Сущность, функции и типы налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы изучить налоги в целом. Для этого были поставлены следующие задачи:

Изучить историю развития налогообложения.

Понять сущность, функции и типы налогов

Рассмотреть некоторые нововведения в НКРК

Содержание работы

План

Введение……………………………………………………………...

Глава I Развитие Налогообложения: история и основные элементы налога……………………………………………………………

1.1 История развития налогообложения………………………….....

1.2 Элементы налога……………………………………………….....

Глава II Сущность, функции и типы налогов……………………

2.1 Сущность и принципы налогообложения……………………….

2.2 Способы взимания налогов………………………………………

2.3 Функции налогов………………………………………………….

2.4 Виды налогов……………………………………………………...
Глава III Нововведения в Налоговом Кодексе Республики Казахстан………..……………………………………………………………

Заключение……………………………………………………..........

Список литературы……………………………………………….....

Приложения………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Сущность функции и типы налогов.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

9

 

 

План

Введение……………………………………………………………...

Глава I Развитие Налогообложения: история и основные элементы налога……………………………………………………………

1.1  История развития налогообложения………………………….....

1.2  Элементы налога……………………………………………….....

Глава II Сущность, функции и типы налогов……………………

2.1  Сущность и принципы налогообложения……………………….

2.2  Способы взимания налогов………………………………………

2.3  Функции налогов………………………………………………….

2.4  Виды налогов……………………………………………………...

Глава III Нововведения в Налоговом Кодексе Республики     Казахстан……..……………………………………………………………

Заключение……………………………………………………..........

Список литературы……………………………………………….....

Приложения………………………………………………………….

             

 

 

3

 

5

5

9

11

11

13

14

16

 

19

29

31

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе ог­ромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельно­сти, ди­на­мику и структуру общественного производства, его размещение. Нало­го­вые сборы и платежи являются основным источником формирования бюд­жета госу­дарства, т. к. любому государству для выполнения своих функций не­обхо­димы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих фи­нан­совых ресурсов могут быть только средства, которые государство соби­рает со своих резидентов и нерезидентов, в виде физических и юридических лиц. Из этих средств фи­нанси­руются государственные и социальные программы, содер­жаться струк­туры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Так же, с помощью налогообложения государство может вести экономиче­скую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отно­шению к отдельным отраслям, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюд­жет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Нало­говый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граж­дан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором лич­ных доходов населения страны.

Ответственность за сбор налогов с населения страны лежит на Налоговом Комитете при Министерстве Финансов Республики Казахстан. Качество её функционирова­ния во многом предопределяет формирование бюджета страны. В тоже время эффективность работы налоговой службы определяется ещё и совершенством действующего налогового законодательства.

Переход экономики Казахстана на рыночные отношения потребовал создания более совершенной системы налогообложения предприятий и граждан. Неоспо­римо, что опыт промышленно развитых стран имеет для нас немаловажное зна­чение, но это не означает детального копирования модели налоговой системы, какой – либо страны. Огромное значение имеет также и изучение исторического отечественного опыта, который долгие годы сознательно умалчивался или оце­нивался заведомо неверно.

Совершенствование налогового законодательства - это ряд последовательных и целенаправленных мер, призванных улуч­шить существующий объем поступлений в бюджет государства, при этом, не повышая налоговых нагрузок.

Новый Налоговый кодекс должен решить следующие про­блемы: создание равных условий налогообложения для всех хозяйст­вующих субъектов, снижение налоговой нагрузки с одновременной отменой нало­говых льгот, предоставленных отдельным категориям налогопла­тельщиков в зависимости от видов деятельности; объединение многих положений и норм налогового законода­тельства в рамках одного закона; стабильность налогового законодательства.

Таким образом, целью является сохранение баланса интересов с одной стороны, должные поступления в доход государственно­го бюджета и с другой стороны, предоставление хозяйствующим субъектам возможности развития своей деятельности.

Актуальность моей работы в том, что с 2009 года на территории Республики Казахстан  действует новый налоговый кодекс.

Основная цель курсовой работы изучить налоги в целом. Для этого были поставлены следующие задачи:

Изучить историю развития налогообложения.

Понять сущность, функции и типы налогов

Рассмотреть некоторые нововведения в НКРК

Для работы были использованы Налоговый Кодекс РК, Конституция РК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Развитие Налогообложения: история и основные элементы

 

1.1 История развития налогообложения.

 

«Уплата законно установленных налогов,  сборов и иных

платежей, является долгом и обязанностью каждого»

статья 35 Конституции РК

 

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных  деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает - признак не рабства, а свободы.

Налоги применялись ещё на заре человеческой цивилизации. Их появление было связано с первыми общественными потребностями. Никакое государство не могло, и не может, обходиться без налогов со своих граждан. Французский писатель и историк Франсуа – Мари Вольтер однажды сказал: “Уплачивать налог – значит отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное”.

В развитии методов взимания налогов можно выделить три основных этапа:

На начальном этапе – от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь сумму, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине.

На втором этапе – XVI – нач. XIX вв. - в ряде стран возникает сеть финансовых учреждений  и государство берёт часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения,  наблюдает за сбором налогов.

На третьем, современном этапе – государство берёт в свои руки все функции установления и взимания налогов, т. к. правила обложения успели выработаться.

Итак, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Ещё в XIIIXII до н. э. имеется упоминание  о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому же времени относится первые известия о поголовном налоге в Китае и на территории Персии. Ещё во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.

