Теоретические основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 18:28, лекция

Описание работы

Взаимозависимые лица (для целей налогообложения) – физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц (ст. 105.1).
Ключевым является влияние, которое оказывается на лицо непосредственно и самостоятельно или совместно с другими взаимозависимыми лицами.

Содержание работы

Налоговая система РФ и ее состав
Субъекты налогообложения
Понятие налога, сбора и платежа
Роль налогов в экономической системе и принципы построения налоговой системы
Элементы налогообложения

Файлы: 1 файл

Тема 1_Теоретические основы налогообложения_после 1 лекции.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)


Тема 1. Теоретические  основы налогообложения

 

  1. Налоговая система РФ и ее состав
  2. Субъекты налогообложения
  3. Понятие налога, сбора и платежа
  4. Роль налогов в экономической системе и принципы построения налоговой системы
  5. Элементы налогообложения

 

      1. Субъекты налогообложения

 

ЛЕКЦИИ ДАНЫ С УЧЕТОМ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА, Т.Е. НАЧИНАЮТСЯ НЕ С ПЕРВОГО ВОПРОСА, А ПРОДОЛЖАЮТ ВТОРОЙ

 

Взаимозависимые лица (для целей налогообложения) – физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц (ст. 105.1).

Ключевым является влияние, которое оказывается на лицо непосредственно и самостоятельно или совместно с другими взаимозависимыми лицами.

 

До 2012 г.

1) одна организация непосредственно  и (или) косвенно участвует  в другой организации, и суммарная  доля такого участия составляет  более 20 %. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно  физическое лицо подчиняется  другому физическому лицу по  должностному положению;

3) лица состоят  в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого (ст. 20 НК РФ).

Данные критерии взаимозависимости  определяются непосредственно только для целей налогообложения. В определенных случаях, когда налоговым органом представлены доказательства того, что лица находятся под контролем третьего лица либо одно лицо находится под контролем другого лица, суд может признать лица взаимозависимыми для целей налогообложения при отсутствии описанных оснований.

 

С 2012 г.

 

1)  По участию в капитале.

 

Организации считаются взаимозависимыми, если

- одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;

- одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 %;

- единоличные исполнительные органы либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами);

- более 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами);

- полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо. 

2) Организация и физическое  лицо считаются взаимозависимыми, если 

- физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в организации и доля такого участия составляет более 25 %;

- если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов.

 

3) Организация и лицо считаются взаимозависимыми в случаях:

- осуществления лицом полномочий единоличного исполнительного органа организации;

- наличия полномочий у лица  по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа организации или по назначению (избранию) не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации

 

2)  По должностному подчинению.

Физические лица считаются взаимозависимыми в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

 

3)  По семейному положению.

Взаимозависимыми считаются  физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

 

Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям

 

С 2012 г.

Консолидированная группа налогоплательщиков – добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (ст. 25.1).

 

Условия создания консолидированной  группы:

 

1) Участие в УК – одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 %;

 

2)  Стадия жизненного  цикла

- организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

- в отношении организации не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

- размер чистых активов организации, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговый орган документов для регистрации договора о создании (изменении) консолидированной группы налогоплательщиков, превышает размер ее уставного (складочного) капитала.

 

3) Не могут быть

- организации, являющиеся резидентами особых экономических зон;

- организации, применяющие специальные налоговые режимы;

- банки, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются банками;

- страховые организации, за исключением  случая, когда все другие организации,  входящие в эту группу, являются  страховыми организациями;

- негосударственные пенсионные  фонды, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются негосударственными пенсионными фондами;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг, не являющиеся банками, за исключением случая, когда все другие организации, входящие в эту группу, являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не являющимися банками;

организации, являющиеся участниками  иной консолидированной группы налогоплательщиков;

организации, не признаваемые налогоплательщиками  налога на прибыль организаций, а  также использующие право на освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ;

организации, осуществляющие образовательную  и (или) медицинскую деятельность и применяющие налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ;

организации, являющиеся налогоплательщиками налога на игорный бизнес;

- клиринговые организации.

 

4) Показатели деятельности.

- совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 10 миллиардов рублей;

- суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также от прочих доходов по данным бухгалтерской отчетности за календарный год, предшествующий году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 100 миллиардов рублей;

- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в налоговый орган документы для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, составляет не менее 300 миллиардов рублей.

 

Консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль организаций.

 

Законный и уполномоченный представитель налогоплательщика.

Согласно  ст. 26 налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

 

Представитель налогоплательщика  может быть:

- законным (ст. 27 НК РФ);

- уполномоченным (ст. 29 НК РФ).

 

Законный представитель налогоплательщика - организации – лицо, уполномоченное представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Примеры

 

Законный представитель налогоплательщика - физического лица – лицо, выступающее в качестве его представителя в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Примеры

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

 

Уполномоченный представитель  налогоплательщика – физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

 

Уполномоченный  представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским  законодательством Российской Федерации. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

 

Не могут  быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

 

Налоговые органы в Российской Федерации

 

Налоговые органы Российской Федерации – единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. Эта система состоит из федерального органа исполнительной власти (ФНС России), уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов. Статус совокупности налоговых органов как централизованной системы обеспечивает проведение единой общегосударственной налоговой политики на территории всей страны.

 

Федеральная налоговая служба и  территориальные налоговые органы осуществляют деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами. Но в то же время ФНС России при реализации своих функций выступает как самостоятельная система.

 

Основой налоговых органов является ФНС России. Правовой статус данной службы как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, зафиксирован в ст. 30 НК РФ. ФНС России находится в непосредственном ведении Министерства финансов Российской Федерации. Однако территориальные налоговые органы в своих действиях при реализации предоставленных им полномочий независимы от финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 

 

   

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

   
     

 

 
   

Территориальные  налоговые  органы

   
         

Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (82)

   

Межрегиональные инспекции  ФНС

 
         

Инспекции ФНС в субъектах

Межрегиональная инспекция  ФНС по ценообразованию для целей налогообложения

Межрегиональные инспекции  ФНС по федеральным округам (8): Центральный, Северо-Западный, Дальневосточный, Уральский, Приволжский, Сибирский, Южный, Северо-Кавказский

 

Межрегиональные инспекции  ФНС по крупнейшим налогоплательщикам (9):

Нефть,

Газ

Строительство,

Электроэнергия, Металлургическая промышленность Транспорт,

Связь, Машиностроение и  оборонная промышленность,

Банки и страховые  компании

 

Межрегиональная инспекция  ФНС по централизованной обработке  данных

             

Инспекция ФНС по району

 

Инспекция ФНС по району в городе

 

Инспекция ФНС по городу без районного деления

 

Инспекция ФНС межрайонного уровня

Информация о работе Теоретические основы налогообложения