Сущность и функции налогов. Налоговый кодекс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система должна быть по возможности стабильна и устойчива, в противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений. Это ставит преграду на пути развития предпринимательства, а значит и формирования рыночных отношений.
Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, армии. Создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства. Проводимая налоговая политика послужила условием создания единой налоговой системы России, предусматривающее равенство всех плательщиков налогов независимо от форм собственности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
1. Налоги: определение и сущность……………………………………… 5
2. Функции налогов………………………………………………………...9
3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах…………………….12
4. Общая характеристика и направления совершенствования Налогового
кодекса РФ………………………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….27

Файлы: 1 файл

налог бюдж сист.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Эта функция неотделима от фискальной и тесно с ней взаимосвязана. Расширение налогового метода мобилизации национального дохода государством вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его. Размер налогов определяет уровень оплаты труда, поскольку она включает налоговые платежи. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг, являющиеся для предпринимателей определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей.

3. Последняя функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые юридическим или физическим лицом в развитие освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

 

3. НОРМАТИВНЫЕ  ПРАВОВЫЕ АКТЫ О НАЛОГАХ И  СБОРАХ

 

Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4 НК РФ).

Нормативные правовые акты о налогообложении включают:

* Указы Президента РФ;

* Постановления Правительства РФ;

* подзаконные нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами субъектов РФ;

* подзаконные нормативные правовые акты, принятые органами муниципальных образований;

* акты Министерства финансов РФ, осуществляющие правовое регулирование в налоговой сфере;

* акты налоговых органов. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов (п. 2 ст. 4 НК РФ).

Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие категории:

* специализированные федеральные законы, содержащие текст НК. Сюда же следует отнести законы федерального уровня, которые были приняты до 1 января 1999 г., но не утратили силу к настоящему моменту;

* законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения;

* федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере;

* федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов;

* отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти.

Порядок принятия и введения в действие законов о налогах можно рассматривать по трем аспектам:

 

. Действие актов во времени

Направленность актов

Действие во времени

Акты законодательства о налогах

Не ранее одного месяца со дня их официального опубликования и 1-го числа очередного налогового периода

Акты законодательства о сборах

Не ранее одного месяца со дня их официального опубликования

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов

Не ранее 1-го января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования

Акты субъектов РФ и местные акты, вводящие новые налоги и сборы

Не ранее 1-го января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования


 

. Действие налоговых актов в пространстве. Акты органов местного самоуправления распространяются на управляемую ими территорию. Акты субъектов Федерации действуют лишь на территории данного субъекта. Акты федеральных органов власти исключительно и безраздельно действуют на всей территории страны.

. Действие налоговых актов по кругу лиц. Обусловлено в первую очередь принципом территориальности, согласно которому все лица, имеющие объект налогообложения в нашей стране, подпадают под сферу действия налогового законодательства России. Согласно принципу резиденства обязанность по уплате налога распространяется также на лиц, являющихся резидентами РФ.

Порядок применения норм законодательства о налогах и сборах

Не имеют обратной силы акты законодательства о налогах и сборах:

¾ устанавливающие новые налоги и (или) сборы;

¾ повышающие налоговые ставки, размеры сборов;

¾ устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

¾ устанавливающие новые обязанности участников налоговых отношений;

¾ иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Независимо от указанного в самом тексте акта порядка его введения в действие обратную силу будут иметь акты законодательства о налогах и сборах:

¾ устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

¾ устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Помимо указанных, если такая возможность будет прямо предусмотрена в самом тексте акта, обратную силу будут иметь также следующие акты законодательства о налогах и сборах:

¾ отменяющие налоги и (или) сборы;

¾ снижающие размеры ставок налогов (сборов);

¾ устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей;

¾ иным образом улучшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.

Особенности толкования норм законодательства о налогах и сборах

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК).

Признание нормативного правового акта не соответствующим НК (ст. 6 НК) осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено в самом НК. Для признания нормативного правового акта о налогах и сборах, не соответствующим НК, достаточно одного из следующих обстоятельств:

* нормативный правовой акт о налогах и сборах издан органом, не имеющим в соответствии с НК права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

* отменяет или ограничивает установленные НК права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

* вводит обязанности, не предусмотренные НК, или изменяет определенное НК содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК;

* запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК;

* запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК;

* разрешает или допускает действия, запрещенные НК;

* изменяет установленные НК основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; иных лиц, обязанности которых установлены НК;

* изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК;

* иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК.

Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие обжалуемый нормативный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

 

Налоговый кодекс РФ - это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий основные положения действующего механизма налогообложения.

Задачи Налогового кодекса

НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

* виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

* основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

* принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

* права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

* формы и методы налогового контроля;

* ответственность за совершение налоговых правонарушений;

* порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Предусмотренное Налоговым Кодексом РФ упорядочение налогообложения предполагает отмену нерациональных налогов и иных обязательных платежей, имеющих налоговый характер, нарушающих единство экономического пространства России и препятствующих свободному перемещению по ее территории товаров и услуг, унификацию налогов и иных обязательных платежей, в том числе со схожей налоговой базой, минимизацию налогов и сборов, имеющих целевую направленность, постепенную отмену налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также многочисленных "мелких" налогов и сборов, дающих незначительные поступления, но дорогих в администрировании.

В Налоговом Кодексе РФ рассмотрены вопросы создания в стране единого налогового правового порядка, обеспечения законности для всех участников налоговых отношений. Прежде всего формулировки и определения, используемые в НК РФ, в основном приведены в соответствие с Гражданским Кодексом Российской Федерации и действующим законодательством. Потому из НК РФ были исключены такие понятия, как "религиозная организация", "материнские, дочерние, сестринские и личные предприятия", "налоговое партнерство", "пассивная и активная экономическая деятельность", "сельскохозяйственное предприятие" и ряд других.

Существенным образом уточнен порядок применения рыночных цен в целях налогообложения. Установлено, что в качестве рыночной принимается конкретная цена сделки. Налоговые органы вправе контролировать уровень рыночных цен только по сделкам между взаимозависимыми лицами, при товарообменных операциях и при значительных отклонениях от сложившихся на рынке цен.

Принципиальное значение имеет в НК РФ и основывающаяся на решении Конституционного суда Российской Федерации норма об обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушения налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф добровольно). При этом обязанность подачи судебного иска о взыскании налоговых санкций и бремя доказательств в суде о наличии умысла возлагаются на налоговые органы.

В НК РФ предусмотрены механизмы и процедуры исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, предусматриваются меры по обеспечению исполнения налогового обязательства. Устанавливается порядок изменения срока исполнения налогового обязательства (отсрочки, рассрочки, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит). Предусматривается, что возврат излишне взысканных с налогоплательщиков средств или излишние уплаченные им самостоятельно при неисполнении налоговой службой установленного срока возврата будет осуществляться с процентами в размере ставки рефинансирования Банка России.

Информация о работе Сущность и функции налогов. Налоговый кодекс РФ