В древнегреческих городах – полисах взимались налоги с граждан в размере одной двадцатой части их доходов, а иногда в размере десятины. Это помимо церковной десятины, взимавшейся в форме добровольных жертвоприношений. Были и акцизы в виде сборов у ворот города. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов – государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.  В то же время афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования, а дань предпочитали получать с побежденных народов или с союзников. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

В древнеримском государстве первоначально в мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом были минимальны, поскольку магистры исполняли должности безвозмездно, порой вкладывая свои средства. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком.

Определение суммы налога проводились каждые пять лет избранными чиновниками – цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своём имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. С разрастанием римского государства и завоёвывания им новых территорий, происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан.

Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально установить и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых не могла контролировать должным образом. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис. Стало очевидно, что появилась необходимость в реорганизации финансовой системы Римского государства.  Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Были в значительной степени уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи.  Для этого были проведены  обмеры каждой городской общины с её земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан, которой руководили наместники провинций совместно с прокурорами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определённый день представить властям общины свою декларацию. Все налоговые документы хранились в финансовом органе и служили своеобразной базой для последующих переписей имущественного состояния населения (цензов).

Владелец земли должен был  сам оценить свои доходы. Чиновник, контролирующий проведения ценза, имел полномочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу причин снижалась продуктивность хозяйства. Так, например, если часть виноградных лоз погибала или засохли маслины, то они не включались в сумму налога. Но если владелец вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, то ему приходилось привести уважительные причины, по которым он это сделал. Иначе выкорчеванные растения учитывались в сумме налога.

Главным источником  доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую часть доходов с земельного участка. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, ценности, живность, рабы. Поскольку налоги взимались деньгами, собственники должны были производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги. Это способствовало расширения торгово-денежных отношений, увеличение процесса разделения труда, урбанизации.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушная подать, налог на содержание армии. Налог на рекрутов (заплатив который можно было освободиться от воинской повинности). Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, из-за чрезмерного налогообложения имело место сокращение налоговой базы, а далее, как следствие, финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

В Казахстане до середины XIX века эквивалентом заменителем денег был скот (преимущественно овцы, лошади), в переводе на стоимость которых оценивались другие товары.

Общинники-скотоводы кочевали на землях, принадлежащих феодалам, и обязаны были платить им земельную ренту – 20-ю часть скота в скотоводческих районах – зекет и 10-ю часть урожая в земледельческих районах – ушур. Кроме того, они делали так называемые «добровольные» подношения своему феодалу скотом – согым (наиболее упитанным, предназначенным для осеннего забоя) и мясом (сыбыга). Большая часть зекета и ушура шла в пользу ханов. Они брали также судебную пошлину (ханлык) – 1/10 сумму судебного иска, пошлины с проходивших через кочевья караванов. Во время воин источником доходов феодалов была еще и военная добыча – ясырь. Формой обогащения феодалов был сауын – «родовая помощь» - отдача ими своего скота на выпас беднякам, которые имели право пользоваться молоком и шерстью, но обязаны были потом возвращать скот с приплодом. Кокандское ханство взимало с казахов-земледельцев харадж – 2/3 урожая. В 1834 г. Была введена раскладочная система налогообложения – от имени хана указывалась предполагаемая сумма, которую должны казахские лица распределять по своему усмотрению между плательщиками, а владельцы феодально-родовой верхушки от уплаты были освобождены. В 1841г. Зекет взимался только в денежной форме (по принципу раскладочной системы) – серебром, а согым – деньгами или скотом (по желанию). Позже зекет взимался от количества скота, а согым – от числа кибиток. Раскладочная система не учитывала изменение во времени числа скота и кибиток (что быстро менялось) и не была уравнительной.

После отмены в 1855-56гг. специальными манифестами недоимок самодержавие ввело окладочную подать, хотя в ее основе лежала та же ханская раскладка. Были и другие повинности: кибиточная подать – за проживание за пределами орды на внутренних землях;

Билетный сбор – при найме в работники к линейным жителям;

Акциз – за перепуск скота за линию на казачьи земли и др.

Начиная с 1918г. Вводится высокопрогрессивное подоходно-имущественное налогообложение: подоходный налог, промысловый налог, налог на прирост прибылей торгово-промыленных предприятий, налог с недвижимого имущества, единовременный налог, акцизы на табак, спирт и некоторые другие товары. С 1919г. Была введена продовольственная разверстка «зерновых хлебов и фуража» в связи с резким обесцениванием денег в условиях военной интервенции. Практически произошла натурализация экономических отношений (заработной платы, социальных выплат, налогов). Характерными для периода военной интервенции и гражданской войны (период «военного коммунизма») были натуральный и единовременные чрезвычайные революционные налоги. В 1918 году вводится продовольственный налог – «продналог».

С переходом, начиная с 1921 года, к новой экономической политике – «нэп» возрождаются денежные формы налогов: косвенные – акцизы и прямые: промысловый, подоходно-поимущественный, с 1923 гоа для крестьянства введен единый сельскохозяйственный налог (объеденивший продовольственный, труд-гужевой, подворно-денежный, общегражданский налоги), который частично еще взимался в натуральной форме.

Финансовые реформы 1930-1932 годов унифицировали множественность налоговых платежей в два основных платежа: для государственных предприятий – налог с оборота и отчисления от прибылей, для кооперации – налог с оборота и подоходный налог. Население в городах уплачивало подоходный налог, налог на сверхприбыль, сбор на нужды культурно-бытового и жилищного строительства; сельское население – сельскохозяйственный налог с колхозов и населения, культжилсбор.

