до 34 процентов [7, c14]. Это существенно увеличило налоговую нагрузку на организации. Что привело к большому переполоху в предпринимательском обществе. Так как в результате данной реформы ставка страховых взносов увеличилась на 20 процентов. А при общем же режиме налогообложения рост составил всего 8 процентов.

В результате для  предпринимателей, работающих по УСН, финансовая нагрузка единовременно потяжелела в 2,4 раза. Тогда как для организаций, применяющих общий режим налогообложения - в 1,3 раза. Таким образом, малый бизнес, оказывается не просто в неравном положении с другими субъектами предпринимательства, а, по сути, на грани банкротства.

На мой взгляд, у данного налогового режима существует лишь красивое название, на бумаге написано все более чем хорошо, а при  применении столько «подводных камней», что в итоге не чувствуется практически никакой разницы с общим режимом налогообложения. Сэкономишь на одном, заплатишь в два раза больше за другое, потому, что в нашей стране «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Схемы с использованием договора простого товарищества.

   С вступлением в силу главы 26.2 НК РФ многие организации проявили интерес к новому механизму налоговой оптимизации — заключению договора простого товарищества компаниями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения. Этот механизм положен в основу двух налогосберегающих схем [5, c56].

Для начала рассмотрим, как законодательно регулируется заключение договоров простого товарищества.  По договору простого товарищества (совместной деятельности) несколько фирм или предпринимателей объединяют свои вклады и ведут совместную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной цели (ст. 1041 ГК РФ). Вкладами участников товарищества могут быть любое имущество (основные средства, товары, деньги), а также профессиональные навыки и знания, деловая репутация и деловые связи (п. 1 ст. 1042 ГК РФ). Предполагается, что вклады равны по стоимости, если иное не установлено договором о совместной деятельности (п. 2 ст. 1042 ГК РФ).

  Внесенное участниками товарищества имущество, а также произведенная в рамках совместной деятельности продукция и полученные от этой деятельности доходы признаются общей долевой собственностью участников товарищества (если иное не установлено договором). Поэтому каждый участник обязан соразмерно своей доле уплачивать налоги, сборы и другие платежи по общему имуществу (ст. 249 ГК РФ). Ведение общих дел может быть поручено одному из участников товарищества. В таком случае он обязан вести бухгалтерский учет общего имущества и операций с ним на отдельном балансе.

  1. Простое товарищество и «упрощенка»:

  Рассмотрим ситуацию, когда несколько фирм, перешедших на упрощенную систему налогообложения, объединяются для ведения совместной деятельности по договору простого товарищества. Поскольку при образовании простого товарищества не создается новое юридическое лицо, то товарищество не может признаваться плательщиком каких-либо налогов. Налогоплательщиками могут быть только компании — участники совместной деятельности, каждая из которых в данном случае уплачивает единый налог, установленный главой 26.2 НК РФ и заменяющий налоги на прибыль, с продаж, на имущество и взносы в ПФР РФ. Единый налог в зависимости от объекта налогообложения может уплачиваться по разным ставкам. Так если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы фирмы, то налоговая ставка составляет 6%. Если объектом налогообложения является разница между доходами и расходами, то налоговая ставка равна 15%. При этом доходы фирм, перешедших на упрощенную систему налогообложения, будут определяться в соответствии со статьями 249 «Доходы от реализации» и 250 «Внереализационные доходы» НК РФ. Доходом же, полученным от совместной деятельности, признается прибыль, распределенная в пользу участника простого товарищества (п. 9 ст. 250, ст. 278 НК РФ).

 Данная схема с использованием фирм, которые перешли на упрощенную систему налогообложения и уплачивают единый налог по ставке 6% с доходов, одновременно являясь участниками договора простого товарищества, не противоречит действующему законодательству о налогах и сборах.

 Вместе с тем следует отметить, что МНС России готовит поправки в главу 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, согласно которым организации и индивидуальные предприниматели не будут иметь права применять данную систему налогообложения в случае, если они являются участниками договора простого товарищества.

