Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 18:28, лекция
Взаимозависимые лица (для целей налогообложения) – физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц (ст. 105.1).
Ключевым является влияние, которое оказывается на лицо непосредственно и самостоятельно или совместно с другими взаимозависимыми лицами.
Налоговая система РФ и ее состав
Субъекты налогообложения
Понятие налога, сбора и платежа
Роль налогов в экономической системе и принципы построения налоговой системы
Элементы налогообложения
Таможенные органы
В соответствии со ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, иными федеральными законами.
Должностные лица таможенных
органов несут обязанности,
Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами.
За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых и таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Понятие налога, сбора и платежа
3. Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Ст. 8 НК РФ
В этом определении подчеркивается ряд важных моментов
1. Присутствует признак обязательности уплаты налога (признак императивности налога) – правовая обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком. Последний не имеет права отказаться от возложенной на него обязанности.
2. Момент индивидуальности и самостоятельности исполнения налогового обязательства налогоплательщиками означает запрещение уплаты налога одним налогоплательщиком за другого, что практиковалось до введения в действие ч. 1 Налогового кодекса;
Налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог, т.е. исполнить обязанность по уплате налога.
3. Признак безвозмездности (безэквивалентности) налога означает, что уплата налога не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-то эквивалентных действий (по стоимости), пропорциональных доле налога, уплаченной в бюджет конкретным налогоплательщиком. Поэтому он не может требовать возврата уплаченных в бюджет сумм (кроме случаев переплаты или ошибочного зачисления) в качестве встречного удовлетворения обязательств от государства или предоставления соответствующего эквивалента в натурально-вещественной форме. Это отличает налоги от других платежей и сборов, взимаемых государством возмездно и не являющих поэтому налогами.
4. Налог трактуется как форма экономического принуждения, так как предусмотрено отчуждение денежных средств.
5. Плательщиками налога признаются как организации, так и физические лица. Тем самым предельно широко определен круг налогоплательщиков, которыми могут и быть несовершеннолетние, лица без гражданства.
6. Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований – налоги всегда были и остаются составляющей государственных и местных доходов.
В теории также выделяют абстрактность как признак налога на нужды государства в целом, а затем распределение по видам расходов, чем занимается бюджетное законодательство. Последним признаком налога является относительная регулярность, т.е. периодическая их уплата в установленные законом сроки.
Определение подвергается критике
1. Нет в определении такового свойства налога, как законность – налог устанавливается только законом (ст. 57 Конституции РФ).
2. Безвозмездность – отмечается присутствие в налоговых отношения определенной возмездности, которая является неэквивалентной. Пример. Государство за счет налогов пополняет свой бюджет, которые потом идет на оказание общественных благ или выплату трансфертов.
3. Денежные средства – налог может быть взят и при отсутствии денежных средств. Определение налога противоречит ст. 45 НК РФ.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика.
4. Взимаемый налог – в современных условиях в большинстве стран налог не взимается государством, как установлено ст. 8, а уплачивается налогоплательщиком самостоятельно. НК РФ в ст. 9, 30 налоговые органы контролируют соблюдение налогового законодательства, а не взимают налоги и сборы. В то же самое время таможенные органы РФ, как и в большинстве других стран, являются сборщиками налогов при пересечении границы. В отношении них правомерно говорить о взимании налогов с их плательщиков.
5. Отчуждение принадлежащих денежных средств – подобное отчуждение противоречит принципам свободы собственности, закрепленным конституциями большинства стран, в том числе и России (лишение имущества может быть только по решению суда, часть 3 ст. 35 Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения). Кроме того, сам термин «отчуждение» не совсем трактуется с понятием «налог», а как «отнимать, отбирать, конфисковать».
6. Взимаются с юридических и физических лиц – консолидированная группа налогоплательщиков не являются указанными лицами.
7. Нет в определении регулярности платежа, что предполагает возможность отнесения других форм отчуждения имуществ (штраф, конфискация и т.д.).
Налог является сложной категорией, одновременно включая в себя экономические признаки, финансовые и правовые.
Кроме налогов, в налоговой системе России используется понятие сбор.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Ст. 8 НК РФ
НК РФ предусматривает две ключевых характеристики у сборов: обязательность и совершение юридически значимых действий.
