Теоретические аспекты понятия «АРМ» в налоговой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ИСЭ Тема 1.docx

— 375.20 Кб (Скачать файл)

В каждой функциональной роли в Системе ЭОД определяется перечень документов и режимов с разным уровнем доступа к ним (просмотр, редактирование, удаление).

В настоящее время в Системе ЭОД есть возможность:

    • подключить одного или несколько инспекторов к одной и той же

функциональной роли;

    • включить одного и того же инспектора в несколько функциональных ролей, при этом доступ этого пользователя будет определяться, как сумма доступов этих функциональных ролей.

Перечень функциональных ролей, используемых в инспекции, и их содержание составляется технологом каждого отдела под руководством ответственного технолога ИФНС.

Также в системе ЭОД имеются следующие функциональные разделы:

«Навигатор» – специальная программа, предназначенная для поиска данных, просмотра результатов выполнения запросов, вывода их в MS Word или MS Excel, работы со списками и режимами (рисунок 4). Можно говорить, что Навигатор содержит встроенную запросную систему и является инструментом для анализа. Овладение навыками работы в среде Навигатора является обязательным для пользователей системы ЭОД.

Рисунок 4. Навигатор

«Задание параметров для отбора данных». Это специальная небольшая программа для поиска данных, которая используется при ведении справочников, вводе налоговых документов.

«Регистрация документов». Описано средство регистрации документов. Например, если в отдельные рабочие места вынесена первичная регистрация и ввод документа. Цель регистрации - отразить факт поступления документа в инспекцию.

«Идентификация лица». Это мини поиск лица и его счетов. Существует понятие «Лицо». Лица разделяются на юридические и физические. Определяется, является ли лицо налогоплательщиком, банком, инспекцией, органом гос. регистрации и др. Программа используется в части оперативно-бухгалтерского учета при вводе налоговых документов, в обслуживании НСИ.

«Технологические процессы». Для обработки данных операционным днем, расчета форм отчетности, массового формирования документов предназначены технологические процессы.

«Печать исходящих документов». В отдельное рабочее место вынесен АРМ печати. В очередь на отложенную печать попадают документы, которые не требуется печатать немедленно. Остальные документы выводятся на принтер по месту формирования.

«Досье налогоплательщика». На налогоплательщика ведется досье по отчетности и общее досье. Формируются сведения о том, своевременно ли налогоплательщик представляет баланс, налоговые расчеты, справки авансовых платежей. Информация может использоваться в целях контроля налоговой дисциплины.

«АИС Почта». Это небольшая программа для переписки между пользователями системы.

Требования к подготовке пользователя следующие:

    • навыки работы в среде Windows;
    • навыки работы с программами Microsoft Office (MS Word, MS Excel).

Все компоненты программы устанавливаются при инсталляции комплекса «АИС Налог». Описание установки программы содержится в документе «Руководство пользователя». Установка, администрирование и сопровождение системы ЭОД".

Перед работой должны быть настроены справочники в части функционального блока [2].

Главным принципом работы с данными, поступающими в систему электронной обработки и исходящими из нее, является представление данных в виде документа. Более того, если в процессе работы необходимо внести изменения в систему хранимых данных, то требуется обосновать свои действия каким-либо документом. В системе ЭОД содержится немного исключений из этого правила и только для тех документов, для которых поддержка данного режима является слишком обременительной, а результат учета подобных документов незначителен. Однако налоговые расчеты, платежные документы, акты проверок, карты учета плательщиков и их заявления окажут влияние не только на учетную базу данных, но и сами будут учтены в системе как документы плательщиков.

Каждый документ имеет набор реквизитов и может быть представлен на любом носителе (бумага, гибкий диск, почтовые системы и т. д.)

Аналитическая база данных по учету налогоплательщиков хранится в разрезе документов. Пользователь имеет возможность в любой момент времени посмотреть документ или внести в него изменения (исправления опечаток). Доступ к документам ограничивается общими правами пользователя и, если это требуется, предметной областью, к которой относится текущий раздел системы.