С началом Великой Отечественной войны был введен для граждан военный налог, надбавки к подоходному и сельскохозяйственному налогам. В 1941 году введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. С 1942 года установлены пять местных налогов и сборов: налог со строений, земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота, разовый сбор на колхозных рынках.

С началом рыночных преобразований начали функционировать новые виды налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж.

С обретением независимости в Казахстане начала создаваться собственная налоговая система.

Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» от 24 декабря 1991 года практически являлся скопированным вариантом налогового законодательства Российской Федерации.

С 1992 по 1995 год (июнь) в Республике Казахстан функционировало 43 вида налогов и сборов:

16 – общегосударственных;

10 – общеобязательных местных налогов и сборов;

17 – местных налогов и сборов.

Согласно Указу Президента РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет; от 24 апреля 1995 года количество налогов сократилось до 11, а с учетом изменений и дополнений с 1999 года по 2001 год их количество увеличилось до 18.

В 2001 году принят Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (введен с начала 2002 года), который функционировал до 31.12.2008 года.

В 2008 году принят новый Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (введен с начала 2009 года), в котором дополнены и изменены положения и нормы налогообложения в связи с изменившимися экономическими и социальными условиями в стране.

Итак, подытоживая всё вышесказанное можно сказать, что налоги появились не в одночасье, а постепенно и формировались вместе с государством. Поскольку налоги взимаются деньгами, собственники должны производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги. Что способствует расширению торгово-денежных отношений, увеличению процесса разделения труда. Следовательно, налоги можно назвать одним из рычагов регулирования национальной экономики государства и они играют очень важную роль в экономике государства.

 

 

1.2 Элементы налога

 

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым отно­сятся:

объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, изме­римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юриди­ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

источник налога  — то есть доход, из которого выплачивается налог;

налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от на­лога;

срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

правила исчисления и порядок уплаты налога штрафы и другие санкции за неуплату налога.

ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода.

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах можно сказать  что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно  давит на лиц с большими  доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

На территории Республики Казахстан используются лишь твердые и пропорциональные ставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II      Сущность, функции и типы налогов

 

2.1 Сущность и принципы налогообложения

 

Прежде всего, остановимся на необходимости налогов. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти...”. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бре­мени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе за­кона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных по­требностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, полу­чающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов госу­дарства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что поря­док налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначе­ния. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей – это и есть их сущность.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглаша­лись последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов пра­вительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, который он получает. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно опреде­лен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства".

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют ника­ких иных разъяснений, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом но­вого времени. Современные принципы налогообложения в Республике Казахстан:

1.   Принцип обязательности налогообложения - Налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство, налоговый агент - обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан в полном объеме и в установленные сроки.

2.   Принцип определенности налогообложения - Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает установление в налоговом законодательстве Республики Казахстан всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов.

3.   Принцип справедливости налогообложения - Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным

4.   Принцип единства налоговой системы - Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов).

5.   Принцип гласности налогового законодательства Республики Казахстан - Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Способы взимания налогов

 

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога разделён на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога мо­жет служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по уста­новленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, ис­пользуется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого ме­тода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный на­лог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организа­цией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, за­работной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

 

 

Виды налоговой системы:

Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей обла­гается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц обла­гаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает плани­рование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Функции налогов

 

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов прояв­ляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

Фискальная функция - обеспечение финансирования государственных расходов.

Регулирующая функция - государственное регулирование экономики.

Социальная функция - поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними

Стимулирующая функция

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги, в первую очередь, выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников до­ходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.). Либо они недо­статочны для обеспечения должного уровня развития — наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но государственный бюджет можно сформировать и без них. Важною роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регули­рующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая эконо­мика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложе­ния, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует ре­шению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная  функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов госу­дарство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, до­ходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с дли­тельными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значи­тельные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохо­зяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отра­жается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая си­стема позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа ра­бочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкла­дываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техни­ческое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров на­родного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень суще­ственная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения за­траты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от нало­гов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из обла­гаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав за­трат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный ха­рактер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4  Виды налогов

 

Налоги бывают двух видов.

Первый вид — налоги на доходы и имуще­ство: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на пе­ревод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного фи­зического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они час­тично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.  Косвен­ные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем ме­нее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потреби­теля. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекла­дывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долго­срочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокраще­нию потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капи­тала в другие сферы деятельности.

Прямые налоги в свою очередь делятся на личные и реальные. Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика. Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т.п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (real (англ.) — имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от  имущества либо вида деятельности, или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода. Например, сложно проконтролировать водителя такси. В таких ситуациях установление платы за патент на перевозку людей в размере налога с предполагаемого дохода облегчит техническую сторону налогообложения.

