Теоретические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 18:28, лекция

Описание работы

Взаимозависимые лица (для целей налогообложения) – физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц (ст. 105.1).
Ключевым является влияние, которое оказывается на лицо непосредственно и самостоятельно или совместно с другими взаимозависимыми лицами.

Содержание работы

Налоговая система РФ и ее состав
Субъекты налогообложения
Понятие налога, сбора и платежа
Роль налогов в экономической системе и принципы построения налоговой системы
Элементы налогообложения

Файлы: 1 файл

Тема 1_Теоретические основы налогообложения_после 1 лекции.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

 

Таможенные  органы

 

В соответствии со ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут  обязанности налоговых органов  по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными федеральными законами.

 Должностные лица таможенных  органов несут обязанности, предусмотренные  НК РФ для должностных лиц  налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.  

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.

За неправомерные действия или  бездействие должностные лица и  другие работники налоговых и  таможенных органов несут ответственность  в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

3. Понятие налога, сбора и платежа

 

3.  Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Ст. 8 НК РФ

 

В этом определении подчеркивается ряд важных моментов

 

1. Присутствует признак обязательности уплаты налога (признак императивности налога) – правовая обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком. Последний не имеет права отказаться от возложенной на него обязанности.

 

2. Момент индивидуальности и самостоятельности исполнения налогового обязательства налогоплательщиками означает запрещение уплаты налога одним налогоплательщиком за другого, что практиковалось до введения в действие ч. 1 Налогового кодекса;

Налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог, т.е. исполнить обязанность по уплате налога.

 

3. Признак безвозмездности (безэквивалентности) налога означает, что уплата налога не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-то эквивалентных действий (по стоимости), пропорциональных доле налога, уплаченной в бюджет конкретным налогоплательщиком. Поэтому он не может требовать возврата уплаченных в бюджет сумм (кроме случаев переплаты или ошибочного зачисления) в качестве встречного удовлетворения обязательств от государства или предоставления соответствующего эквивалента в натурально-вещественной форме. Это отличает налоги от других платежей и сборов, взимаемых государством возмездно и не являющих поэтому налогами.

 

4. Налог трактуется как форма экономического принуждения, так как предусмотрено отчуждение денежных средств.

 

5. Плательщиками налога признаются как организации, так и физические лица. Тем самым предельно широко определен круг налогоплательщиков, которыми могут и быть несовершеннолетние, лица без гражданства.

 

6. Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований – налоги всегда были и остаются составляющей государственных и местных доходов.

 

В теории также выделяют абстрактность как признак налога на нужды государства в целом, а затем распределение по видам расходов, чем занимается бюджетное законодательство. Последним признаком налога является относительная регулярность, т.е. периодическая их уплата в установленные законом сроки.

 

Определение подвергается критике

 

1. Нет в определении такового свойства налога, как законность – налог устанавливается только законом (ст. 57 Конституции РФ).

 

2. Безвозмездность – отмечается присутствие в налоговых отношения определенной возмездности, которая является неэквивалентной. Пример. Государство за счет налогов пополняет свой бюджет, которые потом идет на оказание общественных благ или выплату трансфертов.

 

3. Денежные средства – налог может быть взят и при отсутствии денежных средств. Определение налога противоречит ст. 45 НК РФ.  

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика.

 

4. Взимаемый налог – в современных условиях в большинстве стран налог не взимается государством, как установлено ст. 8, а уплачивается налогоплательщиком самостоятельно. НК РФ в ст. 9, 30  налоговые органы контролируют соблюдение налогового законодательства, а не взимают налоги и сборы. В то же самое время таможенные органы РФ, как и в большинстве других стран, являются сборщиками налогов при пересечении границы. В отношении них правомерно говорить о взимании налогов с их плательщиков.

 

5. Отчуждение принадлежащих  денежных средств – подобное отчуждение противоречит принципам свободы собственности, закрепленным конституциями большинства стран, в том числе и России (лишение имущества может быть только по решению суда, часть 3 ст. 35 Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения). Кроме того, сам термин «отчуждение» не совсем трактуется с понятием «налог», а как «отнимать, отбирать, конфисковать».

 

6. Взимаются с юридических и физических лиц – консолидированная группа налогоплательщиков не являются указанными лицами.

 

7. Нет в определении регулярности платежа, что предполагает возможность отнесения других форм отчуждения имуществ (штраф, конфискация и т.д.).

 

Налог является сложной категорией, одновременно включая в себя экономические  признаки, финансовые и правовые.

 

Кроме налогов,  в налоговой  системе России используется понятие  сбор.

 

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Ст. 8 НК РФ

 

НК РФ предусматривает две ключевых характеристики у сборов: обязательность и совершение юридически значимых действий.

В то же самое время, хотя сбор и приравнен к налогу, у него нет многих присущих налогу признаков. Например, индивидуальности, безвозмездности, регулярности, использования для финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных органов, должен устанавливаться исключительно законом и направляться в бюджетную систему (внебюджетные фонды). Поэтому под данное определение может попасть любой установленный платеж, но он не будет законным, так как не перечислен в НК РФ.