 

 

 

 

 

Глава 3. Информационно-технологические основы модернизации налогового администрирования

3.1. Проблемы  налогового администрирования

Используемые в деятельности налоговых органов программные продукты позволяют в разы снизить их материальные и трудовые затраты, что, безусловно, положительно сказывается на эффективности их работы и качестве обслуживания налогоплательщиков. Однако в области информатизации и модернизации налоговых органов остаются еще нерешенными ряд проблем, препятствующих достижению поставленных целей и не позволяющих в должной мере повысить качество налогового администрирования:

    1. Концентрация основной налоговой информации на уровне налоговых инспекций. В настоящее время информация о налоговых операциях хранится и обрабатывается в инспекциях ФНС, в вышестоящие органы передаются сводные данные. Качество информации зависит от квалификации и добросовестности налогового инспектора. Это приводит к неполноте и противоречивости информации о налогоплательщике, создает основу для злоупотреблений, не позволяет вести детальный статистический анализ и оптимизировать управление налоговым администрированием на уровне РФ [8].

    1.  Не всегда достаточная квалификация работников налоговых органов, что зачастую приводит к возникновению конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками.

    1. Недостатки линейно-функционального построения территориальных налоговых органов, такие как:

      • жесткая структура с трудом реагирует на какие-либо изменения;
      • у каждого из функциональных подразделений образуются специфические цели, что затрудняет горизонтальное согласование;
      • строгая профессиональная специализация сотрудников затрудняет их взаимозаменяемость;
      • организация директивных связей по однолинейному 
        принципу способствует возникновению конфликтных связей между отделами при решении вопросов, находящихся на пересечении функций структурных подразделений.
    1. Не в полной мере решены вопросы межведомственного информационного взаимодействия налоговой службы с органами Федерального казначейства, МВД России, таможенной службой, службой судебных приставов, внебюджетными фондами, а также другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Каждый субъект взаимодействия опирается в своей деятельности на свою отдельную информационную систему, функционирование которой обусловлено задачами, стоящими перед тем или иным ведомством. По мере расширения функциональности и увеличения количества информационных систем возникают проблемы, связанные с пересечением областей их применения. Такая ситуация порождает необходимость внесения, актуализации и обработки одной и той же информации различными органами, а также решения проблем дублирования и сопоставления сведений из различных систем.

    1. Несовершенство автоматизированной информационной системы налоговых органов (АИС «Налог»), которое влечет за собой снижение уровня надежности, производительности и адаптивности.

Практика применения АИС «Налог» показала, что ей присущи следующие недостатки:

    • разобщенность средств автоматизации по уровням иерархии налоговых органов;
    • недостаточные информационно-расчетные и интеллектуальные возможности средств автоматизации по обработке разнородной информации;
    • использование различных баз для хранения одних и тех же данных (многократное дублирование данных);
    • несовместимость (программная, информационная, лингвистическая) существующих программно-информационных комплексов различных налоговых органов;
    • несоблюдение принципа однократности ввода информации об объектах и событиях, в связи с чем, аналогичная информация об одних и тех же объектах и событиях в разных программно-информационных комплексах может иметь различные значения;
    • невозможность комплексной обработки информации, хранящейся в различных базах данных [3].

Разбиение системы на совокупность задач и создание для каждой из них АРМ с жестко закрепленным набором данных обусловили низкий уровень надежности, производительности, адаптивности и сопровождаемости программно-информационных комплексов. Имеет место плохо контролируемый рост разнообразия и сложности информационной системы в целом.

