Упрощенная система налообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – изучить понятие, сущность и критерии применения упрощенной системы налогообложения. Произвести расчет налоговой нагрузки прибыли на предприятии. Проанализировать нормативное регулирование «упрощенки» в Российской Федерации, а также рассмотреть схемы оптимизации единого налога при применении упрощенной системы налогообложения. И, постараюсь осветить все достоинства и недостатки данной системы, высказать предложения по ее совершенствованию.
Для выполнения поставленной цели в работе необходимо рассмотреть такие вопросы, как: к какому налоговому режиму относится упрощенная система, кто имеет право на ее применение и как перейти на такой вид налогообложения, что признается объектом налогообложения, как осуществляется составление и предоставление отчетности в налоговые органы. А так же, рассмотреть вопрос о малом предпринимательстве и его роли в экономике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Упрощенная система налогообложения в России
1.1. Состояние налогообложения малых предприятий в России
1.2. Нормативное регулирование упрощенного налога для малого предприятия в России
1.3. Сущность упрощенной системы налогообложения и критерии её применения
1.4. Расчет налоговой нагрузки прибыли на предприятие
Глава 2. Оптимизация налогообложения при упрощенной системе
2.1. Особенности налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения
2.2. Схемы с использованием договора простого товарищества
2.3. Схема экономии налога с использованием двух организаций, переведенных на «упрощенку»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

 Уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Организации и  индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость (в  отношении операций, признаваемых объектами  налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ [2], осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление  и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляются налогоплательщиками  в соответствии с общим режимом  налогообложения.

Организации и  индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения  расчетных и кассовых операций в  наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При осуществлении  нескольких видов предпринимательской  деятельности, подлежащих налогообложению  единым налогом в соответствии с  настоящей главой, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Объектом налогообложения  для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой  для исчисления суммы единого  налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (пункт дополнен с 1 января 2003 года Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ). Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

- система  налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Входит в число четырех специальных налоговых режимов. Однако эта система не предусматривает введения какого-либо особого налога. Данный режим предусматривает только специальный порядок учета доходов и расходов для уплаты налогов и сборов, которые относятся к общему режиму налогообложения. Налогоплательщиками при применении этого налогового режима признаются организации, которые в рамках «Соглашения о разделе продукции» (СРП) являются инвесторами.

Налоговая база вычисляется отдельно по каждому СРП и рассчитывается по итогам каждого отчетного периода. Если налоговая база получается отрицательная, то она считается равной 0.

 

Налогообложение при применении соглашения о разделе продукции предусматривает замену некоторых налогов и сборов, определенных НК РФ, разделением произведенной продукции в соответствии с СРП. Однако по договоренности предусмотрена и уплата налога в денежной форме. Следовательно, данный режим налогообложения можно назвать введением обязательного платежа в натуральном выражении.[ 2] В состав этого обязательного платежа включены налоги и сборы, предусмотренные для каждого отдельного налогоплательщика.

В соответствии с главой 26.4 Налогового Кодекса существует 2 варианта раздела продукции:

1. разделяется как произведенная продукция, так и прибыльная. В совокупном объеме продукции доля инвестора для возмещения затрат не должна составлять более 75%, а при добыче углеводородов на континентальном шельфе –  не более 90%.

2. продукция  разделяется пропорционально стоимостной  и геолого-экономической оценке участка недр, а также с учетом показателей технико-экономического обоснования СРП. Доля инвестора в общем объеме продукции не должна быть больше 68%.

В первом случае инвестор должен уплачивать следующие налоги: налог на прибыль организаций, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, страховые взносы на обязательное медицинское и социальное страхование, платежи за использование природных ресурсов, платежи за использование водных объектов, платежи за негативное влияние на окружающую среду, таможенные сборы, земельный налог, акцизы, государственную пошлину.

В Налоговом Кодексе также определено, что суммы данных налогов (исключения – налог на добычу полезных ископаемых и налог на прибыль организаций) в дальнейшем возмещаются инвестору в качестве возмещаемых расходов.

Во втором случае раздела продукции уплачиваются следующие налоги: НДС, страховые взносы на обязательное медицинское и социальное страхование, плата за негативное влияние на окружающую среду, таможенные сборы, государственную пошлину.

 Этот вариант, в отличие от первого, не предусматривает возмещения уплаченных налогов.

   Следует также отметить, что объект налогообложения, налоговая ставка, налоговый период и порядок исчисления налога в отношении перечисленных выше налогов, определяются с учетом особенностей, предусмотренных в главе 26.4 Налогового Кодекса России, действующих на момент вступления в силу Соглашения о разделе продукции.