Другой причиной взимания реальных налогов является стремление уравнять лиц, использующих имущество производительно и непроизводительно. Налогообложение доходов освободило бы от налогов лиц, использующих  имущество, например земельный участок, только для отдыха.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расхо­дов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо опре­делен­ным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

 

Виды налогов, других обязательных платежей в бюджет:

1. В Республике Казахстан действуют:

1) налоги:

   корпоративный подоходный налог;

   индивидуальный подоходный налог;

   налог на добавленную стоимость;

   акцизы;

   рентный налог на экспорт;

   специальные платежи и налоги недропользователей;

   социальный налог;

   налог на транспортные средства;

   земельный налог;

   налог на имущество;

   налог на игорный бизнес;

   фиксированный налог;

   единый земельный налог;

2) другие обязательные платежи в бюджет:

     государственная пошлина;

     сборы:

     регистрационные сборы;

     сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

     сбор с аукционов;

     лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

     сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям;

     плата:

     за пользование земельными участками;

     за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

     за эмиссии в окружающую среду;

     за пользование животным миром;

     за лесные пользования;

     за использование особо охраняемых природных территорий;

     за использование радиочастотного спектра;

     за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;

     за пользование судоходными водными путями;

     за размещение наружной (визуальной) рекламы.

2. Суммы налогов, других обязательных платежей в бюджет поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Бюджетным кодексом Республики Казахстан и законом о республиканском бюджете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III Нововведения в НКРК:

 

КПН. Авансовые платежи.

Не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи по КПН:

- налогоплательщики, у которых СГД с учетом корректировок за налоговый период, предшествующий предыдущему налоговому периоду, не превышает сумму, равную 325000-кратному размеру МРП, установленного законом о республиканском бюджете на финансовый год, предшествующий предыдущему финансовому периоду

В 2009 году налогоплательщик должен определить, превышает ли совокупный годовой доход за 2007 год с учетом корректировок сумму равную 354 900 000 тенге (325 000 * МРП 2007 г. 1092 тенге)

- вновь созданные налогоплательщики - в течение налогового периода, в котором осуществлена государственная (учетная) регистрация в органе юстиции, а также в течение последующего налогового периода

- вновь зарегистрированные в налоговых органах в качестве налогоплательщиков юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение без открытия филиала, представительства, - в течение налогового периода, в котором осуществлена регистрация в налоговых органах, а также в течение последующего налогового периода

Сохранен порядок уплаты авансовых платежей до и после представления декларации по КПН

 

Авансовые платежи до сдачи декларации по КПН.

Расчет суммы авансовых платежей по КПН, подлежащей уплате за период до сдачи декларации по КПН за предыдущий налоговый период, представляется за первый квартал отчетного налогового периода не позднее 20 января отчетного налогового периода в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика

Сумма авансовых платежей по КПН, подлежащего уплате за период до сдачи декларации за предыдущий налоговый период, рассчитывается по формуле:

Авансовые платежи за 1 квартал текущ. налог. периода = ¼ авансовые платежи за предыдущ. налог. период * (ставка КПН текущ. налог. периода / ставка КПН предыдущ. налог. периода)

На 2009 год: АП за 1 квартал 2009г. = (1/4*АП 2008 г.)*(20/30)

Исчисленная сумма авансовых платежей подлежит уплате равными долями не позднее 25 числа каждого месяца 1 квартала текущего налогового периода

 

Авансовые платежи после сдачи декларации по КПН                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Расчет суммы авансовых платежей по КПН, подлежащей уплате за период после сдачи  декларации, представляется налогоплательщиками в течение двадцати календарных дней со дня сдачи декларации по КПН за предыдущий налоговый период.

Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате за период после сдачи декларации, рассчитывается по формуле:

Авансовые платежи за 2, 3, 4 кварталы текущ. налог. периода = 3/4* КПН по декларации за предыдущ. налог. период * (ставка КПН текущ. налог. периода / ставка КПН предыдущ. налог. периода)

На 2009 год: АП за 2,3,4 кварталы 2009г.= ( ¾ КПН по декларации 2008г.)*(20/30)

Исчисленная сумма авансовых платежей, подлежащая уплате после сдачи декларации за предыдущий налоговый период, подлежит уплате равными долями не позднее 25 числа каждого месяца 2,3,4 кварталов текущего налогового периода

Налогоплательщики, по итогам предыдущего налогового периода получившие убытки или не имеющие налогооблагаемого дохода, в течение двадцати календарных дней со дня сдачи декларации по КПН за предыдущий налоговый период обязаны представить в налоговый орган расчет суммы авансовых платежей исходя из предполагаемой суммы корпоративного подоходного налога за текущий налоговый период

Налогоплательщики вправе в течение отчетного налогового периода представить дополнительный расчет суммы авансовых платежей по КПН, подлежащей уплате за период после сдачи декларации по КПН за предыдущий налоговый период, за предстоящие месяцы отчетного налогового периода исходя из предполагаемой суммы дохода за отчетный налоговый период

 

КПН. Ограничения по применению ИНП.

          На применение ИНП не имеют право следующие категории налогоплательщиков:

- налогоплательщики, зарегистрированные на территориях СЭЗ

- налогоплательщики, которые осуществляют производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а именно спирта, алкогольной продукции, пива с  объемным   содержанием  этилового   спирта   не    более 0,5 процента, табачных изделий

- налогоплательщики, которые применяют специальный налоговый режим для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов

          ИПН не применяются в отношении  зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования, которые прямо или косвенно используются в деятельности, осуществляемой в рамках контракта на недропользование

 

 

 

 

Ограничения по применению ИНП.

