Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 18:28, лекция
Взаимозависимые лица (для целей налогообложения) – физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц (ст. 105.1).
Ключевым является влияние, которое оказывается на лицо непосредственно и самостоятельно или совместно с другими взаимозависимыми лицами.
Налоговая система РФ и ее состав
Субъекты налогообложения
Понятие налога, сбора и платежа
Роль налогов в экономической системе и принципы построения налоговой системы
Элементы налогообложения
- Региональные (Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с указанными документам. При установлении региональных налогов определяются в порядке и пределах НК следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Дифференцируются в зависимости от региона взимания, идут в региональный бюджет) –
- Местные (Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с указанными документами. При установлении местных налогов определяются в порядке и пределах НК следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ. Дифференцируются в зависимости от муниципального образования (поселения, муниципальные районы, городские округа), идут в местный бюджет) –
Нет главы 24 ЕСН (отменен с 2010 г.) и главы 27 Налог продаж (отменен с 2003 г.).
9. Специальные налоговые режимы
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (введена в НК в 2002 г., 26.1 глава),
- упрощенная система налогообложения (УСНО) (введена в НК в 2003 г., 26.2 глава),
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) (введена в НК в 2003 г., 26.3 глава),
- система
налогообложения при
Специальные налоговые режимы
- могут предусматривать
федеральные налоги, не перечисленные
выше, определяют порядок
- могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов;
- связаны, как
правило, с более льготной
Налоговая система России с 2010 г. состоит из 13-ти налогов и сборов и 4-х специальных налоговых режимов. С 2013 г. вводится еще один специальный налоговый режим – патентная система налогообложения (26.5. глава).
До введения НК РФ (Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 (ред. от 29.12.1998, с изм. от 15.07.1999) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
Федеральные налоги (ст. 19)
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на доходы банков;
г) налог на доходы от страховой деятельности;
д) налог с биржевой деятельности (биржевой налог);
е) налог на операции с ценными бумагами;
ж) таможенная пошлина;
з) отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;
и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
к) подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
л) подоходный налог с физических лиц;
м) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;
н) гербовый сбор;
о) государственная пошлина;
п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
с) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
т) налог на игорный бизнес;
у) сбор за пограничное оформление
ф) транспортный налог (Указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" с 01.01.94 введен транспортный налог. Указ Президента РФ от 22.12.93 N 2270 утратил силу с 15 ноября 1997 года в соответствии с Указом Президента РФ от 15.11.97 N 1233).
Итого федеральных налогов: 19 (20 вместе с транспортным налогом)
Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (ст. 20)
а) налог на имущество предприятий. Сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщика;
б) лесной доход;
в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
г) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
д) налог с продаж.
е) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
ж) (сбор) на воспроизводство, охрану и защиту лесов (в соответствии с Федеральным законом от 31.03.95 N 39-ФЗ с 01.04.95 отменен)
Итого региональных налогов: 6 (7 вместе с отмененным сбором)
Местные налоги (ст. 21)
а) налог на имущество физических лиц;
б) земельный налог;
в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
д) курортный сбор;
е) сбор за право торговли;
ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно - правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;
з) налог на рекламу;
и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
к) сбор с владельцев собак;
л) лицензионный сбор за право торговли винно - водочными изделиями;
м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
н) сбор за выдачу ордера на квартиру;
о) сбор за парковку автотранспорта;
п) сбор за право использования местной символики;
р) сбор за участие в бегах на ипподромах;
с) сбор за выигрыш на бегах;
т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
ф) сбор за право проведения кино- и телесъемок;
х) сбор за уборку территорий населенных пунктов;
ц) сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры);
ч) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.
Итого местных налогов: 23
Итого налогов: 48 (50 вместе с отмененными)
4. Роль налогов в экономической системе и принципы построения налоговой системы
Роль налогов проявляется в их функциях.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
Налоги выполняют 4 основные функции
1 Фискальная
2 Распределительная
3 Стимулирующая
4 Контрольная
Разграничение функций налога носит условный характер, так как они осуществляются одновременно, и отдельные черты одной функции присутствуют в других функция. Единство функций обуславливает взаимную и внутреннюю противоречивость каждой функции налогов. Вместе с тем в совокупности все функции налогов предопределяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране.
