Упрощенная система налообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – изучить понятие, сущность и критерии применения упрощенной системы налогообложения. Произвести расчет налоговой нагрузки прибыли на предприятии. Проанализировать нормативное регулирование «упрощенки» в Российской Федерации, а также рассмотреть схемы оптимизации единого налога при применении упрощенной системы налогообложения. И, постараюсь осветить все достоинства и недостатки данной системы, высказать предложения по ее совершенствованию.
Для выполнения поставленной цели в работе необходимо рассмотреть такие вопросы, как: к какому налоговому режиму относится упрощенная система, кто имеет право на ее применение и как перейти на такой вид налогообложения, что признается объектом налогообложения, как осуществляется составление и предоставление отчетности в налоговые органы. А так же, рассмотреть вопрос о малом предпринимательстве и его роли в экономике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Упрощенная система налогообложения в России
1.1. Состояние налогообложения малых предприятий в России
1.2. Нормативное регулирование упрощенного налога для малого предприятия в России
1.3. Сущность упрощенной системы налогообложения и критерии её применения
1.4. Расчет налоговой нагрузки прибыли на предприятие
Глава 2. Оптимизация налогообложения при упрощенной системе
2.1. Особенности налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения
2.2. Схемы с использованием договора простого товарищества
2.3. Схема экономии налога с использованием двух организаций, переведенных на «упрощенку»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

 Следует  отметить, что для организаций, применяющих УСН, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов, а также взносов на обязательное пенсионное страхование на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".[3]

   Перейти на применение упрощенной системы налогообложения или вернуться к общей системе (общему режиму) зарегистрированные фирмы и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий. Порядок перехода на УСН является заявительным. Это значит, что для перехода на упрощенную систему налогообложения необходимо представить в налоговые органы заявление о переходе на УСН. Если вы хотите использовать "упрощенку" начиная с 1 января 2012 года, вам необходимо было подать заявление в период с 1 октября по 30 ноября 2011 года. Однако, следует обратить внимание на то, что начиная с 2013 года будут изменены условия начала и прекращения УСН. Заявительный порядок перехода на УСН изменится на уведомительный (в соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Соответствующее уведомление должно быть подано в инспекцию по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода на уплату УСН.

Также при переходе на упрощенную систему налогообложения с 2013 г. можно использовать новый срок подачи уведомления (п. 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ). Вновь созданная организация (вновь зарегистрированный предприниматель) может сделать это в течение 30-ти календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, а не пяти, как установлено сейчас (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

В случае непредставления уведомления о переходе на УСН в установленный срок налогоплательщики не вправе применять данный спецрежим (подп. 19 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Это новое положение появится в перечне ограничений на применение «Упрощенной системы налогообложения».

  Тем самым законодательно будет закреплена позиция контролирующих органов о том, что при несвоевременном представлении вновь зарегистрированным налогоплательщиком уведомления о переходе на УСН он должен применять общий налоговый режим (Письмо ФНС России от 02.11.2010 N ШС-37-3/14713).

В случае прекращения деятельности, в отношении которой применялась УСН, налогоплательщику следует подать уведомление не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности (п. 8 ст. 346.13 НК РФ).  В данном случае не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно соответствующему уведомлению прекращена деятельность, налогоплательщики должны уплатить налог и представить декларацию по УСН ( п. 7 ст. 346.21 и п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

  Несмотря на достоинства «упрощенки», эта система имеет ряд недостатков, которые в значительной степени тормозят массовый переход на льготный режим налогообложения предприятий производственного сектора экономики. Кроме того, недоступной она остается и для многих средних предприятий, что затрудняет хозяйственные отношения между предприятиями разных размеров, ставя их в неодинаковые условия налогообложения. [4,c143] Из этого можно сделать вывод, что добровольный порядок перехода на упрощенную систему ограничен рядом обязательных условий, при несоблюдении которых предприниматели не вправе применять упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не признаются плательщиками единого налога. Рассмотрим таблицу 1, в которой описаны основные критерии применения УСН.

 

Таблица 1. «Условия перехода на упрощенную систему налогообложения»

Для организаций

Для индивидуальных предпринимателей

Доходы от реализации за девять месяцев года, предшествовавшего  году перехода на УСН, не должны превышать 15 млн. руб. (с учетом коэффициентов-дефляторов в 2010 г.)

Среднесписочная численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек

Средняя численность  работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек

Остаточная  стоимость основных средств и  нематериальных активов не должна превышать 100 млн. руб.

 

Доля участия  других организаций должна составлять не более 25%. Данное условие не распространяется на организации, уставный капитал которых  полностью состоит из вкладов  общественных организаций инвалидов, численность которых не менее 50%, а фонд оплаты труда — не менее 25%, а также на некоммерческие организации, в том числе на организации потребительской кооперации


 

 

 Следует  также принять во внимание  статью 346 Налогового кодекса, которая  раскрывает исчерпывающий список видов деятельности, наличие которых не допускает основание применения УСН, как для ООО, так и для индивидуальных предпринимателей. Сюда входят ломбарды, банковские и страховые организации, нотариусы, занимающиеся частной практикой, участники соглашений о разделе продукции, предприниматели, реализующие подакцизную продукцию, добывающие полезные ископаемые, и прочие. В этом случае вышеизложенные критерии для применения «упрощенки» даже и не подлежат рассмотрению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Расчет налоговой нагрузки прибыли предприятия.

Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:

- по структуре  налогов, включаемых в расчет  при определении налогового бремени;

- по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые  налоги.[6, c 567]

Методика 1.

  Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / В + ВД) * 100%,

где НН - налоговая нагрузка на организацию; НП - общая сумма всех уплаченных налогов; В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД - внереализационные доходы.

 Однако, такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.

Методика 2.

 Существует методика, основанная на включении в состав налоговой нагрузки количества налоговых платежей, их структуры и механизма взимания. По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты.

НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) * 100%,

где Сумма (НП + ВП) - сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; Сумма ИС - сумма источника средств для уплаты налогов.

 В сумму  налоговых платежей включаются  все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

 Эта методика  предполагает рассчитывать налоговую  нагрузку по группам налогов  в соотношении с соответствующим  источником уплаты. Общим показателем  для всех налогов является  добавленная стоимость, которая исчисляется по формуле:

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,

где ДС - добавленная стоимость, ОТ - оплата труда; НП - налоговые платежи; ВП - платежи во внебюджетные фонды; П - прибыль организации, А – амортизационные отчисления.

   Данная методика в отличие от предыдущей позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыль и долю заработной платы, а также амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной (или реализованной) продукции, но в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация, являясь налоговым агентом, налоговой нагрузки по этому налогу не несет.

Методика 3.

Данная методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + ВЗ) + НДС + П,

где ДС - добавленная стоимость; А - амортизация; ОТ - оплата труда; ВЗ – взносы в ПФР; НДС - налог на добавленную стоимость; П - прибыль.

   Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:

В = ДС + МЗ.

 Эта методика  предполагает применение структурных коэффициентов:

- доля заработной  платы в добавленной стоимости  (включая начисления на заработную  плату), рассчитываемой по формуле:

Кот = (ОТ + страховые  взносы) / ДС;

- удельный вес  амортизации в добавленной стоимости,  рассчитываемый по формуле:

Ка = А / ДС;

- удельный вес  добавленной стоимости в валовой  выручке, рассчитываемый по формуле:

Ко = ДС / В.

 По действующей  системе налогообложения организация  уплачивает следующие основные  налоги:

- НДС (расчет  по ставке 18%):

НДС = (ДС / 118%) * 18% = 0,153ДС;

- страховые взносы (расчет в 2010 г. по ставке 26%):

Страховые взносы = (ДС / 126%) * 26% * Кот = 0,206 ДС * Кот ;

- налог на  доходы физических лиц:

Нп = 0,13 * (1 - (0,356 / 1,356)) * Кот * ДС = 0,096ДС * Кот ;

- налог на  прибыль:

Нпр = 0,24*(1 - НДС - Кот - Ка) * ДС = 0,24 ДС * (0,847 - Кот - Ка).

  Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нп + Нпр.

При применении указанных выше коэффициентов формула  имеет следующий вид:

НН = ДС * (0,356 + 0,069Кот - 0,24Ка).

  Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.

Вывод: Применение УСН может обеспечить серьезное снижение налоговой нагрузки для значительного количества организаций среднего и малого бизнеса. В первую очередь этот режим эффективен для организаций, оказывающих услуги или производящих продукцию с незначительной по сравнению с выходным НДС величиной входного НДС. Также она выгодна и для субъектов хозяйствования, занимающихся розничной торговлей и (или) оказывающих услуги общественного питания, с численностью до 5 человек и налогооблагаемым валовым доходом. Но в случае, если организация не платит НДС то, это в первую очередь обеспечивает рост налоговой нагрузки на покупателей и заказчиков организации. Обусловлено это тем, что в отпускную стоимость товара, продукции, работ, услуг, поставляемых организацией, применяющей УСН, НДС не включается и, соответственно, он не может быть принят к вычету потребителем (покупателем, заказчиком). В такой ситуации покупатель (заказчик) может настаивать на снижении отпускной стоимости товара, продукции, работ, услуг. И если поставщик пойдет на это, его выгоды от перехода на УСН могут существенно сократиться.

  Подводя  итоги, можно сказать следующее  – хозяйственная деятельность каждой организации отличается уникальной структурой затрат и составом доходов. Поэтому оценить целесообразность перехода на УСН можно, лишь сопоставив общую сумму налогов, которую эта организация уплачивает за отчетный период в рамках общего порядка налогообложения, с суммой налогов, которую она будет уплачивать в случае перехода на УСН. При этом в расчет должна приниматься также величина потребительской выгоды, обусловленная переходом на УСН, в частности падением отпускной стоимости товаров (работ, услуг). Так как количество продаж может вырасти.

 

 

 

 

Глава 2. Оптимизация  налогообложения при упрощенной системе налогообложения.

     2.1. Особенности налогообложения при  применении упрощенной системы налогообложения.

   Каждый предприниматель знаком с понятием налогообложения. Грамотная и обоснованная финансовая стратегия требует проведения мероприятий по налоговому планированию и оптимизации налогообложения. Планирование налогов включает в себя ряд мероприятий, которые позволят снизить их уровень. Как правило, эти меры представляют собой законные способы снижения и оптимизации налогообложения. Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях [6, c 603].

 Кроме того, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот в целях стимулирования какой-либо сферы производства, категории налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития.

  Сам по  себе режим «Упрощенная система налогообложения» был введен с целью поддержания малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Ведь, налогоплательщики, его применяющие, имеют довольно существенные налоговые льготы по сравнению с общим режимом налогообложения. Это заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период. Кроме того, «упрощенцам» значительно облегчена задача по ведению налогового учета, а бухгалтерский учет может вообще не вестись.

Как уже было рассмотрено выше, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Информация о работе Упрощенная система налообложения в России