В то же самое время, хотя сбор и приравнен к налогу, у него нет многих присущих налогу признаков. Например, индивидуальности, безвозмездности, регулярности, использования для финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных органов, должен устанавливаться исключительно законом и направляться в бюджетную систему (внебюджетные фонды). Поэтому под данное определение может попасть любой установленный платеж, но он не будет законным, так как не перечислен в НК РФ.
С другой стороны в РФ есть сборы, которые имеют признаки налога более четкие, чем в указанном определении: они взыскиваются на основе обязательности, индивидуальной безвозмездности, регулярности. Сюда можно отнести страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование. Они схожи с налогами по своим характеристикам (до 2010 г. это был ЕСН), но не являются налогами или налоговыми сборами, так как регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В соответствии с Налоговым кодексом к сборам относятся:
1. Государственные пошлины.
2. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
В официальных документах содержится термин «платежи». По основным признакам они относятся к налогам и сборам и имеют прямой аналог в НК. Но существуют платежи, которые нельзя отнести к налоговым, так как они предопределяют гражданские правоотношения. Т.е. можно сказать, что платеж более широкое понятие и включает в себя налоговые и неналоговые поступления.
Признаки платежей
Наименование платежа |
Правовые признаки | ||
Обязательный характер |
Индивидуальная безвозмездность |
Нецелевой характер | |
Налог |
Присутствует в полном объеме, но оспаривается налогоплательщиком |
Присутствует в полном объеме, но для развития общества в целом |
Присутствует в полном объеме, государство и налогоплательщик в отношениях властного подчинения |
Сбор |
Присутствует, но есть элемент волеизъявления налогоплательщика |
Отсутствует, налогоплательщику необходимы юридически значимые действия государства |
Отсутствует, выполнение
функций государства |
Плата за услуги |
Отсутствует в полном объеме, гражданские правоотношения |
Отсутствует в полном объеме, плательщику необходимы услуги государственных или муниципальных органов |
Не является признаком; не поступает в бюджет и не увязывается с его расходами, но используется на развитие органов |
Классификация налогов и сборов в российской налоговой системе
Налоги классифицируются по следующим признакам
1. По способу платежа (методу взимания)
- прямые –
взимаются непосредственно с
объекта налогообложения (доход
- косвенные – взимаются в сфере реализации или потребления товаров, работ и услуг (движение доходов или оборот товаров, работ и услуг), т. е. в конечном итоге перекладываются на потребителей продукции, так как включаются в виде надбавки к цене и оплачиваются потребителями (переносятся на них). Поэтому часто называют налогами на потребление. Здесь сумма налога поступают о покупателей при реализации, потом переводятся государству. При косвенном налогообложении субъектом налогообложения является продавец, который является по своей сути посредником между государством и реальным плательщиком налога. Сюда относят НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж. В современной налоговой системе России присутствуют только первые два. Таможенные пошлины не относят к налогам. Налог с продаж отменен.
2. По способу использования
Общие – используются для финансирования общегосударственных мероприятий.
Специальные – имеют строго определенное назначение (Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов )
3. По характеру ставок
Твердые и процентные (см. материал по элементам налога – налоговая ставка)
4. По субъекту - налогоплательщику
- налоги с физических лиц (часто заявлены в названии налога)
- налоги с организации;
- налоги с индивидуальных предпринимателей (спецрежимы и НДФЛ)
5. По источнику уплаты
- налоги, уплачиваемые с выручки,
- налоги, уплачиваемые из прибыли,
- налоги, относимые в расходы (себестоимость и прочие расходы).
6. По объекту обложения
- реальные (имущественные)
– облагается реализация, покупка
и владение имуществом. Относят
земельный налог, налог на
- ресурсные (рентные)
- тесно связаны с реальными, взи
- личные –
взимаются с доходов
- вмененные – объектом обложения является доход, определенный государством, зависит нет от фактических показателей деятельности, а от потенциальных возможностей налогоплательщика. Относят ЕНВД и налог на игорный бизнес.
7. В
зависимости от способа
У источника, по декларации, по кадастру (см. материал по элементам налога – порядок исчисления налога).
8. В зависимости от принадлежности к уровню власти.
- Федеральные (Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, устанавливаются по единым правилам, не означает, что идут только в федеральный бюджет, могут расщепляться по бюджетам) –