Здания, сооружения по которым налогоплательщики не имеют право на применение ИНП

Коды КОФ

(утверждены Приказом Председателя Комитета по тех.регулированию и метрологии МИТ РК от 24.05.05 г. № 150)

торговые здания (части таких зданий)

122.200000

здания культурно-развлекательного назначения (части таких зданий)

122.300000

здания гостиниц, ресторанов и другие здания для краткосрочного проживания, общественного питания (части таких зданий)

122.400000

офисные здания (части таких зданий)

122.700000

гаражи для автомобилей (части таких зданий)

122.821000

автостоянки (части таких зданий)

122.822000

сооружения для спорта и мест отдыха             

132.500000

сооружения культурно-развлекательного, гостиничного, ресторанного назначения, для административных целей, для стоянки или парковки автомобилей

132.600000

 

КПН. Переходные положения по ИНП.

          По контрактам, заключенным с уполномоченным государственным органом по инвестициям до 1 января 2009 года в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях, инвестиционные налоговые преференции сохраняются до истечения срока их действия, определенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан, действовавшим до 1 января 2009 года

          Правительство вправе разрешить недропользователю применить преференции по:

- объектам преференций, предназначенным для использования (используемым) в деятельности, осуществляемой в рамках контракта (контрактов)   на   добычу   полезных   ископаемых, заключенного (заключенных) в период с 1 января 2009 года до 1 января 2012 года, по которым добыча после коммерческого обнаружения  полезных ископаемых начата в этот же период

- последующим расходам на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования, предназначенных для использования (используемых) в деятельности, осуществляемой в рамках контракта (контрактов) на добычу полезных ископаемых, заключенного (заключенных) в период с 1 января 2009 года до 1 января 2012 года

 

Акцизы

из видов подакцизной деятельности исключена деятельность по организации и проведению лотерей в целях упрощения налогового администрирования

в перечень подакцизных товаров включено пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 процента

ставки акцизов включены в Налоговый кодекс и определены в перспективе на несколько лет

унификация ставок акциза на произведенные подакцизные товары до уровня импортируемых ставок осуществляется постепенно, для алкогольной продукции с 2014 года, табачных изделий – с 2011 года

введена дифференцированная ставка акциза на виноматериал, аналогично ставке на этиловый спирт, применяемая в зависимости от дальнейшего использования виноматериала, для производства алкогольной продукции или других целей

установленная нулевая ставка на виноматериал практически означает отмену вычета суммы акциза на виноматериал, что позволяет упростить исчисление и  взимание налога, за счет перехода от двухуровневой (начисление-вычет) к одноуровневой системе (начисление)

предусмотрен вычет по акцизу, уплаченного за подакцизные товары собственного производства при их дальнейшем использовании для выпуска подакцизных товаров.

дата представления налоговой отчетности по акцизу - не позднее 15 числа второго месяца после окончания налогового периода, это дает преимущество налогоплательщику  в виде 45 дней для составления и представления отчетности в налоговый орган

для упрощения процедуры уплаты акцизов, введен единый срок - 15 число месяца, следующего за отчетным (кроме плательщиков акцизов, осуществляющих производство, маркируемой учетно-контрольными марками, алкогольной продукции, для них срок уплаты- до получения учетно-контрольных марок)

местом уплаты акциза для плательщиков акциза, осуществляющих оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива является местонахождение объектов, связанных с налогообложением.

введены положения об установлении акцизного поста, утверждении порядка организации деятельности акцизного поста и о правах должностных лиц налогового органа, находящихся на акцизном посту

предусмотрены нормы по маркировке (перемаркировке) алкогольной продукции, за исключением виноматериала и пива, учетно-контрольными марками, табачных изделий акцизными марками

 

Налог на транспортные средства

В целях введения норм прямого действия, в новом Налоговом кодексе предусмотрен полный перечень хозяйствующих субъектов, а также физических лиц, не являющихся плательщиками налога на транспортные средства

Исключены понижающие поправочные коэффициенты в зависимости от года выпуска и страны происхождения транспортного средства. При этом снижены ставки налога по легковым и грузовым автотранспортным средствам

Предусмотрен порядок освобождения от уплаты налога на транспортные средства по транспортным средствам, числящимся угнанными и (или) похищенными у владельцев на период розыска транспортного средства

Изменен срок уплаты налога по физическим лицам - с 5 июля на  1 октября текущего налогового периода

 

Земельный налог. Неплательщики

В категорию не являющихся плательщиками налога  дополнительно включены:

лица, награжденные  орденами  и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, лица, проработавшие (прослужившие)  не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный  труд и безупречную воинскую службу  в тылу в годы Великой Отечественной войны; отдельно проживающие пенсионеры (по аналогии с налогом на имущество) - по земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем.

Из категорий неплательщиков земельного налога исключены недропользователи, налогообложение которых осуществляется по второй модели налогового режима

 

Исчисление

Отменена норма по 10-кратному увеличению базовых налоговых ставок по земельным участкам, отведенным под территории рынков

Норма по корректировке (увеличению либо снижению)  ставок земельного налога на 50% по решению местного представительного органа теперь не распространяется на земельные участки, выделенные под автостоянки, АЗС и казино

Налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов, исчисляют, уплачивают налог и представляют налоговую отчетность по нему  в общеустановленном порядке с учетом особенности, установленной статьей 451 настоящего Кодекса ( сумма земельного налога подлежит уменьшению на 70 процентов)

 

Сроки уплаты и представления налоговой отчетности

Изменен срок уплаты сумм текущих платежей с 20 на 25 число (февраля,   мая, августа и ноября текущего года, соответственно)

Изменен срок представления расчета текущих платежей по земельному налогу с 20 на 15 февраля. Аналогично на 15 число вместо 20 (февраля,   мая, августа и ноября текущего года, соответственно) изменен срок представления расчета при изменении обязательств в течение налогового периода

При возникновении налогового обязательства у физических лиц после 1 октября текущего года (после срока уплаты налога) уплата суммы земельного налога производится не позднее тридцати рабочих дней после государственной регистрации права собственности на объект налогообложения.