Что касается программного комплекса ЭОД, то здесь можно отметить следующие проблемы, с которыми сталкиваются его пользователи:

    • громоздкость системы. У каждого отдела своя специфика работы в системе. Более того, отсутствует доступ к данным другого отдела. Для деятельности конкретного подразделения есть свой набор операций, присущий только этому отделу. Объем информации в системе настолько велик, что многие операции вообще не применяются. Это приводит к неэффективному использованию системы, поскольку не задействованы все ее составляющие.
    • сложность системы. Она рассчитана не на рядового пользователя, обладающего необходимым набором знаний персонального компьютера, а на специалиста, занимающегося компьютерными технологиями. Возможности, заложенные в систему разработчиком, используются лишь на 10 – 15 %. Это связано с тем, что инспектор заучивает простейший алгоритм работы, не вдаваясь во все подробности. Проблема налоговых органов состоит в том, что они не уделяют должного внимания эффективности работы инспектора в системе ЭОД. Кроме того, важным фактором, влияющим на качество использования ЭОД, является текучесть кадров в инспекциях. Вновь пришедшие работники не имеют возможности быстро ознакомиться с программой, что приводит к потере времени и влечет за собой снижение результатов деятельности отдела. На практике получается, что из всего отдела лишь несколько человек могут свободно работать в ЭОД. Это подчеркивает необходимость постоянного повышения грамотности инспекторов в знании компьютера.
    • несоответствие обновленной программы требованиям действующего законодательства. Внесение изменений или создание новой версии программы требует значительных временных затрат. В связи с довольно частыми изменениями в налоговом законодательстве возникает противоречие между предложенной компьютерной версией и откорректированной методикой.
    • отсутствие возможности у рядового инспектора узнать полную информацию о налогоплательщике, состоящем на учете в данной инспекции. Каждый отдел ограничен в доступе к системе. Можно просматривать только те вопросы, которые напрямую связаны с задачами данного отдела. Наибольшие проблемы доставляет невозможность получения сведений о налогоплательщике любой инспекции региона (например, если он перешел в другую инспекцию). У каждого налогового органа отдельная система и свой код для работы в ней. Отсутствие доступа к данным других инспекций доставляет неудобства. В итоге затрачивается много времени на отправку запроса по почте для получения необходимой информации [7].

3.2. Направления  модернизации налоговых органов

Реалии сегодняшнего дня требуют совершенствования технологий, процедур и условий налогового администрирования. Кроме того, необходима оптимизация численности территориальных налоговых органов и центрального аппарата. В то же время для сокращения издержек на налоговое администрирование, повышения его качества и исключения основы для коррупционной составляющей работы налоговиков нужно развивать автоматизированные процессы администрирования и бесконтактные способы взаимодействия с налогоплательщиками.

Основными целями проекта модернизации государственного налогового администрирования на современном этапе являются:

  1. Оптимизация и снижение трудоемкости и ресурсоемкости выполнения бизнес-процессов (нагрузки на рядовых сотрудников ИФНС) за счет повышения уровня автоматизации деловых процессов и создания подразделений по отдельным процедурам обработки и подготовки информации.

  1. Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам. Здесь речь идет фактически о переводе в электронный вид максимального количества процедур взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также модернизация системы информационного обслуживания.

  1. Повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов – соблюдения регламентных процедур и сроков, которые установлены законодательством. Должен быть обеспечен постоянный мониторинг индикативных показателей, которые характеризуют эффективность деятельности ФНС России [5].

Основываясь на выше обозначенных целях, ФНС России необходимо осуществлять модернизацию налоговых органов, включающую пять основных составляющих (рисунок 4):

Рисунок 4. Направления модернизации налоговых органов

Во-первых, максимальное разделение информационной системы на два блока функций: автоматической обработки информации (налоговый автомат) и интерактивной работы пользователей. Функции налогового автомата будут реализованы в Центре обработки данных (ЦОД) и должны включать формирование начислений и платежей, расчет пеней и подготовку документов для направления налогоплательщику. Кроме того, в ЦОД будут перенесены функции оперативного перевода данных от внешних источников (Федеральное казначейство, Центральный банк, Сбербанк, Росреестр, ЗАГС, ФМС России и др.). Конечная цель – переход полностью на электронный документооборот и с внешними источниками, и с налогоплательщиками. В итоге в территориальных инспекциях останутся только функции работы с заявителями и контрольная работа.

Информация о работе Теоретические аспекты понятия «АРМ» в налоговой сфере