Теоретические аспекты понятия «АРМ» в налоговой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ИСЭ Тема 1.docx

— 375.20 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день на рынке программных продуктов достаточно успешно распространяется более десятка развитых автоматизированных информационных систем зарубежного и отечественного производства в финансовых, налоговых и имущественных сферах деятельности.

Основной задачей федеральной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией. Для автоматизации процессов налогового администрирования в территориальных налоговых органах ФНС России были разработаны автоматизированные рабочие места налоговых инспекторов. Они представляют собой комплекс программных средств, позволяющий работникам налоговых органов более оперативно осуществлять работу. Таким образом, можно сделать вывод, что выбранная тема курсовой работы является весьма актуальной.

Объектом исследования выступает организация рабочего места работников налоговой службы.

Предметом исследования являются особенности и порядок организации рабочего места работников налоговой службы.

Целью данной курсовой работы является раскрытие темы «Организация рабочего места в программном комплексе для автоматизации процессов налогового администрирования в территориальных налоговых органах ФНС России». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • изучить понятие и основные принципы построения АРМ;
    • выявить значение АРМ в сфере автоматизации процессов налогового администрирования;
    • рассмотреть виды АРМ налоговых подразделений и их основные функции;
    • рассмотреть принцип организации рабочего места в системе ЭОД;
    • выявить проблемы в области автоматизации процессов налогового администрирования;
    • рассмотреть возможные направления модернизации налогового администрирования.

Структурно данная работа состоит из введения, трех глав, которые разделены на подглавы, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе рассматривается понятие АРМ, основные принципы и их значение для процессов налогового администрирования. Во второй главе рассматриваются виды АРМ налоговых подразделений. В третьей главе рассматриваются существующие проблемы в области налогового администрирования и возможные пути совершенствования автоматизации налоговой деятельности.

Методологической базой являются пособия налоговых органов в области применения программного комплекса, труды ученых и специалистов в области автоматизации процессов  налогового администрирования, статьи из журналов.

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты понятия «АРМ» в налоговой сфере

    1. Определение и основные принципы построения АРМ

Основной задачей районной налоговой инспекции является организация работы по выполнению следующих функций:

    • учету и регистрации налогоплательщиков;
    • приему налоговой отчетности и начислению платежей;
    • проведению проверок правильности уплаты налогов;
    • контролю за поступлением платежей;
    • формированию отчетности налоговой инспекции в вышестоящую налоговую службу;
    • экономическому анализу деятельности налоговой инспекции и состояния обслуживаемого района;
    • организации работы вспомогательных служб (бухгалтерия, административно-хозяйственный отдел).

Перед постановкой на учет и регистрацией налогоплательщиков юрисконсультом налоговой инспекции, действующим на основании законодательства, выполняются следующие функции: проверка подлинности документа и прав лица, представившего его для регистрации предприятия; после чего на налогоплательщика заводится личное дело и ему присваивается регистрационный номер − идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). С этого этапа начинается автоматизация районной налоговой службы, что соответственно подразумевает создание автоматизированных рабочих мест.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) − комплекс вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся, непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

Рабочее место должно быть организовано в соответствии с общими требованиями к АРМ офисного служащего. Персональный компьютер подключается к локально-вычислительной сети (ЛВС НО) и оснащен средствами неограниченного доступа к режимам работы «Системы электронной обработки данных (ЭОД) инспекций местного уровня», прикладными программами общего назначения, обеспечивающими возможность администрирования ЛВС и баз данных (БД).

АРМ должны создаваться строго в соответствии с их предполагаемым функциональным назначением. Однако общие принципы создания АРМ остаются неизменными, к ним относят:

    • системность;

    • гибкость;

    • устойчивость;

    • эффективность.

Под принципом системности понимается следующее: АРМ должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов. При этом структура АРМ должна четко соответствовать тем функциям, для выполнения которых создается данное АРМ. 

Принцип гибкости имеет огромное значение при создании современных и эффективно работающих АРМ. Данный принцип означает возможность приспособления АРМ к предполагаемой модернизации как программного обеспечения, так и технических средств. В настоящее время, когда скорость устаревания программных и технических средств постоянно растет, соблюдение данного принципа становится одним из важнейших условий при создании АРМ. Для обеспечения принципа гибкости в реально работающих автоматизированных рабочих местах все подсистемы отдельно взятого АРМ выполняются в виде отдельных, легко заменяемых модулей. Чтобы при замене не возникало проблем несовместимости, все элементы должны быть стандартизированы.

Большое значение имеет принцип устойчивости. Он заключается в выполнении заложенных в АРМ функций, независимо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов. При возникновении сбоев работоспособность системы должна быстро восстанавливаться, неполадки отдельных элементов должны легко устраняться.

Принцип эффективности подразумевает, что затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать экономическую выгоду от ее реализации. Кроме того, при создании АРМ надо учитывать, что его эффективность будет во многом определяться правильным распределением функций и нагрузки между работником и машинными средствами обработки информации, ядром которых является ПЭВМ. Только при соблюдении этих условий АРМ становится средством повышения не только производительности труда и эффективности управления, но и социальной комфортности специалистов.