 

Налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Из категорий неплательщиков налога на имущество исключены недропользователи, налогообложение которых осуществляется по второй модели налогового режима

Предусмотрен порядок определения плательщика налога на имущество по договору доверительного управления в соответствии со статьями 35, 36 Налогового кодекса

Объектом налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются  здания, сооружения, жилые строения, помещения, а также иные строения, прочно связанные с землей находящиеся на территории Республики Казахстан, являющиеся основными средствами или инвестициями в недвижимость (исключены из объектов налогообложения основные средства используемые в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика)

Налоговой базой по объектам налогообложения индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе патента, является стоимость приобретения объектов налогообложения.

В случае отсутствия такой стоимости налоговой базой является рыночная стоимость по данным оценки, проведенной по договору между оценщиком и налогоплательщиком в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности 

Для юридических лиц ставка налога установлена 1,5 процента к среднегодовой стоимости объектов налогообложения

Для юридических лиц, эксплуатирующих объекты питьевого водоснабжения ставка налога установлена 0,1 процента к среднегодовой стоимости объектов налогообложения

Налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов, исчисляют, уплачивают налог и представляют налоговую отчетность в общеустановленном порядке с учетом особенности, установленной статьей 451 настоящего Кодекса    (сумма земельного налога подлежит уменьшению на 70 процентов)

Изменен срок уплаты сумм текущих платежей по налогу с 20 на 25 число (февраля,   мая, августа и ноября текущего года, соответственно)

Изменен срок представления расчета текущих платежей по налогу на имущество с 20 на 15 февраля. Аналогично на 15 число вместо 20 (февраля,   мая, августа и ноября текущего года, соответственно) изменен срок представления расчета при изменении обязательств в течение налогового периода

Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим на основе патента расчет текущих платежей не представляют, а представляют декларацию и уплачивают налог на имущество не позднее 10 календарных дней после 31 марта года, следующего за отчетным

 

Налог на имущество физических лиц

В категорию не являющихся плательщиками налога на имущество включены лица, награжденные  орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лица, проработавшие (прослужившие)  не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный  труд и безупречную воинскую службу  в тылу в годы Великой Отечественной войны, - в пределах 1500-кратного размера месячного расчетного показателя

Установлен порядок определения стоимости объектов налогообложения, устанавливаемый по состоянию на 1 января каждого года уполномоченным государственным органом в сфере регистрации прав на недвижимое имущество

По нежилым помещениям, находящимся на праве собственности  физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, физическое лицо исчисляет и уплачивает налог на имущество и представляет налоговую отчетность как ИП, применяющий специальный налоговый режим на основе патента, в порядке предусмотренном главой 57 Налогового кодекса

Изменена шкала ставок по налогу в зависимости от стоимости объектов налогообложения

Так, если до 2009 года максимальный размер ставки составлял по объектам стоимостью свыше 10,0 млн. тенге 23300 тенге +0,5% с суммы, превышающей 10,0 млн. тенге, то теперь эта ставка осталась по объектам со стоимостью в пределах - свыше 10,0 до 50,0 млн. тенге.

Введены дополнительные градации со следующими ставками налога:

      - свыше 50,0 млн. тенге до 120,0 млн. тенге  223300 + 0,75% с суммы, превышающей  50,0 млн. тенге;

     -  свыше 120,0 млн. тенге   748300 + 1% с суммы, превышающей  120,0 млн. тенге;

 

Специальные налоговые режимы:

1.      Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса:

на основе разового талона до 2011 года;

на основе патента;

на основе упрощенной декларации;

2.      Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств;

3.      Специальный налоговый режим для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов;

 

Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса:

        из перечня видов деятельности, на которые не распространяется СНР, исключены лицензируемые виды деятельности

        в дополнение к действовавшим ограничениям по применению СНР,  введено положение, согласно которому  СНР также не вправе применять юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 %, а также юридические лица , у которых учредитель одновременно является учредителем другого юридического лица, применяющего СНР

        ограничение по применению СНР в случае наличия иных обособленных структурных подразделений и объектов налогообложения в разных населенных пунктах не будет распространяться на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по сдаче в аренду имущества

        ограничение по доходу для применения СНР на основе патента установлено в размере 200-кратного минимального размера заработной платы

        при определении размера дохода по патенту или упрощенной декларации в доход не будут включаться доходы от прироста стоимости, выбытия фиксированных активов, имущественный доход. Исчисление подоходного налога по таким доходам будет производиться в общеустановленном порядке.