 

С другой стороны в РФ есть сборы, которые имеют признаки налога более  четкие, чем в указанном определении: они взыскиваются на основе обязательности, индивидуальной безвозмездности, регулярности.  Сюда можно отнести страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование. Они схожи с налогами по своим характеристикам (до 2010 г. это был ЕСН), но не являются налогами или налоговыми сборами, так как регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

 

В соответствии с Налоговым  кодексом к сборам относятся:

1. Государственные пошлины.

2. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

 

В официальных документах содержится термин «платежи». По основным признакам они относятся к налогам и сборам и имеют прямой аналог в НК. Но существуют платежи, которые нельзя отнести к налоговым, так как они предопределяют гражданские правоотношения. Т.е. можно сказать, что платеж более широкое понятие и включает в себя налоговые и неналоговые поступления.

Признаки платежей

 

Наименование платежа 

Правовые признаки

Обязательный характер

Индивидуальная безвозмездность

Нецелевой характер

Налог

Присутствует в полном объеме, но оспаривается налогоплательщиком

Присутствует в полном объеме, но для развития общества в  целом 

Присутствует в полном объеме, государство и налогоплательщик в отношениях властного подчинения

Сбор 

Присутствует, но есть элемент  волеизъявления налогоплательщика

Отсутствует, налогоплательщику  необходимы юридически значимые действия государства

Отсутствует, выполнение функций государства осуществляется за счет средств бюджета

Плата за услуги

Отсутствует в полном объеме, гражданские правоотношения

Отсутствует в полном объеме, плательщику необходимы услуги государственных или муниципальных органов

Не является признаком; не поступает в бюджет и не увязывается  с его расходами, но используется на развитие органов


 

Классификация налогов и сборов в российской налоговой системе

 

Налоги классифицируются по следующим признакам

 

1. По  способу платежа (методу взимания)

- прямые –  взимаются непосредственно с  объекта налогообложения (доход, имущество налогоплательщика) и отношения возникают между налогоплательщиком и государством. Сюда можно отнести большинство налогов, например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, транспортный налог и т.д;

- косвенные –  взимаются в сфере реализации  или потребления товаров, работ и услуг (движение доходов или оборот товаров, работ и услуг), т. е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции, так как включаются в виде надбавки к цене и оплачиваются потребителями (переносятся на них). Поэтому часто называют налогами на потребление. Здесь сумма налога поступают о покупателей при реализации, потом переводятся государству. При косвенном налогообложении субъектом налогообложения является продавец, который является по своей сути посредником между государством и реальным плательщиком налога. Сюда относят НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж. В современной налоговой системе России присутствуют только первые два. Таможенные пошлины не относят к налогам. Налог с продаж отменен.

 

2. По  способу использования

Общие – используются для финансирования общегосударственных  мероприятий.

Специальные – имеют строго определенное назначение (Сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов )

 

3. По  характеру ставок

Твердые и процентные (см. материал по элементам налога – налоговая  ставка)

 

4. По субъекту - налогоплательщику

- налоги с физических лиц  (часто заявлены в названии налога)

- налоги с организации;

- налоги с индивидуальных предпринимателей (спецрежимы и НДФЛ)

 

5. По источнику уплаты

- налоги, уплачиваемые с выручки,

- налоги, уплачиваемые из прибыли,

- налоги, относимые в расходы (себестоимость и прочие расходы).

 

6. По объекту обложения

- реальные (имущественные)  – облагается реализация, покупка  и владение имуществом. Относят  земельный налог, налог на имущество,  транспортный налог;

- ресурсные (рентные) - тесно связаны с реальными, взимание определено разработкой, использование и добычей природных ресурсов (связаны с образованием и получением ренты). Относятся налог на добычу природных ресурсов, водный налог, сборы  за  пользование  объектами животного мира  и  за  пользование объектами   водных   биологических ресурсов, земельный налог;

- личные –  взимаются  с доходов физических  и юридических лиц. Относят  налог на прибыль организаций,  НДФЛ;

- вмененные – объектом обложения является доход, определенный государством, зависит нет от фактических показателей деятельности, а от потенциальных возможностей налогоплательщика. Относят ЕНВД и налог на игорный бизнес.

 

7. В  зависимости от способа обложения  (способа взимания)

У источника, по декларации, по кадастру (см. материал по элементам налога – порядок исчисления налога).

 

8. В зависимости от принадлежности к уровню власти.

 

- Федеральные (Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ  и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, устанавливаются по единым правилам, не означает, что идут только в федеральный бюджет, могут расщепляться по бюджетам) –

  1. НДС (введен в НК в 2001 г., 21 глава),
  2. акцизы (введен в НК в 2001 г., 22 глава),
  3. налог на доходы физических лиц (введен в НК в 2001 г., 23 глава),
  4. налог на прибыль организаций (введен в НК в 2002 г., 25 глава),
  5. сборы  за  пользование  объектами животного мира  и  за  пользование объектами   водных   биологических ресурсов (введен в НК в 2004 г., 25.1 глава),
  6. водный налог (введен в НК в 2005 г., 25.2 глава),
  7. государственная пошлина (введен в НК в 2005 г., 25.3 глава),
  8. налог на добычу полезных ископаемых (введен в НК в 2002 г., 26 глава).

Информация о работе Теоретические основы налогообложения