Практический опыт использования АРМ как одного из элементов распределенных систем управления позволяет выделить следующие требования к эффективно и полноценно функционирующему АРМ:

    • своевременное удовлетворение информационных потребностей пользователя;
    • минимальное время ответа на запросы пользователя;
    • адаптация к уровню подготовки пользователя и специфике выполняемых им функций;
    • возможность быстрого обучения пользователя основным приемам работы;
    • надежность и простота обслуживания;
    • дружественный интерфейс;
    • возможность работы в составе вычислительной сети.

Рассмотрим структуру АРМ  и связи между его составными частями (рисунок 1).

Рисунок 1. Схема АРМ

Как показано на схеме, АРМ состоит из технических и программных средств вычислительной техники, а также необходимой методики аналитической документации, позволяющей пользователю эффективно взаимодействовать с данными средствами.

 

    1. Роль АРМ в области автоматизации процессов налогового администрирования

Перед любой системой, которая прошла сложные этапы становления, неизбежно встает необходимость перемен. Налоговая система не исключение. Что же такое «старая налоговая система» и почему она перестала соответствовать современным условиям? Ее недостатки и проблемы можно перечислять бесконечно, а именно:

    • отсутствие единых функциональных обязанностей и, как следствие, дублирование функций разными отделами инспекции;

    • почти вся информация, с которой работал инспектор, имела бумажный вид и обрабатывалась вручную;

    • не было специализированных подразделений, которые отвечали бы за информирование налогоплательщиков, и без которых трудно разобраться в налоговых тонкостях.

Одному инспектору приходилось выполнять множество налоговых процедур: принимать отчетность, вводить данные в компьютер, проводить камеральную проверку данных, консультировать налогоплательщика, оформлять реестр принятых деклараций. При выполнении такого количества разнообразных операций неизбежны бесконечные ошибки.

Еще один серьезный недостаток прошлого — закрепление за инспектором конкретных налогоплательщиков. В связи с этим возникала благоприятная почва для злоупотреблений служебным положением, и масса рабочего времени уходила на помощь в составлении отчетов и консультаций.

Для того чтобы внедрить четкое функциональное разделение, разработана не только типовая структура инспекции, вставшей на путь модернизации, но и типовые должностные инструкции на каждое рабочее место с пошаговым описанием своего отрезка работы в общем производственном цикле. С этой целью и были внедрены АРМ.

Как известно, в налоговые органы поступает огромный объем информации, которую необходимо собирать, анализировать и увязывать друг с другом. Сложность заключается в том, что в электронном виде для формирования таких данных налогоплательщики используют различные программные продукты. А зачастую данные поступают в налоговую не в электронном виде, а на бумаге. Поэтому, чтобы использовать поступившую информацию, нужно либо перевести ее в унифицированную форму, либо ввести вручную. Этой проблемой и продиктована необходимость применения самых современных методов ввода информации. Для этого в работу налоговых органов была внедрена система Электронной обработки данных (ЭОД). Она дает возможность принимать информацию по телекоммуникационным каналам связи или на магнитных носителях. Эта единая интегрированная система, которая объединяет все направления деятельности инспекции: регистрация юридических лиц, учет налогоплательщиков, камеральный контроль, выездные проверки. Она ориентирована и на функциональный принцип работы, и электронный документооборот.

 

Глава 2. Организация АРМ в системе ЭОД

2.1. АРМ специалистов налоговых  органов

В налоговых органах выделяют АРМ специалистов, которые можно разделить на группы:

    • АРМ налогового инспектора для ведения информационной базы по уплате налогов физическими лицами;

    • АРМ налогового инспектора для ведения информационной базы по уплате налогов юридическими лицами;

    • АРМ специалиста по контролю за обеспечением правильности исчисления налогов и платежей и своевременностью их поступления в бюджет;

    • АРМ юриста по контролю за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и т.д.

АРМ руководителя в налоговой службе позволяет:

    • получать отчеты требуемой формы по всей информации, находящейся в автоматизированной корпоративной базе данных финансовых органов;

    • обеспечивать руководителю или его непосредственным помощникам оперативность и скорость поиска нужной информации;

    • использовать диалоговые программные средства обеспечения принятия решения с максимальной адаптацией к конкретным ситуациям;

    • обеспечивать оперативную связь с другими источниками информации в пределах организационной структуры и с внешней средой и т.д.

Следует подчеркнуть, что АРМ руководителя в налоговой системе эффективно функционирует при условии, что оно опирается «по вертикали» на всю информационную базу руководимой им организационной структуры, включая не только централизованное автоматизированное хранилище данных, но и локальные информационные базы данных специалистов.

Для АРМ руководителя налоговой сферы также разработана система передачи отчетов по электронной почте. Отчеты, сформированные на автоматизированных рабочих местах сотрудников подразделений, автоматически, через встроенный в программный комплекс механизм связи по электронной почте, отсылаются на почтовый адрес автоматизированного рабочего места руководителя. Во время работы руководитель получает все отчеты не только в бумажном, но и в электронном виде.

В соответствии с НК РФ и инструкцией «О технологии работы территориальных органов ФНС России в условиях использования системы электронной обработки данных»,  существуют следующие основные автоматизированные универсальные отделы, рабочие места (АРМ или УРМ) внутри районной налоговой инспекции по работе с налогоплательщиками:

Информация о работе Теоретические аспекты понятия «АРМ» в налоговой сфере