Теоретические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 18:28, лекция

Описание работы

Взаимозависимые лица (для целей налогообложения) – физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц (ст. 105.1).
Ключевым является влияние, которое оказывается на лицо непосредственно и самостоятельно или совместно с другими взаимозависимыми лицами.

Содержание работы

Налоговая система РФ и ее состав
Субъекты налогообложения
Понятие налога, сбора и платежа
Роль налогов в экономической системе и принципы построения налоговой системы
Элементы налогообложения

Файлы: 1 файл

Тема 1_Теоретические основы налогообложения_после 1 лекции.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

 

- Региональные (Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с указанными документам. При установлении региональных налогов определяются в порядке и пределах НК следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Дифференцируются в зависимости от региона взимания, идут в региональный бюджет) –

  1. налог на имущество организаций (введен в НК в 2004 г., 30 глава),
  2. транспортный налог (введен в НК в 2003 г., 28 глава),
  3. налог на игорный бизнес (введен в НК в 2004 г., 29 глава).

 

- Местные (Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с указанными документами. При установлении местных налогов определяются в порядке и пределах НК следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Дифференцируются в зависимости от муниципального образования (поселения, муниципальные районы, городские округа), идут в местный бюджет) –

  1. земельный налог (введен в НК в 2005 г., 31 глава),
  2. налог на имущество физических лиц (не введен в НК до сих пор, регулируется Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 (ред. от 29.06.2012) «О налогах на имущество физических лиц».

 

Нет главы 24 ЕСН (отменен с 2010 г.) и главы 27 Налог  продаж (отменен с 2003 г.).

 

9. Специальные налоговые режимы

- система   налогообложения   для сельскохозяйственных  товаропроизводителей    (единый сельскохозяйственный налог) (введена в НК в 2002 г., 26.1 глава),

- упрощенная  система налогообложения (УСНО) (введена в НК в 2003 г., 26.2 глава),

- система налогообложения в виде единого  налога  на  вмененный   доход  для   отдельных   видов деятельности (ЕНВД) (введена в НК в 2003 г., 26.3 глава),

-  система   налогообложения при  выполнении  соглашений  о разделе продукции (СРП) (введена в НК в 2003 г., 26.4 глава).

 

Специальные налоговые режимы

- могут предусматривать  федеральные налоги, не перечисленные  выше, определяют порядок установления  таких налогов, а также порядок  введения в действие и применения  указанных специальных налоговых  режимов;

- могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов;

- связаны, как  правило, с более льготной системой  налогообложения.

 

Налоговая система России с 2010 г. состоит из 13-ти налогов и сборов и 4-х специальных налоговых режимов. С 2013 г. вводится еще один специальный налоговый режим – патентная система налогообложения (26.5. глава).

 

До введения НК РФ (Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1  (ред. от 29.12.1998, с изм. от 15.07.1999) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

 

Федеральные налоги (ст. 19)

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и  виды товаров;

в) налог на доходы банков;

г) налог на доходы от страховой  деятельности;

д) налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

е) налог на операции с ценными  бумагами;

ж) таможенная пошлина;

з) отчисления на воспроизводство  минерально - сырьевой базы, зачисляемые  в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;

и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

к) подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;

л) подоходный налог с физических лиц;

м) налоги, служащие источниками образования  дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;

н) гербовый сбор;

о) государственная пошлина;

п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

с) налог на покупку иностранных  денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

т) налог на игорный бизнес;

у) сбор за пограничное оформление

ф) транспортный налог (Указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" с 01.01.94 введен транспортный налог. Указ Президента РФ от 22.12.93 N 2270 утратил силу с 15 ноября 1997 года в соответствии с Указом Президента РФ от 15.11.97 N 1233).

 

Итого федеральных налогов: 19 (20 вместе с транспортным налогом)

 

Налоги республик в  составе Российской Федерации и  налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (ст. 20)

а) налог на имущество предприятий. Сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщика;

б) лесной доход;

в) плата за воду, забираемую промышленными  предприятиями из водохозяйственных  систем;

г) сбор на нужды образовательных  учреждений, взимаемый с юридических лиц.