Все перечисленные  налоговые режимы широко распространены в России и имеют широкое применение. Что касается Саратовской области, то, на мой взгляд, следует обратить внимание на два вида специальных режимов налогообложения, таких как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Широкое распространение в нашей области имеет розничная и оптовая торговля, а также сфера услуг. В 2011 году на долю государственных и муниципальных предприятий приходилось 0,8% оборота продукции, предприятий частной формы собственности (в основном без образования юридического лица) – 91,3%, других форм собственности – 7,9%. Согласно утвержденным данным Росстата предприятиями частных форм собственности (в основном без образования юридического лица) было реализовано продукции на 731407,6 млн. руб., что на 65123,5 млн. руб. больше по сравнению с предыдущим годом. Из общего количества малых предприятий по Саратовской области  17, 8%  применяют единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а 49, 3 % находятся на упрощенной системе налогообложения. При этом малый бизнес трудоустроил свыше 170 тысяч человек по всей области, а доля его участия в формировании бюджетов всех уровней составила 14,5% от всех поступлений.

Тем не менее, темпы  роста числа субъектов малого предпринимательства, и объема производимой ими продукции (работ, услуг), и, как следствие, увеличения их удельного веса в формировании доходов бюджета, сдерживаются многими факторами. Среди барьеров на пути развития малого бизнеса выделяют недостаточную, на мой взгляд, развитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования их рисков, несовершенства законодательства и налоговой системы, недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей, нехватка информации, находящейся в их распоряжении и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Нормативное регулирование упрощенного налога для малых предприятий в России.

  Упрощенная система налогообложения относится к специальным налоговым режимам и регламентируется согласно главе 26.2 Налогового Кодекса РФ (введена федеральным законом от 24.07.02 № 104-ФЗ.). УСН применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к другим режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ.

В соответствии со статьей 346.20 НК РФ устанавливаются следующие налоговые ставки по единому налогу:

 - 6 %, если объектом налогообложения являются доходы,

 - 15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. С 1 января 2009 года законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Росстатом установлен специальный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения – средняя численность работников в организации или у индивидуального предпринимателя за налоговый (отчётный) период должна не превышать 100 человек;

Налоги, сборы и взносы, уплачиваемые на УСН и их нормативное регулирование.

Порядок уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Налог на добавленную стоимость платится только:

- ввоз товаров на таможенную территорию РФ ( в соответствии с Налоговым кодексом, ст.346.11, ст. 151)

- в случае выставления покупателю счет-фактуры с выделенным НДС (НК РФ, ст.173 п.5)

- по деятельности, осуществляемой в рамках простого товарищества (ст. 174.1 НК РФ).

Налог на прибыль организаций (кроме ИП):

- с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса.

Налог на доходы физических лиц (уплачивают только ИП)

- с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Налогового Кодекса.

Акцизы перечисляются в бюджет с соответствии с главой 22 НК РФ:

- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

- приобретение в собственность нефтепродуктов;

- реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков - производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций;

- продажа конфискованных и/или бесхозяйственных подакцизных товаров;

- реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), происходящих с территории Республики Беларусь и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь.

Государственная пошлина (Налоговый кодекс, глава 25.3)

Таможенная  пошлина (Таможенный кодекс, ст.318-319)

Земельный налог (Налоговый кодекс, глава 31, а также «Местные законы о земельном налоге»).

Как было описано  выше, переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется на добровольной основе. Для того чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, организация (индивидуальный предприниматель) должна подать заявление в налоговый орган по месту своей регистрации. Но, возможен также добровольный отказ от ее применения и возврат к общему режиму налогообложения. Это возможно только с 1 января следующего года. При этом заявление должно быть подано в налоговый орган не позднее 15 января ( в соответствии с п. 6 ст. 346.13 НК РФ). Одновременно с добровольным переходом на общий режим налогообложения НК РФ предусматривает и принудительный. Такой возврат предусмотрен в случаях, установленных п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность упрощенной системы налогообложения и критерии ее применения.

     Выбор системы налогообложения является наиболее важным и сложным направлением развития бизнеса любого субъекта предпринимательской деятельности, будь то ООО или индивидуальный предприниматель (ИП). Ведь от этого зависит достижение самой главной цели любого бизнеса – получение прибыли [4,c 67].

    Упрощенная система налогообложения (УСН) регулируется главой 26.2 Налогового кодекса РФ и применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями. Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период. Рассмотрим подробнее, от каких же именно налогов освобождается организация, которая решила применять УСН.

   Согласно п. 2 ст. 346 НК РФ, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и  также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Информация о работе Упрощенная система налообложения в России