1. Фискальная – пополнение доходов бюджета.
Данная функция характерна для любой налоговой системы, появилась вместе с налогами и предопределяет появление других функций.
В настоящее время преобладание фискальной функции ведет к снижению предпринимательской активности, переводу капиталов и интересов в сферу теневой экономики, что, в конечном счете, снижает и доходы бюджетов, то есть не оправдывает высокий уровень налогообложения. Бюджет и налоги, становясь заложниками друг друга, образуют «порочный круг»: дефицит бюджета - высокие ставки налогов - снижение деловой активности - спад производства и переход в теневую экономику - уменьшение налоговых поступлений - дефицит бюджета.
2. Распределительная – распределение финансовых ресурсов через бюджет, внебюджетные фонды от одних субъектов (отраслей, территорий) другим: из производственной сферы в социальную, финансирование целевых программ и инвестиционных проектов, развитие территорий или помощь местностям, где маленькая налоговая база. Больше себя проявляет в макро-, мезоэкономическом аспектах.
3. Стимулирующая - влияние на структуру национальной экономики и на экономическое поведение людей посредством налоговых льгот, изменения налоговых ставок, введения/отмены налоговых и специальных налоговых режимов. Влияние идет больше на поведение конкретного хозяйствующего субъекта (микроэкономический аспект).
4. Контрольная функция налогообложения тесно связана с предыдущими и существенно дополняет их. Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов является главной задачей налоговых органов. Механизм функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за поступлением налогов в бюджет. Эффективная контрольная функция препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики.
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Доходы консолидированного бюджета | |||||||||||||
млрд. руб. |
1213.6 |
2097.7 |
2683.7 |
3519.2 |
4138.7 |
5429.9 |
8579.6 |
10645.8 |
13368.3 |
16003.9 |
13420.7 |
15715.9 |
20853.7 |
% к ВВП |
25.2 |
28.7 |
30.0 |
32.5 |
31.3 |
31.9 |
39.7 |
39.5 |
40.2 |
38.8 |
34.6 |
35.0 |
38.4 |
% к пред. периоду |
176.7 |
172.8 |
127.9 |
131.1 |
117.6 |
131.2 |
158.0 |
123.8 |
125.8 |
119.7 |
83.9 |
117.1 |
132.7 |
Налоговые доходы консолидированного бюджета |
|||||||||||||
млрд. руб. |
1007.3 |
1707.6 |
2345.0 |
2796.3 |
3357.7 |
4936.2 |
4629.1 |
5409.6 |
6928.4 |
7948.9 |
6288.3 |
7662.9 |
|
% к
общим доходам |
83.0 |
82.1 |
87.4 |
79.5 |
81.1 |
90.9 |
54.0 |
51.1 |
52.0 |
49.7 |
46.9 |
48.8 |
|
% ВВП |
20.9 |
23.4 |
26.2 |
25.8 |
25.4 |
29.0 |