  1. Схема с уплатой ЕНВД и «Упрощенкой»:

   Если фирма ведет свою деятельность в регионе, где введен единый налог на вмененный доход (ЕНВД), то приведенную выше схему можно усовершенствовать, тем самым еще больше снизив общую налоговую нагрузку. Рассмотрим, как это можно сделать, на примере торговых предприятий [10, c345].

  Предположим, что вся деятельность фирмы сводится к покупке товаров у поставщиков и последующей его продаже потребителям. Для применения схемы необходимо зарегистрировать предпринимателя без образования юридического лица. Кроме того, как и в первой схеме, нужно создать несколько новых фирм, которые будут применять упрощенную систему налогообложения и платить единый налог по ставке 6% с доходов и объединятся в простое товарищество. Теперь схема будет выглядеть следующим образом. Товар у поставщика сначала приобретает индивидуальный предприниматель, переведенный на уплату ЕНВД. Далее предприниматель продает товар простому товариществу, объединяющему фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, которые уплачивают единый налог с полученных доходов по ставке 6%. Следует помнить, что все расчеты с предпринимателем должны производиться только наличными средствами, так как только торговля за наличные средства подпадает под ЕНВД; с безналичных же оборотов придется платить все общеустановленные налоги (НДС, налог на прибыль и т. д.). Поскольку сумма ЕНВД зависит только от площади торгового зала и на нее не влияет размер выручки предпринимателя, то основная прибыль (наценка) от продажи товаров должна оставаться у предпринимателя. Таким образом, предприниматель должен продать товар простому товариществу с максимальной наценкой. Участники же товарищества, наоборот, будут работать по минимальной наценке, уплачивая с нее единый налог по ставке 6%. Далее товар может реализовываться покупателю либо напрямую, либо через комиссионера. Вариант с участием комиссионера по ряду причин очень удачен. Во-первых, если в схеме не будет комиссионера, а хотя бы часть товара покупатель оплатит наличными, то участники товарищества будут обязаны перейти на уплату ЕНВД и уже не смогут применять упрощенную систему налогообложения, а схема потеряет весь смысл. Если же в расчетах будет участвовать комиссионер, то, в крайнем случае именно он будет переведен на ЕНВД. Во-вторых, участие комиссионера упростит расчеты простого товарищества, так как все отношения с покупателями товара будут переведены на комиссионера. Комиссионер будет получать минимальное вознаграждение и соответственно платить минимальные налоги. Таким образом, в результате использования схемы основная часть совокупной налоговой нагрузки ее участников будет состоять из ЕНВД, уплачиваемого предпринимателем исходя из используемой им торговой площади.

   На мой  взгляд, использовать в налоговом планировании договор простого товарищества становится все более невыгодно и опасно. Так как налоговые службы уже давно держат на контроле большинство подобных схем. Да и на законодательном уровне их применение также ограничивается.

 

 

 

 

 

2.3. Схема экономии  налога с использованием двух  организаций переведенных на  «упрощёнку».

  Известно, что «упрощенцы» не платят большинство налогов. Они перечисляют в бюджет лишь единый налог. Он рассчитывается либо по ставке 6 процентов с полученных доходов, либо по ставке 15 процентов с разницы между доходами и расходами. При этом можно взять лучший из этих двух режимов и платить еще меньше [11, c22].

 Существует  определенная схема оптимизации налогообложения. Суть ее состоит в том, что единый бизнес можно разделить на две части. Для этого необходимо зарегистрировать две фирмы: одну, которая будет платить 15 процентов от доходов за вычетом расходов, и другую, которая будет платить 6 процентов от доходов. Заказ следует разбить на две суммы: одна чуть больше себестоимости, другая – желаемая прибыль. Заказчику выставляется два счета. Первая фирма выставляет счета непосредственно за товары. Сумма договора (и, соответственно, счета) будет равняться или немного превысит себестоимость товара.

