Сущность и функции налогов. Налоговый кодекс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система должна быть по возможности стабильна и устойчива, в противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений. Это ставит преграду на пути развития предпринимательства, а значит и формирования рыночных отношений.
Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, армии. Создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства. Проводимая налоговая политика послужила условием создания единой налоговой системы России, предусматривающее равенство всех плательщиков налогов независимо от форм собственности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. Налоги: определение и сущность……………………………………… 5
2. Функции налогов………………………………………………………...9
3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах…………………….12
4. Общая характеристика и направления совершенствования Налогового
кодекса РФ………………………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….27

Файлы: 1 файл

налог бюдж сист.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Реализация предусмотренных в НК РФ положений направлена на усиление регулирующей функции налоговой системы, уменьшение и равномерное распределение налоговой нагрузки, создание благоприятного налогового режима для осуществления инвестиционной производственной и иной экономической деятельности и на улучшение налоговой дисциплины с учетом эффективного применения других инструментов государственной экономической политики должна обеспечить условия для начала реального экономического роста в стране. Это, в свою очередь, создаст условия для увеличения государственных финансовых ресурсов и возможности большей социальной ориентации проводимой бюджетной политики.

Как верно считают отдельные авторы, одним из ключевых условий преодоления кризиса нашей экономики является создание рациональной налоговой системы. Именно этим обусловлена длительная подготовка нескольких вариантов Налогового кодекса Российской Федерации . После многолетнего законотворческого марафона была принята Первая часть Налогового кодекса, в основном сохранившая действовавшие ранее налоги. Но работа над кодексом, как известно, не закончена. Сразу же после его принятия стали вводиться новые налоги, что свидетельствует о необходимости его совершенствования. Кроме того, изменение действующей налоговой системы связано с пересмотром внебюджетных и межбюджетных отношений федеральных, региональных и местных органов власти, что является необходимым условием функционирования системы государственного управления.

В настоящее время большинство тех, кому предстоит работать с Налоговым кодексом, сошлись на необходимости его дальнейшего совершенствования.

Думается, что еще достаточно времени для его доработки посредством поправок, не затрагивающих саму структуру кодекса, в которой удовлетворено большинство специалистов.

На сегодняшний день достоинства и преимущества Налогового кодекса состоят в следующем:

. Закрепление и развитие  в НК Российской Федерации  конституционных прав и гарантий, как-то:

¾ о невозможности лишения кого-либо имущества иначе как по решению суда;

¾ о праве каждого на возмещение причиненного государством вреда, возникшего по вине налогового органа;

¾ об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы;

¾ о непридании обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщика;

¾ о недопущении установления на территории России налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство и введение препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и денежных средств.

. Возможность использования  в налоговом праве институтов, понятий и терминов финансового и других отраслей права, например, гражданского и семейного в том значении, в каком они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК Российской Федерации.

. Введение системы понятий  и терминов, применяемых в налоговых  правоотношениях, включая те, которые будут применяться для целей налогообложения в несколько ином смысле, чем это принято в гражданском законодательстве. Данные понятия распределены по всему тексту НК Российской Федерации. К ним относятся определения

¾ законодательства о налогах и сборах (ст. 1);

¾ налога и сбора (ст. 8);

¾ организации, физического лица, индивидуального предпринимателя, налогового резидента, бюджета, банка, счета, источников выплаты доходов;

¾ федеральных, региональных и местных налогов и сборов (ст. 12);

¾ специальных налоговых режимов (ст.18);

¾ налогоплательщика и плательщика сборов (ст. 19);

¾ взаимозависимых лиц (ст. 20);

¾ налоговых агентов (ст. 24);

¾ налоговых органов (ст. 30);

¾ объектов налогообложения (ст. 38), и другие.

Однако следует согласиться с мнением о том, что все имеющиеся определения, к сожалению, пока еще не образуют стройную и законченную систему налогового права, но вместе с тем являются необходимыми предпосылками на пути ее построения.

. Расширение и конкретизация  прав налогоплательщиков, обеспеченных соответствующими обязанностями налоговых органов: право получать от налоговых органов бесплатную информацию по указанному кодексом перечню вопросов; право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 32). При этом в соответствии с п. 1 ст. 111 кодекса, выполнение налогоплательщиком письменных указаний налоговых органов является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика. Новый кодекс предоставляет право налогоплательщикам использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, а также право получать инвестиционный налоговый кредит, отсрочку или рассрочку на уплату налогов.

Несомненным шагом вперед является подробная регламентация права на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных или взысканных сумм налогов; возможности предоставлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через представителя.

. Возможность использования  для целей налогообложения фактических цен реализации товаров, даже если цены ниже фактической себестоимости. В соответствии со ст. 40 НК Российской Федерации для целей налогообложения должны приниматься цены, установленные в договоре. Это нововведение делает невозможным для налоговых органов требовать от налогоплательщиков, при приемке бухгалтерской отчетности с убытком от реализации, безусловного доначисления НДС, налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог.

. Установление порядка  проведения налоговых проверок (ст. 87- 105 НК Российской Федерации) и наложение налоговых санкций. Большим плюсом является то, что теперь, согласно статье 75 НК Российской Федерации, общая сумма пени не может превышать сумму неуплаченного налога. Таким образом, выявление при проверке достаточно давних нарушений не повлечет теперь уплату огромных сумм в виде пени, во много раз превышающих неуплаченный налог.