д) налог с продаж.

е) единый налог на вмененный доход  для определенных видов деятельности.

ж) (сбор) на воспроизводство, охрану и  защиту лесов (в соответствии с Федеральным законом от 31.03.95 N 39-ФЗ с 01.04.95 отменен)

 

Итого региональных налогов: 6 (7 вместе с отмененным сбором)

 

Местные налоги (ст. 21)

а) налог на имущество физических лиц;

б) земельный налог;

в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

д) курортный сбор;

е) сбор за право торговли;

ж) целевые сборы с граждан  и предприятий, учреждений, организаций  независимо от их организационно - правовых форм на содержание милиции, на благоустройство  территорий, на нужды образования и другие цели;

з) налог на рекламу;

и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

к) сбор с владельцев собак;

л) лицензионный сбор за право торговли винно - водочными изделиями;

м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

н) сбор за выдачу ордера на квартиру;

о) сбор за парковку автотранспорта;

п) сбор за право использования местной символики;

р) сбор за участие в бегах на ипподромах;

с) сбор за выигрыш на бегах;

т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных  законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

ф) сбор за право проведения кино- и телесъемок;

х) сбор за уборку территорий населенных пунктов;

ц) сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов  и другого оборудования с вещевым  или денежным выигрышем, карточных  столов, рулетки и иных средств  для игры);

ч) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.

 

Итого местных налогов: 23

 

Итого налогов: 48 (50 вместе с отмененными)

 

 

 

 

4. Роль налогов  в экономической системе и  принципы построения налоговой  системы

 

Роль налогов проявляется  в их функциях.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

 

Налоги выполняют 4 основные функции

1 Фискальная

2 Распределительная 

3 Стимулирующая

4 Контрольная

 

Разграничение функций  налога носит условный характер, так как они осуществляются одновременно, и отдельные черты одной функции присутствуют в других функция. Единство функций обуславливает взаимную и внутреннюю противоречивость каждой функции налогов. Вместе с тем в совокупности все функции налогов предопределяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране.

 

1. Фискальная – пополнение доходов бюджета.

Данная функция характерна для  любой налоговой системы, появилась  вместе с налогами и предопределяет появление других функций.

В настоящее время преобладание фискальной функции ведет к снижению предпринимательской активности, переводу капиталов и интересов в сферу теневой экономики, что, в конечном счете, снижает и доходы бюджетов, то есть не оправдывает высокий уровень налогообложения. Бюджет и налоги, становясь заложниками друг друга, образуют «порочный круг»: дефицит бюджета - высокие ставки налогов - снижение деловой активности - спад производства и переход в теневую экономику - уменьшение налоговых поступлений - дефицит бюджета.

 

2. Распределительная – распределение финансовых ресурсов через  бюджет, внебюджетные фонды от одних субъектов (отраслей, территорий) другим: из производственной сферы в социальную, финансирование целевых программ и инвестиционных проектов, развитие территорий или помощь местностям, где маленькая налоговая база. Больше себя проявляет в макро-, мезоэкономическом аспектах.

 

3. Стимулирующая - влияние на структуру национальной экономики и на экономическое поведение людей посредством налоговых льгот, изменения налоговых ставок, введения/отмены налоговых и специальных налоговых режимов. Влияние идет больше на поведение конкретного хозяйствующего субъекта (микроэкономический аспект).

 

4. Контрольная функция налогообложения тесно связана с предыдущими и существенно дополняет их. Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов является главной задачей налоговых органов. Механизм функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за поступлением налогов в бюджет.  Эффективная контрольная функция препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики.

 

 

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Доходы консолидированного бюджета

млрд. руб.

1213.6

2097.7

2683.7

3519.2

4138.7

5429.9

8579.6

10645.8

13368.3

16003.9

13420.7

15715.9

20853.7

% к ВВП

25.2

28.7

30.0

32.5

31.3

31.9

39.7

39.5

40.2

38.8

34.6

35.0

38.4

% к пред. периоду

176.7

172.8

127.9

131.1

117.6

131.2

158.0

123.8

125.8

119.7

83.9

117.1

132.7

Налоговые доходы консолидированного бюджета

   

млрд. руб.