        предусмотрено вынесение решения налоговым органом в течение 3 рабочих дней по заявлениям налогоплательщиков на применение СНР

        в упрощенной декларации будут отражаться исчисленные суммы ИПН у источника выплаты, обязательные пенсионные отчисления, социальные отчисления за наемных работников

 

Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств:

          изменена ставка единого земельного налога  для исчисления налога по пашням – введена сложно-прогрессивная шкала от 0,1 %- 0,5 % в зависимости от площади земельного участка

          исключено представление Расчета текущего платежа по единому земельному налогу

          пересмотрен в сторону увеличения срок уплаты единого земельного налога, социального налога, ИПН у источника, ОПВ, социальных отчислений и отдельных плат (10 ноября, 10 апреля)

          пересмотрен в сторону увеличения срок представления Декларации для плательщиков единого земельного налога. При этом в данную Декларацию также будут включаться исчисленные суммы плат за эмиссии в окружающую среду, пользование водными ресурсами поверхностных источников

 

Специальный налоговый режим для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов:

          специальный налоговый режим, распространявшийся ранее только на юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, предусмотрен и для сельских потребительских кооперативов, членами которых являются исключительно крестьянские или фермерские хозяйства, а также кооперативы у которых доходы от сельхоз деятельности составляют не менее 90 %.

          исчисленные сумм КПН, НДС, социального, земельного налогов, налогов на имущество, транспортные средства,  платы за пользование земельными участками будут подлежать уменьшению на 70 процентов

          в дополнение к действовавшим ранее ограничениям по применению СНР введено положение, согласно которому  СНР также не вправе применять юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 %, а также юридические лица, у которых учредитель одновременно является учредителем другого юридического лица, применяющего СНР

          исчисление, уплата вышеуказанных налогов и платы в рамках СНР, и представление налоговой отчетности по ним, производится в общеустановленном порядке

          отменено положение, предусматривающее выдачу патента

 

Другие обязательные платежи в бюджет

В целях оптимизации других обязательных платежей в бюджет 9 сборов регистрационного характера объединены в один регистрационный сбор. В результате, вместо 24 действующих платежей осталось 15, в том числе 4 сбора, 10 плат и государственная пошлина (консульский сбор).

С целью максимальной реализации принципа закона прямого действия ставки по другим обязательным платежам в основном включены непосредственно в Налоговый кодекс. 

Изменены сроки представления налоговой отчетности по платам за пользование водными ресурсами и за эмиссии в окружающую среду, которые теперь должны представляться  ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом

До 2012 года  сохранена норма по обязательности заверения ФНО по эмиссии в окружающую среду в органе, выдавшем разрешение

В отличие от прежнего порядка, ставки платы за эмиссии в окружающую среду установлены в пределах нормативов в месячных расчетных показателях. Ранее исчисление данной платы осуществлялось в условных тоннах.

С 1 января 2009 года введена норма, согласно которой по решению юр лица его структурные подразделения могут рассматриваться в качестве самостоятельных плательщиков платы за пользование земельными участками и за эмиссии в окружающую среду.

Предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.  Также государственная пошлина с 1 января 2009 года будет взиматься только один раз при рассмотрении судами дел первой инстанции

Предусмотрена норма в каких случаях не взимается  сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан по платным государственным автомобильным дорогам

При оформлении служебного паспорта Республики Казахстан консульский сбор не уплачивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мы рассмотрели сущность налогов, их виды и функции. И теперь в заключение работы, постараемся сделать некоторые обобщения отно­сительно изученной темы.

Итак, применение налогов является одним из экономических ме­тодов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предпри­ятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственно­сти и организационно-правовой формы предприятия. С помощью нало­гов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи нало­гов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привле­чение иностранных инвестиций, формируется коммерческий доход и прибыль предприятия.

Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государствен­ных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие "сбои" в системе распределения;

б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптималь­ного налогообложения.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискаль­ным механизмом, но и инструментом государственной политики, кото­рая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В ус­ловиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым за­конодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохран­ность и полученных финансовых накоплений. Но и возможности фи­нансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из бюджета.

Новое законодательство о налогах является исключительно важным, так как должно обеспечить поступательное развитие экономики, в условиях интеграции Казахстана в мировое сообщество.

Налоговое законодательство Казахстана состоит из Налогового Кодекса и нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено кодексом. Прогресс в том, что значи­тельно сужаются возможности исполнительных органов прини­мать нормативные акты в области налогообложения. Это гаран­тирует стабильность налогового законодательства, одни правила игры на длительную перспективу.

Вводится норма о приоритетности норм Кодекса при возник­новении противоречия между ним и другими законодательными актами, если речь идет о целях налогообложения. Нормы, регу­лирующие налоговые отношения, не могут включаться в общее законодательство - кроме случаев, предусмотренных самим Ко­дексом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.                       Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 г.

2.                       Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 01.01.2009 г.

3.                       www.salyk.kz

4.                       www.akorda.kz

5.                       www.afn.kz

6.                       www.interfax.kz

7.                       www.minfin.kz

8.                       www.minplan.kz

9.                       www.wikipedia.ru

10.                   www.government.kz

11.                   www.finpol.kz

12.                   www.ukimet.kz

13.                   www.customs.kz

14.                   Нургалиева Д.М., Омирбаев С.М., Омарова Ш.А. «Налоги и налогообложение в Республике Казахстан» Учебник, Астана 2007

15.                   Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы, А., 1997, 2001год.