Кроме очевидных достоинств нового Налогового кодекса Российской Федерации, уже сейчас можно отметить его существенные недостатки. Хотя разработка кодекса велась давно, его принятие прошло весьма поспешно, что не могло не сказаться на его качестве. Противоречивость некоторых норм, неоднозначность формулировок, обилие опечаток, лексических и терминологических ошибок предоставляют возможности налогоплательщикам и налоговым органам для произвольного манипулирования нормами НК, уклонения от уплаты налогов, а фактически - затрудняют уплату и сбор налогов. Эта проблема приобрела в наши дни особую остроту. Например, И.В. Горский считает неверным, что многим, в том числе и официальным лицам, главная причина уклонения от уплаты налогов видится в высоком уровне обложения. Соответственно, на его взгляд, является неверным и способ повышения собираемости налогов, а именно путем их снижения. Кроме того, выражается мнение, что хотя связь между тяжестью налога и уклонением от его уплаты несомненна, более важной является связь между уклонением от налога и возможностью такого уклонения, представляемого налоговым законодательством.

Налогоплательщик в отдельных случаях стремится уклониться от уплаты налога вне зависимости от того, мал он или велик. Такое утверждение справедливо для круга налогоплательщиков с низким уровнем правового сознания и налоговой дисциплины, и не совсем верно для добросовестных налогоплательщиков. Поэтому желательно не только устранять лазейки в налоговой системе, но и повышать уровень правосознания налогоплательщика.

В условиях ранее действовавшего налогового законодательства некоторые налогоплательщики годами могли находиться в состоянии перманентной налоговой проверки. В некоторых случаях такое положение вещей мешало нормальному функционированию организаций. Под угрозой проведения следующих проверок, число которых не было ограничено, многие налогоплательщики сознательно отказывались от защиты своих прав, несмотря на низкое качество акта проверки и незаконность решения по такому акту. Теперь же, статьей 87 НК Российской Федерации предусмотрено, что проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие году проведения проверки. При этом запрещается проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный период. Вышеназванные положения ограждают налогоплательщиков от произвольного увеличения числа контрольных мероприятий. Кроме того, гарантией соблюдения прав налогоплательщиков является четкое установление процедуры таких проверок.

В НК нашла отражение позиция Конституционного суда Российской Федерации, который в одном из своих решений рассмотрел пени не в качестве финансовых санкций, а как выплаты, носящие восстановительный характер.

Налоговый кодекс Российской Федерации содержит смысловые неточности, способные оказать негативное влияние на функционирование и развитие налоговой системы в России. Например, по смыслу статьи 1 НК Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти по вопросам, связанным с налогообложением, не относятся к законодательству о налогах и сборах. При этих обстоятельствах действия налогоплательщика, нарушающие такие акты, не могут квалифицироваться как нарушение законодательства о налогах и сборах. Далее, нормой, содержащейся в п. 2 ст.23 НК Российской Федерации, на налогоплательщиков возложена обязанность уведомлять налоговый орган о реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, созданных на территории России. Учитывая, что термины "реорганизация" и "ликвидация" должны применяться в том значении, в котором они определены в гражданском законодательств, неминуемо возникает проблема в применении п. 2 ст. 23 НК Российской Федерации, поскольку Гражданский кодекс предполагает возможность реорганизации и ликвидации лишь юридических лиц. Ликвидация или реорганизация структурного подразделения юридического лица невозможна и представляет собой правовой нонсенс. Здесь же говорится об обязанности налогоплательщика уведомлять налоговый орган о прекращении своей деятельности, однако понятие "прекращение деятельности" отсутствует как в налоговом, так и в гражданском законодательстве, действующем на сегодняшний день.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

   В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие от предыдущих лет, более чётко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления - Федерального и территориального - в вопросах налогообложения.

   И всё же новое налоговое  законодательство не в полной  мере адаптировано к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотнённость, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления.

   Действующее законодательство  фактически закрыто по отношению  к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций.

   Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство - не застывшая схема, оно постоянно  изменяется, приспосабливается к  воспроизводственным процессам, рынку, требованиям КТП.

   Налоговая система России  будет претерпевать постоянное  обновление правовых и законодательных  актов. В первую очередь изменения  направлены на активизацию предпринимательства, стимулирование индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесение их в собственное дело.

   Налоги будут более взаимосвязаны  и будут представлять собой  систему с механизмом защиты  доходов.

   Более четкое разграничение  получат налоги различного уровня  с учётом национальных и территориальных особенностей.

Политика Российской Федерации, направлена на построение свободного рынка, развитие предпринимательства, конкуренции. В связи с этим, на налоги большей частью необходимо возлагать регулятивные функции. Однако, зачастую, как показывает практика российского налогообложения, происходит обратное.

На сегодняшний день, несмотря на длительный путь к рыночной экономике, такая модель экономических отношений еще не построена, потому как для этого существуют объективные и субъективные препятствия. Это связано с национальными, культурными, географическими особенностями России.

Отдельно следует выделить крайнюю нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящих к большим затратам на ведение бухгалтерского и налогового учета и содержание налоговых органов. В условиях перманентной налоговой реформы налогоплательщику становится все сложнее планировать свою экономическую и финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с интересами и законными требованиями государства.

Определенные трудности представляет также отсутствие опыта налогообложения и некомпетентность многих государственных чиновников.

В советской теории государства и права традиционно понятием "законодательство" охватывались акты различных государственных органов, в том числе органов исполнительной власти, имевшие нормативный характер.

Принципиальная концепция, лежащая в основе формирования налогового законодательства Российской Федерации,- создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая возможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создает необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Информация о работе Сущность и функции налогов. Налоговый кодекс РФ