Сущность системы налогообложения страховых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение совершенствования механизма налогообложения страховых организаций.
Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и виды страхования в РФ, изучить состояние страхового рынка на современном этапе, провести анализ развития налогообложения на различных этапах становления российского страхового рынка, а также предложить основные пути совершенствования налогообложения и регулирования страховой деятельности в РФ.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность системы налогообложения страховых организаций 5
1.1 Система налогообложения РФ 5
1.2 Нормативное регулирование деятельности страховых организаций 11
1.3 Налогообложение страховых организаций 17
2. Анализ практики исчисления и уплаты налогов страховыми организациями 22
2.1. Характеристика финансовой деятельности ООО «Страховая Компания «Согласие» 22
2.2 Анализ порядка исчисления и уплаты налога на прибыль ООО «Страховой Компанией «Согласие» 26
2.3 Анализ действующей практики исчисления и уплаты других налогов 32
3. Рекомендации по совершенствованию налогообложения страховой компании СК Согласие. 39
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложения 44

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

Страхование удовлетворяет  одну из основных потребностей человека - потребность в безопасности и  имеет многовековую историю развития. В условиях рыночной экономики широко раскрываются его возможности, связанные с созданием накоплений юридических и физических лиц, что повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации и позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения.

В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет увеличения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования, касающееся защиты интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков.

Возрастает роль страхования  в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также  поступлений в федеральный и  региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

Система налогообложения  страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную  систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и во втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась.

Несовершенство налогового законодательства - один из основных факторов, тормозящих развитие страхования в  России, являющегося в условиях кризиса  важным инструментом социальной защиты населения, стабильным источником инвестиций в экономику, фактором снижения деловых рисков в экономике. Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

Государственное регулирование  развития страхового дела должно развиваться  в направлении методологического  совершенствования, стандартизации процедур и усиления государственного контроля за соблюдением страховыми организациями законодательства по налогам и сборам. Государство через использование налогового механизма, понижение ставок налогов и применение более мягкого и приемлемого налогообложения в целом может влиять на развитие страхового рынка. Такое развитие страхования, в конечном счете, даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер. Для анализа состояния налогообложения страховых организаций и выявления, требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями в системе налогообложения.

Целью курсовой работы является изучение совершенствования механизма  налогообложения страховых организаций.

Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и виды страхования  в РФ, изучить состояние страхового рынка на современном этапе, провести анализ развития налогообложения на различных этапах становления российского  страхового рынка, а также предложить основные пути совершенствования налогообложения и регулирования страховой деятельности в РФ.

 

1. Сущность системы налогообложения  страховых организаций

1.1 Система налогообложения РФ

Важнейшей задачей государства  при выборе и проведении налоговой  политики является гарантия стабильности и предсказуемости налогового законодательства. При отсутствии этих условий налогоплательщику трудно планировать экономическую деятельность. А в России соответственно будет сохраняться климат, неблагоприятный для инвестиций и развития экономики.

Вторая задача связана  с упрощением и рационализацией  действующей налоговой системы  на основе сокращения числа налогов  и снижения налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков. При этом налоговую систему необходимо сделать более справедливой, а налоговое бремя распределить более равномерно между различными субъектами экономической деятельности. Это достигается путем научно обоснованного определения объекта налогообложения, применения соответствующей системы налоговых ставок, а также за счет сокращения налоговых льгот.

Для повышения действенности  налоговой системы в современных  условиях необходимо пересмотреть подходы  к возникновению и исполнению налогового обязательства, к порядку  уплаты налогов и отношениям между  налоговыми органами, налогоплательщиками и другими участниками этих отношений, ужесточить контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Совершенствование налогообложения  имеет очень важное значение как  один из факторов создания условий  для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

Государственное регулирование  развития страхового дела должно развиваться  в направлении методологического  совершенствования, стандартизации процедур и усиления государственного контроля за соблюдением страховыми организациями законодательства по налогам и сборам. Государство через использование налогового механизма, понижение ставок налогов и применение более мягкого и приемлемого налогообложения в целом может влиять на развитие страхового рынка. Такое развитие страхования, в конечном счете, даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер. Для анализа состояния налогообложения страховых организаций и выявления, требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями в системе налогообложения.