16.                   Мельников В.Д. Основы финансов – Алматы, 2005, 2007

17.                   Нестерова В.В., Желтова Н.С. Финансовая система и зкономика, Финансы и статистика, 2004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Структура Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан

              Наименование структурного подразделения Руководство

1.      Управление налогового аудита

2.      Управление крупных налогоплательщиков

3.      Административное управление

4.      Управление администрирования НДС

5.      Управление развития и модернизации органов налоговой службы

6.      Управление администрирования акцизов

7.      Управление анализа, мониторинга и камерального контроля

8.      Управление по работе с налогоплательщиками 

9.      Управление информационных  технологий

10. Управление методологии учета, отчетности и контроля поступлений

11. Управление разъяснения и совершенствования налогового законодательства

12. Управление международного  налогообложения

13. Управление налоговых апелляций

14. Управление непроизводственных платежей

15. Управление ведомственного контроля

16. Управление человеческих ресурсов

17. Юридическое управление

18. Управление по анализу налоговых правонарушений

19. Специализированное управление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Хартия налогоплательщика Республики Казахстан

Настоящий документ разработан с целью обеспечения защиты прав налогоплательщика Республики Казахстан при исполнении им налоговых обязательств, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

Уважаемый налогоплательщик!

Согласно Конституции Республики Казахстан уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.

Ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

Задачей органов налоговой службы является обеспечение полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, направленные на развитие государства и социального обеспечения населения.

В целях недопущения дискриминации и превышения полномочий со стороны должностных лиц органа налоговой службы при выполнении Вами налоговых обязательств особо обращаем внимание на Ваши права, которые Вы имеете в соответствии с законодательством Республики Казахстан и на которые Вы вправе ссылаться, в случае если вы подверглись неправомерным действиям (бездействие) со стороны органов налоговой службы:

1. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации со стороны органов налоговой службы по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

2. Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами.

3. Вы имеете право участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством лично, через законного или уполномоченного представителя. Действия (бездействие) Вашего представителя, совершенные от Вашего имени в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, признаются  Вашими действиями (бездействием).

4. Вы вправе получать от органов налоговой службы информацию о действующих налогах и других обязательных платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законодательстве, разъяснение порядка исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, а также заполнения форм налоговой отчетности, информацию, необходимую для соблюдения нормативных правовых актов, исполнения налоговых обязательств.

5. Органы налоговой службы при осуществлении своих задач обязаны обходиться с Вами вежливо, корректно и руководствоваться принципами взаимного уважения.

6. Органы налоговой службы не вправе требовать от Вас исполнение каких-либо требований, не предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

7. Вы вправе не представлять в органы налоговой службы информацию и документы, не относящиеся к налогообложению.

8. Вы вправе требовать соблюдения органами налоговой службы налоговой тайны в отношении сведений, касающихся Вас. Органы налоговой службы имеют право предоставить информацию, касающуюся Вас, только в исключительных случаях и строго в рамках закона.

9. До начала применения способов обеспечения исполнения налогового обязательства, за исключением начисления пени за неуплаченную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет, и мер принудительного взыскания налоговой задолженности, налоговые органы обязаны проинформировать Вас об этом путем направления соответствующего уведомления.

10. Если на Вашем лицевом счете числится переплата, вы имеете право в течение срока исковой давности, предусмотренного Налоговым кодексом, представить в налоговый орган заявление на проведение зачета по погашению налоговой задолженности по другим видам налогов и возврата излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет на свой банковский счет.

11. Вы имеете право на перенос срока уплаты налогов (кроме налогов, удерживаемых у источника выплаты, и акцизов) на более поздний срок, но не более чем на 10 месяцев календарного года в установленном порядке. При этом перенос срока уплаты налогов не освобождает от уплаты пени за несвоевременную уплату налогов.

12. Вы имеете право на обжалование действий (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы, а также уведомлений по актам налоговых проверок, решений, вынесенных вышестоящим органом налоговой службы по результатам рассмотрения жалоб на уведомление, постановлений о наложении административного взыскания в вышестоящий орган налоговой службы или в суд в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.

13.  Вы вправе требовать от органов налоговой службы рассмотрения представленных обращений, жалоб, заявлений, в том числе для получения документов регистрационного и справочного характера в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.

14.  Органы налоговой службы в целях предостережения Вас от сомнительных сделок предоставляют Вам на Web-сайте Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан список налогоплательщиков, состоящих на регистрационном учете в налоговых органах; плательщиков налога на добавленную стоимость; условно исключенных из Государственного реестра налогоплательщиков Республики Казахстан; признанных судами лжепредприятиями.

15.  Во всех органах налоговой службы функционируют телефоны «доверия», в Центрах приема и обработки информации налоговых органов имеются книги жалоб, также на сайте Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан по адресу www.salyk.kz работает электронная книга жалоб, куда Вы можете обратиться с жалобами на действия (бездействие) работников органов налоговой службы, в том числе сообщить о фактах превышения полномочий должностными лицами органа налоговой службы, о ставших Вам известных фактах нарушения налогового законодательства.

16.  Перед началом проведения у Вас налоговой проверки должностные лица органа налоговой службы должны предъявить Вам служебное удостоверение и вручить предписание на проведение данной проверки, оформленное в соответствии с требованиями налогового законодательства, подписанное первым руководителем органа налоговой службы или лицом, его заменяющим, заверенное гербовой печатью.

17.  Вы вправе представлять налоговую отчетность по своему выбору: в явочном порядке, по почте заказным письмом с уведомлением или в электронном виде.

18.  Вы имеете право на внесение изменений и дополнений в налоговую декларацию и (или) расчет путем составления дополнительной декларации и (или) расчета за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения. При представлении дополнительных декларации и (или) расчета до начала налоговой проверки, выявленные Вами суммы налогов и других обязательных платежей, подлежат внесению в бюджет без начисления штрафов.

19.  До начала налогового контроля Вы можете пользоваться правом самопроверки без ограничения.

 

Информация о работе Сущность, функции и типы налогов