21.4 |
20.1 |
20.9 |
19.3 |
16.2 |
17.1 |
|
% к пред. периоду |
178.4 |
169.5 |
137.3 |
119.2 |
120.1 |
147.0 |
93.8 |
116.9 |
128.1 |
114.7 |
79.1 |
121.9 |
|
Расходы консолидированного бюджета |
|||||||||||||
млрд. руб. |
1258.0 |
1960.1 |
2419.4 |
3422.3 |
3964.9 |
4669.7 |
6820.6 |
8375.2 |
11378.6 |
13991.8 |
15847.3 |
17301.0 |
20004.8 |
% к ВВП |
26.1 |
26.8 |
27.1 |
31.6 |
29.9 |
27.4 |
31.5 |
31.1 |
34.2 |
33.9 |
40.9 |
38.5 |
36.8 |
% к пред. периоду |
149.4 |
155.8 |
123.4 |
141.5 |
115.9 |
117.8 |
146.1 |
122.8 |
135.9 |
123.0 |
113.3 |
109.2 |
115.6 |
Дефицит(-)/профицит(+) консолидированного бюджета |
|||||||||||||
млрд. руб. |
-44.4 |
137.6 |
264.3 |
97.0 |
173.8 |
760.2 |
1759.0 |
2250.6 |
1989.7 |
2012.1 |
-2426.6 |
-1585.1 |
848.9 |
% от ВВП |
0.9 |
1.9 |
3.0 |
0.9 |
1.3 |
4.5 |
8.1 |
8.4 |
6.0 |
4.9 |
-6.3 |
-3.5 |
1.6 |
Доходы федерального бюджета |
|||||||||||||
млрд. руб. |
615.5 |
1132.1 |
1594.0 |
2204.7 |
2586.2 |
3428.9 |
5127.2 |
6278.9 |
7781.1 |
9275.9 |
7337.8 |
8303.8 |
11366.0 |
% к ВВП |
12.8 |
15.5 |
17.8 |
20.4 |
19.5 |
20.1 |
23.7 |
23.3 |
23.4 |
22.5 |
18.9 |
18.5 |
20.9 |
% к пред. периоду |
188.9 |
183.9 |
140.8 |
138.3 |
117.3 |
132.6 |
149.5 |
122.5 |
123.9 |
119.2 |
79.1 |
113.2 |
136.9 |
Налоговые доходы федерального бюджета |
|||||||||||||
млрд. руб. |
509.7 |
965.5 |
1460.4 |
2035.6 |
2394.2 |
3154.3 |
2400.9 |
2684.9 |
3342.6 |
3571.9 |
2502.6 |
3174.3 |
|
% к общим доходам фед. бюджета |
82.8 |
85.6 |
91.8 |
92.3 |
92.7 |
92.0 |
46.8 |
42.8 |
43.0 |
38.5 |
34.1 |
38.2 |
|
% к ВВП |
10.6 |
13.2 |
16.3 |
18.8 |
18.1 |
18.5 |
11.1 |
9.9 |
10.1 |
8.7 |
6.5 |
7.1 |
|
% к пред. периоду |
201.2 |
189.4 |
151.3 |
139.4 |
117.6 |
131.7 |
76.1 |
111.8 |
124.5 |
106.9 |
70.1 |
126.8 |
|
Расходы федерального бюджета |
|||||||||||||
млрд. руб. |
666.9 |
1029.2 |
1321.9 |
2054.2 |
2358.6 |
2698.9 |
3514.3 |
4284.8 |
5986.6 |
7570.9 |
9660.1 |
10117.5 |
10935.2 |
% к ВВП |
13.8 |
14.1 |
14.8 |
19.0 |
17.8 |
15.8 |
16.3 |
15.9 |
18.0 |
18.3 |
24.9 |
22.5 |
20.1 |
% к пред. периоду |
141.2 |
154.3 |
128.4 |
155.4 |
114.8 |
114.4 |
130.2 |
121.9 |
139.7 |
126.5 |
127.6 |
104.7 |
108.1 |
Дефицит(-)/профицит(+) федерального бюджета |
|||||||||||||
млрд. руб. |
-51.4 |
102.9 |
272.1 |
150.5 |
227.6 |
730.0 |
1612.9 |
1994.1 |
1794.5 |
1705.1 |
-2322.3 |
-1812.0 |
430.8 |
% к ВВП |
-1.1 |
1.4 |
3.0 |
1.4 |
1.7 |
4.3 |
7.5 |
7.4 |
5.4 |
4.1 |
-6.0 |
-4.0 |
0.8 |
Стабилизационный фонд |
|||||||||||||
млрд. руб. |
522.3 |
1237.0 |
2346.9 |
3849.1 |
|||||||||
% к ВВП |
3.1 |
5.7 |
8.8 |
11.7 |