Функция налогов - проявление сущности его действия, способ выражения  свойств. Основной выступает фискальная функция налогов, посредством ее реализуется главное общественное назначение налогов - мобилизация финансовых ресурсов государства, формирующих бюджетную систему и внебюджетные государственные фонды.

Вместе с тем налоги могут выполнять и стимулирующую функцию, т.е. воздействовать на экономические интересы участников страховых отношений, создавая условия для оптимизации общих затрат на страхование и особенно его видов, имеющих наибольшую социальную значимость.

Степень реализации названных функций зависит от видов налогов, методики расчета и источников их уплаты.

Впервые принципы действия налоговой системы описал А. Смит, выдвинув четыре правила налогообложения:

• подданные государства  должны давать на содержание правительства  каждый по возможности сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. сообразно доходу, которым он пользуется под покровительством правительства. Это правило можно сформулировать как принцип справедливости - равенство и всеобщность;

• налог должен быть определенным, а не произвольным. Срок платежа, способ и размер его - все должно быть точным и ясным, т.е. определенность налогов;

• налог следует взимать в сроки и способами, наиболее удобными для плательщика;

• налог необходимо брать с населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну. Этот принцип можно назвать как дешевизна налоговой службы. Расходы по содержанию налоговых органов, естественно, в казну не поступают, а точнее - уменьшают доходную часть бюджета.[ Буковецкий А.И. Введение в финансовую науку, Ленинград, 1929, с. 124 ]

Эти четыре правила, превратившиеся в аксиомы, уже во времена А. Смита  не являлись новшеством. И француз  О. Мирабо (1761), и немец Ф. Юсти (1766), и итальянец П. Верри (1771) требовали  равномерности обложения, точного  определения налогов законом, удобства для плательщика, возможно меньших расходов взимания, прибавляя к этому, что налоги не должны чрезмерно обременять подданных, не должны задерживать роста населения, торговли и промыслов, не должны наказывать за успехи в области промышленности. Заслуга А. Смита заключалась не в приоритетном открытии этих принципов, а в яркой и точной формулировке и обосновании их, как и в том, что их выдвинул именно он. [БуковецкийА.И. Введение в финансовую науку, с. 144.]

Классик рыночной экономики Д. Рикардо также исследовал вопросы сущности, роль, функции и классификации налогов. Он отмечает, что если потребление правительства возрастает вследствие взимания добавочных налогов и покрывается или увеличением производства, или уменьшением потребления со стороны народа, то налоги ложатся на доходы, и начисленный капитал остается нетронутым, но если производство не увеличивается, то налоги придется уплачивать из капитала (т.е. будет затронут фонд, предназначенный для производственного потребления). Задача политики правительства должна состоять в том, чтобы поощрить стремление к накоплению.

А. Вагнер предлагает девять основных правил, которые классифицирует в четыре группы. На первом месте  стоят финансовые принципы организации  обложения: 1) достаточность обложения и 2) эластичность (подвижность) обложения. Затем идет группа народнохозяйственных принципов: 3) надлежащий выбор источника обложения, то есть, в частности, решение вопроса — должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица или населения в целом, 4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и с условиями их переложения. К третьей группе правил А. Вагнер относит этические принципы, принципы справедливости: 5) всеобщность обложения и 6) равномерность. Четвертая группа состоит из административно-технических правил, или принципов налогового управления: 7) определенности обложения, 8) удобства уплаты налога и 9) максимального уменьшения издержек взимания.