 Прибыли  первая фирма не получит, и сумма 15-процентного единого налога будет меньше чем 1 процент от доходов фирмы. В такой ситуации данная фирма должна будет заплатить минимальный 1-процентный налог с дохода (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

 Со второй фирмой заказчик заключит договор на какие-либо сопроводительные услуги (например, консультационные, дизайнерские или маркетинговые). Сумма этого счета и будет желаемая прибыль от продажи товаров. С нее вторая фирма заплатит 6 процентов единого налога.

Если рассмотреть  данную схему более тщательно, то можно обнаружить ощутимые недостатки.

 С покупателем придется заключать два договора и выставлять два счета. А заказчику, оплачивая счета, оформлять две платежки.

 

К тому же второй договор на сопутствующие услуги на самом деле фиктивный.

А если у товара обнаружился брак и покупатель решил его вернуть. Деньги за товар ему, конечно, вернут, а за сопутствующие услуги (дизайнерские или консультационные) – нет. Услуги были оказаны, акты выполненных работ подписаны, так что придраться не к чему.

   Следовательно, эта схема приводит к дополнительному риску для покупателя. Заподозрив неладное, он может попросту отказаться от сделки.

  Поэтому, на мой взгляд, можно поступить по-другому. Вместо договора на оказание услуг с заказчиком следует оформить либо договор комиссии, либо договор поручения. А вот не сочтут ли налоговые органы общую сумму (комиссионное вознаграждение и стоимость товара) доходом комиссионера? Тогда придется заплатить налог 6 процентов с выручки и никакой экономии не будет. Но как объясняет C.А Михалев, эксперт Практической бухгалтерии, если у налоговой инспекции все-таки возникает подозрение, что это сокрытие налогов, то она может попытаться переквалифицировать договор комиссии в договор купли-продажи. Тогда комиссионер станет обыкновенным «перекупщиком», и налог ему придется заплатить со всей суммы договора. Правда, переквалифицировать договор можно только через суд (п. 1 ст. 45 НК РФ). А как показывает арбитражная практика, в судах такие дела инспекторы часто проигрывают. К тому же договоры комиссии будут заключаться с разными организациями, а то, что товар закупался у одной фирмы, это еще ни о чем не говорит.

Вывод: Сократить налоговые платежи – мечта любого руководителя, воплощать которую в жизнь приходится бухгалтеру. На первый взгляд, «упрощенка» открывает широкие возможности, но вот эффективность схем порой оказывается под вопросом. Используя данную схему, не стоит забывать и о росте издержек, связанных с дроблением бизнеса. Расходы на создание и обслуживание ещё одной фирмы могут оказаться больше суммы сэкономленных налогов. Очень часто размер таких затрат сложно или невозможно рассчитать, принимая решение о переходе на «упрощенку». В некоторых случаях дробление может негативно сказаться на имидже компании, а также на ее взаимоотношениях с партнерами. А также, по моему мнению, необходимо обратить внимание на один важный момент. Чтобы снизить налоговые риски, не рекомендуется ставить на учет новые компании – «дочки» в ту же инспекцию, в которой числится создающая их организация. В противном случае контролеры получат полную картину связей между фирмами и моментально возникнет подозрение о сокрытии налогов.

  Таким образом, прежде чем принять окончательное решение о «дроблении» крупной компании на множество «упрощенных» фирм, следует тщательно просчитать риски и возможные негативные последствия этой операции.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   Вопрос о налогообложении малого бизнеса приобрел особую актуальность в переходной экономике России. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых от государства и крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала, части населения страны. Эта задача в сложившейся ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее перед российским обществом.

 Поэтому  и была введена упрощенная система налогообложения, как специальный режим для субъектов малого предпринимательства. Основным достоинством УСН является снижение налогового бремени налогоплательщика. Налоговая нагрузка для предприятий значительно уменьшается. Даже если сравнить уплату единого налога по ставке 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов, и уплату налога с продаж, налога на имущество и НДС превысит на приблизительно на 2% от прибыли предпринимателя, то выгоднее платить единый налог по ставке 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов.

Информация о работе Упрощенная система налообложения в России