1007.3

1707.6

2345.0

2796.3

3357.7

4936.2

4629.1

5409.6

6928.4

7948.9

6288.3

7662.9

 

% к  общим доходам консолидированного  бюджета

83.0

82.1

87.4

79.5

81.1

90.9

54.0

51.1

52.0

49.7

46.9

48.8

 

% ВВП

20.9

23.4

26.2

25.8

25.4

29.0

21.4

20.1

20.9

19.3

16.2

17.1

 

% к пред. периоду

178.4

169.5

137.3

119.2

120.1

147.0

93.8

116.9

128.1

114.7

79.1

121.9

 

Расходы консолидированного бюджета

   

млрд. руб.

1258.0

1960.1

2419.4

3422.3

3964.9

4669.7

6820.6

8375.2

11378.6

13991.8

15847.3

17301.0

20004.8

% к ВВП

26.1

26.8

27.1

31.6

29.9

27.4

31.5

31.1

34.2

33.9

40.9

38.5

36.8

% к пред. периоду

149.4

155.8

123.4

141.5

115.9

117.8

146.1

122.8

135.9

123.0

113.3

109.2

115.6

Дефицит(-)/профицит(+) консолидированного бюджета

   

млрд. руб.

-44.4

137.6

264.3

97.0

173.8

760.2

1759.0

2250.6

1989.7

2012.1

-2426.6

-1585.1

848.9

% от ВВП

0.9

1.9

3.0

0.9

1.3

4.5

8.1

8.4

6.0

4.9

-6.3

-3.5

1.6

Доходы федерального бюджета

   

млрд. руб.

615.5

1132.1

1594.0

2204.7

2586.2

3428.9

5127.2

6278.9

7781.1

9275.9

7337.8

8303.8

11366.0

% к ВВП

12.8

15.5

17.8

20.4

19.5

20.1

23.7

23.3

23.4

22.5

18.9

18.5

20.9

% к пред. периоду

188.9

183.9

140.8

138.3

117.3

132.6

149.5

122.5

123.9

119.2

79.1

113.2

136.9

Налоговые доходы федерального бюджета

   

млрд. руб.

509.7

965.5

1460.4

2035.6

2394.2

3154.3

2400.9

2684.9

3342.6

3571.9

2502.6

3174.3

 

% к  общим доходам фед. бюджета

82.8

85.6

91.8

92.3

92.7

92.0

46.8

42.8

43.0

38.5

34.1

38.2

 

% к  ВВП

10.6

13.2

16.3

18.8

18.1

18.5

11.1

9.9

10.1

8.7

6.5

7.1

 

% к пред. периоду

201.2

189.4

151.3

139.4

117.6

131.7

76.1

111.8

124.5

106.9

70.1

126.8

 

Расходы федерального бюджета

   

млрд. руб.

666.9

1029.2

1321.9

2054.2

2358.6

2698.9

3514.3

4284.8

5986.6

7570.9

9660.1

10117.5

10935.2

% к ВВП

13.8

14.1

14.8

19.0

17.8

15.8

16.3

15.9

18.0

18.3

24.9

22.5

20.1

% к пред. периоду

141.2

154.3

128.4

155.4

114.8

114.4

130.2

121.9

139.7

126.5

127.6

104.7

108.1

Дефицит(-)/профицит(+) федерального бюджета

   

млрд. руб.

-51.4

102.9

272.1

150.5

227.6

730.0

1612.9

1994.1

1794.5

1705.1

-2322.3

-1812.0

430.8

% к ВВП

-1.1

1.4

3.0

1.4

1.7

4.3

7.5

7.4

5.4

4.1

-6.0

-4.0

0.8

Стабилизационный  фонд

   

млрд. руб.

         

522.3

1237.0

2346.9

3849.1

       

% к ВВП

         

3.1

5.7

8.8

11.7

       

Информация о работе Теоретические основы налогообложения