Практическое значение принципов, определенных А. Вагнером, подчеркнуто русским и советским экономистом Г. И. Болдыревым: “Со времен А. Смита финансовая наука, как и финансовая практика, сильно продвинулись вперед. Согласно современным воззрениям, правильно построенная налоговая система должна отвечать требованиям, сформулированным известным немецким экономистом Адольфом Вагнером” [Болдырев Г.И. Подоходный налог на Западе и в России. Ленинград, 1924, с. 4-5.]

Функция налога - проявление его сущности, действия, способ выражения  его свойств.

Основной функцией выступает  фискальная функция налогов, посредством  ее реализуется главное общественное назначение налогов - основа финансовых ресурсов государства, формирующих  бюджетную систему и внебюджетные фонды.

По фискальным признакам налоги подразделяются на:

• налоги на доходы (прибыль);

• налоги на ресурсы;

• налоги на имущество;

• налоги на действия (акты, обороты).

Отсюда можно подразделить налоги по характеру действия на прямые (т.е. на доходы, ресурсы, имущество, владение, которые по закону облагаются налогом) и косвенные (прежде всего налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины).

Каждый из налогов, действующих на территории Российской Федерации, может быть классифицирован по основаниям субъектов власти (бюджетными звеньями), по функциям, сферам хозяйственной деятельности, источнику, по объектам и характеру действия. Принципиальная сторона налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что реализация стимулирующей функции осуществляется за счет льгот, исключений, конфискационных поставок (штрафов), увязываемых с теми признаками объекта, которыми определяются размеры налога.

Контрольная функция  позволяет отслеживать роль и количественное выражение налоговых сборов по каждому из видов налогов (в зависимости от количественных изменений по поступлению налогов могут вноситься изменения в трактовку налога, его ставку и соответственно в бюджетную систему) и добиться неукоснительного выполнения налогоплательщиком его обязательств посредством созданных организационных структур.

Фискальная и контрольная  функции обеспечивают существование  распределительной функции налогов. При этом сама распределительная  функция распадается на составляющие подфункции - стимулирующие и сдерживающие.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений. Она проявляется в изменении объема обложения, уменьшении налоговой базы, понижении налоговой ставки.

Особое внимание привлекает перечень и содержание налогов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), к которым относятся налоги, идущие на формирование внебюджетных фондов, платежи за пользование природными ресурсами и др.

По методу установления налоги подразделяются на прямые (налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, налог на доходы с физических лиц) и косвенные (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налоги на операции с ценными бумагами ит.п.).

Поскольку у страховых  организаций имеется особенность  деятельности, то имеется ряд особенностей налогообложения. В целом систему налогов, уплачиваемых страховыми организациями, можно разделить на три группы: налоги (сборы, взносы), относимые на себестоимость страховых услуг; налоги, относимые на финансовый результат; налоги, уплачиваемые за счет прибыли.

 

1.2 Нормативное регулирование деятельности страховых организаций

В последнее время  страхование становится одной из самых динамично-развивающихся сфер хозяйственной деятельности. Это  обусловлено функцией страхования  и образуемого страхового фонда  – минимизировать неблагоприятный  результат воздействия отдельных обстоятельств, затрагивающих ту или иную сферу жизнедеятельности, а кроме того – интенсивностью развития хозяйственного оборота и желанием субъектов снизить свои риски.

Основной проблемой  в сфере правового регулирования  страхования является отсутствие единой системы страхового законодательства. Это приводит к серьезным трудностям в правоприменительной практике и затрудняет осуществление эффективного страхового надзора.

О практической значимости данного вопроса говорит и  тот факт, что с каждым годом увеличивается число судебных споров, связанных со страховой деятельностью и исполнением договоров страхования, а также постоянно возрастающий поток жалоб граждан в органы страхового надзора по поводу неправомерных, по их мнению, действий страховщиков. Очень часто это связано и с дефектами законодательства, такими, как противоречивость норм, отсутствие четкости, что допускает неоднозначный подход, множество пробелов, не позволяющих определить правила поведения участников страховых правоотношений, отсутствие механизма реализации отдельных норм и т. д.

Информация о работе Сущность системы налогообложения страховых организаций